Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Заказать уникальную дипломную работу- 35 35 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 06.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. История развития и сравнительная характеристика электронного и дистанционного обучения 6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 17
2. ПРОБЛЕМАТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Электронное и дистанционное обучение в общеобразовательных организациях 20
2.2. Реализация профессиональных и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 23
2.3. Методические рекомендации по реализации программ в электронном и дистанционном формате 27
Заключение 31
Библиографический список 32
Не существует федеральной нормы, чему должен научиться каждый ребенок по окончании обучения, такие результаты определяет педагог самостоятельно в образовательной программе. Следовательно, принятие решения о переводе ребенка на дистанционный формат при обучении по ДОП лежит в пределах компетенции образовательной организации.Именно поэтому такие программы востребованы как для одаренных детей, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для ребенка с ОВЗ может быть увеличен срок реализации программ по запросу его родителей. Кроме того, материально-техническое оснащение ДОП нормируется только в вопросах обеспечения безопасности обучающихся санитарными нормами и правилами (требованиями). Для каждого из детей, осваивающих программу, это оснащение может быть разным, его определяет преподаватель на основании медицинского заключения.В последние годы проблема обучения детей с ОВЗ обостряется, необходимо создание и реализация адаптированных образовательных программ. Особого внимания требуют вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. Дистанционное и электронное обучение в таких случаях служит реальным механизмом обеспечения каждого ребенка равным правом на качественное образование.Для решения указанных выше проблем и с целью развития науки и технологий, технических знаний среди детей и подростков с 2021по 2023 годы в каждом регионе Российской Федерации открыты и действуют Центры образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», которые оснащены современными техническими и цифровыми средствами обучения и имеют возможность реализовать образовательные программы в цифровом формате.Целями создания этих центров является формирования условий для реализации программ дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей, обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, а также повышение квалификации педагогических работников и расширения практического содержания реализуемых образовательных программ.Центры «Точка роста» является частью образовательной среды, на базе которой осуществляется:преподавание учебных предметов из предметных областей «Естественнонаучные предметы», «Естественные науки», «Обществознание и естествознание», «Математика и информатика», «Технология», втом числе, в дистанционном и электронном формате;внеурочная деятельность для поддержки изучения предметов естественнонаучной и технологической направленностей;дополнительное образование детей по программам естественнонаучной и технической направленностей;проведение внеклассных мероприятий для обучающихся;организация образовательных мероприятий, в том числе в дистанционном формате с участием обучающихся из других образовательных организаций и имеющих ограниченные возможности.Программы дополнительного образования вполне могут оказать помощь в ликвидации пробелов в знаниях по основным предметам школьной программы за счет повышения мотивации к учению, интересных для обучающихся форм представления информации, исследовательской и проектной работы.Интерес представляют реализуемые на базе центров программы дополнительного образования технической направленности в области компьютерного программирования.Дополнительное образование является образовательным пространством, в котором осуществляется деятельность по приобретению личностью индивидуального практического опыта с учетом признания за ребенком права ошибку. Кроме того, система дополнительного образования дополняет те условия и содержание, которые не «помещаются» в насыщенный результатами и требованиями учебный план общего образования.В отличие от школьного образования, в дополнительном предоставляется возможность реализации компетентностного подхода в обучении, что приближает детей и подростков к решению функциональных предпрофессиональных задач.Методические рекомендации по реализации программ в электронном и дистанционном форматеНа федеральном уровне приняты Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Пояснения по применению указанных рекомендаций могут быть следующими.Каждая образовательная организация планирует свою деятельность в соответствии с учебным планом и расписанием занятий, которое составляется на неделю и учитывает годовую нагрузку не только школьников, но и учителей. Благодаря расписанию при очном обучении каждый из участников образовательных отношений может спланировать свою деятельность: школьники – дополнительное образование за пределами школы, учителя и преподаватели – методическую и внеклассную работу. Однако при дистанционном, электронном и, особенно, смешанном обучении возникает необходимость нормировать многие стороны жизни внутренними локальными актами организации.Например, в данном локальном акте необходимо определить порядок составления и изменения расписания при выявлении запроса на дистанционное обучение от родителей одного или нескольких школьников, потому что учителя занимаются с другими классами очно.Также необходимо предложить последовательность действий родителей школьников или студентов для перевода ребенка на дистанционный или электронный формат обучения: к кому обращаться, как писать соответствующее заявление, в какой срок принимается решение, на какой период может быть установлен особенный формат обучения.Особое внимание необходимо уделить в локальном акте порядку проведения текущего контроля качества знаний, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся дистанционно.Санитарными нормами предусмотрено, что продолжительность урока в дистанционном или электронном формате для школьника не может продолжаться более 30 минут. Это значит, что на заседании предметной комиссии необходимо обсудить, какими средствами, методами и педагогическими технологиями лучше воспользоваться при дистанционном обучении, например физике, химии, математике и пр.В профессиональной организации принимается решение о том, как будут изучаться специальные предметы, имеется ли возможность использования студентами цифровых образовательных платформ, а также как будут учитываться результаты освоения программ.Каждого студента, несовершеннолетнего школьника и их родителей необходимо ознакомить с содержанием проекта указанного локального акта для возможности обсуждения и принятия верного решения.В связи с изменением формата обучения с очного на дистанционный или электронный в организации также необходимо внести изменения в рабочие программы по предметам или дисциплинам, пересмотреть перечень учебных пособий и цифровых ресурсов, порядок пользования ими в случае ограничений доступа к электронным библиотекам.Образовательная организация также устанавливает единообразие в использовании электронных образовательных ресурсов. Так для школ рекомендуется образовательная платформа «Сферум», в которой имеются в настоящее время технические возможности для пользования электронными учебниками и для учета успеваемости с доступом родителей к информации об оценках школьника.Педагоги должны иметь возможность использования технических средств обучения при проведении уроков. Для этого необходимо провести инвентаризацию указанных средств и распределить их в соответствии с необходимостью.Дистанционное или электронное обучение вызывает серьезное увеличение объема работы педагогов, так как все работы детей должны быть проверены и оценены. Кроме того, к каждому уроку учителю нужно переработать содержание учебного предмета для возможности использовать его дистанционно. Следовательно, необходимо на уровне образовательной организации разработать систему стимулирования труда учителей.Необходимо организовать учет посещаемости детьми занятий в дистанционном формате, а также предусмотреть создание отдельного контента при отсутствии школьника на уроке по уважительной причине.Вывод по главе 2. При наличии на федеральном уровне нормативных актов в виде приказов Минпросвещения РФ, методических рекомендаций об организации дистанционного и электронного обучения образовательные организации могут и должны учитывать специфику собственного образовательного процесса во внутренних локальных актах. Качественное нормирование этого процесса позволит обеспечить права детей на реализацию образовательных программ в соответствии с ФГОС, вне зависимости от географического месторасположения и формата обучения.Заключение.Для достижения обозначенной ранее цели работы по изучению и анализу реализации программ общего, профессионального и дополнительного образования в электронном и дистанционном формате были решены следующие задачи. Изучена история развития и дана сравнительная характеристикау электронного и дистанционного обучения.Проанализировано нормативно-правовое обеспечение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.Исследована проблематика электронного и дистанционного обучение в общеобразовательных организациях.Проведен анализ особенностей реализация профессиональных и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.Сформированы рекомендации по реализации программ в электронном и дистанционном форматеПри выполнении работы использовались теоретические методы исследования - анализ публикаций, статей, литературных источников и нормативно-правовых актов; обобщение информации, сравнение, конкретизация, аналогия.Эмпирические методы использовались для формирования суждений, понятий в области цифрового образования.Результаты выполненного исследования имеют практический интерес в профессиональной деятельности педагогических работников и специалистов, занимающихся вопросами электронного и дистанционного обучения.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. ISBN 978-5-9909956-5-9. – Текст : непосредственный. Астахова Л.В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни - Текст : электронный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2014. - № 4 – С. 9 – 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-ponyatie-i-urovni (дата обращения 20.03.2024).Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества - Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. – Вып. 16. – С. 73–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-i-kultura-sovremennogo-obschestva (дата обращения 20.03.2024)Басанова Т. А. Мировоззрение и представления об информационно-психологической безопасности личности - Текст : электронный // Известия ТРТУ. Тематический вып. Медицинские информационные системы. – 2006. – № 11 (66). – С. 194–200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-i-predstavleniya-ob-informatsionnopsihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti(дата обращения 20.03.2024)Богомолов А.И. Хроноэкономика. – М.: Креативная экономика, 2018. – 266с. / А.И. Богомолов ISBN: 978-5-91292-220-6 – Текст : непосредственный.Бороненко Т.А. , Кайсина А.В. , Пальчикова И.Н., Федоркевич Е.В., Федотова В.С. Теоретические основы построения концептуальной модели понятия «цифровая грамотность»: монография / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, И.Н. Пальчикова, Е.В. Федоркевич, В.С. Федотова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 230 с. ISBN 978-5-8290-1998-3 – Текст : непосредственный.Везиров Т.Г. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4 / Т.Г. Везиров DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.006 – Текст : непосредственный.Гиляревский Р. С., Гриханов Ю. А. Информационная потребность - Текст : электронный// Библиотечная энциклопедия. – М.: Пашков дом, 2007. − С. 419–420.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yuhpae(дата обращения 20.03.2024)Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 174 с. ISBN 978-5-85152-864-4 – Текст : непосредственный.Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура //Проблемы информационной культуры. / Ю. С. Зубов – Москва, 1994. – С. 5–11.– Текст : непосредственный.Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методическиерекомендации для работников образования в рамках реализации Федеральногопроекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. –Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с. – Текст : непосредственный.Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Хеннер ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 7,83 Мб ; 110 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf. – Заглавие с экрана. ISBN 978-5-7944-3790-4.Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков – Текст : электронный// Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5573 (дата обращения: 30.01.2024).Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. М.: Рыбаков фонд, 2016. 280 с. – Текст: непосредственный.Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности /– Текст : электронный/ Журнал исследований социальной политики, 2016. № 1. С. 87-98. URL:https://jsps.hse.ru/article/view/3289(дата обращения: 30.01.2024).Федеральный институт оценки качества образования официальный сайт Москва. - Обновляется в течение суток. - URL:https://fioco.ru/pirls-2016(дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).Министерство просвещения Российской Федерации, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL:https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШУ, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL:https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.Информационно-правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образованияURL: https://fgos.ru/(дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияURL: https://fgos.ru/(дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияURL: https://fgos.ru/(дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. ISBN 978-5-9909956-5-9. – Текст : непосредственный.
2. Астахова Л.В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни - Текст : электронный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2014. - № 4 – С. 9 – 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-ponyatie-i-urovni (дата обращения 20.03.2024).
3. Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества - Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. – Вып. 16. – С. 73–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-mirovozzrenie-i-kultura-sovremennogo-obschestva (дата обращения 20.03.2024)
4. Басанова Т. А. Мировоззрение и представления об информационно-психологической безопасности личности - Текст : электронный // Известия ТРТУ. Тематический вып. Медицинские информационные системы. – 2006. – № 11 (66). – С. 194–200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-i-predstavleniya-ob-informatsionnopsihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения 20.03.2024)
5. Богомолов А.И. Хроноэкономика. – М.: Креативная экономика, 2018. – 266с. / А.И. Богомолов ISBN: 978-5-91292-220-6 – Текст : непосредственный.
6. Бороненко Т.А. , Кайсина А.В. , Пальчикова И.Н., Федоркевич Е.В., Федотова В.С. Теоретические основы построения концептуальной модели понятия «цифровая грамотность»: монография / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, И.Н. Пальчикова, Е.В. Федоркевич, В.С. Федотова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 230 с. ISBN 978-5-8290-1998-3 – Текст : непосредственный.
7. Везиров Т.Г. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4 / Т.Г. Везиров DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.006 – Текст : непосредственный.
8. Гиляревский Р. С., Гриханов Ю. А. Информационная потребность - Текст : электронный // Библиотечная энциклопедия. – М.: Пашков дом, 2007. − С. 419–420. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yuhpae (дата обращения 20.03.2024)
9. Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 174 с. ISBN 978-5-85152-864-4 – Текст : непосредственный.
10. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура //
Проблемы информационной культуры. / Ю. С. Зубов – Москва, 1994. – С. 5–11. – Текст : непосредственный.
11. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с. – Текст : непосредственный.
12. Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Хеннер ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 7,83 Мб ; 110 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf. – Заглавие с экрана. ISBN 978-5-7944-3790-4.
13. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков – Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5573 (дата обращения: 30.01.2024).
14. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. М.: Рыбаков фонд, 2016. 280 с. – Текст: непосредственный.
15. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности /– Текст : электронный / Журнал исследований социальной политики, 2016. № 1. С. 87-98. URL: https://jsps.hse.ru/article/view/3289 (дата обращения: 30.01.2024).
16. Федеральный институт оценки качества образования официальный сайт Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://fioco.ru/pirls-2016 (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
18. Министерство просвещения Российской Федерации, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
19. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШУ, официальный сайт. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
20. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2024) - Текст : электронный.