Особенности защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 38 + 38 источников
- Добавлена 08.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Сущность и содержание прав и свобод человека в России 5
1.2. Понятие механизма охраны прав и свобод человека 9
ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1. Сущность судебной защиты прав и свобод 14
2.2. Актуальные проблемы судебной защиты прав человека в России 20
ГЛАВА 3. ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
3.1. Общая характеристика механизмов внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина 25
3.2. Проблемы реализации внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
На то есть и абсолютно объективные причины: подавляющее большинство жалоб Президенту России или федеральным министрам имеют неструктурированный и юридический непроработанный вид; такие жалобы докладывать руководству просто нецелесообразно, потому что в них содержится много лукавства и недостоверных фактов. Из-за наплыва таких обращений более достойные обращения спускаются «под одну гребёнку» на нижестоящий уровень.
Однозначно винить власть и, особенно Президента, в недоступность и нереспонсивности пока рано, потому что не отработаны порядки разрешения этих проблем вышестоящими должностными лицами.
Стандарты административного обжалования действий и решений должностных лиц присутствуют очень локально. Показательным примером является Федеральная налоговая служба: решение инспекции можно обжаловать в управление ФНС России по региону, а решение управления ФНС России по региону рассматривается в центральном аппарате ФНС России. Более инертна в этом плане система органов прокуратуры. Там, для того, чтобы добраться до заместителя прокурора субъекта Федерации нужно жаловаться около 5 раз, а вынести вопрос на рассмотрение Генеральной прокуратуры — до 10 раз и более, что отнимает много времени.
Граждане, интуитивно понимая роль органов (субъектов) внесудебной защиты, обращаются к депутатам разных уровней, в общественные палаты и пишут главе государства.
Сегодня механизм внесудебного рассмотрения обращений ещё только балансируется, но его институциональная и политическая значимость не вызывает сомнений.
Как уже было отмечено ранее, институт Уполномоченного по правам человека Российской Федерации занимает особое место в системе механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Он является связующим звено между гражданским обществом и государством в лице государственных органов и их должностных лиц, в соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» данное должностное лицо должно способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Однако в ходе анализа нормативных правовых актов, которые регулируют деятельность Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и его правоприменительной практики можно выявить ряд существенных проблем в этой области, например:
1. Не наделение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы;
2. Неэффективное взаимодействие Уполномоченного по правам человека Российской Федерации с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
3. Минимальная административная ответственность (административный штраф в размере до трех тысяч рублей) должностных лиц за неисполнение требований Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.
В ходе проведенного анализа некоторых проблем реализации полномочий Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, хотелось бы отметить, что появление данного института как одного из государственного способа защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина представляет собой важный этап развития Российской Федерации, как правового и демократического государства. Однако в процессе формирования и развития института Уполномоченного по правам человека появляются значительные трудности. Несмотря, на то, что Уполномоченный по правам человека задумывался, как агент гражданского общества, который должен был сигнализировать о проблемах граждан, у граждан данный институт не пользуется большой популярностью. Об этом свидетельствуют и различные социологические опросы населения: Общественность склонна возлагать обязанности правозащитников в большей степени на государственные, а не на общественные организации, при этом больше доверяя судебной, чем законодательной или иной власти.
Необходимо также отметить, что на сегодняшний день нормы российского законодательства, которые регулируют вопросы осуществления права человека на самозащиту прав и свобод, сформулированы таким образом, что в правоприменительной практике отсутствуют четкие представления о сути, содержании и пределах категории самозащиты, что становится причиной многочисленных нарушений прав законопослушных граждан на самозащиту или приводит к ошибкам в процессе их реализации. Кроме того, указанные выше нормы практически не подвергались изменениям с момента их принятия, в то время как, во-первых, часть из них изначально обладает весьма спорными формулировками, а, во-вторых, меняются и сами общественные отношения, что неизбежно влечет необходимость корректировки правовых норм, которыми они регулируются.
В условиях, когда государство предоставляет самим гражданам возможность осуществлять защиту прав и свобод, необходимо, чтобы нормы права четко и лаконично устанавливали пределы правомерности действий (бездействия), сопряженных с такой защитой. Российское законодательство, регулирующее данную область общественных отношений, безусловно, требует пересмотра и внесения конструктивных изменений, но обращение к зарубежному опыту в данном вопросе может не дать ожидаемых результатов.
Таким образом, сегодня институты по содействию правам человека и их защите являются специализированными на защите прав человека (в широком смысле - как проспективная и ретроспективная деятельность). Остальные внесудебные органы выполняют различные функции, помимо защиты прав.
Сегодня российская система обеспечения и защиты прав человека во многом схожа с общемировой и имеет аналогичные проблемы -создания многоступенчатого и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов власти. Создание и эволюция различных институтов внесудебной защиты прав человека повышает эффективность и гарантированность конституционных прав граждан нашей страны. Некоторые отличительные особенности внесудебной защиты прав человека в Российской Федерации, равно как и любой другой страны, обусловлены многими политико-правовыми, экономическими, социальными, культурными причинами и традициями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная защита свобод и прав человека и гражданина регламентируется внутренним законодательством. Но признание основных норм и принципов международного права составляющей правовой системы России дает возможность осуществлять защиту свобод и прав человека согласно общепризнанным мировым и европейским стандартам в сфере свобод и прав человека.
Механизм государственной защиты свобод и прав является наиболее важным средством, характеризующим правозащитную деятельность государства и его учреждений. Государственная защита свобод и прав человека реализуется всеми государственными учреждениями, которые располагают разными средствами защиты, и является основным способом защиты свобод и прав во всём конституционном механизме защиты.
Конституционный механизм защиты свобод и прав представляет собой некоторую систему органов, средств, закрепляемых в Конституции России, и иных элементов, которые обеспечивают наиболее эффективную и полную защиту свобод и прав гражданина и человека. Конституционный механизм защиты свобод и прав гражданина и человека включает в собственное содержание разные элементы. Главные из них: субъекты защиты, объекты защиты, нормы конституционного права (основания защиты) и процессуальные действия (формы защиты).
Механизм государственной защиты по собственной сущности составляет большую часть конституционного механизма, поскольку государство (его учреждения) является единственным гарантом защиты прав свобод и прав человека. Жизненно важные права должны подкрепляться эффективными способами их защиты. Государство пользуется системой международных и национальных стандартов, которые обеспечивают защиту свобод и прав каждого человека, вне зависимости от социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Гарантии государственной защиты дают возможность любому реализовать собственное право на государственную защиту. Под гарантиями государственной защиты свобод и прав гражданина и человека необходимо понимать систему определённых условий, особых средств, способов и организационной деятельности государственных учреждений, которые должны обеспечивать государственную защиту свобод и прав человека. Совершенствование системы гарантий государственной защиты подразумевает как целенаправленную, активную деятельность законодательных учреждений по совершенствованию существующего законодательства и приведения его в соответствие с общепринятыми стандартами в сфере прав человека, так и исполнительных учреждений по реализации нормативных актов в реальности.
На сегодняшний день необходимо, чтобы все государственные учреждения начали работать как на благо государства, так и отдельного гражданина и человека, взаимодействуя с институтами гражданского социума. Свободы и прав человека должны являться основным ориентиром их деятельности, чтобы конституционные записи об их высочайшей ценности и гарантированности не оставались очередной декларацией, не претворенной в жизнь.
Есть все основания считать, что в ближайшем и более отдаленном будущем, пусть медленно и с преодолением множества трудностей, российское государство будет продолжать расширять и развивать различные гарантии в интересах более эффективной защиты свобод и прав гражданина и человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
Резолюция ООН 48/134 от 20 декабря 1993 года «Национальные институты по содействию и защите прав человека» // СПС Консультант Плюс
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. - №32. – Ст. 15 п. 2.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (с ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725.
Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2998.
Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных свобод и прав положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 43. - Ст. 4529.
Caxapoв А.Д. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // СПС Консультант Плюс.
Азимова Э.Б. Проблемы судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в России [Электронный ресурс] //cyberleninka.ru/article/n/problemy-sudebnoy-zaschity-konstitutsionnyh-prav-i-svobod-grazhdan-v-rossii-1 (дата обращения: 17.11.2020).
Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, 2018.
Богославский Е.А. Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. №3 (163). С. 34-40.
Ведерников А.Н. О понятии и сущности конституционного права личности на судебную защиту // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 348. С. 80-81.
Вечканова Н.В. Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. №12. С. 7-17.
Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. К вопросу о содержании института судебной охраны свобод и прав гражданина и человека в правовом государстве // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 10. С. 18-21.
Еремеева Е.А. Механизм охраны свобод и прав гражданина и человека: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 2-11.
Железнов Б.Л. Механизм государственной охраны основных свобод и прав // Ученые записки. Том 138. Юридические науки. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2022. С. 26-29.
Колобашкина С.С. Прокурорский надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека в системе государственной внесудебной охраны прав граждан // Адвокат. 2021. № 4. С. 37-44.
Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2022. № 6. С. 198-202.
Лукашева Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека // права человека: время трудных решений. М., 2021.
Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. М., 2017.
Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Юстицинформ, 2020.
Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. М., 2022.
Несвит Е.А. Субъекты административно-правовой защиты прав граждан // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). С. 390-394.
О Докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2016 году // Дагестанская правда. 02.03.2017. № 47.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2018.
Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ. - М.: Альфа-М, 2023.
Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека. Книга 3. Право и права человека / Под ред. E.H. Рахмановой. М., 2020.
Снежко О.А. Конституционные основы государственной охраны свобод и прав гражданина и человека в РФ: дисс. ... на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 74-75.
Стриунинг Э.Л. Теория самозащиты гражданских прав // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 26-32.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2023.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2024.
Фомин А.А. Сущность и содержание права граждан на судебную защиту // Администратор суда. 2019. № 4. С. 34-37.
Хайрова Г.С. Право на эффективные средства правовой охраны: соотношение международно-правовой и внутригосударственной регламентации. М.: Юрлитинформ, 2022.
Чиркин В.Е. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны// Гражданин и право. 2010. №1. С. 7-14.
Чуксина В. Внесудебные специализированные правозащитные институты: опыт России и зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 2. С. 12-18.
Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2022.
Лукашева Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека // права человека: время трудных решений. М., 2021. С. 55.
Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека. Книга 3. Право и права человека / Под ред. E.H. Рахмановой. М., 2020. С. 23.
Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2022. С. 86.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2023. С. 34.
Чиркин В.Е. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны// Гражданин и право. 2010. №1. С. 12.
Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2022. № 6. С. 199.
Вечканова Н.В. Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. №12. С. 7.
Чиркин В.Е. Конституционные политические права человека и гражданина // Гражданин и право. 2010. №5. С. 8.
Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. М., 2022. С. 151.
Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. М., 2017. С. 161.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2018. С. 354.
Еремеева Е.А. Механизм охраны свобод и прав гражданина и человека: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 2.
Снежко О.А. Конституционные основы государственной охраны свобод и прав гражданина и человека в РФ: дисс. ... на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 74-75.
Железнов Б.Л. Механизм государственной охраны основных свобод и прав // Ученые записки. Том 138. Юридические науки. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2022. С. 28.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2024. С. 158.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, 2018. С. 225.
Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. К вопросу о содержании института судебной охраны свобод и прав гражданина и человека в правовом государстве // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 10. С. 18-21.
Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных свобод и прав положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 43. - Ст. 4529.
Фомин А.А. Сущность и содержание права граждан на судебную защиту // Администратор суда. 2019. № 4. С. 34-37.
Ведерников А.Н. О понятии и сущности конституционного права личности на судебную защиту // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 348. С. 80-81.
Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Юстицинформ, 2020. С. 189.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
Азимова Э.Б. Проблемы судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в России [Электронный ресурс] //cyberleninka.ru/article/n/problemy-sudebnoy-zaschity-konstitutsionnyh-prav-i-svobod-grazhdan-v-rossii-1 (дата обращения: 17.11.2020).
Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725.
Там же.
Резолюция ООН 48/134 от 20 декабря 1993 года «Национальные институты по содействию и защите прав человека» // СПС Консультант Плюс
Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2998.
Чуксина, В. Внесудебные специализированные правозащитные институты: опыт России и зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 2. С. 13.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (с ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс
Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ. - М.: Альфа-М, 2023. С. 45.
Колобашкина С.С. Прокурорский надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека в системе государственной внесудебной охраны прав граждан // Адвокат. 2021. № 4. С. 37.
Хайрова Г.С. Право на эффективные средства правовой охраны: соотношение международно-правовой и внутригосударственной регламентации. М.: Юрлитинформ, 2022. С. 131.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. - №32. – Ст. 15 п. 2.
Богославский Е.А. Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. №3 (163). С. 37.
Несвит Е.А. Субъекты административно-правовой защиты прав граждан // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). С. 390.
Caxapoв А.Д. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // СПС Консультант Плюс.
О Докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2016 году // Дагестанская правда. 02.03.2017. № 47-49.
Стриунинг Э.Л. Теория самозащиты гражданских прав // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 27.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
7
2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
3.Резолюция ООН 48/134 от 20 декабря 1993 года «Национальные институты по содействию и защите прав человека» // СПС Консультант Плюс
4.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. - №32. – Ст. 15 п. 2.
5.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
6.Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (с ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс.
7.Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725.
8.Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2998.
9.Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных свобод и прав положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 43. - Ст. 4529.
10.Caxapoв А.Д. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // СПС Консультант Плюс.
11.Азимова Э.Б. Проблемы судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в России [Электронный ресурс] //cyberleninka.ru/article/n/problemy-sudebnoy-zaschity-konstitutsionnyh-prav-i-svobod-grazhdan-v-rossii-1 (дата обращения: 17.11.2020).
12.Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, 2018.
13.Богославский Е.А. Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. №3 (163). С. 34-40.
14.Ведерников А.Н. О понятии и сущности конституционного права личности на судебную защиту // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 348. С. 80-81.
15.Вечканова Н.В. Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. №12. С. 7-17.
16.Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. К вопросу о содержании института судебной охраны свобод и прав гражданина и человека в правовом государстве // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 10. С. 18-21.
17.Еремеева Е.А. Механизм охраны свобод и прав гражданина и человека: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 2-11.
18.Железнов Б.Л. Механизм государственной охраны основных свобод и прав // Ученые записки. Том 138. Юридические науки. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2022. С. 26-29.
19.Колобашкина С.С. Прокурорский надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека в системе государственной внесудебной охраны прав граждан // Адвокат. 2021. № 4. С. 37-44.
20.Кузнецова С.Н. Хартия основных прав Европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2022. № 6. С. 198-202.
21.Лукашева Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека // права человека: время трудных решений. М., 2021.
22.Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. М., 2017.
23.Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Юстицинформ, 2020.
24.Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. М., 2022.
25.Несвит Е.А. Субъекты административно-правовой защиты прав граждан // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). С. 390-394.
26.О Докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2016 году // Дагестанская правда. 02.03.2017. № 47.
27.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2018.
28.Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры РФ. - М.: Альфа-М, 2023.
29.Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека. Книга 3. Право и права человека / Под ред. E.H. Рахмановой. М., 2020.
30.Снежко О.А. Конституционные основы государственной охраны свобод и прав гражданина и человека в РФ: дисс. ... на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 74-75.
31.Стриунинг Э.Л. Теория самозащиты гражданских прав // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 26-32.
32.Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2023.
33.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2024.
34.Фомин А.А. Сущность и содержание права граждан на судебную защиту // Администратор суда. 2019. № 4. С. 34-37.
35.Хайрова Г.С. Право на эффективные средства правовой охраны: соотношение международно-правовой и внутригосударственной регламентации. М.: Юрлитинформ, 2022.
36.Чиркин В.Е. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны// Гражданин и право. 2010. №1. С. 7-14.
37.Чуксина В. Внесудебные специализированные правозащитные институты: опыт России и зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 2. С. 12-18.
38.Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2022.