основные теории лидерства и стили руководства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 21 21 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 06.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные теории лидерства 5
1.1. Понятие и сущность лидерства 5
1.2. Характеристика основных теорий лидерства 7
Глава 2. Cтили руководства 14
2.1. Понятие и сущность руководства 14
2.2. Характеристика основных стилей руководства 15
Заключение 18
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Функции руководства принято сводить к функциям менеджмента. Главными из них являются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.2.2. Характеристика основных стилей руководстваСтильруководства (управления) — манера поведенияруководителяпо отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организацииСтиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из главных факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Ученые выделяют указанные ниже стили руководства:1.Директивный стиль (авторитарный);2.Демократический стиль (коллегиальный);3.Либеральный стиль (попустительский или анархический)Рисунок 1. Стили руководства1. Директивный стиль (авторитарный)Директивный стиль управленияописывается высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единоличным образом принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, самостоятельным образом принимая решения.Главными методами управления считаются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, который лишает подчиненных любой инициативы. Интересы дела находятся существенным образом выше, чем интересы людей, в общении преобладают резкость и грубость.Авторитарный стиль руководства отрицательным образом влияет на морально-психологическом климате, приводит к существенномууменьшению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. 2. Демократический (коллегиальный) стильДемократический стиль управления описываетсяразделением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными.Руководитель демократического стиля всегда уточняет мнение коллектива по значимым производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярным образом и своевременно осуществляется информирование членов коллектива по значимым для них вопросам. Общение с подчиненными осуществляется в формате просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости используются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 3.Либеральный (попустительский) стильЛиберальный стиль управленияхарактеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом.Данный руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что успешные руководители не считаются приверженцами только определенного стиля. Зачастую, они интуитивным образом или довольно осознанно комбинируют разные стратегии руководства.ЗаключениеТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,лидерство — это общественное влияние, которое объединяющее иных и мотивирующее прикладывать максимальные усилия для достижения целиВ ходе выполнения работы было выявлено, что лидерство довольно непростое и многогранное явление, как и управление, считаетсяв определенной степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему ученым не получилось разработать и обосновать единую теорию.Обязательное условие лидерства – обладание властью в определенных формальных или неформальных организациях самых разнообразных уровней и масштаба от государства до малых групп.Лидер всегда бывает в поле системы: окружении и информации. Умение управлять этим полем – один из важнейших навыков лидера. Жить в невыдуманной реальности и грезить только мечтами, а ещѐ и объективно соизмерять свои идеи, планы, мысли с окружающей реальностью. Уметь выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели. Не ловить свой шанс, а методично формировать для его появления все условия. Лидер нужен там, где происходят изменения. Он более полезен, когда следует преодолеть сопротивление переменам и проложить новый курс. В этом его основное отличие от управленца. Во-вторых, руководство — это обязанность направлять какую-то деятельность, которая закреплена должностной позицией в организации и определяется определенной служебной инструкцией. С иной стороны, руководство является социальной характеристикой распределения ролей в организации, которые связаны с управлением и подчиненностью. Оно тесным образом связано с понятием «власть» и считается синонимом понятия «управление».Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из главных факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что успешные руководители не считаются приверженцами только определенного стиля. Зачастую, они интуитивным образом или довольно осознанно комбинируют разные стратегии руководства.Список литературыЕромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 182 с.Иванников, В. А. Общая психология: учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 482 с.Ильин, Г. Л. История психологии : учебник для вузов / Г. Л. Ильин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 389 с.Лебедев, А. Н. Психология для экономистов : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 328 с.Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 514 с.Сарычев, С. В. История психологии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 211 с.Силина, Е. А. Психология человека: самостоятельная работа студентов : учебно-методическое пособие / Е. А. Силина, Л. Л. Баландина ; под редакцией Е. А. Силиной. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 111 сСловари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 06.04.2024)Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2023Топунова, И. Р., Экономическая теория (политическая экономия): учебное пособие / И. Р. Топунова. — Москва :Русайнс, 2022. — 362 с.Хуторная, М. Л. Психология : учебное пособие / М. Л. Хуторная. — Воронеж : ВГУИТ, 2020. — 55 с.Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2023. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2– С. 87

Список литературы
1. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 182 с.
2. Иванников, В. А. Общая психология: учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 482 с.
3. Ильин, Г. Л. История психологии : учебник для вузов / Г. Л. Ильин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 389 с.
4. Лебедев, А. Н. Психология для экономистов : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 328 с.
5. Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
6. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 514 с.
7. Сарычев, С. В. История психологии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 211 с.
8. Силина, Е. А. Психология человека: самостоятельная работа студентов : учебно-методическое пособие / Е. А. Силина, Л. Л. Баландина ; под редакцией Е. А. Силиной. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 111 с
9. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 06.04.2024)
10. Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2023
11. Топунова, И. Р., Экономическая теория (политическая экономия): учебное пособие / И. Р. Топунова. — Москва : Русайнс, 2022. — 362 с.
12. Хуторная, М. Л. Психология : учебное пособие / М. Л. Хуторная. — Воронеж : ВГУИТ, 2020. — 55 с.
13. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2023. - №12. – С. 22-23
14. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2– С. 87