Измерение в социологии (классический подход, теория репрезентации)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 24 24 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 17.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ В СОЦИОЛОГИИ
1.1 Обзор классических подходов к измерению в социологии 5
1.2 Подходы к измерению в классической социологии (например, работы Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса и других) 9
1.3 Роль измерений в социологических исследованиях: основные принципы и методы 12
1.4 Теория репрезентации и ее значение для измерений в социологии 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ В СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ НАУКАХ
2.1 Анализ статьи «Проблема репрезентации социальной реальности в теоретическом исследовании» 17
2.2 Анализ статьи «Типология уровней измерения в социологии: традиционные и альтернативные подходы» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления

Этот подход разделяет шкалы на номинальные, порядковые, интервальные и отношений. Автор отмечает, что несмотря на широкое использование данной типологии, она вызывает вопросы практического и методологического характера.Далее автор обращается к основным аргументам и критическим замечаниям в отношении типологии Стивенса. Он отмечает, что многие исследователи игнорируют предположения и ограничения, лежащие в основе этой типологии. Практические и концептуальные проблемы данной схемы указывают на то, что она скорее всего представляет собой методическую эвристику, чем строгое ограничение для анализа социологических данных.Затем автор переходит к предложению перспективы для развития альтернативных эвристик, основанных на эквивалентности шкал между разными респондентами. Он утверждает, что необходимо искать новые подходы к классификации уровней измерения, учитывая как теоретические, так и практические ограничения типологии Стивенса.В конце статьи авторы обещают предпринять попытку ответить на вопросы о научном и методологическом статусе типологии Стивенса, о ее обязательном использовании и о возможных альтернативах этому подходу. Они намерены обсудить существующие альтернативы и выделить проблемы и перспективы в развитии новых подходов к классификации уровней измерения.Таким образом, статья представляет собой критический обзор типологии уровней измерения, предложенной С.С. Стивенсом, и аргументирует необходимость разработки альтернативных подходов к классификации социологических данных. Авторы выделяют проблемы и ограничения существующей типологии и предлагают перспективы для дальнейшего исследования в этой области.С.С. Стивенс предложил типологию уровней измерения в своей работе "О теории шкал измерения". Он выделял четыре основных типа шкал: номинальные, порядковые, интервальные и отношений. Номинальные шкалы представляют собой простое классифицирующее упорядочение объектов, где числа присваиваются объектам для обозначения их принадлежности к определенной категории. Порядковые шкалы позволяют упорядочить объекты по какому-то признаку, но не дают информации о разнице между значениями на шкале. Интервальные шкалы имеют одинаковые интервалы между значениями и не имеют нулевой точки, что означает, что ноль на этой шкале является произвольным и не обозначает отсутствие значения. Шкалы отношений имеют нулевую точку, что позволяет проводить операции сравнения и арифметические операции с данными.Однако типология Стивенса не лишена недостатков. Многие исследователи указывают на практические и концептуальные проблемы этой схемы классификации. Например, она не учитывает контекстуальные особенности исследования или специфику социальных явлений, что может привести к недостаточной адаптации методов к конкретной задаче. Кроме того, некоторые исследователи считают, что типология Стивенса слишком жесткая и не оставляет места для гибкости в анализе данных.В свете этих критических замечаний многие предпочитают рассматривать типологию Стивенса не как строгий ограничительный фреймворк, а как методическую эвристику, которая может быть использована в качестве отправной точки для анализа данных. Это открывает возможности для разработки альтернативных подходов к классификации уровней измерения, которые могут быть более гибкими и адаптированными к конкретным исследовательским вопросам и условиям.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения были рассмотрены основные подходы к измерению в социологии: классический подход и теория репрезентации.Классический подход предполагает, что социальные явления могут быть измерены с помощью количественных методов, таких как опросы, наблюдения и статистический анализ. Этот подход основан на предположении о том, что социальные явления имеют объективные характеристики, которые могут быть измерены и сопоставлены.Однако классический подход сталкивается с рядом проблем, таких как субъективность восприятия и интерпретации данных, а также сложность и неоднозначность социальных явлений. Эти проблемы приводят к тому, что результаты измерений могут быть искажены и неточно отражать реальные социальные процессы.Теория репрезентации подчёркивает сложность и неоднозначность социальных явлений и ставит под сомнение возможность их точного измерения. Она указывает на то, что результаты измерений зависят от субъективных факторов, таких как восприятие и интерпретация данных исследователем.Таким образом, проблема измерения в социологии связана с необходимостью разработки новых методов, которые учитывали бы сложность и неоднозначность социальных явлений, а также субъективность восприятия и интерпретации данных. Можно сказать, что измерение в социологии является сложной и многогранной проблемой, которая требует дальнейшего изучения и разработки новых методов.В социологии существует проблема измерения, связанная с необходимостью получения точных и объективных данных о социальных явлениях и процессах.Классический подход предполагает, что социальные явления могут быть измерены с помощью количественных методов. Однако он сталкивается с рядом проблем, таких как субъективность восприятия и интерпретации данных, а также сложность и неоднозначность социальных явлений.Теория репрезентации подчёркивает сложность и неоднозначность социальных явлений и ставит под сомнение возможность их точного измерения.Проблема измерения в социологии требует разработки новых методов, учитывающих сложность и неоднозначность социальных явлений, а также субъективность восприятия и интерпретации данных.Таким образом, статья предлагает критический взгляд на типологию уровней измерения и призывает исследователей рассматривать ее как методическую эвристику, а не как строгий ограничительный фреймворк. Она также выделяет перспективы для разработки альтернативных подходов к классификации уровней измерения, учитывающих как теоретические, так и практические особенности социологических данных.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБатыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. Для высш.учеб.заведений.- Москва: Аспект Пресс, 2015. С. 72.Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 52.Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2020. №3. С.20.Гринин Л.Е. Гойчев Р.И.Социальная макроэволюция: генезис и трансформации Мир-Системы / Отв. ред. Д.М. Бондаренко. М. 2019. С. 7.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995. С. 41.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. С. 81.Кученкова А.В. Особенности логико-комбинаторных методов как средств многомерного анализа данных // Вестник РГГУ. 2012. № 2. С. 130.Луман Н. Теория общества: Сб. / Вступ. статья, сост. и общ.ред. А.Ф. Филиппова. М., 2019. С. 235.Минигалиева М. Социальные представления: структуры и характеристики. Ресурсы и аспекты исследования социальных представлений в современной социальной психологии. Издание 2, дополненное и исправленное. Saarbrucken: LAP, LambertAcademicPublishing, 2012. С. 257.Миронов Ю.Н. Историческая социология России. СПб., 2009. С. 43.Подвойский Д.Г. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма // Человек. Общество. Управление. 2024. №2. С. 24.Проблема репрезентации социальной реальности в теоретическом исследовании. Casestudy: модели в историософской и социальной теориях К. Маркса [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-reprezentatsii-sotsialnoy-realnosti-v-teoreticheskom-issledovanii-case-study-modeli-v-istoriosofskoy-i-sotsialnoy-teoriyah-k (Дата обращения: 17.04.2024).Типология уровней измерения в социологии: традиционные и альтернативные подходы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-urovney-izmereniya-v-sotsiologii-traditsionnye-i-alternativnye-podhody-1 (Дата обращения: 17.04.2024).Фоломеева Т.В. Использование проективных методов для повышения качества эффективности фокус-групп // Социология 4М. 2023. №17. С.08.

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. Для высш.учеб.заведений.- Москва: Аспект Пресс, 2015. С. 72.
2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 52.
3. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2020. №3. С.20.
4. Гринин Л.Е. Гойчев Р.И. Социальная макроэволюция: генезис и трансформации Мир-Системы / Отв. ред. Д.М. Бондаренко. М. 2019. С. 7.
5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995. С. 41.
6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. С. 81.
7. Кученкова А.В. Особенности логико-комбинаторных методов как средств многомерного анализа данных // Вестник РГГУ. 2012. № 2. С. 130.
8. Луман Н. Теория общества: Сб. / Вступ. статья, сост. и общ. ред. А.Ф. Филиппова. М., 2019. С. 235.
9. Минигалиева М. Социальные представления: структуры и характеристики. Ресурсы и аспекты исследования социальных представлений в современной социальной психологии. Издание 2, дополненное и исправленное. Saarbrucken: LAP, Lambert Academic Publishing, 2012. С. 257.
10. Миронов Ю.Н. Историческая социология России. СПб., 2009. С. 43.
11. Подвойский Д.Г. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма // Человек. Общество. Управление. 2024. №2. С. 24.
12. Проблема репрезентации социальной реальности в теоретическом исследовании. Case study: модели в историософской и социальной теориях К. Маркса [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-reprezentatsii-sotsialnoy-realnosti-v-teoreticheskom-issledovanii-case-study-modeli-v-istoriosofskoy-i-sotsialnoy-teoriyah-k (Дата обращения: 17.04.2024).
13. Типология уровней измерения в социологии: традиционные и альтернативные подходы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-urovney-izmereniya-v-sotsiologii-traditsionnye-i-alternativnye-podhody-1 (Дата обращения: 17.04.2024).
14. Фоломеева Т.В. Использование проективных методов для повышения качества эффективности фокус-групп // Социология 4М. 2023. №17. С.08.