Связь самопринятия, самоуважения и самореализации
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 49 + 49 источников
- Добавлена 30.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ И МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ САМОПРИНЯТИЯ, САМОУВАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Определение понятий самопринятия, самоуважения и самореализации в различных психологических теориях. 6
1.2. Определение Я-концепции человека и образа «Я» в формировании самопринятия человека 10
1.3. Самоуважение как результат самопринятия и его роль в психологии 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕТОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ 18
2.1. Организация эмпирического исследования 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Исследования по самоуважению представляют собой противоречивую область. Между тем, анализ позволяет заключить, что уровень самоуважения играет важную роль в психологическом благополучии, выступая в качестве фактора, который влияет на депрессию и тревогу. Из проведенного корреляционного анализа в группе студентов, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, обнаружены значимые сильные положительные взаимосвязи между шкалой «социальная самореализация» и шкалой «самоуважение». Это означает, что чем больше студенты реализуют себя в обществе, тем выше у них уровень самоуважения.Кроме того, были выявлены значимые положительные взаимосвязи между «самопринятием» и шкалой «личная степень самореализации». Это свидетельствует о том, что успешная самореализация влияет на уровень принятия себя.Также были обнаружены значимые положительные взаимосвязи между шкалой «оптимистичность» и «самоуважение». Это указывает на то, что чем больше студенты проявляют оптимизм, тем выше у них уровень самопринятия.Кроме того, между шкалой «социальная самореализация» и шкалой «самопринятие» также существуют положительные взаимосвязи. Чем выше у студентов показатели по шкале «социальная самореализация», тем выше у них показатели по шкале «самопринятие».Интересно, что между шкалой «инертность» и шкалой «самопринятие» существуют значимые отрицательные взаимосвязи. Это может говорить о том, что чем ниже у студентов инертность, то есть чем больше они проявляют себя в окружающем мире, тем выше у них уровень самопринятия.Аналогичная ситуация наблюдается между шкалой «пессимистичность» и шкалой «самопринятие». Чем ниже у студентов уровень пессимизма, тем выше у них самопринятие. Чем меньше они акцентируются на негативном, тем больше они принимают себя.Таким образом, корреляционный анализ позволяет сделать вывод, что в группе студентов самопринятие и самореализация зависят от социальной самореализации. Они также зависят от личной самореализации и от уровня оптимистичности. Чем больше студенты проявляют себя в социуме, оптимизм и радость к жизни, тем выше их самооценка и любовь к себе. Они более адекватно оценивают свои ожидания и объективно относятся к окружающему миру.Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о существовании значительной положительной связи между показателями теста самооценки и теста суждений самореализации личности. Шкалы «самопринятие» и «самоуважение» опросника коррелируют со многими другими шкалами теста, включая «оптимистичность», «личностную самореализацию» и «социальную самореализацию».Перспективы данного исследования заключаются в том, что с помощью приведённого корреляционного анализа были выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на процесс самореализации по каждой из рассмотренных шкал теста суждений самореализации личности. Полученный материал может быть полезным в дальнейшей работе при выборе критериев, позволяющие характеризовать успешность самореализации, и делать прогнозы дальнейшего личностного и профессионального развития. Также эти данные рекомендуется учитывать и активно использовать в учебном процессе, для более эффективного обучения и формирования личностных качеств студентов, способствующих успешной самореализации.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫAlessandri G. et al. On the factor structure of the Rosenberg (1965) general self-esteem scale //Psychological assessment. – 2015. – Т. 27. – №. 2. – С. 621.Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does high selfesteemcause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? //Psychological Science in Public Interest. 2003 Vol. 4 N 1 P. 1—44.Bushman B.J., Baumeister R.F. Threatened egotism, narcissism, selfesteem, and direct and displaced aggression: Does selflove or selfhate lead to violence? //Journal of Personality and Social Psychology. 1998 Vol. 75 N 1 P. 219—229.ChengHong L., YiHsing C.C., JenHo C. Why do easterners have lower well being than westerners? The role of others’ approval contingencies of selfworth in the crosscultural differences in subjective wellbeing // Journal of CrossCultural Psychology. 2017 Vol. 48 N 2 P. 217—224.Crocker J., Lee S.J., Park L.E. The pursuit of selfesteem: Implications for good and evil // The social psychology of good and evil / Ed. by A.G. Miller. N.Y.GuilfordPress, 2004 P. 271—302.Crocker J., Park L.E. The costly pursuit of selfesteem // Psychological Bulletin. 2004 Vol. 130 P. 392—414.Crocker J., Wolfe C. T. Contingencies of self-worth//Psychological review. – 2001. – Т. 108. – №. 3. – С. 593.Maslow A. H. Preface to motivation theory //Psychosomatic medicine. – 1943. – Т. 5. – №. 1. – 322с.Pyszczynski Т., Greenberg J., Solomon S., Arndt J. Why do people need selfesteem? A theoretical and empirical review // Psychological Bulletin. 2004 Vol.130N 3 P. 435—468.Ryan R.M., Deci E.L. Selfdetermination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y.; London: Guilford Press, 2017Абульханова-Славская К. А. Абульханова, Славская, КА Стратегия жизни. – 1991. 265с.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/ пер. с нем.Вступит. ст. А.М. Боковикова – М.: Фонд «За экономическуюграмотность», 1995.-296с.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 800 с.Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – №. 1. – С. 79с.Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 321c. Боулби, Д. Привязанность/ пер. с англ.- М.: «Гардарики»,2003.-594с.Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, № 3 24Деркач А.А., Селезнева Е.В. Ак- меологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 496 с.Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. — 2007. — № 2. — 125с.Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайнманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. – 512 с.Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности //Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №. 11. – С. 335-344.Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997.Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1998.Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в техниках психоанализа. – М.: Гнозис, 1999.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — М.: Смысл, 1997.Левит Л. З. ИДЕАЛ" Я": КУДА НЕ ДОТЯНУЛСЯ ЗИГМУНД ФРЕЙД //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2016. – Т. 10. – №. 3-2. – 57с.Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности.- М.: Смысл,1993.-43с.Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688с.Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд./пер. с англ.- СПб. :Питер,2007.-352с.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 352с.Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская.- М.: Издательский центр«Акадамия»,2010.-384с.Молчанова О. Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки //Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6. – №. 3. – С. 67-77.94с.Молчанова О.Н., Некрасова Т.Ю. Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки // Культурно-историческая психология. 2013 № 4 97с.Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальтерапии. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 239 с.Прохоров А.Я. Ментальные составляюшие психического состояния // Уч. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2005. – Т. 147, кн. 2. – С. 139–154.Психодиагностика: Учебник / Под ред. Н.Н. Носс. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016. — 500с.Радина Н. К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье //Вопросы психологии. – 2000. – Т. 3. 362с.Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:«Прогресс»,1994.-478с.Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия, 2007. 560 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2002.- 720с.Селезнева Е.В. Жизненные смыслы и эффективность самореализации человека // практический журнал Вестник — 2014. — № 3. — 96с.Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России // Рос. науч. журн. 2011. № 21. 420сФрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы/ З. Фрейд; переводчик Л.Голлербах.- Москва: Издательство Юрайт,2019.-165с.Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.Хусаинова Н.Ю. Особенности исследования феномена Я-концепция в отечественной психологии // Психология в Казанском университете. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 173–195.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени.- М.: «Прогресс-Универс», 1993.-188с.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер.с англ./ Общ. ред. ипредисл. Толстых А.В.- М.: «Прогресс»,1996.-344с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Тест суждений самореализации личностиБЛАНК: ТЕСТ СУЖДЕНИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ1 – Нет2 – Чаще нет3 – Когда как4 – Чаще да5 – Да6 – Однозначно да№123456Цель вашей самореализации – это развитие ваших качеств, способностей.2Вам трудно определиться, в какой сфере вы могли бы себя выразить и добиться успеха в чем-либо.3Вы всегда пытаетесь на полную катушку проявить себя во всем и везде.4Чаще всего вы испытываете трудности с тем, чтобы заняться собой и хоть что-то в себе изменить.5Вы испытываете подъем сил, когда развиваете у себя какие-либо позитивные качества.6Для вас характерно погружаться в апатию и безразличие, когда приходится работать над собой.7Вы абсолютно уверены, что самосовершенствование личности зависит исключительно от самого человека.8Вы полагаете, что не надо прилагать никаких усилий над собой, человек и так может достичь духовного совершенства.9Ваше стремление к духовному росту побуждается желанием внести вклад в духовно-нравственное развитие других людей.10Для вас личностное самосовершенствование связано с потребностью достичь гармонии внутри себя.11Самореализация для вас – это постоянный личностный рост, ежедневный труд над собой.12Вы считаете, что самореализация обусловлена наследственностью, и поэтому ничто не способно повлиять на ее успешность.13Вы уверены, что только высокий уровень духовного, нравственного развития позволяет добиться значительных результатов в освоении окружающего мира.14Вам представляется бессмысленным тратить время на собственное совершенство, так как вас окружают посредственные люди.15Вы готовы реализовать все свои возможности для достижения совершенства в духовной сфере, однако не знаете, как это сделать.16Все стремления изменить в себе что-то наталкиваются на вашу неуверенность.17С детского возраста вы целенаправленно ежедневно занимаетесь своим самосовершенствованием.18Цель вашей самореализации – это развитие себя как личности.19Для вас не имеет никакого значения, в какой сфере можно себя реализовать.20 Вы постоянно стремитесь изменить себя в лучшую сторону в духовном, личностном и физическом аспектах.21Вы с большим трудом добиваетесь незначительных результатов в своем саморазвитии.22Вы всегда переживаете радость, если осознаете свое развитие.23У вас часто возникает спад настроения, если предстоит заниматься своим самосовершенствованием.24Вы считаете, что каждый человек должен ежедневно прилагать максимальные усилия для развития себя как личности.25Вы согласны с тем, что исключительно внешние обстоятельства и другие люди полностью определяют нравственное развитие личности.26Ваше стремление к постоянному личностному росту побуждается желанием быть полезным людям.27Ваше личностное развитие продиктовано только одной целью – добиться успеха в жизни.28На ваш взгляд, самореализация – это прежде всего развитие положительных личностных качеств, нравственности и т. д.29Самореализация в вашем понимании – это ситуативное проявление активности.30Вы думаете, что постоянное личностное развитие способствует достижению успеха в жизни.31Вы склонны предполагать, что люди высоконравственные страдают оттого, что их многие не понимают либо надсмехаются и отторгают.32Вам представляется, что для полного личностного самосовершенствования не хватает знаний и опыта.33Вашей самореализации часто мешает робость.34Никогда в жизни вы не испытывали смущения, выступая в незнакомой аудитории.35В любых ситуациях вы стремитесь проявить себя в общественно полезной деятельности для решения социальных проблем.36Вы практически не проявляете инициативы, чтобы выразить себя в чем-либо.37Вы постоянно стремитесь реализовать все свои знания и способности в социально значимых мероприятиях.38Вы почти никогда не проявляете интереса к каким-либо общественным акциям, движениям, партиям, организациям.39Самое большое удовлетворение вы получаете, когда занимаетесь общественной деятельностью.40Вас почти всегда охватывает безразличие и апатия, если приходится участвовать в общественных мероприятиях (волонтерство, митинги, социальные акции и т. д.)41Вы легко справляетесь с общественной работой благодаря хорошему самоконтролю.42Вам кажется, что общественной деятельностью занимаются профессиональные неудачники, поскольку здесь не нужно прилагать каких-либо усилий над собой.43На ваш взгляд, реализация себя в общественной деятельности чаще всего связана с желанием улучшить жизнь другим людям.44Вы не против того, чтобы посвятить себя политической либо иной общественной деятельности, поскольку это приносит хорошие дивиденды.45Вы уверены, что самовыражение человека в общественной деятельности способствует его всестороннему развитию.46Самовыражение в общественной сфере заключается в том, чтобы безукоризненно выполнять все поручения.47Полное самовыражение человека в общественной деятельности позволяет обогатиться новыми знаниями и опытом.48Вы убеждены, что выражение своих скрытых способностей в общественно полезном деле кроме зависти и злобы у окружающих ничего не вызывает.49Вашему самовыражению в социальной сфере препятствует отсутствие опыта и знаний.50Вы знаете, как добиться успеха в общественной работе, однако этому мешает ваша скованность.51Вы не встретили ни одного человека в жизни, который был бы вам неприятен или неинтересен.52Вы целенаправленно проявляете активность для решения социально значимых проблем.53Все ваши стремления к самовыражению продиктованы необходимостью и обязательствами.54Вы никогда не упускаете возможности поучаствовать в коллективных делах.55Больше всего вам лень выполнять общественные поручения.56Вы испытываете восторг, если предстоит работа в какой-либо политической партии или общественной благотворительной организации.57Самые негативные эмоции у вас возникают тогда, когда вы вынуждены принимать участие в социально значимых мероприятиях.58Вы смогли бы добиться больших результатов в какой-либо общественной деятельности, так как всегда полагаетесь только на себя и четко всё контролируете.59Вы считаете, что общественная деятельность не для вас, так как нужны хорошие организаторские способности, которыми вы не обладаете.60Вы считаете, что готовы посвятить себя общественной деятельности, несмотря на то что вам придется принести в жертву свою жизнь на благо других.61На ваш взгляд, большинство политиков и общественных деятелей в своей миссии преследуют корыстные цели, не отражающие интересы других людей.62Полная отдача себя общественно значимой деятельности, на ваш взгляд, позволяет реализовать весь свой интеллектуальный и личностный резерв.63Вы полагаете, в общественной деятельности стремятся выразить себя неудачники в жизни, так как это не имеет никакого отношения к подлинной самореализации личности.64Вы считаете, что полная самоотдача в социально полезной деятельности способствует не только успеху и признанию, но и собственному самоутверждению.65Общественно полезный труд как форма самовыражения является примитивным и малопривлекательным.66Вы готовы заняться общественной деятельностью, однако не знаете, с чего начать.67Вы испытываете смущение и тревожность, если приходится проявлять свою активность публично.68За всю свою жизнь вы не проронили ни одного нецензурного слова.69Вы прилагаете максимум усилий и используете все свои возможности для того, чтобы стать профессионалом высочайшего класса.70Ваша самореализация не имеет какой-то определенной направленности и ценности.71Вы легко включаетесь в любое дело и максимально проявляете свои профессиональные способности.72Вы прилагаете свои знания, в том числе профессиональные, только тогда, когда вас об этом попросят.73У вас появляются яркие положительные эмоции, если вы заняты профессиональным совершенствованием.74Для вас характерны раздражительность и апатия, когда возникает необходимость получать новые профессиональные знания и умения.75Вы уверены, что профессиональное мастерство зависит только от самого человека, а не каких-то внешних обстоятельств.76Вы считаете, что достижение высочайшего профессионального мастерства зависит от удачи и других людей.77Ваш интерес к профессиональному совершенству обусловлен потребностью быть полезным другим людям, коллективу, своей фирме.78Ваше стремление к профессиональной компетентности связано в большей степени с достижением личного морального и материального благополучия.79Вы полагаете, что истинная самореализация возможна только в профессиональной сфере, где человек на полную катушку про-являет свои способности.80Вам кажется, в профессиональной сфере нет возможности для выражения своего Я.81Вы склонны считать, что только выраженная профессиональная самореализация способна обеспечить успех в жизни каждого человека.82Вы не видите смысла в том, чтобы постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, поскольку это остается чаще всего незамеченным и не приносит личного удовлетворения.83На ваш взгляд, профессиональная самореализация возможна только в том случае, когда есть большой опыт и знания.84Выразить себя полностью в профессиональной сфере вам мешает внутренняя скованность, застенчивость, неумение устанавливать контакты.85Вы можете с легкостью убедить любого человека в неверности его суждений.86Основная цель самовыражения вашего внутреннего потенциала направлена на то, чтобы стать профи высочайшего класса.87Вся ваша деятельность связана с осуществлением мечты – занять руководящее кресло, не важно, где.88Вы всегда стараетесь до высокого мастерства довести свои профессиональные навыки и умения.89Вы почти никогда не проявляете усилий для профессионального самосовершенствования.90Вы с радостью отдаетесь своей профессиональной деятельности и всегда пытаетесь достичь совершенства.91При мысли о своей профессии у вас возникает спад настроения.92Вы твердо знаете, чего хотите добиться в профессиональной сфере, и прилагаете для этого все усилия.93Вам представляется, нет особой необходимости тратить силы и время для повышения профессионализма, так как это не главное в жизни человека.94Для вас основным мотивом достижения профессионализма является желание изменить всё вокруг себя, внести свой вклад в развитие предприятия, города, страны.95На ваш взгляд, максимальное самовыражение в профессиональной деятельности всегда продиктовано карьеризмом.96В любой профессии человек может не только выразить, но и развить свои способности, личностно-деловые и нравственные качества.97Вы полагаете, что успех в профессиональной сфере никоим образом не связан с самореализацией.98Только полная отдача сил в освоении профессиональных задач обеспечивает успех в жизни и карьере.99Вы уверены, что профессиональная деятельность не та область, где человек должен и может выразить себя на 100%.100Вы считаете, что добиться более высоких результатов в профессиональной компетентности вам мешает неумение четко программировать свою деятельность.101Вам представляется, что низкая самооценка препятствует становлению профессиональной компетентности.102Вы никогда не завидовали другим людям в чем-либо.
2. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does high selfesteemcause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? //Psychological Science in Public Interest. 2003 Vol. 4 N 1 P. 1—44.
3. Bushman B.J., Baumeister R.F. Threatened egotism, narcissism, selfesteem, and direct and displaced aggression: Does selflove or selfhate lead to violence? //Journal of Personality and Social Psychology. 1998 Vol. 75 N 1 P. 219—229.
4. ChengHong L., YiHsing C.C., JenHo C. Why do easterners have lower well being than westerners? The role of others’ approval contingencies of selfworth in the crosscultural differences in subjective wellbeing // Journal of CrossCultural Psychology. 2017 Vol. 48 N 2 P. 217—224.
5. Crocker J., Lee S.J., Park L.E. The pursuit of selfesteem: Implications for good and evil // The social psychology of good and evil / Ed. by A.G. Miller. N.Y.Guilford Press, 2004 P. 271—302.
6. Crocker J., Park L.E. The costly pursuit of selfesteem // Psychological Bulletin. 2004 Vol. 130 P. 392—414.
7. Crocker J., Wolfe C. T. Contingencies of self-worth//Psychological review. – 2001. – Т. 108. – №. 3. – С. 593.
8. Maslow A. H. Preface to motivation theory //Psychosomatic medicine. – 1943. – Т. 5. – №. 1. – 322с.
9. Pyszczynski Т., Greenberg J., Solomon S., Arndt J. Why do people need selfesteem? A theoretical and empirical review // Psychological Bulletin. 2004 Vol.130 N 3 P. 435—468.
10. Ryan R.M., Deci E.L. Selfdetermination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y.; London: Guilford Press, 2017
11. Абульханова-Славская К. А. Абульханова, Славская, КА Стратегия жизни. – 1991. 265с.
12. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/ пер. с нем. Вступит. ст. А.М. Боковикова – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.-296с.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 800 с.
14. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – №. 1. – С. 79с.
15. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 321c.
16. Боулби, Д. Привязанность/ пер. с англ.- М.: «Гардарики»,2003.-594с.
17. Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, № 3 24
18. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Ак- меологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 496 с.
19. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. — 2007. — № 2. — 125с.
20. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайнманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
21. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности //Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №. 11. – С. 335-344.
22. Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.
23. Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997.
24. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1998.
25. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в техниках психоанализа. – М.: Гнозис, 1999.
26. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.
27. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — М.: Смысл, 1997.
28. Левит Л. З. ИДЕАЛ" Я": КУДА НЕ ДОТЯНУЛСЯ ЗИГМУНД ФРЕЙД //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2016. – Т. 10. – №. 3-2. – 57с.
29. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности.- М.: Смысл,1993.-43с.
30. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688с.
31. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд./пер. с англ.- СПб. :Питер,2007.-352с.
32. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 352с.
33. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская.- М.: Издательский центр «Акадамия»,2010.-384с.
34. Молчанова О. Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки //Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6. – №. 3. – С. 67-77.94с.
35. Молчанова О.Н., Некрасова Т.Ю. Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки // Культурно¬-историческая психология. 2013 № 4 97с.
36. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальтерапии. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 239 с.
37. Прохоров А.Я. Ментальные составляюшие психического состояния // Уч. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2005. – Т. 147, кн. 2. – С. 139–154.
38. Психодиагностика: Учебник / Под ред. Н.Н. Носс. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016. — 500с.
39. Радина Н. К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье //Вопросы психологии. – 2000. – Т. 3. 362с.
40. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс»,1994.-478с.
41. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М.: Психотерапия, 2007. 560 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2002.- 720с.
43. Селезнева Е.В. Жизненные смыслы и эффективность самореализации человека // практический журнал Вестник — 2014. — № 3. — 96с.
44. Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России // Рос. науч. журн. 2011. № 21. 420с
45. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы/ З. Фрейд; переводчик Л.Голлербах.- Москва: Издательство Юрайт,2019.-165с.
46. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
47. Хусаинова Н.Ю. Особенности исследования феномена Я-концепция в отечественной психологии // Психология в Казанском университете. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 173–195.
48. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени.- М.: «Прогресс-Универс», 1993.-188с.
49. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер.с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В.- М.: «Прогресс»,1996.-344с.