Цель, задачи и принципы музыкального образования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Цель и задачи музыкального образования 4
2. Принципы музыкального образования 10
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

В музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского ключевое значение имеют следующие принципы:стремление к формированию интереса детей к музыкальным занятиям, что включает в себя развитие эмоционального восприятия музыки, формирование личного отношения к ней, активное участие в художественно-музыкальном процессе и поддержку их творческого самовыражения;фокусировка музыкальных занятий на духовном развитии личности учащихся, где содержание образования направлено на их моральное и эстетическое развитие, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовного мира;установление связи музыки с жизнью в процессе обучения, которая проявляется в выборе учебного материала, методах его представления и раскрытии учебных тем;погружение учащихся в мир разнообразного музыкального искусства – классического, народного, современного – включая различные формы, жанры и стили;построение учебной программы в тематическом ключе, предполагающее последовательное раскрытие особенностей жанров, интонаций и стилей музыки, ее взаимосвязи с другими видами искусства и реальной жизнью;выявление сходств и различий на всех уровнях организации музыкального материала и в разнообразных видов музыкальной деятельности;понимание музыкальной грамотности в широком смысле, включая не только нотную грамоту, но и общую культуру в области музыки;подчеркивание восприятия музыки как основы всех аспектов музыкальной деятельности и музыкального воспитания;осуществление музыкальных занятий с учетом развития творческих способностей ребенка, включая композиторскую, исполнительскую и слушательскую деятельность.Л.В. Горюнова представляет два принципа в своих работах:принцип целостности, который проявляется на различных уровнях, включая соотношение части и целого в музыке и педагогическом процессе, а также в формировании духовной культуры ребенка и других аспектах;принцип образности, основанный на конкретно-чувственном, образном восприятии реальности, характерном для детей, который направлен на формирование обобщенных представлений через образное восприятие мира.Коллектив авторов, работавший под руководством Л.В. Школяра над учебной программой по музыке, выдвигает следующие принципы:преподавание музыки в школе рассматривается как живое образное искусство;поднятие ученика до философско-эстетической сущности искусства, что включает проблематизацию содержания музыкального образования;изучение природы и закономерностей искусства;моделирование художественно-творческого процесса;активное освоение искусства через деятельность.Для завершения приведены высказывания двух известных американских музыкантов-педагогов и исследователей, Ч. Леонхарда и Р. Хауза, которые обращаются к педагогам-музыкантам, призывая пересматривать принципы музыкального образования в контексте их эволюции и соотнесении с собственным практическим опытом. Они подчеркивают необходимость критического подхода к основам принципов, подвергая их перепроверке и не принимая на веру информацию, которая противоречит личному опыту, даже если она исходит из авторитетных источников.В сфере музыкального образования принципы направляют процесс обучения, обеспечивая выбор адекватного содержания, форм и методов. Одновременно конкретные принципы, соблюдаемые педагогами-музыкантами, придают уникальность процессу обучения, что является идеологической основой авторских подходов к образованию в этой области.Таким образом, анализ принципов музыкального образования, представленных в работах Л.В. Горюновой, Л.В. Школяра и других исследователей, показывает, что они не только направляют процесс обучения, но и придают уникальность и своеобразие каждому методу обучения. Принципы, такие как целостность, образность и деятельностный подход, являются основополагающими для построения музыкального образования и создания индивидуализированных педагогических подходов.ЗаключениеВ исторической перспективе целью музыкального образования является формирование музыкальной культуры личности, опираясь на наследие народной, классической и современной музыки. Даная цель выражается через задачи, включающие развитие эмоционально-эстетического отклика на музыку, знакомство с различными жанрами и стилями, а также педагогическое руководство усвоением знаний о музыке в контексте культурной жизни. Основные задачи музыкального образования также включают в себя стимулирование творческого потенциала учащихся, формирование музыкально-эстетического восприятия и сознания, а также подготовку к самостоятельному музыкальному образованию.Принципы музыкального образования имеют ключевое значение в формировании образовательных стратегий и методик. Гуманистическая, музыковедческая, музыкально-психологическая и педагогическая направленности принципов определяют цели и задачи музыкального образования, его содержание и организацию. Работы таких авторов, как Ч. Леонхард и Р. Хауз, подчеркивают важность пересмотра и перепроверки данных принципов в соответствии с собственным практическим опытом. Анализ трудов Я.А. Коменского и концепции Л.В. Школяра, подчеркивает важность внимательного изучения и применения принципов в современном образовательном процессе. Что обеспечивает целенаправленное развитие учащихся и формирование их музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовного развития.Также подчеркивается, что конкретные принципы, применяемые педагогами-музыкантами, придают уникальность образовательному процессу, служа идеологической основой для формирования авторских подходов в данной области.Список литературыАлимбекова, О. Проблемы и закономерности музыкального образования в современном мире / О. Алимбекова // Проблемы современной науки и образования. – 2019. – № 6(139). – С. 95-97. Гончарова, В. С. Цели, задачи и принципы современного музыкального образования / В. С. Гончарова // Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. – 2020. – С. 270-274. Доманицкая, Н. В. Цели музыкального воспитания детей в концепциях К. Орфа и Д. Кабалевского / Н. В. Доманицкая // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-3(95). – С. 103-107. Иванова, Т. В. Педагогические принципы обучения музыканта / Т. В. Иванова // Диалоги о культуре и искусстве. – 2015. – С. 394-400. Кенджалиева, В. А. Принципы, формы и методы развития музыкальных способностей учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе / В. А. Кенджалиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-1. – С. 97-103. Корепина, С. В. Основные принципы музыкального развития дошкольников на уроках вокала / С. В. Корепина, У. А. Павлюшина // Современные проблемы высшего образования. – 2021. – С. 122-127.Ли, Ч. Задачи музыкального воспитания в развитии гуманитарной культуры школьников / Ч. Ли // Музыкальная культура глазами молодых ученых. – 2019. – С. 141-145. Мещеряков, И. И. Концепция и принципы музыкального образования / И. И. Мещеряков // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. – 2022. – С. 148-150. Чжан, Л. Музыкальное воспитание как основа музыкальной культуры народа / Л. Чжан, М. Чжоу, Ч. Лю // Образовательный форсайт. – 2019. – № 4. – С. 354-362.

1. Алимбекова, О. Проблемы и закономерности музыкального образования в современном мире / О. Алимбекова // Проблемы современной науки и образования. – 2019. – № 6(139). – С. 95-97.
2. Гончарова, В. С. Цели, задачи и принципы современного музыкального образования / В. С. Гончарова // Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. – 2020. – С. 270-274.
3. Доманицкая, Н. В. Цели музыкального воспитания детей в концепциях К. Орфа и Д. Кабалевского / Н. В. Доманицкая // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-3(95). – С. 103-107.
4. Иванова, Т. В. Педагогические принципы обучения музыканта / Т. В. Иванова // Диалоги о культуре и искусстве. – 2015. – С. 394-400.
5. Кенджалиева, В. А. Принципы, формы и методы развития музыкальных способностей учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе / В. А. Кенджалиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-1. – С. 97-103.
6. Корепина, С. В. Основные принципы музыкального развития дошкольников на уроках вокала / С. В. Корепина, У. А. Павлюшина // Современные проблемы высшего образования. – 2021. – С. 122-127.
7. Ли, Ч. Задачи музыкального воспитания в развитии гуманитарной культуры школьников / Ч. Ли // Музыкальная культура глазами молодых ученых. – 2019. – С. 141-145.
8. Мещеряков, И. И. Концепция и принципы музыкального образования / И. И. Мещеряков // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. – 2022. – С. 148-150.
9. Чжан, Л. Музыкальное воспитание как основа музыкальной культуры народа / Л. Чжан, М. Чжоу, Ч. Лю // Образовательный форсайт. – 2019. – № 4. – С. 354-362.