Абашевская игрушка
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 08.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теория народной игрушки 5
1.1 Понятие народной игрушки 5
1.2 Дореволюционная игрушка 10
Глава 2 История абашевской игрушки 25
2.1 История возникновения игрушки 25
2.2. Художественные особенности Абашевской игрушки 26
2.3. Роль Абашевской игрушки для развития туризма 28
Заключение 31
Список литературы 33
На одной из глиняных свистулек, находящихся в Государственном музее игрушки, изображено «начальство. Н. Д. Бартрам в своей работе приводит эту свистульку как яркий пример символизма в крестьянской игрушке и относит ее происхождение к началу 900-х годов. На этой свистульке представлен человек, сидящий на коне о трех головах, на человеке фуражка с кокардой, сам он с погонами и форменными пуговицами. Вся группа очень слитна в лепке и примитивна по своим формам. Но понять ее сразу было весьма трудно. «Чего тут не понимать-то,— объясняет гончар,—дело ясное, это начальство наше, вот оно что. А ты думаешь как? Видишь, на тройке едет, как становой,—три головы, вот и тройка. Ведь за две копейки и лошадей и тарантас не сделаешь. Опять же на нем пуговицы и кокарда, а личность бритая, с усами. А что птица означает? Она означает, что начальство предоставлено нам сверху, от самого бога. Вот оттого на нем святой дух и сидит. Гораздо чаще мы встречаем «начальствов виде офицеров,—но об этом будет сказано в следующей главе.Глава 2 Историяабашевской игрушки2.1 История возникновения игрушкиАбашевская игрушка — одно из самых ярких направлений русского народного промысла. Её традиции уходят корнями в давние времена, когда жители села Абашево занимались изготовлением посуды из глины. Однако особое мастерство и талант местных жителей проявился именно в создании игрушек.Впервые село Абашево упоминается в писцовых книгах Шацкого уезда 1616 года. Село было барским, владельцами его были царский стольник Иван Пыжов, князьГолицын. Особенно прославили село Абашево мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села делали на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушки-свистульки. История абашевской игрушки берет свое начало в XVII веке, когда мастера села начали изготовлять глиняную посуду. Со временем их мастерство привело к созданию уникальных игрушек-свистулек, отличавшихся красочностью и оригинальностью. В XIX-XX веках Абашево стало гончарным центром России, где помимо игрушек производилась и различная посуда.В XIX—XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины Абашевских мастеров экспонировались вМоскве, Лондоне,Париже.Втотжепериоднаблюдаетсявыделениеигрушкив самостоятельный промысел. Интересно, что в истории Абашевской игрушки упоминается, что в производстве были задействованы преимущественно мужчины. В конце двадцатых годов двадцатого века Абашевская игрушка приобретает большую известность благодаря талантливому мастеру из села Абашево Лариону Зоткину. Ларион Зоткин стал популярным как автор целого ряда причудливых игрушек в виде животных: львов, собак, медведей. Ремесло Абашевской игрушки процветает и в настоящее время. 2.2.Художественные особенности Абашевской игрушкиДля производства глину добывали в 4 километрах от села, с большой глубины, возили на тачках. Секреты лепки и обжига передавались из поколения в поколение. Глиняные изделия обжигали в горнах округлой либо овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 метра и высотой 2 метра. Использовали дрова из березы или дуба.Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии (сегодня – Беднодемьяновскогорайона).Для Абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения.Традиционно мастера-гончары производят глиняные игрушки-свистульки такого размера, чтобы они помещались на ладони. Кроме того, существуют и устойчивые мотивы подобных изделий: домашние и дикие животные, городовые, офицеры,барыни.Однако каждому мастеру свойственно пропускать эти образы через себя, вкладывать в фигурки частичку своей души. Если более конкретно говорить о значении Абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Так, Абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение Абашевской игрушки «Городовой» - надежность, она защищает дом;«Барыня» - воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, свистульки предназначались для детских игр, однако в то же время уже с тех пор Абашевские игрушки обладали мистической функцией – функцией оберега.Часто встречаются фантастические детали: рога необыкновенной формы, в виде солнца, дерева, длинные шеи, немногочисленные украшения.Окраска классически считается почти однотонная, с выделением другим цветом, золотом, серебром деталей: кончиков копыт, хвостов, мордочек или голов, украшений, рогов. Считается, что изначально цвет был красный - и он символизировал кровь жертвоприношений. По другой трактовке, красный означает жизнь (или как на иконах- земная жизнь. Материя. Синий - небо (духовность), зеленый - плодородие. Золото - цвет волшебства, Божественного (Нимб на иконах).2Среди разнообразия игрушек разных регионов Абашевская сильно выделяется на фоне остальных. Во-первых, она очень яркая, причем, цвет доминируетпрактически по всей площади игрушки, с небольшими фрагментами других цветов. Традиционные мотивы Абашевской игрушки очень устойчивы. Это конь, курица, корова, собака, играющая со щенком, козёл с саблевидными рогами и баран — с округлыми. Это медведь и олень, несущий на голове не просто рога, а целый ветвистый куст (возможно, древний магический знак дерева).3Некоторые искусствоведы считают, что истоки этих фигурок уходят в седую древность, и Абашевская игрушка вобрала в себя традиции множества культур. Не очень понятный зверь, называемый бараном. У него тела льва, покрытое то ли перьями, то ли чешуйками, то ли не известными в настоящее время кожными дериватами. Морда тоже львиная, но увенчана круглыми винтовыми рогами и козлиной бородой. Цвет блестящий черно- коричневатый. По стилю напоминает китайских драконов.Абашевский Змей Горыныч с тремя головами похож на индийскую фигурку слона с пятью головами.2.3.Роль Абашевской игрушки для развития туризмаВ Абашевской игрушке, возможно, сильнее, чем в изделиях других промыслов, прослеживается древняя языческая символика. Особенно явно она видится в изображениях животных (всадники и барыни - это дань девятнадцатому веку).Абашевская игрушка донесла до нас голоса давно ушедших времён. Несмотря на пессимистические прогнозы, сделанные в конце прошлого, XX века, она существует и не нуждается в возрождении. Ещё при жизни Т.Н. Зоткина в Абашеве была создана керамическая мастерская по выпуску Абашевской игрушки. Начали обучать древнему промыслу и учащихся местной школы. Сейчас в селе находится лаборатория по возрождению Абашевской игрушки, возглавляемая художником по керамике И.С. Калимулиной. Нашлись последователи у мастера и в Пензе — лепить Абашевскую игрушку начали профессиональные художники Е.В. и Т.Е. Соловьёвы.ИзготовлениемАбашевскойигрушкизанимаютсявПензенскомЦентре реабилитации инвалидов и в кружке при 35-й школе г. Пензы. Хочется думать, что Абашевские«свистуны» — один из лучших образцов русской народной скульптуры — не исчезнут с Пензенской земли, и будут ещё долго радовать всех любителей народного искусства.Секреты лепки и обжига передавались из поколения в поколение. Абашево относилось к Шацкому уезду, к Наровчатовскому, позже стало относится к Беднодемьяновскому району, который в свою очередь не так давно переименовали в Спасский. От Спасска это километров 10-15 по хорошей асфальтированной дороге.На волне возникшего вначале XX в. интереса к народному творчеству игрушки из села Абашева стали попадать на выставки в Москву, Лондон, Париж. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина. Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Например, в музее-заповеднике «Царицыно» хранится подлинный шедевр Лариона Зоткина — «Всадник» из белой глины, покрытый розовой эмалевой краской.Примечательно так же, что для лепки Абашевской игрушки используется особая глина – лечебная. Считается, что Абашевские игрушки снимают состояния тревожности, стрессов. Лепка из глины далеко не такое бесполезное занятие для маленького ребёнка, как это может показаться на первый взгляд. Польза уже есть, хотя бы потому, что процесс лепки требует мышечных усилий. Поэтому начинать занятия лепкой стоит в более-менее сознательном возрасте, то есть с 5 – 6 лет. Лепка – разновидность изобразительного искусства, наряду с рисованием она развивает у малышей воображение и композиционные навыки. Процесс лепки положительно влияет на развитие речевых функций у ребёнка. Кроме того, процесс лепки из глины значительно способствует развитию пальцев. Настоящая Абашевская игрушка, конечно же, живет только в Абашево!Это привлекает туристов в мастерские к Абашевским умельцам.В современном мире можно найти множество идей, которые могут понастоящему спасти промысел. Приведем в пример некоторые из них. Использование игрушки в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования. Абашевская игрушка, утилитарное значение которой направлено на воспитание ребенка, подходит для таких целей. 9 «Развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного существования игрушки с привлечением местной администрации и предпринимателей» [3]. Создание системы приоритетных государственных закупок изделий промыслов для пополнения музейных фондов, коллекций в образовательнокультурных учреждениях. Привлечение дизайна. Чтобы вдохнуть в промыслы новую жизнь, некоторые предприятия приглашают к сотрудничеству дизайнеров. Те помогают перестроить ассортимент на более актуальный функциональный продукт. В данном случае важно, чтобы дизайнер знал историю и технологию промысла. Производственный цикл традиционной Абашевской игрушки довольно долгий. Он включает несколько этапов лепки и сушки, и произвести качественное изделие быстрее, практически невозможно. Успешное взаимодействие в таком случае − это большая ответственная работа, требующая от предприятия готовности пробовать что-то новое и вкладывать ресурсы в развитие и модернизацию. Отраслевые выставки: для многих предприятий НХП они стали главным каналом продвижения и сбыта. Продвижение через Интернет – наиболее современное решение проблемы. Самыми активными площадками продвижения стали социальные сети, такие, как Инстаграмм. Мастера и мануфактуры стали рассказывать о промысле и о работе цеха. «Распространение традиции за границей. Благодаря моде на осознанное потребление и этичное производство в мире локальный дизайн сегодня на подъеме. В этом смысле России повезло. Если этнические особенности стран Африки и Южной Америки уже проникли в мировую культуру, и мы видим их отголоски в современном дизайне, то наши традиции и эстетика остаются невыявленными и по-прежнему не знакомы в мире» [4]. Сегодня все понимают, что это очень перспективная область, но нужно актуализировать ассортимент и 10 искать новые рынки − нужно, чтобы были специалисты, которые целенаправленно занимаются этим вопросом. Есть попытки со стороны государства создать эту инфраструктуру, но государство не может решать за предпринимателей все их проблемы. Каждое предприятие и мастерская должны нести ответственность за реализацию своей продукции и уметь пользоваться теми ресурсами, и универсальными площадками, которые уже существуют. Можно прийти к выводу о том, что народная игрушка – это не прошлый век. Народные промыслы могут быть актуальными в современном мире. В наших силах не только сохранять, но и развивать, популяризировать культуру. Если научиться говорить о декоративно-прикладном искусстве актуальным, современной языком, будет взрыв интереса не только к Абашевской игрушке, но и другим народным художественным промысламЗаключениеАбашевская игрушка является одним из ярчайших и самобытных направлений русского народного промысла. Ее история уходит корнями в далекое прошлое, когда жители села Абашево занимались изготовлением глиняной посуды. Однако со временем местные мастера проявили свой талант и мастерство в создании уникальных игрушек-свистулек.В XIX-XX веках Абашево стало ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались на выставках в Москве, Лондоне и Париже. В этот период абашевская игрушка выделилась в самостоятельный промысел.Интересной особенностью абашевской игрушки является то, что в ее производстве были задействованы преимущественно мужчины. Одним из самых известных мастеров был Ларион Зоткин, который создал целую серию причудливых игрушек в виде животных.В настоящее время ремесло абашевской игрушки продолжает процветать. Мастера сохраняют традиции своих предков и создают удивительные и самобытные произведения искусства, которые пользуются популярностью как в России, так и во всем мире.Абашевская игрушка является неотъемлемой частью русского культурного наследия. Она отражает талант и мастерство народных умельцев, их любовь к своему ремеслу и традициям. Сохранение и развитие абашевского промысла имеет большое значение для сохранения и передачи будущим поколениям уникальных традиций русского народного творчества.В последние годы предпринимаются активные усилия по популяризации абашевской игрушки и поддержке мастеров. Проводятся выставки, организуются мастер-классы и другие мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к этому уникальному промыслу. Благодаря этим усилиям абашевская игрушка продолжает оставаться живым и актуальным явлением в современной культуре.Как и многие другие народные промыслы, абашевская игрушка сталкивается с рядом современных вызовов. К ним относятся конкуренция со стороны массового производства, снижение спроса и отток молодежи из села. Для сохранения и развития промысла необходимо принятие мер государственной поддержки, создание условий для обучения молодых мастеров и продвижение абашевской игрушки на внутреннем и международном рынках.Список литературыАбашевская игрушкастала туристскимбрендом. // Вестник (Спасский р-н). – 2019. – 18 октября (№ 40). – С. 5.Александрова, Н.С. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек : [Пособие] / Н. С. Александрова; Вят. гос. пед. ун-т. - Киров : ВГПУ, 2020. - 31Барыкина, Т. Живая жизнь традиций / Т. Барыкина. // Вестник (Спасский р-н). – 2019. – 8 ноября (№ 43). – С. 5.Бахмутов А. Секрет абашевской игрушки. // Пензенская правда. 1 ноября 2018.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 2020. С. 12.Блинов, Г.М. Русская народная игрушка : Заметки коллекционера / Геннадий Блинов. – М. : Радуга, 2020. - 163 с.Блинов Г.М. Абашевские«дудки». // Народное творчество. 2023. № 8. С. 23.Гончарных дел мастер. Русское гончарное искусство и народная игрушка второй половины XX - начала XXI веков / автор текстов: Татьяна Синельникова. – М.: Традарт, 2021. – 64 с.Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка/ Г. Л. Дайн. – М.: Лег. и пищ. пром-сть, 2021. - 191 с.Исайчева, Г. Чудо-кони, чудо-птицы / Г. Исайчева // Пензенская правда. – 2021. – 26 июля (№ 58). – С. 8.Константинов, И. Чудики из Абашева / И. Константинов // Наука и жизнь. – 2023. –№ 2. – С. 126.Мальцева, Е. И пусть поет веками абашевский гончарный круг / Е. Мальцева // Вестник (Спасский р-н). – 2021. – 8 сентября (№ 35). – С. 2.Поверин, А.И. Народная игрушка: учебное пособие / А. И. Поверин ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. ун-т культуры и искусств". – М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2023. - 138 с.Россихина, С.В. Русская народная игрушка [Текст]. – М. : КОИЗ, 2019. - 64 с.Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея / Государственный Русский музей ; [авт. ст. и аннотир. списка ил. И. Я. Богуславская]. - СПб. : Palace Editions, [2022]. - 175 с.Серов, В. Свистулька на удачу и счастье / В. Серов // Любимая газета–Пенза. – 2024. – 13 января (№ 2). – С. 8.Сокольская керамика: Каталог выставки Пензенского музея народного творчества. Пенза, 2023. С. 3.
2.Александрова, Н.С. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек : [Пособие] / Н. С. Александрова; Вят. гос. пед. ун-т. - Киров : ВГПУ, 2020. - 31
3.Барыкина, Т. Живая жизнь традиций / Т. Барыкина. // Вестник (Спасский р-н). – 2019. – 8 ноября (№ 43). – С. 5.
4.Бахмутов А. Секрет абашевской игрушки. // Пензенская правда. 1 ноября 2018.
5.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 2020. С. 12.
6.Блинов, Г.М. Русская народная игрушка : Заметки коллекционера / Геннадий Блинов. – М. : Радуга, 2020. - 163 с.
7.Блинов Г.М. Абашевские «дудки». // Народное творчество. 2023. № 8. С. 23.
8.Гончарных дел мастер. Русское гончарное искусство и народная игрушка второй половины XX - начала XXI веков / автор текстов: Татьяна Синельникова. – М.: Традарт, 2021. – 64 с.
9.Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Лег. и пищ. пром-сть, 2021. - 191 с.
10.Исайчева, Г. Чудо-кони, чудо-птицы / Г. Исайчева // Пензенская правда. – 2021. – 26 июля (№ 58). – С. 8.
11.Константинов, И. Чудики из Абашева / И. Константинов // Наука и жизнь. – 2023. –№ 2. – С. 126.
12.Мальцева, Е. И пусть поет веками абашевский гончарный круг / Е. Мальцева // Вестник (Спасский р-н). – 2021. – 8 сентября (№ 35). – С. 2.
13.Поверин, А.И. Народная игрушка: учебное пособие / А. И. Поверин ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. ун-т культуры и искусств". – М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2023. - 138 с.
14.Россихина, С.В. Русская народная игрушка [Текст]. – М. : КОИЗ, 2019. - 64 с.
15.Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея / Государственный Русский музей ; [авт. ст. и аннотир. списка ил. И. Я. Богуславская]. - СПб. : Palace Editions, [2022]. - 175 с.
16.Серов, В. Свистулька на удачу и счастье / В. Серов // Любимая газета–Пенза. – 2024. – 13 января (№ 2). – С. 8.
17.Сокольская керамика: Каталог выставки Пензенского музея народного творчества. Пенза, 2023. С. 3.