История бюрократического аппарата абсолютистского государства в России в течение XVIII в.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 27 27 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………….………………………. 3
Глава 1. Предпосылки и становление бюрократического аппарата в России в XVIII веке………………………………………………………………………….4
1. Предпосылки возникновения бюрократического аппарата……………….4
2. Становление и развитие бюрократического аппарата абсолютистского государства в России в течение XVIII в……………………………………… 9
Глава 2. Становление абсолютизма и развитие бюрократического аппарата в России в XVIII веке …………………………………………………………… 13
1. Переход к абсолютистской монархии …………………………………… 13
2. Развитие бюрократического аппарата абсолютистского государства в России в течение XVIII в …………………………………………………..….. 22
Заключение……………………………………………………………………….24
Литература…………………………………………………………………….... 26

Фрагмент для ознакомления

Уже в декабре 1718 года был принят реестр из 9 колледжей, каждый из которых занимался соответствующими государственными функциями. Деятельность, функции и правила работы колледжей определялась Общими правилами (1720).Создание коллегиальной системы завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Необходимо отметить появление 22 октября 1721 года Петром I нового титула – императора Всея Руси, в результате чего бывшие "великие государства Российского царства" стали именоваться "Всероссийской империей, что являлось несомненным атрибутом механизма абсолютной монархии.После смерти Петра I роль Сената в делах внутреннего управления неуклонно сокращалась.После учреждения в 1802 г. министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.Укрепление абсолютизма в России продолжалось и после Петра I, особенно ярко оно воплотилось в царствование Екатерины II. Для характеристики ее времени используют термин «просвещенный абсолютизм», она была привержена идеям Просвещения.На протяжении 1700–1719 годов вышла серия указов, изданных Сенатом и лично царем, касающихся формирования бюрократического аппарата. В 1720 году появился «Генеральный регламент», где подробно было расписано, как должны быть устроены канцелярии, какие сотрудники должны работать, когда приходить на работу, какие функции выполнять, как должны двигаться бумаги и т. д.Таким образом была введена система делопроизводства, получившая название «коллежская». Как отмечают историки, зачастую указы были адресованы всем управленческим учреждениям, а по факту касались только одного или немногих, но при этом все были вынуждены отписываться о принятых мерах, это значительно перегружало деловую переписку.После отстранения от власти боярства другой важной проблемой в процессе установления подлинного единовластия монарха было решение вопроса о взаимоотношениях светской власти и Русской православной церкви. Дабы исключить «двоецарствие» и уменьшить роль церкви, могущей претендовать на роль «второго государя» Петр I принял решение, что церковь должна подчиняться общим государственным законам, тем более, что это укладывалось в тенденцию к установлению абсолютизма.Поэтому, когда в 1700 году умер Патриарх Адриан, Петр I не допустил избрания нового патриарха, а в 1721 году своим указом упразднил патриаршество и подчинил церковь Святейшему Синоду – государственному органу во главе с Обер-прокурором – светским чиновником, назначаемым императором. Этой мерой и было завершено строительство в России здания абсолютной монархии, а также означало победу светской власти над духовной.Таким образом, важнейший элемент перехода к абсолютной монархии состоялся: сословно-представительные органы в России перестали существовать.§ 2.Развитие бюрократического аппарата абсолютистского государства в России в течение XVIII вЕвропейские идеалистические идеи Петра I о том, что человек получит чин, соответствующий его знаниям и трудолюбию, а соответственно чину - и должности, не сработала с самого начала. В России сложился культ института, и погоня за званиями и должностями стала национальным бедствием. Вместо повышения эффективности работы государственного аппарата отмечалась его излишняя бюрократизация. Несмотря на принятие некоторых мер по борьбе с коррупцией, ее масштабы только возрастали. Должностные лица трактовали и применяли законодательные нормы так, как считали нужным. Впрочем, было бы односторонним считать, что выстроенная система бюрократического аппарата не принесла совсемуж ничего хорошего. К положительным чертамможно отнести то, что она все-таки расширила возможности для поднятия по вертикальнойслужебной лестнице, длялюдей из низших классов. Правда, служение государству не диктовалось какими-либо демократическимиидеалами, а было во многом вынужденным, и не всегда имело поддержку среди дворян, и поэтому по мере разрастания"государева хозяйства" и, соответственно, увеличения чиновного аппарата, обнаружилось, что без широкого привлечения на статскую службу недворян не обойтись. Доляпоместных дворян в составе гражданского чиновничества неуклонно сокращалась. Этовесьма беспокоило власть, как известно, всегда отрицательно относившуюся к размыванию межсословных барьеров. Поэтому правительство периодически принимало различные ограничительные меры, главным образом, повышая уровень класса, дававшего право на наследственное дворянство. Так, к середине XIX века это право былоограничено уже пятью, а при Александре II - четырьмя высшими классами. Однакосаму тенденцию "дедворянизации" госслужбы оно было вынуждено принимать как данность.В результате произведенных реформ управленческого аппарата в России к концу XVIIIвека сложилась достаточно громоздкая бюрократическая структура, которая зачастую оказывалась под сильным документальным давлением и иерархическим давлением. Однако можно с уверенностью сказать, что основная задача по переходу к системе бюрократического управления страной на фоне смены государственной системы была выполнена. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ начале XVIII в. Петр перестал жаловать боярский сан и Боярская дума превратилась в «совет старцев» и постепенно вымерла естественным путём. Петр I был уверен в ленности российского населения, а также в отсутствии понимания людьми государственных задач, и методом соответствующего управления для достижения курса политики являлось созданиеадминистративного аппарата.При проведении реформы государственного управления Петр I руководствовался введением бюрократического принципа.Результатом петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, феодальной и милитаризованной.Царь пытался переустроить Россию на принципах рациональности, построить регулярное государство, в котором все стороны жизни общества были поставлены под государственный контроль. Стремясь изжить всё, что казалось ему неразумным, Пётр I силой вел народ к «общему благу», которое понималось в первую очередь как процветание государства, военная и экономическая мощь. Образцом рациональности для Петра I стала армия с её чёткой, строго регламентированной иерархией. Поэтому армейскую структуру взяли за образец для всех государственных учреждений. Нижние чины должны были беспрекословно выполнять распоряжения вышестоящих. При этом, если начальник нарушал закон, брал взятки или каким-либо образом наносил вред государственным интересам, подчинённые обязаны были на него донести в специальные инстанции.Стремление регламентировать мельчайшие вопросы жизни привели к активной законотворческой деятельности. При этом нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование вооружённых сил, призваны были определять и другие сферы общественной жизни.Для достижения полной независимости царя от представительных органов других сословий у него появились новые политические опоры вместо Земского Собора и Боярской думы. При Петре I ими становятся разветвленный профессиональный бюрократический государственный аппарат и профессиональная регулярная армия. Петр I создал стройную систему органов управления, в основу которой был заложен отраслевой принцип и разграничение компетенций. Приказная система была заменена коллегиальной, была также регламентирована работа учреждений, определены установленные нормы и правила для государевых людей, пути движения документов. Только царь пользовался неограниченной властью. Вся чиновная рать, бюрократия находилась в зависимости от него, но эта зависимость была взаимной. Таким образом, идеал «регулярного государства» вначале имел известные преимущества, но очень скоро породил одно из основных зол и вместе с тем основную характерную черту русской жизни – бюрократизацию.К концу XVIII века многие начинания Петра в деле построения новых органов управления государством при смене формы правления на абсолютистскую и укрепления централизации оказались обесценены и переформатированы не всегда в лучшую сторону, однако основная цель – сословно-представительское управление страной – была достигнута.Список литературы:Электронный ресурсы:1.А.А. Хохлова. Становление бюрократии в Петровское время /Вестник АГТУ. Гуманитарные исследования. 2006. № 5 (34) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-byurokratii-v-petrovskoe-vremya/viewer2.Гогель С. К. Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Делопроизводство. Уголовный процесс. Охранение прав личности / СПб., 1911; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986 – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm 3.Д. Редин. «Ментальное государство» Петра I: бюрократия, унификация, налогообложение / Уральский Федеральный университет, 30.03.2022 – URL: https://urfu.ru/ru/news/40628/4.Касаткин К. А. Петровские преобразования: реформы государственного управления // Фоксфорд – URL: https://foxford.ru/wiki/istoriya/petrovskie-preobrazovaniya-reformy-gosudarstvennogo-upravleniya?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F5.Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительное историческое исследование;2-е изд./ – М.-Берлин:Директ-Медиа, 2015– URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/438908/6.О. Плех. Чиновник. Феномен российской бюрократии. Наследие Петра / Российское историческое общество / Вестник «Воронцово поле» №2, 2022 – URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/chinovnik-fenomen-rossijskoj-byurokratii.html 7.Оболонский А. В. На службе государевой: к истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5. – С. 63 – URL: https://pavroz.ru/files/oblonskiinaslugbe.pdf 8.Петровский Табель о рангах. История России – URL: https://historynotes.ru/petrovskaya-tabel-o-rangah 9.Реформы Петра 1-го. Абсолютизм. /25.09.2019 / История России – URL: https://historynotes.ru/reformy-petra.-absolyutizm/ 10.Россия в XVIII в. и складывание российского абсолютизма / Инклюзивное образование – URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/166/117811.Становление абсолютной монархии в России / Российское агентство правовой и судебной информации - URL: https://rapsinews.ru/publications/20230502/308871790.html 12.Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999 - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/438908/13.Шепелев Л. Е. Отмененные историей. Чины, звания и титулы в Российской империи. – Л.: Наука, 1977Абсолютизм Петра I – URL: www.rosimperija.info/post/1247Литература:1. Баггер Х. Реформы Петра Великого, Москва, 19852. Государственные учреждения в России. Документы повествуют. Н.Новгород, 19943. Ежов М. В. История государственного управления в России. IX-начало XX века. - Санкт-Петербург, 20064. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций, Москва, 20095. История государственного управления России [История государственного управления в России]. Ростов-на-Дону, 20126. История национального государства и права. Часть I / Под редакцией О. И. Чистякова, Москва, 2011

Электронный ресурсы:
1. А.А. Хохлова. Становление бюрократии в Петровское время /Вестник АГТУ. Гуманитарные исследования. 2006. № 5 (34) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-byurokratii-v-petrovskoe-vremya/viewer
2. Гогель С. К. Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Делопроизводство. Уголовный процесс. Охранение прав личности / СПб., 1911; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986 – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm
3. Д. Редин. «Ментальное государство» Петра I: бюрократия, унификация, налогообложение / Уральский Федеральный университет, 30.03.2022 – URL: https://urfu.ru/ru/news/40628/
4. Касаткин К. А. Петровские преобразования: реформы государственного управления // Фоксфорд – URL: https://foxford.ru/wiki/istoriya/petrovskie-preobrazovaniya-reformy-gosudarstvennogo-upravleniya?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F
5. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительное историческое исследование;2-е изд./ – М.-Берлин:Директ-Медиа, 2015 – URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/438908/
6. О. Плех. Чиновник. Феномен российской бюрократии. Наследие Петра / Российское историческое общество / Вестник «Воронцово поле» №2, 2022 – URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/chinovnik-fenomen-rossijskoj-byurokratii.html
7. Оболонский А. В. На службе государевой: к истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5. – С. 63 – URL: https://pavroz.ru/files/oblonskiinaslugbe.pdf
8. Петровский Табель о рангах. История России – URL: https://historynotes.ru/petrovskaya-tabel-o-rangah
9. Реформы Петра 1-го. Абсолютизм. /25.09.2019 / История России – URL: https://historynotes.ru/reformy-petra.-absolyutizm/
10. Россия в XVIII в. и складывание российского абсолютизма / Инклюзивное образование – URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/166/1178
11. Становление абсолютной монархии в России / Российское агентство правовой и судебной информации - URL: https://rapsinews.ru/publications/20230502/308871790.html
12. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999 - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/438908/
13. Шепелев Л. Е. Отмененные историей. Чины, звания и титулы в Российской империи. – Л.: Наука, 1977Абсолютизм Петра I – URL: www.rosimperija.info/post/1247

Литература:
1. Баггер Х. Реформы Петра Великого, Москва, 1985
2. Государственные учреждения в России. Документы повествуют. Н.Новгород, 1994
3. Ежов М. В. История государственного управления в России. IX-начало XX века. - Санкт-Петербург, 2006
4. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций, Москва, 2009
5. История государственного управления России [История государственного управления в России]. Ростов-на-Дону, 2012
6. История национального государства и права. Часть I / Под редакцией О. И. Чистякова, Москва, 2011