Влияние на торгово-инвестиционное взаимодействие вступления Армении внутри ЕАЭС.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 73 73 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 14.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1: 6
1.1 Теоретические основы иностранных инвестиций 6
1.2 Теоретические основы международной торговли 15
1.3 Влияние на экономическое развитие 20
Глава 2: 26
2.1 Мировой опыт инвестиционного и торгового взаимодействия 26
2.2 Интеграционное взаимодействие на постсоветском пространстве: аспекты торговли и инвестиций 30
2.3 Институциональные особенности в ЕАЭС 37
Глава 3: 54
3.1 Инвестиционное и торговое взаимодействие со странами ЕАЭС 54
3.2 До вступления Армении в ЕАЭС: аспекты торговли и инвестиций 60
3.3 После вступления Армении в ЕАЭС: изменения в торговле и инвестициях 62
Заключение 67
Список использованных источников 73

Фрагмент для ознакомления

Как видно из таблицы, в период с 2017 по 2019 год наблюдался устойчивый рост как взаимной торговли товарами между государствами ЕАЭС, так и экспорта товаров из Союза в третьи страны. Однако в 2020 году из-за негативного влияния пандемии COVID-19 произошло существенное сокращение данных показателей. Вторая таблица иллюстрирует долю каждого из государств-членов ЕАЭС во взаимной торговле товарами, демонстрируя ключевую роль России как крупнейшего экспортера в рамках Союза.Подводя итог, следует отметить, что деятельность ЕАЭС способствует развитию взаимной торговли между государствами-членами и продвижению их экспортных интересов за счет координации промышленной и торговой политики, реализации мер поддержки экспортно-ориентированных производств, транспортно-логистической инфраструктуры и малого бизнеса, гармонизации технического регулирования, заключения преференциальных торговых соглашений с третьими странами, а также осуществления регулярного мониторинга состояния торговых потоков.Глава 3:3.1 Инвестиционное и торговое взаимодействие со странами ЕАЭСЕвразийский экономический союз, образованный в 2015 году, стал важной вехой в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Объединение усилий России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии преследовало цель формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Особое внимание в рамках ЕАЭС уделялось расширению торгово-инвестиционных связей между странами-участницами.В данном параграфе рассматриваются ключевые аспекты инвестиционного и торгового взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза. Анализируется динамика и структура торговли, а также движение прямых иностранных инвестиций между государствами ЕАЭС. Особое внимание уделяется выявлению факторов, стимулирующих и сдерживающих интеграционные процессы в этой сфере. Кроме того, оцениваются результаты и перспективы дальнейшего развития экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС.История формирования Евразийского экономического союза берет свое начало еще в 90-е годы прошлого века. После распада СССР перед бывшими советскими республиками встала задача выстраивания новых экономических связей в условиях кардинально изменившейся геополитической ситуации. Уже в 1994 году президент Казахстана Н.А. Назарбаев выдвинул инициативу о создании Евразийского союза.Первым шагом на пути интеграции стало образование в 2000 году Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), объединившего Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В рамках ЕврАзЭС были запущены такие интеграционные проекты, как Таможенный союз и Единое экономическое пространство.Следующим этапом стало создание в 2015 году Евразийского экономического союза. В его состав вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Основными целями ЕАЭС являются:Формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.По экспорту страны расположились в следующем порядке – Россия, Швейцария, Болгария, Ирак и Китай, с наибольшим ростом показателя по сравнению с аналогичным периодом 2018 года у Китая – 71%.Наименьшие темпы роста у Болгарии – менее 1%. По импорту – Россия,  Китай, Германия, Иран и Турция. Таблица 16. Доля ЕС в экспорте и импорте Армении, 2005-2023 гг.Годы2005201020152016201720182019202020212022*2023*Доля ЕС в экспорте Армении, %45,247,029,332,432,528,121,924,022,922,021,5Доля ЕС в импорте Армении, %33,625,823,722,722,920,921,419,719,520,020,5*оценка ЕЭК на основе данных 2021 годаИсточники: Статистический комитет Республики Армения, ЕЭКТаблица 17. Динамика прямых инвестиций из ЕС в Армению, 2013-2021 гг.Показатель201320142015201620172018201920202021*Приток ПИИ из ЕС в Армению, млн евро-21,4128,136,5-81,7-40,1-22,3-35,1-42,624,0Накопленные ПИИ из ЕС в Армении, млн евро289,4417,5454,0372,3332,2309,9274,8232,2256,2*оценка на основе данных за 1-3 кварталы 2021 годаИсточник: ЕвростатПроведение согласованной, скоординированной или единой политики в ключевых отраслях экономики.Создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.Для реализации этих целей ЕАЭС использует разнообразные инструменты экономической интеграции: формирование единого таможенного тарифа и таможенного регулирования, гармонизация законодательства, координация макроэкономической и промышленной политики, согласование мер в сфере энергетики, транспорта и др.Ключевую роль в активизации инвестиционного взаимодействия в рамках ЕАЭС играет Евразийский банк развития (ЕАБР). Он финансирует проекты, способствующие формированию общей инфраструктуры и производственной кооперации между странами-участницами.Таблица 20. Отраслевая структура взаимных ПИИ стран ЕАЭС в 2023 г.ОтрасльДоля, %Добывающая промышленность28,7%Финансы и страхование23,5%Обрабатывающая промышленность18,4%Транспорт и логистика12,3%Строительство7,1%Сельское хозяйство5,6%Прочие4,4%Источник: Расчеты автора на основе данных Евразийской экономической комиссии.Как видно из таблицы, основными реципиентами взаимных инвестиций в рамках ЕАЭС являются добывающая промышленность, финансовый сектор, обрабатывающие производства, а также транспортно-логистическая инфраструктура.Развитие торгово-инвестиционного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза происходит под воздействием ряда ключевых факторов:Асимметрия экономического потенциала стран-участниц. Россия значительно превосходит остальные государства ЕАЭС по размеру экономики, что порождает опасения относительно ее доминирования и стремление сохранить определенную автономность.Таблица 21. Ключевые макроэкономические показатели стран ЕАЭС в 2023 г.СтранаВВП, млрд долл.Доля в ЕАЭС, %ВВП на душу, долл.Россия1 720,384,6%11 845Казахстан198,59,8%10 615Беларусь69,43,4%7 348Армения15,10,7%5 060Киргизия9,30,5%1 441Источник: Данные Всемирного банка, расчеты автора.Сохраняющиеся торговые и инвестиционные барьеры между странами ЕАЭС, несмотря на формирование Таможенного союза и единого рынка. Нередко имеют место скрытые протекционистские меры.Различия в экономических моделях, законодательной базе и деловых практиках, что затрудняет гармонизацию нормативно-правового регулирования.Геополитическая конкуренция и стремление отдельных государств ЕАЭС дистанцироваться от России и интегрироваться с Европейским союзом.Политическая нестабильность и конфликты в некоторых странах региона, препятствующие полноценному экономическому сотрудничеству.Вместе с тем, имеются и позитивные факторы, способствующие углублению интеграции в рамках ЕАЭС:Объективная заинтересованность стран в восстановлении утраченных экономических связей и создании общего рынка.Наличие общей производственно-технологической базы и инфраструктуры, оставшейся в наследство от СССР.Накопленный опыт функционирования интеграционных институтов, таких как Евразийская экономическая комиссия.Понимание необходимости консолидации усилий для противостояния глобальным вызовам.Таким образом, интеграционные процессы в рамках ЕАЭС развиваются под влиянием разнонаправленных факторов. Их дальнейшая динамика будет во многом определяться способностью стран-участниц находить оптимальные компромиссы и эффективно координировать экономическую политику.3.2 До вступления Армении в ЕАЭС: аспекты торговли и инвестицийДо присоединения к Евразийскому экономическому союзу в 2015 году Армения имела довольно ограниченные торгово-экономические связи со странами, которые впоследствии стали ее партнерами по интеграционному объединению. Для более наглядного отражения ситуации с торговлей и инвестициями в предшествующий период ниже представлена аналитическая таблица с соответствующими показателями.Таблица 22. До вступления Армении в ЕАЭС: аспекты торговли и инвестицийПоказатель20102011201220132014Товарооборот с Россией, млн долл. США931,01174,81206,91367,91445,0Экспорт в Россию, млн долл. США263,7352,4404,1438,9481,8Импорт из России, млн долл. США667,3822,4802,8929,0963,2Доля России во внешней торговле Армении, %20,8%22,0%23,2%24,2%25,2%Товарооборот с Беларусью, млн долл. США36,342,349,138,537,3Товарооборот с Казахстаном, млн долл. США12,020,926,724,222,0Товарооборот с Кыргызстаном, млн долл. США0,41,01,11,71,6Приток ПИИ из России в Армению, млн долл. США87,588,498,1126,0114,9Приток ПИИ из Беларуси в Армению, млн долл. США0,11,10,43,50,3Приток ПИИ из Казахстана в Армению, млн долл. США3,70,049,510,27,6Приток ПИИ из Кыргызстана в Армению, млн долл. США0,0020,00020,0040,0020,001Источник: Данные Евразийской экономической комиссии.Как видно из таблицы, до 2015 года торговые и инвестиционные связи Армении были наиболее развиты с Россией. Товарооборот с РФ рос из года в год и к 2014 году достиг $1,445 млрд, а доля России во внешней торговле Армении составляла 25,2%. При этом, торговые потоки с остальными будущими партнерами по ЕАЭС были незначительными.В области инвестиций картина аналогичная - основным инвестором в Армению из стран ЕАЭС выступала Россия. В 2014 году приток ПИИ из РФ составил $114,9 млн, в то время как совокупный приток из Беларуси, Казахстана и Кыргызстана не превысил $9 млн.Необходимо отметить, что Армения преимущественно экспортировала в Россию продукцию обрабатывающей промышленности - алкогольные и безалкогольные напитки, консервы, табачные изделия, ювелирные изделия и т.д. В импорте из России преобладали энергоресурсы, металлы, машины и оборудование. На протяжении рассматриваемого периода сохранялся достаточно высокий отрицательный торговый баланс Армении в отношениях с Россией. Однако этот дисбаланс частично компенсировался за счет экспорта армянских трудовых ресурсов и денежных переводов мигрантов.Таким образом, до присоединения к ЕАЭС Армения имела относительно слабые торгово-экономические связи с будущими партнерами по интеграционному объединению, за исключением России, на долю которой приходилась четверть внешней торговли страны и существенная часть инвестиционных потоков.После вступления в ЕАЭС ситуация стала меняться: - Усилились торговые связи с Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном благодаря созданию зоны свободной торговли.- Открылись новые возможности для привлечения инвестиций из всех стран Союза в контексте формирования единого рынка.- Расширились возможности для экспорта армянских товаров и услуг на рынки партнеров по ЕАЭС.- Возросла мобильность рабочей силы, позволяющая армянским трудовым мигрантам свободно перемещаться в рамках Союза.- Появились новые стимулы для повышения качества и конкурентоспособности армянских товаров в условиях единых стандартов Евразийской экономической комиссии.Подводя итог, можно сказать, что до 2015 года торгово-инвестиционные связи Армении были серьезно ограничены и имели односторонний характер, преимущественно завязанный на Россию. Вступление в ЕАЭС позволило республике диверсифицировать внешние экономические контакты и получить доступ к расширенному рынку со значительным потенциалом развития экономического сотрудничества.3.3 После вступления Армении в ЕАЭС: изменения в торговле и инвестицияхВступление Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в январе 2015 года стало знаковым событием, открывшим новые перспективы для развития торгово-экономических связей республики со странами-участницами интеграционного объединения. В рамках ЕАЭС Армения получила доступ к обширному рынку, насчитывающему около 180 миллионов потребителей, с беспрепятственным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на всем пространстве Евразийского экономического союза. Присоединение к ЕАЭС также предоставило Армении возможность принять участие в формировании единой промышленной и агропромышленной политики, а также в реализации совместных проектов и программ в различных отраслях экономики.Одним из ключевых преимуществ вхождения Армении в ЕАЭС стало создание зоны свободной торговли со странами-участницами Союза, обеспечивающей беспошлинный доступ армянских товаров на рынки России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Для наглядности ниже представлена таблица, отражающая динамику товарооборота Армении со странами ЕАЭС после ее вступления в Союз: После незначительного спада в 2016 году товарооборот Армении со странами ЕАЭС демонстрирует устойчивую положительную динамику. За период с 2017 по 2022 год этот показатель увеличился более чем в 1,8 раза - с 1,7 млрд долларов США до 3,1 млрд долларов США. При этом армянский экспорт в страны Союза за указанный период вырос почти вдвое - с 668 млн долларов США до 1,25 млрд долларов США. Согласно прогнозам, в 2023 году товарооборот Армении с партнерами по ЕАЭС достигнет рекордной отметки в 3,32 млрд долларов США.Безусловно, ключевым торговым партнером Армении в рамках ЕАЭС является Россия, на долю которой в 2022 году пришлось около 93% всего товарооборота республики со странами Союза. Структуру товарооборота Армении с партнерами по ЕАЭС по странам можно проследить в нижеследующей таблице:Таблица 23. Показатели товарооборотаПоказатель201520162017201820192020202120222023 (прогноз)Товарооборот Армении со странами ЕАЭС, млн долл. США1568,81372,61707,61961,72165,72080,82787,73125,43320,0Темп роста товарооборота, % к предыдущему году-87,5%124,3%114,9%110,4%96,1%133,9%112,1%106,2%Экспорт Армении в страны ЕАЭС, млн долл. США473,5495,8668,2755,0846,4765,61083,21252,31360,0Импорт Армении из стран ЕАЭС, млн долл. США1095,3876,81039,41206,71319,31315,21704,51873,11960,0Источник: Данные Евразийской экономической комиссии.Как видно из таблицы, Россия остается главным торговым партнером Армении в рамках ЕАЭС, сохраняя долю более 90% как в армянском экспорте в страны Союза, так и в импорте из них. При этом наблюдается постепенный рост доли Беларуси и Казахстана, что связано с усилением торгово-экономических связей Армении с данными партнерами в контексте формирования единого рынка ЕАЭС.Таблица 24. Доля Армении в товарооборотеСтранаДоля в товарообороте Армении со странами ЕАЭС, %2017201820192020202120222023 (прогноз)РоссияЭкспорт89,3%91,8%92,1%92,8%92,9%93,1%93,0%Импорт92,7%92,4%91,7%92,7%92,8%92,6%92,5%БеларусьЭкспорт4,1%2,8%2,5%2,5%2,6%2,7%3,0%Импорт2,8%2,7%3,4%2,8%2,4%2,2%2,5%КазахстанЭкспорт6,3%5,1%5,1%4,5%4,3%4,0%3,8%Импорт3,6%4,2%4,3%3,8%4,1%4,5%4,3%КыргызстанЭкспорт0,3%0,3%0,3%0,2%0,2%0,2%0,2%Импорт0,9%0,7%0,6%0,7%0,7%0,7%0,7%Источник: Данные Евразийской экономической комиссии.Присоединение к ЕАЭС также оказало положительное влияние на инвестиционные потоки в Армению из стран-участниц Евразийского экономического союза. Об этом свидетельствуют данные, представленные в следующей таблице:Таблица 25. Инвестиционное направление Показатель201520162017201820192020202120222023 (прогноз)Прямые иностранные инвестиции в Армению, млн долл. США199,0338,6246,6254,3194,2365,4353,9426,7490,0Из них из стран ЕАЭС, млн долл. США142,5140,4156,3186,7129,5244,8276,4316,5360,0Доля инвестиций из ЕАЭС в общем объеме, %71,6%41,5%63,4%73,5%66,6%67,0%78,1%74,2%73,5%Источник: Данные Евразийской экономической комиссии.Как показывают данные таблицы, после вступления Армении в ЕАЭС значительно вырос приток прямых иностранных инвестиций из стран-участниц Евразийского экономического союза. Если в 2015 году объем инвестиций из ЕАЭС составлял 142,5 млн долларов США, то в 2022 году он достиг 316,5 млн долларов США, увеличившись более чем в 2 раза. По прогнозам, в 2023 году этот показатель превысит 360 млн долларов США.Необходимо отметить, что доля инвестиций из стран ЕАЭС в общем объеме прямых иностранных инвестиций в Армению остается очень высокой - на уровне 70-78% в последние годы. Это свидетельствует о позитивном влиянии участия республики в интеграционном объединении на привлечение капиталовложений из стран-партнеров.В структуре инвестиций из ЕАЭС традиционно лидирующие позиции занимает Россия. На российские инвестиции в 2022 году пришлось порядка 85% всего притока капитала из стран Евразийского экономического союза. Вместе с тем, наблюдается постепенный рост инвестиционных потоков из Беларуси и Казахстана, что является благоприятным фактором с точки зрения диверсификации источников финансирования для армянской экономики.Помимо прямых иностранных инвестиций, необходимо упомянуть о росте трудовой миграции в Армению из стран ЕАЭС после присоединения республики к интеграционному объединению. Благодаря принципу свободного передвижения рабочей силы, действующему на пространстве Союза, численность трудовых мигрантов из России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, работающих в Армении, увеличилась с 9,5 тысяч человек в 2015 году до более чем 25 тысяч человек в 2022 году.В целом, вступление Армении в Евразийский экономический союз открыло новые возможности для развития торгово-экономических и инвестиционных связей республики со странами-партнерами по интеграционному объединению. Уверенный рост взаимной торговли товарами, значительное увеличение прямых иностранных инвестиций из ЕАЭС, а также активизация трудовой миграции в рамках Союза свидетельствуют об усилении экономического сотрудничества Армении с Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном в посленними годами.Вместе с тем, говорить об окончательном формировании единого рынка ЕАЭС на данном этапе еще рано. Остается ряд нерешенных вопросов, таких как сохраняющиеся барьеры и изъятия в торговле отдельными категориями товаров, несовершенство механизмов разрешения споров и защиты инвесторов, недостаточный уровень гармонизации технических регламентов и стандартов, а также пробелы в координации промышленной и энергетической политики стран-участниц.Именно поэтому дальнейшее углубление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС остается одной из ключевых задач для Армении и ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Только путем устранения существующих барьеров и расширения сфер экономического взаимодействия можно в полной мере реализовать потенциал объединения национальных рынков стран-участниц для достижения качественного скачка в объемах взаимной торговли, притоке взаимных инвестиций, активизации производственной кооперации и повышении конкурентоспособности экономик государств-членов ЕАЭС.ЗаключениеПроцесс глобализации мировой экономики, наряду с углублением региональной интеграции, формирует новые условия и тенденции для развития национальных экономик во всех уголках планеты. Страны вовлекаются в орбиту интенсивных трансграничных потоков капитала, товаров, услуг и трудовых ресурсов, обретая как новые возможности роста и модернизации, так и сталкиваясь с новыми вызовами. В этом контексте вопросы международной торговли, движения инвестиций и региональной экономической интеграции приобретают первостепенную значимость.В рамках настоящей работы были рассмотрены теоретические основы иностранных инвестиций и международной торговли, проанализированы их каналы воздействия на экономическое развитие стран. Было продемонстрировано, что данные процессы играют ключевую роль в накоплении физического и человеческого капитала, стимулировании технологических инноваций, повышении производительности и обеспечении более эффективного распределения ресурсов в глобальном масштабе. Вместе с тем, их влияние носит многогранный характер, порождая как позитивные, так и негативные эффекты в социально-экономической и экологической сферах.Анализ мирового опыта инвестиционного и торгового взаимодействия выявил доминирующие тенденции современной глобализации - беспрецедентный рост масштабов международных торговых и инвестиционных потоков, усиление интеграционных процессов на региональном уровне, трансформацию роли государства в регулировании международных экономических отношений. Характерной чертой стало смещение географических приоритетов глобализации в сторону развивающихся стран Азии, формирующих новые центры притяжения торговли и инвестиций.В контексте постсоветского пространства выявлены объективные предпосылки для развития интеграционного взаимодействия, обусловленные сохранением производственно-кооперационных связей, общей инфраструктуры и технологической базы, а также схожестью хозяйственных моделей после распада СССР. В то же время интеграционные процессы в регионе сталкиваются с рядом препятствий, включая геополитическую конкуренцию, различия в экономических системах и стремление отдельных стран к дистанцированию от России.Особое внимание в работе было уделено исследованию институциональных особенностей инвестиционной и торговой деятельности в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализированы основные принципы координации политики в данных сферах, правовые основы регулирования, роль ЕАЭС в либерализации условий для осуществления инвестиций и развития торговли, а также деятельность наднациональных институтов по содействию инвестициям, продвижению экспорта и защите прав участников внешнеэкономической деятельности.В качестве ключевого эмпирического объекта исследования выступила Республика Армения - участница ЕАЭС с 2015 года. В работе рассмотрены изменения в торговле и инвестиционных связях Армении с партнерами по интеграционному объединению после ее вхождения в Союз. Проанализированы структура и динамика взаимной торговли, движение прямых иностранных инвестиций, а также факторы, стимулирующие и сдерживающие развитие экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.В результате проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы:Вступление Армении в ЕАЭС существенно активизировало ее торговые связи с государствами-участниками Союза. Объем товарооборота с партнерами по интеграционному объединению вырос с 1,7 млрд долл. США в 2017 году до 3,1 млрд долл. США в 2022 году, увеличившись почти вдвое. Доля ЕАЭС во внешнеторговом обороте Армении выросла с 11,3% в 2010 году до 24,2% в 2023 году. Экспорт Армении в страны Союза за этот период возрос с 668 млн долл. до 1,25 млрд долл. Данные факты свидетельствуют о реализации преимуществ участия в ЕАЭС через создание зоны свободной торговли и расширение доступа на рынки партнеров по объединению.Присоединение к ЕАЭС оказало значительное положительное влияние на приток иностранных инвестиций в Армению из стран-участниц интеграционного объединения. Если в 2015 году объем прямых иностранных инвестиций из ЕАЭС составлял 142,5 млн долл. США, то уже к 2022 году он достиг 316,5 млн долл. США, увеличившись более чем в 2 раза. Доля инвестиций из стран Союза в общем объеме ПИИ в Армению находится на высоком уровне 70-78%, что подтверждает благоприятный эффект участия в интеграционном объединении на инвестиционную привлекательность республики.Основным инвестиционным и торговым партнером Армении в рамках ЕАЭС является Россия, на долю которой в 2022 году пришлось около 93% товарооборота республики со странами Союза и порядка 85% притока прямых иностранных инвестиций из государств-членов объединения. В то же время наблюдается постепенное усиление экономических связей с другими участниками ЕАЭС - Беларусью и Казахстаном, что способствует диверсификации внешнеэкономических контактов Армении.Несмотря на значительный прогресс в сфере торгово-инвестиционного сотрудничества, достигнутый в рамках ЕАЭС, остается ряд нерешенных проблем. Среди них - сохраняющиеся барьеры и изъятия в торговле отдельными категориями товаров, несовершенство механизмов разрешения споров и защиты инвесторов, недостаточный уровень гармонизации технических регламентов и стандартов, пробелы в координации промышленной и энергетической политики стран-участниц.Ключевыми факторами, сдерживающими углубление интеграционных процессов в ЕАЭС, выступают асимметрия экономического потенциала стран-членов, геополитическая конкуренция и стремление отдельных государств к дистанцированию от России, различия в экономических моделях, законодательстве и деловых практиках, а также периодическая политическая нестабильность в отдельных странах региона. В то же время позитивное влияние оказывают объективная заинтересованность в восстановлении утраченных экономических связей, наличие общей производственно-технологической базы и инфраструктурного наследия, накопленный опыт интеграционных институтов.Основываясь на сделанных выводах, можно сформулировать ряд рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие торгово-инвестиционного сотрудничества Армении в рамках ЕАЭС:Активизировать усилия по устранению существующих барьеров и изъятий в торговле отдельными товарными группами между странами Союза, обеспечив формирование полноценного общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Особое внимание уделить вопросам гармонизации технических регламентов, стандартов и процедур сертификации в приоритетных секторах экономики.Совершенствовать механизмы разрешения споров и защиты прав инвесторов путем повышения статуса и полномочий Суда ЕАЭС в качестве арбитра по инвестиционным вопросам, а также разработки единых правил игры для иностранных инвесторов на пространстве всего Союза. Стимулировать сближение национальных законодательств в инвестиционной сфере на основе передовых международных стандартов.Активизировать координацию макроэкономической, промышленной, энергетической и транспортной политики между государствами ЕАЭС с целью создания благоприятных условий для развития взаимных инвестиций и углубления производственной кооперации. Одновременно продолжить работу по либерализации режимов осуществления внешних инвестиций в целях создания единого инвестиционного пространства Союза.Наращивать экономическое и инвестиционное сотрудничество с другими интеграционными объединениями и ключевыми торговыми партнерами через заключение соглашений о зонах свободной торговли и преференциальных торговых режимах, расширяя тем самым внешние рынки для экспортно-ориентированных предприятий государств ЕАЭС, включая Армению.Использовать потенциал Евразийского банка развития в качестве финансового института ЕАЭС для стимулирования взаимных инвестиций и реализации проектов по углублению производственной кооперации и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры. Шире вовлекать предпринимательское сообщество и экспертное сообщество в оценку эффективности интеграционных программ и выработку новых инициатив в рамках ЕАЭС.Добиваться формирования более сбалансированной структуры экономических связей в рамках ЕАЭС через диверсификацию торговых и инвестиционных потоков, снижение излишней зависимости от одного ключевого партнера - России. Более активно использовать потенциал сотрудничества с другими участниками Союза - Беларусью, Казахстаном, отраслевыми специализациями и возможностями которых можно эффективно дополнить национальную экономику Армении.В целом, результаты проведенного исследования демонстрируют позитивную роль присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу в активизации ее торгово-экономических связей с партнерами по интеграционному объединению. Использование преимуществ участия в общем рынке ЕАЭС позволило республике существенно нарастить экспортные потоки на рынки союзных государств и привлечь дополнительные инвестиции из стран-членов.Вместе с тем, несмотря на достигнутый прогресс, остается немало нерешенных проблем и вызовов, требующих дальнейших скоординированных усилий как на национальном уровне, так и в многостороннем формате ЕАЭС. Комплексное устранение сохраняющихся барьеров и противоречий, последовательное развитие интеграционных процессов позволят полнее реализовать колоссальный потенциал углубления торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между странами Евразийского союза. Именно наращивание сотрудничества и кооперационных связей станет ключевым фактором модернизации и повышения конкурентоспособности национальных экономик государств-членов в условиях глобальных вызовов современности.Список использованных источниковАйрапетян В.Л. Внешняя торговля Армении:международное и евразийское направление // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 9. № 2. С. 5-15. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-1База данных Статистического комитета РА. Внешнеторговый оборот // URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=10001&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.База данных Статистического комитета РА. Внешний сектор. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2022 года. // URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=82&id=2547.База данных Статистического комитета РА. Динамика валютного курса армянского драма к российскому рублю (арм. драм за 1 рос. рубль) // URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=17011&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.База данных Всемирного банка. Trade (% of GDP). Exportsofgoodsandservices (% of GDP). Importsofgoodsandservices (% of GDP). // URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.TRD.GNFS.ZS.База данных Trademap // URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=5%7c051%7c%7c417%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1.База данных ЦБ РА/ Динамика притока денежных трансфертов в РА, млн. долл. США // URL: https://www.cba.am/ru/SitePages/statexternalsector.aspx.Гудзенко, А. Е. (2024). Теория и практика прямых иностранных инвестиций в мировой экономике в 2021-2022 гг. Российский внешнеэкономический вестник, (9), 83–93. https://doi.org/10.24412.2072-8042-2022-9-83-93Договор «О присоединении Республики Армения к Договору «О Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014г. // https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/0007297/itia_11102014.Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС в 2021 году». Москва. 2022 // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr\_i\_makroec/dep\_stat/tradestat/analytics/Pages/tradereport.aspx.Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС // URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ett/.Закариева М. Н., Гичиев А. Н., Гичиев Н. С. Традиционные и новые теории международной торговли // УЭПС: Управление, экономика, политика, социология. – 2019. –№ 3. – С. 91–97.Информационный портал ЕАЭС, электронный ресурс: http://www.eaeunion.orgHH Market concentrationindex By Country // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/country/bycountry/startyear/ltst/endyear/ltst/indicator/HH-MKT-CNCNTRTN-NDX.Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности : Учебное пособие для вузов / Лихолетов В. В. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2022. - 201 с.Ма Сюэши. Новые вызовы китайско-российскому экономическому и торговому развитию // Инновационные и научные исследования. – 2022. – № 4-2 (18). – С. 129–134.Меркулова, Е. Ю. Общая экономическая безопасность : Учебник и практикум для вузов / Меркулова Е. Ю. - Москва : Юрайт, 2022. - 525 с.Миронова Ю. С., Климова К. Ю. Основные особенности и преимущества экспортнойдеятельности для предприятий // Инновационные научные исследования. – 2021. –№ 11-2 (13). – C. 163–169.OECD (2011), «Trade openness», in OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi.org/10.1787/sti\_scoreboard-2011-60-en.Огнева Н. Ф., Броян И. В. Планирование источников финансирования инвестиционных проектов //Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 18—23. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.302.Окулов В. Л., Хафизова К. Р. Особенности проекта и премия за риск при принятии инвестиционных решений // Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Менеджмент. — 2018. — № 2. —С. 147—167.Пятнадцатая Годичная научная конференция (6–10 декабря 2019г.):П 996 Сборник научных статей: Гуманитарные и общественные науки: Т. II. –Ер.: Изд-во РАУ, 2022. – 605 с.Revealedcomparativeadvantage // URL: https://unctadstat.unctad.org/en/RcaRadar.html.Совик И.А. Перспективы межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-armeniyaУразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : Учебник и практикум для вузов / Уразгалиев В. Ш. - 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 725 с.Хафизов, С. Е. Развитие нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности / С. Е. Хафизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74685/Холкина, А.А. Преимущества и недостатки вступления стран-участниц в Евразийский экономическийсоюз / А.А. Холкина // Актуальные вопросы экономических наук. — 2015. — № 46. — С. 12–21.Шарохина С.В. О сущности понятия «инвестиционный проект» // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2018 №1, https://resources.today/PDF/03ECOR118.pdf DOI: 10.15862/03ECOR118Экономический обзор Армении, электронный ресурс: https://unece.org/sites/default/files/2021-09/RU-Sub-regional_Innovation_Policy_Outlook_2020_ARMENIA_CHAPTERS.pdfArmenia Index ofExport Market Penetration // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ARM/StartYear/2016/EndYear/2020/indicator/NDX-XPRT-MKT-PNRTTN.World Integration Trade Solution // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ARM/Year/LTST/Summary.UNCTADStat Data Center. International tradeingoodsandservices. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=101 (дата обращения: 17.05.2023)UNCTADStat Data Center. Foreign directinvestment: Inwardandoutwardflowsandstock, annual. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 17.05.2023)

Список использованных источников


1. Айрапетян В.Л. Внешняя торговля Армении:международное и евразийское направление // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 9. № 2. С. 5-15. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-1
2. База данных Статистического комитета РА. Внешнеторговый оборот // URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=10001&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.
3. База данных Статистического комитета РА. Внешний сектор. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2022 года. // URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=82&id=2547.
4. База данных Статистического комитета РА. Динамика валютного курса армянского драма к российскому рублю (арм. драм за 1 рос. рубль) // URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=17011&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.
5. База данных Всемирного банка. Trade (% of GDP). Exports of goods and services (% of GDP). Imports of goods and services (% of GDP). // URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.TRD.GNFS.ZS.
6. База данных Trademap // URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=5%7c051%7c%7c417%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1.
7. База данных ЦБ РА/ Динамика притока денежных трансфертов в РА, млн. долл. США // URL: https://www.cba.am/ru/SitePages/statexternalsector.aspx.
8. Гудзенко, А. Е. (2024). Теория и практика прямых иностранных инвестиций в мировой экономике в 2021-2022 гг. Российский внешнеэкономический вестник, (9), 83–93. https://doi.org/10.24412.2072-8042-2022-9-83-93
9. Договор «О присоединении Республики Армения к Договору «О Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014г. // https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/0007297/itia_11102014.
10. Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС в 2021 году». Москва. 2022 // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr\_i\_makroec/dep\_stat/tradestat/analytics/Pages/tradereport.aspx.
11. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС // URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ett/.
12. Закариева М. Н., Гичиев А. Н., Гичиев Н. С. Традиционные и новые теории международной торговли // УЭПС: Управление, экономика, политика, социология. – 2019. –№ 3. – С. 91–97.
13. Информационный портал ЕАЭС, электронный ресурс: http://www.eaeunion.org
14. HH Market concentration index By Country // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/country/bycountry/startyear/ltst/endyear/ltst/indicator/HH-MKT-CNCNTRTN-NDX.
15. Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности : Учебное пособие для вузов / Лихолетов В. В. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2022. - 201 с.
16. Ма Сюэши. Новые вызовы китайско-российскому экономическому и торговому развитию // Инновационные и научные исследования. – 2022. – № 4-2 (18). – С. 129–134.
17. Меркулова, Е. Ю. Общая экономическая безопасность : Учебник и практикум для вузов / Меркулова Е. Ю. - Москва : Юрайт, 2022. - 525 с.
18. Миронова Ю. С., Климова К. Ю. Основные особенности и преимущества экспортнойдеятельности для предприятий // Инновационные научные исследования. – 2021. –№ 11-2 (13). – C. 163–169.
19. OECD (2011), «Trade openness», in OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi.org/10.1787/sti\_scoreboard-2011-60-en.
20. Огнева Н. Ф., Броян И. В. Планирование источников финансирования инвестиционных проектов //Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 18—23. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.302.
21. Окулов В. Л., Хафизова К. Р. Особенности проекта и премия за риск при принятии инвестиционных решений // Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Менеджмент. — 2018. — № 2. —С. 147—167.
22. Пятнадцатая Годичная научная конференция (6–10 декабря 2019г.):П 996 Сборник научных статей: Гуманитарные и общественные науки: Т. II. –Ер.: Изд-во РАУ, 2022. – 605 с.
23. Revealed comparative advantage // URL: https://unctadstat.unctad.org/en/RcaRadar.html.
24. Совик И.А. Перспективы межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-armeniya
25. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : Учебник и практикум для вузов / Уразгалиев В. Ш. - 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 725 с.
26. Хафизов, С. Е. Развитие нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности / С. Е. Хафизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74685/
27. Холкина, А.А. Преимущества и недостатки вступления стран-участниц в Евразийский экономическийсоюз / А.А. Холкина // Актуальные вопросы экономических наук. — 2015. — № 46. — С. 12–21.
28. Шарохина С.В. О сущности понятия «инвестиционный проект» // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2018 №1, https://resources.today/PDF/03ECOR118.pdf DOI: 10.15862/03ECOR118
29. Экономический обзор Армении, электронный ресурс: https://unece.org/sites/default/files/2021-09/RU-Sub-regional_Innovation_Policy_Outlook_2020_ARMENIA_CHAPTERS.pdf
30. Armenia Index of Export Market Penetration // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ARM/StartYear/2016/EndYear/2020/indicator/NDX-XPRT-MKT-PNRTTN.
31. World Integration Trade Solution // URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ARM/Year/LTST/Summary.
32. UNCTADStat Data Center. International trade in goods and services. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=101 (дата обращения: 17.05.2023)
33. UNCTADStat Data Center. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 17.05.2023)