Личность ребенка как эпицентр музыкально-образовательной системы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального образования 4
2. Ориентация педагога-музыканта на возрастные особенности учащихся 9
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Одним из основных условий, которые могут превратить стресс в фактор, способствующий позитивному воздействию на организм, является эмоциональная и физическая активность, согласно исследованиям В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского.Следовательно, в процессе музыкально-педагогической работы в данном периоде необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны адаптационного синдрома. Дети в этот период обладают высокой концентрацией внимания, однако также испытывают повышенную утомляемость, что требует от педагогов принятия оптимальных мер по регулированию психологического состояния детей.В этом контексте важно использовать музыкальные занятия таким образом, чтобы подходящий музыкальный материал и виды деятельности выбирались с учетом различных психологических состояний детей, чтобы достичь определенного уровня комфорта и эмоциональной удовлетворенности. Такой подход рекомендуется не только на начальном этапе обучения в школах, но и в течение всего периода учебы.Характеризуя особенности подросткового возраста, Ю.Б. Алиев выделяет особенности младшего подросткового (10–12 лет) и старшего подросткового (12–15 лет) периодов с учетом специфики музыкального образования. Он отмечает, что младшие подростки обычно испытывают повышенную утомляемость, что требует построения занятий с использованием разнообразных методов и форм работы.Также важно учитывать, что учащиеся этого возраста имеют тенденцию к стереотипным действиям и стандартам поведения. В связи с этим Ю.Б. Алиев считает, что несмотря на разнообразие форм и методов занятий, их структура должна быть относительно постоянной. Он также подчеркивает, что содержание урока должно акцентироваться на эмоциональной сфере младших подростков. Данный возраст характеризуется стремлением к отделению от детства, поэтому особое внимание следует уделять выбору певческого репертуара и текстов, соответствующих интересам и потребностям детей.В отличие от младших подростков, ученики старшего подросткового возраста проявляют избыток энергии, что отмечает Ю.Б. Алиев. Он отмечает, что старшие подростки характеризуются неэкономными действиями и любовью к преодолению трудностей. Сложные задачи они выполняют с большим энтузиазмом.Учитывая увеличенную активность учащихся, преподаватель музыки должен быть осторожен в певческой деятельности, учитывая, что подавляющее большинство старших подростков находится в периоде острой мутации. Избыток энергии, как подчеркивает Ю.Б. Алиев, приводит к другой особенности этого возраста: старшие подростки не терпят ожидания. Что требует от учителя планирования каждой минуты урока и вовлечения как можно большего числа учащихся в активную работу.Кроме того, согласно исследователю, в педагогической деятельности необходимо учитывать качественные изменения во взаимоотношениях между мальчиками и девочками, а также проявление интереса к взрослому миру. Поэтому в учебный материал следует включать музыкальные произведения, отражающие внутренние переживания человека.Детей этого возраста также отличает усиленное чувство собственного достоинства и стремление к признанию. К 12–13 годам, как отмечает исследователь, подростки проявляют выраженный интерес к самовоспитанию, даже если его результаты будут заметны лишь в долгосрочной перспективе.Эта особенность возраста, по мнению Ю.Б. Алиева, может быть успешно использована для вовлечения подростков в изучение высокой музыки. В организации занятий важно также учитывать потребность учащихся в формировании собственной воли, присущей почти всем детям.Учитывая особенности подросткового возраста, важно достичь гармонии между интересами и пристрастиями детей этой возрастной группы и методами обучения конкретного преподавателя. Как отмечает профессор Ф.М. Хэсс из Кёльнского университета в Германии, установление этого равновесия является одной из самых сложных задач в современной музыкальной педагогике, требующей сбалансированного подхода к жизненному и музыкальному опыту ребенка, а также к роли науки и преподавателя.Таким образом, ориентация педагога-музыканта на возрастные особенности учащихся имеет критическое значение для успешной адаптации учебного материала и методов обучения к потребностям и способностям каждой возрастной группы. Подростковый возраст характеризуется не только физиологическими изменениями, но и эмоциональным развитием, что требует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.ЗаключениеПодробно изучив педагогическую практику и методы музыкального образования, можно заключить, что качества личности учащихся играют важную роль в этом процессе. Музыкальная память, слуховая и зрительная восприимчивость, а также ритмическое чувство выделяются среди ключевых аспектов, способствующих эффективному освоению музыкальных навыков. Наряду с этим, доброжелательность и внимательность педагога, атмосфера урока и интерес ученика к предмету оказывают значительное влияние на развитие музыкальных способностей. Оркестровое и ансамблевое музицирование предоставляют учащимся возможность проявить свои индивидуальные особенности, что способствует формированию комплексной музыкальной личности.В контексте педагогической деятельности в области музыкального образования акцент на возрастные особенности учащихся играет ключевую роль в эффективной реализации учебного процесса. Результаты исследований показывают, что младшие школьники (6-10 лет) характеризуются разрозненным музыкальным опытом и склонностью к непосредственному сопереживанию, требующему особого подхода в организации уроков. Старшие подростки (12-15 лет), с другой стороны, демонстрируют повышенную активность и стремление к самовоспитанию, что подчеркивает необходимость внимательного учета их эмоциональных и психологических особенностей в музыкально-педагогическом процессе.Список литературыАрчакова, А. В. Социокультурный аспект музыкального воспитания / А. В. Арчакова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 6(46). – С. 46-50. Дин, Х. Развитие музыкально-образного мышления учащихся младшего школьного возраста в практике общего музыкального образования / Х. Дин, М. В. Иванова // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика. – 2020. – С. 350-353. Доронина, М. В. Музыкально-эстетическая деятельность младших школьников на уроках музыки в школе / М. В. Доронина, Е. С. Илюхина // Научные горизонты. – 2019. – № 11(27). – С. 18-23. Каримова, Г. К. Музыкальная школа как необходимый аспект развития личности ребенка / Г. К. Каримова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 5(44). – С. 874-881. Магомедова, Д. А. Психологические основы музыкального образования младших школьников / Д. А. Магомедова // Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. – 2019. – С. 61-63. Матвеева, Л. В. Приобщение подростков к классической музыке в школьном образовательном процессе / Л. В. Матвеева // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 9. – С. 84-91. Милюгина, Е. Г. Проблема формирования музыкальной культуры личности в современных исследованиях / Е. Г. Милюгина // Вестник Тверского государственного университета.– 2017. – № 4. – С. 205-210. Нурдинов, К. П. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка / К. П. Нурдинов, Д. Г. Умнов // Вестник науки и образования. – 2019. – № 22-2(76). – С. 50-53. Нуруллина, Р. Ф. Проблемы музыкального воспитания учащихся подросткового возраста / Р. Ф. Нуруллина // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании.– 2022. – С. 178-181.

1. Арчакова, А. В. Социокультурный аспект музыкального воспитания / А. В. Арчакова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 6(46). – С. 46-50.
2. Дин, Х. Развитие музыкально-образного мышления учащихся младшего школьного возраста в практике общего музыкального образования / Х. Дин, М. В. Иванова // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика. – 2020. – С. 350-353.
3. Доронина, М. В. Музыкально-эстетическая деятельность младших школьников на уроках музыки в школе / М. В. Доронина, Е. С. Илюхина // Научные горизонты. – 2019. – № 11(27). – С. 18-23.
4. Каримова, Г. К. Музыкальная школа как необходимый аспект развития личности ребенка / Г. К. Каримова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 5(44). – С. 874-881.
5. Магомедова, Д. А. Психологические основы музыкального образования младших школьников / Д. А. Магомедова // Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. – 2019. – С. 61-63.
6. Матвеева, Л. В. Приобщение подростков к классической музыке в школьном образовательном процессе / Л. В. Матвеева // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 9. – С. 84-91.
7. Милюгина, Е. Г. Проблема формирования музыкальной культуры личности в современных исследованиях / Е. Г. Милюгина // Вестник Тверского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 205-210.
8. Нурдинов, К. П. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка / К. П. Нурдинов, Д. Г. Умнов // Вестник науки и образования. – 2019. – № 22-2(76). – С. 50-53.
9. Нуруллина, Р. Ф. Проблемы музыкального воспитания учащихся подросткового возраста / Р. Ф. Нуруллина // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании.– 2022. – С. 178-181.