Содержание музыкального образования
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 07.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Общая характеристика содержания музыкального образования 4
2. Основные элементы содержания музыкального образования 11
Заключение 17
Список литературы 18
В образовательную программу включены основные жанры музыкального искусства: песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт, соната, романс, прелюдия, ноктюрн, баллада, сюита и другие.Такие знания являются ключевыми, так как жанр выступает основным мостом между композитором и слушателем, а также между реальностью и её отражением в музыкальном произведении. Классификация жанров помогает закрепить в памяти учащихся понятийные и смысловые аспекты музыкального языка. Знание различных жанров активизирует память и связи музыкального искусства с личным опытом. Кроме того, опора на жанр позволяет педагогу-музыканту вести учащихся к образно-содержательным выводам уже на начальных этапах обучения.В процессе обучения учащиеся приобретают знания о различных музыкальных стилях, которые представляют собой системы выразительных средств, направленных на воплощение конкретного идейно-образного содержания. Эти стили включают в себя эпохальные (исторические), национальные, авторские, исполнительские и другие.В современной педагогике музыкального образования все больше признается различие между умениями и навыками. Умения связаны с временной природой музыкального искусства и направлены на процессы "наблюдения" за интонационным развитием в слушательской, исполнительской деятельности, а также на умение импровизировать (сочинять) музыку и устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства и окружающей жизнью.Такие умения не могут быть автоматизированы, так как они связаны с творческим и неповторимым процессом восприятия музыкального искусства. Музыкальные умения базируются на знаниях о музыке и формируются в процессе активного восприятия её живого исполнения. В ходе музыкальных занятий развиваются две основные группы умений: первая связана с конкретными видами музыкальной деятельности, соответствующими их природе.Вторая группа умений включает способность регулировать своё психологическое состояние под воздействием музыки, иногда приспосабливаясь к её эмоциональному настрою или даже противоположной ему, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте. Данные умения, относительно недавно введенные в теорию музыкального образования, требуют длительного формирования.В психологии навыки рассматриваются как действия, компоненты которых становятся автоматизированными благодаря повторению. Процесс их формирования, выделенный А.В. Запорожцем, А.А. Люблинской и А.В. Петровским, включает три этапа: овладение элементами действия, создание целостной структуры действия и закрепление и усовершенствование этой структуры. Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются технической основой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, которая требует специальной подготовки и развития психофизиологических способностей.Музыкально-творческая учебная деятельность выделяется как отдельный компонент содержания музыкального образования, что подчеркивает её специальное значение для музыкального и общего развития личности ученика. Такой вид опыта формируется у школьников через различные виды музыкальной практики, такие как прослушивание музыки, вокальное и инструментальное исполнение, музыкально-пластическая деятельность, музыкальные импровизации и сочинение, а также установление связей музыки с другими искусствами, историей и повседневной жизнью.В отличие от творчества, направленного на создание нового в музыкальном искусстве, цель общего музыкального образования состоит в стимулировании творческого потенциала у ребенка и заинтересованности его не только в результате, но и в процессе музыкальной деятельности. Такой подход позволяет раскрыть для ученика творческую сущность музыки, её методы создания, исполнения и восприятия. Поэтому акцент делается в основном на музыкально-творческой учебной деятельности, в ходе которой ученик открывает для себя что-то новое и оригинальное.Таким образом, в традициях отечественного музыкального образования, начиная от В.Ф. Одоевского до современных исследователей, выделяется приоритетное значение музыкальной практики для развития музыкального вкуса и эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке. Современная педагогика музыкального образования утверждает значение музыкально-творческой учебной деятельности как средства активизации творческого потенциала учащихся и формирования их интереса к процессу музицирования.ЗаключениеВ контексте современного музыкального образования необходимо учитывать множество факторов, включая традиционные и инновационные методы, а также особенности психологического и эмоционального развития учащихся. В контексте развивающегося образовательного пейзажа, содержание музыкального образования представляет собой сложную систему, основанную на принципах, способствующих развитию музыкальных способностей и эстетического восприятия учащихся. Систематизация уроков музыки и использование разнообразных методик позволяют обогатить процесс обучения, обеспечивая студентам уникальный опыт восприятия и творчества. Эмоциональная атмосфера уроков, внимательно продуманные коммуникативные стратегии и учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося являются ключевыми аспектами формирования содержания музыкального образования. Подобный подход обеспечивает не только передачу музыкальных знаний, но и развитие критического мышления, творческих способностей и эмоциональной интеллигенции, что существенно влияет на формирование гармоничной личности и её культурное развитие.Анализ основных элементов содержания музыкального образования подчеркивает важность интеграции знаний о музыке и музыкальных умений в учебный процесс. Основываясь на концепции формирования музыкального вкуса и эмоционально-ценностного отношения к музыке, сформулированной историческими исследователями, включая В.Ф. Одоевского и Б. В. Асафьева, современная методология музыкального образования акцентирует внимание на разнообразных формах музыкальной практики. Важным элементом является также развитие музыкальных навыков, включая умение регулировать психологическое состояние под воздействием музыки, что отражает новейшие подходы к формированию музыкальной компетенции учащихся.Список литературыГончарова, В. С. Цели, задачи и принципы современного музыкального образования / В. С. Гончарова // Интеллектуальный капитал XXI века. – 2020. – С. 270-274.Дорошенко, С. И. Музыкальное образование в России: ретроспектива и прогнозы (по материалам седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования) / С. И. Дорошенко // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, № 1. – С. 63-68. Ефременко, А. П. Специфика формирования музыкальной культуры современных подростков в системе дополнительного образования / А. П. Ефременко, М. Габдиев // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2021. – Т. 20, № 1(158). – С. 122-130. Кенджалиева, В. А. Принципы, формы и методы развития музыкальных способностей учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе / В. А. Кенджалиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-1. – С. 97-103. Красильников, И. М. Взаимодействие элементов содержания образования на уроке музыки / И. М. Красильников // Педагогика искусства. – 2021. – № 2. – С. 48-56. Мандрыкин, А. Ю. музыкальное образование / А. Ю. Мандрыкин, А. А. Непомнящих, А. А. Зайцев // Современное образование: проблемы, решения, инновации. – 2021. – С. 327-330. Сорокина, Е. В. Методы музыкального образования и критерии их выбора / Е. В. Сорокина // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. – 2019. – С. 224-228. Ясинских, Л. В. Современные технологии в реализации содержания музыкального образования / Л. В. Ясинских // Традиции и инновации в педагогическом образовании. – 2019. – С. 62-67.
2. Дорошенко, С. И. Музыкальное образование в России: ретроспектива и прогнозы (по материалам седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования) / С. И. Дорошенко // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 30, № 1. – С. 63-68.
3. Ефременко, А. П. Специфика формирования музыкальной культуры современных подростков в системе дополнительного образования / А. П. Ефременко, М. Габдиев // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2021. – Т. 20, № 1(158). – С. 122-130.
4. Кенджалиева, В. А. Принципы, формы и методы развития музыкальных способностей учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе / В. А. Кенджалиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-1. – С. 97-103.
5. Красильников, И. М. Взаимодействие элементов содержания образования на уроке музыки / И. М. Красильников // Педагогика искусства. – 2021. – № 2. – С. 48-56.
6. Мандрыкин, А. Ю. музыкальное образование / А. Ю. Мандрыкин, А. А. Непомнящих, А. А. Зайцев // Современное образование: проблемы, решения, инновации. – 2021. – С. 327-330.
7. Сорокина, Е. В. Методы музыкального образования и критерии их выбора / Е. В. Сорокина // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. – 2019. – С. 224-228.
8. Ясинских, Л. В. Современные технологии в реализации содержания музыкального образования / Л. В. Ясинских // Традиции и инновации в педагогическом образовании. – 2019. – С. 62-67.