Личностные особенности подростков с разной самооценкой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 33 33 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
Глава 1. Личностные особенности подростков с разной самооценкой как проблема исследования 7
1.1 Понятие самооценки и ее роль в формировании личности 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование самооценки подростков 8
1.3 Связь между самооценкой и личностными особенностями подростков 11
2.4 Постановка проблемы, цели, задач и гипотезы исследования 13
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 15
2.1 Описание выборки эмпирического исследования 15
2.2 Характеристика методов исследования 15
2.2.1 Обзор диагностических методик 15
2.2.2 Методы анализа данных 19
Глава 3. Представление результатов исследования и их обсуждение 20
3.1 Анализ описательной статистики полученных эмпирических данных 20
3.2 Анализ взаимосвязей и статистически достоверных различий проявлений личностных особенностей в контрастных по уровню самооценки выборках подростков 22
Выводы 26
Заключение 27
Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления

ранг (заниженная самооценка)Ср. ранг (адекватная самооценка)U-Манна-УитниУр. знач. (р)Покорный тип50,6834,691251,50,004В результате применения сравнительного анализа, рассчитанного с помощью непараметрического критерия сравнения двух независимых групп U-Манна-Уитни было обнаружено одно значимое различие по параметру«Покорный тип».У подростков с заниженной самооценкой данный параметр достоверно выше, чем у подростков с адекватной самооценкой. Это свидетельствует о том, что скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности проявляется больше и чаще у подростков с заниженной самооценкой.Таблица 8Результаты применения непараметрического критерия сравнения двух независимых групп U-Манна-Уитни (группа подростков с завышенной и заниженной самооценкой)ПараметрыСр. ранг (завышенная самооценка)Ср. ранг (заниженная самооценка)U-Манна-УитниУр. знач. (р)Властный тип69,4428,13340,001Независимый тип70,527,500,001Покорный тип16,559,517280,001В результате применения сравнительного анализа, рассчитанного с помощью непараметрического критерия сравнения двух независимых групп U-Манна-Уитни было обнаружено три значимых различия по параметрам «Властный тип», «Независимый тип» и «Покорный тип».У подростков с завышенной самооценкой параметры «Властный тип» и «Независимый тип» достоверно выше, чем у подростков с заниженной самооценкой. Это свидетельствует о том, что уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, уверенность, независимость, соперничество проявляется больше и чаще у подростков с завышенной самооценкой. Тогда как параметр «Покорный тип» достоверно выше у подростков с заниженнойсамооценкой, чем у подростков с завышенной самооценкой. Это свидетельствует о том, что скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанностипроявляется больше и чаще у подростков с заниженной самооценкой.ВыводыТаким образом, результаты эмпирического исследования показали, что чем выше самооценка подростка, тем более он склонен к властно-лидирующему, независимо-доминирующему и прямолинейно-агрессивному типу межличностных отношений.То есть чем выше самооценка подростка, тем выше уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, выше свойства руководителя, а также искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.Кроме того, чем ниже самооценка подростка, тем более он склонен с покорному типу межличностных отношений.Помимо этого, уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, уверенность, независимость и соперничество проявляется больше и чаще у подростков с завышенной самооценкой по сравнению с подростками с адекватной самооценкой.Тогда как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности проявляется больше и чаще у подростков с адекватной и заниженной самооценкой.Также нами было обнаружено, что уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, уверенность, независимость, соперничество проявляется больше и чаще у подростков с завышенной самооценкой по сравнению с подростками с заниженной самооценкой.В свою очередьскромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанностипроявляется больше и чаще у подростков с заниженной самооценкой.ЗаключениеДанная работа была направлена на решение проблемы изучения влияния самооценки на личностные особенности подростков, поскольку различные уровни самооценки могут влиять на поведение, эмоциональное состояние, отношения с окружающими и успех в учебе.В теоретической части работы рассматривались подходы к понимаю самооценки и её роли в формировании личности, в результате чего мы пришли к вы воду, что самооценка представляет собой субъективное отношение индивида к самому себе, оценку собственных качеств, способностей, достоинств и недостатков. При этом она влияет на все сферы жизни человека, включая его поведение, мышление, эмоциональное состояние и отношения с окружающими. Далее нами были изученыфакторы, влияющие на формирование самооценки подростков. Среди них мы рассмотрели семейную среду, общение с друзьями и сверстниками, а также культурные и социальные стереотипы.В заключительной части теоретического анализа мы рассмотрели и проанализировали связь между самооценкой и личностными особенностями у подростков. Тем самым мы выяснили, что самооценка может быть связана со всеми личностными показателями, поскольку люди стараются вести себя в соответствии с представлениями о себе.Исходя из проблемы исследования и теоретического анализа, нами была сформулирована цель исследования – выявление особенностей личности подростков с разной самооценкой. В результате проведённого эмпирического исследования мы обнаружиличто чем выше самооценка подростка, тем более он склонен к властно-лидирующему, независимо-доминирующему и прямолинейно-агрессивному типу межличностных отношений. То есть чем выше самооценка подростка, тем выше уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, выше свойства руководителя, а также искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.Кроме того, чем ниже самооценка подростка, тем более он склонен с покорному типу межличностных отношений.Помимо этого, уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, уверенность, независимость и соперничество проявляется больше и чаще у подростков с завышенной самооценкой по сравнению с подростками с адекватной самооценкой.Тогда как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности проявляется больше и чаще у подростков с адекватной и заниженной самооценкой.Также нами было обнаружено, что уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, уверенность, независимость, соперничество проявляется больше и чаще у подростков с завышенной самооценкой по сравнению с подростками с заниженной самооценкой.В свою очередьскромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанностипроявляется больше и чаще у подростков с заниженной самооценкой.Исследование личностных особенностей подростков с разной самооценкой имеет огромную практическую значимость в современном обществе. Изучение этой темы позволила лучше понять, как самооценка подростков влияет на их поведение и отношения с окружающими людьми.Понимание особенностей личности подростков с разной самооценкой позволяет разработать более эффективные методики работы с ними, помочь им развить свои сильные стороны и преодолеть слабости. Это также помогает предотвратить возможные проблемы в поведении и социальной адаптации подростков.Результаты и выводы, полученные в ходе проведения исследования по данной теме, могут быть использованы педагогами, психологами, специалистами по работе с подростками для создания более индивидуализированных программ поддержки и развития личности подростков. Кроме того, данная работа может стать основой для дальнейших исследований в области психологии личности и подростковой психологии.В дальнейших исследованиях на данную тему для более подробного изучения научной проблемы возможно увеличение выборки, расширение сферы исследуемых параметров, связанных с изучаемым явлением, дополнение полученных данных лонгитюдным исследованием, а также проверка новых гипотез.Библиографический списокАлексейченко Н. В. Влияние занятий спортом на самооценку подростка и мотивацию достижения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-sportom-na-samootsenku-podrostka-i-motivatsiyu-dostizheniya (дата обращения: 07.04.2024).Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. С.56-65.Белинская Е. П., Лянгузова В. В. Динамика Я-концепции как следствие принадлежности к временным группам // Образование личности. 2018. № 3. С. 79-86.Богдановская И. М., Королева Н. Н., Углова А. Б., Петрова Ю. В. Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов // ПНиО. 2021. №6 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnostnyh-osobennostey-v-formirovanii-problemnogo-ispolzovaniya-interneta-u-uchaschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 07.04.2024).Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия. 1995. 327 с.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 4. с. 99-10.Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского Университета. 2011. №1. с. 54-65.Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. №3. с.30-38.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник ТГПУ. 2009. № 1 (79). С. 73-76.Джабраилова М. М. Особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков воспитывающихся в полных, неполных и смешанных семьях // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-trevozhnosti-i-agressivnosti-u-podrostkov-vospityvayuschihsya-v-polnyh-nepolnyh-i-smeshannyh-semyah (дата обращения: 07.04.2024).Захарова А.В. Структурно - динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. №1. с. 5-14.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 335 с.Король Н. В. Личностные особенности подростков, занимающих различные позиции в ситуации школьного буллинга // Universum: психология и образование. 2022. №7 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-zanimayuschih-razlichnye-pozitsii-v-situatsii-shkolnogo-bullinga (дата обращения: 07.04.2024).Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.Мишина М. М., Воробьева К. А. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-s-raznymi-predpochteniyami-v-kompyuternyh-igrah (дата обращения: 07.04.2024).Молчанов С. В., Алмазова О. В., Войскунский А. Е., Поскребышева Н. Н. Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 3-15.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л. Трубицыной, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 462 с.Репенко М. С., Устинова Н. В. Особенности тревожности и самооценки подростков, обучающихся в условиях дистанционного обучения, в контексте психологической безопасности образовательной среды школы // Вестник Прикамского социального института. 2022. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trevozhnosti-i-samootsenki-podrostkov-obuchayuschihsya-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-v-kontekste (дата обращения: 07.04.2024).Солонченко С. С. Самооценка подростков, оставшихся без попечения родителей (на примере подростков, имеющих опыт проживания в закрытых учреждениях) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-podrostkov-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-na-primere-podrostkov-imeyuschih-opyt-prozhivaniya-v-zakrytyh (дата обращения: 07.04.2024).Степченко Т.А., Симукова С.В., Егоров Г.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В., Гуторова Г.А. Особенности совладающего поведения подростков с различной самооценкой // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №8 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladayuschego-povedeniya-podrostkov-s-razlichnoy-samootsenkoy (дата обращения: 07.04.2024).Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 230-239.Харитонова Е.В., Суслина Е.В. Личностные особенности склонности подростков к деструктивным видам активности // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-sklonnosti-podrostkov-k-destruktivnym-vidam-aktivnosti (дата обращения: 07.04.2024).Чирипова А.В., Тудупова Т.Ц. Гендерные особенности самооценки у подростков и её влияние на их учебную деятельность // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-samootsenki-u-podrostkov-i-eyo-vliyanie-na-ih-uchebnuyu-deyatelnost (дата обращения: 07.04.2024).Шадрина К. А. Личностные особенности старших подростков и их влияние на успешность в творческой деятельности // Шаг в науку. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-starshih-podrostkov-i-ih-vliyanie-na-uspeshnost-v-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.04.2024).Cameron, J. J., & Granger, S. (2019). DoesSelf-EsteemHaveanInterpersonalImprintBeyondSelf-Reports? A Meta-AnalysisofSelf-EsteemandObjectiveInterpersonalIndicators. PersonalityandSocialPsychologyReview, 23(1), 73-102. https://doi.org/10.1177/1088868318756532Gothe, N.P., Erlenbach, E. & Engels, HJ. Exercise and self-esteem model: Validity in a sample of healthy female adolescents. CurrPsychol 41, 8876–8884 (2022). https://doi.org/10.1007/s12144-021-01390-7Lavrijsen, J., Soenens, B., Vansteenkiste, M. et al. When Insecure Self-Worth Drains Students’ Energy: Academic Contingent Self-Esteem and Parents’ and Teachers’ Perceived Conditional Regard as Predictors of School Burnout. J YouthAdolescence 52, 810–825 (2023). https://doi.org/10.1007/s10964-023-01749-yYang, X., Liu, RD., Ding, Y. et al. The relations between academic procrastination and self-esteem in adolescents: A longitudinal study. CurrPsychol 42, 7534–7548 (2023). https://doi.org/10.1007/s12144-021-02075-xWaltz, J.T., Chou, C.P. The components of mental health in young adults: The mediation and moderation effects of self-esteem and personality traits. CurrPsychol 42, 12768–12776 (2023). https://doi.org/10.1007/s12144-021-02513-w

1. Алексейченко Н. В. Влияние занятий спортом на самооценку подростка и мотивацию достижения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-sportom-na-samootsenku-podrostka-i-motivatsiyu-dostizheniya (дата обращения: 07.04.2024).
2. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. С.56-65.
3. Белинская Е. П., Лянгузова В. В. Динамика Я-концепции как следствие принадлежности к временным группам // Образование личности. 2018. № 3. С. 79-86.
4. Богдановская И. М., Королева Н. Н., Углова А. Б., Петрова Ю. В. Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов // ПНиО. 2021. №6 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnostnyh-osobennostey-v-formirovanii-problemnogo-ispolzovaniya-interneta-u-uchaschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 07.04.2024).
5. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия. 1995. 327 с.
6. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 4. с. 99-10.
7. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского Университета. 2011. №1. с. 54-65.
8. Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. №3. с.30-38.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
10. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник ТГПУ. 2009. № 1 (79). С. 73-76.
11. Джабраилова М. М. Особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков воспитывающихся в полных, неполных и смешанных семьях // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-trevozhnosti-i-agressivnosti-u-podrostkov-vospityvayuschihsya-v-polnyh-nepolnyh-i-smeshannyh-semyah (дата обращения: 07.04.2024).
12. Захарова А.В. Структурно - динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. №1. с. 5-14.
13. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 335 с.
14. Король Н. В. Личностные особенности подростков, занимающих различные позиции в ситуации школьного буллинга // Universum: психология и образование. 2022. №7 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-zanimayuschih-razlichnye-pozitsii-v-situatsii-shkolnogo-bullinga (дата обращения: 07.04.2024).
15. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.
16. Мишина М. М., Воробьева К. А. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-s-raznymi-predpochteniyami-v-kompyuternyh-igrah (дата обращения: 07.04.2024).
17. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Войскунский А. Е., Поскребышева Н. Н. Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 3-15.
18. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л. Трубицыной, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 462 с.
19. Репенко М. С., Устинова Н. В. Особенности тревожности и самооценки подростков, обучающихся в условиях дистанционного обучения, в контексте психологической безопасности образовательной среды школы // Вестник Прикамского социального института. 2022. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trevozhnosti-i-samootsenki-podrostkov-obuchayuschihsya-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-v-kontekste (дата обращения: 07.04.2024).
20. Солонченко С. С. Самооценка подростков, оставшихся без попечения родителей (на примере подростков, имеющих опыт проживания в закрытых учреждениях) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-podrostkov-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-na-primere-podrostkov-imeyuschih-opyt-prozhivaniya-v-zakrytyh (дата обращения: 07.04.2024).
21. Степченко Т.А., Симукова С.В., Егоров Г.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В., Гуторова Г.А. Особенности совладающего поведения подростков с различной самооценкой // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №8 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladayuschego-povedeniya-podrostkov-s-razlichnoy-samootsenkoy (дата обращения: 07.04.2024).
22. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 230-239.
23. Харитонова Е.В., Суслина Е.В. Личностные особенности склонности подростков к деструктивным видам активности // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-sklonnosti-podrostkov-k-destruktivnym-vidam-aktivnosti (дата обращения: 07.04.2024).
24. Чирипова А.В., Тудупова Т.Ц. Гендерные особенности самооценки у подростков и её влияние на их учебную деятельность // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-samootsenki-u-podrostkov-i-eyo-vliyanie-na-ih-uchebnuyu-deyatelnost (дата обращения: 07.04.2024).
25. Шадрина К. А. Личностные особенности старших подростков и их влияние на успешность в творческой деятельности // Шаг в науку. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-starshih-podrostkov-i-ih-vliyanie-na-uspeshnost-v-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.04.2024).
26. Cameron, J. J., & Granger, S. (2019). Does Self-Esteem Have an Interpersonal Imprint Beyond Self-Reports? A Meta-Analysis of Self-Esteem and Objective Interpersonal Indicators. Personality and Social Psychology Review, 23(1), 73-102. https://doi.org/10.1177/1088868318756532
27. Gothe, N.P., Erlenbach, E. & Engels, HJ. Exercise and self-esteem model: Validity in a sample of healthy female adolescents. Curr Psychol 41, 8876–8884 (2022). https://doi.org/10.1007/s12144-021-01390-7
28. Lavrijsen, J., Soenens, B., Vansteenkiste, M. et al. When Insecure Self-Worth Drains Students’ Energy: Academic Contingent Self-Esteem and Parents’ and Teachers’ Perceived Conditional Regard as Predictors of School Burnout. J Youth Adolescence 52, 810–825 (2023). https://doi.org/10.1007/s10964-023-01749-y
29. Yang, X., Liu, RD., Ding, Y. et al. The relations between academic procrastination and self-esteem in adolescents: A longitudinal study. Curr Psychol 42, 7534–7548 (2023). https://doi.org/10.1007/s12144-021-02075-x
30. Waltz, J.T., Chou, C.P. The components of mental health in young adults: The mediation and moderation effects of self-esteem and personality traits. Curr Psychol 42, 12768–12776 (2023). https://doi.org/10.1007/s12144-021-02513-w