Агрессивное поведение подростков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Понятие и причины агрессивного поведения подростков 5
1.2 Меры по предотвращению и коррекции агрессивного поведения подростков 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 17
2.1 Организация и методы исследования агрессивного поведения подростков 17
2.2 Реализация программы коррекции агрессивного поведения старших подростков 23
ВЫВОДЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32


Фрагмент для ознакомления

Для достижения поставленной цели в процессе коррекции решались следующие задачи:- развивать у подростка умение правильно выражать эмоции и сохранять агрессивные реакции;- научить подростка понимать переживания, состояния и интересы других, развивать эмпатию;- развивать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов, устранения деструктивных элементов в поведении;- развивать положительную самооценку.Практическая направленность: разработанная программа является практическим рабочим инструментом педагогов-психологов, столкнувшихся с подобной проблемой. Цикл курса построен на материалах, опубликованных в трудах Г. Э. Бреслав[10], Н. В. Самоукиной[13], К. Фопеля[15], И. А. Фурманова[16].Предлагаемый цикл состоит из 10 учебных занятий. Продолжительность урока 45 минут, частота занятий 3 урока в неделю. Лучшее время для выполнения этого цикла являлось время до начала учебных занятий у учащихся. Основной выбранной формой работы является социально-психологический тренинг как один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на совершенствование коммуникативных навыков, в котором дополняется общий принцип деятельности обучающегося по принципу рефлексии над своим поведением и поведением других членов группы.В структуру программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях школьной психологической службы входят: вводная, основная и заключительная части. Каждый урок также состоит из вводной, основной и заключительной части. Вводная часть программы включает в себя мероприятие, направленное на знакомство с участниками группы; расширить информацию о самоидентификации и проблеме агрессивного поведения.Основная часть программы включает 8 занятий, направленных на формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; обучение подростков конструктивным поведенческим реакциям, устраняющим деструктивные элементы поведения; обучение агрессивных подростков навыкам контроля и управления собственным гневом. Последняя часть программы включает 1 занятие, цель которого – подвести итог и оценить произошедшие изменения; получать обратную связь от участников группы. План занятия представлен в таблице 1 (приложение)[11].На протяжении всех групповых занятий формирование позитивных установок в межличностном общении осуществляется через развитие умения сопереживать, переоценивать негативные эмоции по отношению к другим людям. Эта программа основана на определенном наборе принципов:- принцип добровольного участия;- принцип «я – высказываний»;- принцип «не перебивать, когда говорит другой»;- принцип толерантности по отношению к другим членам группы;- принцип эмпатии при участии – участник должен чувствовать себя в безопасности;- принцип конфиденциальности.Курсы имеют четкую структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей, а именно:1. Ритуал приветствия помогает сплотить участников и создать атмосферу доверия и принятия со стороны группы.2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминочные упражнения выполняют важную функцию подготовки к продуктивной групповой деятельности.3. Основное содержание занятия – комплекс функциональных упражнений и приемов.4. Рефлексия урока предполагает две оценки урока: эмоциональную (понравилось-не понравилось) и смысловую (почему это важно для всех, почему и что мы узнали, что запомнилось больше всего).5. Ритуал прощания – смысловое завершение занятий.Пример группового занятия: Занятие 2. Цель занятия: продолжить знакомство и синхронизацию группы, установить контакты между участниками, снять эмоциональное и телесное напряжение, развить навыки совместной игры. План проведения:1. Введение: приветствие, разминка: упражнения на уверенность, снятие эмоционального и телесного напряжения.2. Основная часть: упражнения на самосознание и поведение, обсуждение различных ситуаций,3. Заключительная часть.4. Рефлексия.Часть 1. Вводная. Приветствие и разминка. Упражнение 1. «Колпак» Цель: снять эмоциональное и телесное напряжение. Психолог просит всех посчитать на 1-2-3. «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Подростки должны повторить текст вслух. После этого предлагается в этом тексте заменить некоторые слова жестами, но не все сразу, а последовательно – сначала слово «колпак», потом «мой», затем часть «тре» в слове «треугольный», затем вторая часть этого слова.Модифицированный текст будет произноситься каждый 1-й, если он ошибется, то 2 из этих троих сделают еще одну попытку сделать все правильно, а возможно и 3 и т. д. Символы: «колпак» - дважды погладить по голове (два слога); «мой» – показать на себя; «гре» – выбросить три пальца вперед; «угольный» – выпятить локоть.Упражнение 2. «Бездна». Цель: развить сплоченность и доверие внутри группы (нужен парапет или длинная скамейка): ребята выстраиваются на парапете по краю, лицом к ведущему. Их задача – по очереди переходить из одного конца в другой, лицом к ребятам, держа их, и спиной к ведущему. Все это должно происходить бесшумно, если кто-то споткнулся и сломался, упражнение следует начать заново. Те, кто стоит, помогают идущим. Затем упражнение можно усложнить: подростки поворачиваются на 90°, лицом к затылку друг друга. Условия те же.Часть 2. Основная часть.Упражнение 3: Использование изображений (карточек). Цель: Осознать себя и свое поведение, обсудить различные ситуации. Для работы необходима серия фотографий (открыток) людей (взрослых или детей) в различных эмоциональных состояниях. Молодым людям рекомендуется внимательно рассмотреть фотографию и определить эмоциональное состояние человека на фотографии.Варианты следует обсуждать с детьми. Затем предложите детям подумать о том, что произошло с этим человеком и что помогает им понять причины такого эмоционального состояния, изображенного на фотографии. Предпочтительно указать несколько причин. После этого можно обсудить с детьми, испытывали ли они эти чувства и при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый молодой человек высказался и был услышан.Часть 3. Заключительная часть. Упражнение 4. «Коллективный счет». Цель: развивать умение чувствовать настроение друг друга. Проводя аналогию с работой авиадиспетчера, участники выполняют упражнение «Коллективный счет»: участники садятся в круг, опустив головы, не глядя друг на друга. Необходимо называть числа натурального ряда по порядку, стараясь как можно быстрее достичь больших чисел.Должны быть соблюдены три условия: участники не знают, кто запускает обратный отсчет и кто набирает следующий номер; участник не может назвать два последовательных числа, если следующее по порядку число названо более чем одним участником, отсчет начинается сначала, с единицы. Запрещено вести переговоры друг с другом каким-либо образом. Ведущий подчеркивает, что каждый должен примерить настроение других и решить, говорить ему или промолчать.Часть 4. Рефлексия. Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что нам больше всего понравилось (вспомните), ваши пожелания членам группы, себе, ведущему. Прощание.Таким образом, программа проводилась с целью снижения уровня агрессии у старших подростков путем обучения навыкам адаптивного поведения. Для достижения поставленной цели в процессе коррекции решались следующие задачи: - развивать у подростка умение правильно выражать эмоции и сдерживать агрессивные реакции; - научить подростка понимать переживания, состояния и интересы других, развивать эмпатию; - развивать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов, устранения деструктивных элементов поведения; - развивать положительную самооценку.ВЫВОДЫИзучение агрессивного поведения подростков является актуальной и важной проблемой в современном обществе. Подростковая агрессия может иметь серьезные последствия для индивида, его окружения и общества в целом. В ходе исследования данной темы были выявлены несколько ключевых выводов.Во-первых, агрессивное поведение подростков часто связано с широким спектром факторов, включая семейную дисфункцию, социальные неравенства, негативное воздействие среды обучения и общественные нормы. Это подчеркивает важность комплексного подхода к проблеме, который включает в себя работу с различными сферами жизни подростка.Во-вторых, социальные программы по коррекции агрессивного поведения играют ключевую роль в предотвращении и устранении агрессии среди подростков. Эффективные программы должны включать в себя работу с семьей, образовательными учреждениями и общественными институтами, а также способствовать развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта у подростков.Наконец, важно отметить, что успешная коррекция агрессивного поведения подростков требует согласованных усилий со стороны всех участников образовательного и социального процесса. Только путем совместных действий специалистов, родителей, педагогов и других заинтересованных лиц можно создать условия для поддержки подростков и предотвращения негативных проявлений их агрессивного поведения.В целом, изучение и коррекция агрессивного поведения подростков требует комплексного и системного подхода, основанного на понимании социальных, психологических и культурных факторов, влияющих на это явление. Развитие эффективных социальных программ и стратегий поможет создать безопасную и поддерживающую среду для подростков, способствуя их здоровому развитию и интеграции в общество.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Захаренко, Т. С. Особенности агрессивного поведения подростков / Т. С. Захаренко, Н. А. Мосина. // Молодой ученый. - 2021. - № 27 (131). - С. 783-786. 2. Иванова, И. П. Анализ причин подростковой агрессии / И. П. Иванова. // Педагогика высшей школы. - 2022. - № 3.1 (6.1). - С. 92-94. 3. Коноплева И. Н. Агрессивное поведение подростка как копинг-стратегия в стрессовой ситуации / И. Н. Коноплева // Психология и право. - 2023. - № 4. - С. 3–12. 4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина. - Москва: ТЦ «Сфера», 2022. - 464 с. 5. Лалаянц И. Укрощение агрессии - возможно: Советы родителям / И. Лалаянц // Семья и школа. - 2021. - № 9. - С. 18–19.6. Мудрова В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. – 2021. - №15. – С.413-415.7. Некрасова, Е. А. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков / Е. А. Некрасова. // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (142). - С. 291-295. 8. Сорокина, И. Р. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции / И. Р. Сорокина.// Молодой ученый. - 2022. - № 9 (113). - С. 1041-1043. 9. Сурова, Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения / Е. В. Сурова. // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (192). - С. 154-157. Электронные ресурсы10. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. [электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002580461 (дата обращения: 09.04.2024).11. МБОУ «Школа № 9» [электронный ресурс] / URL:https://school9nnov.ru/(дата обращения: 09.04.2024).12. Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки [электронный ресурс] / URL: https://www.hr-asteri.ru/files/hr-asteri.ru/files/6f8c5d210fab22c3e2 (дата обращения: 09.04.2024).13. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. [электронный ресурс] / URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01000969963 (дата обращения: 09.04.2024).14. Тест «Рука», разработчиком является Научно–практический центр «Психодиагностика», С.И. Ерина, Н. Колесниченко, адаптация методики Пиотровского, Э. Вагнера [электронный ресурс] / URL: https://vunivere.ru/work66269 (дата обращения: 09.04.2024).15. Фопель К, Клаус В. Технология ведения тренинга: теория и практика. [электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007874767 (дата обращения: 09.04.2024).16. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие : диагностика, профилактика и коррекция [электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003323977 (дата обращения: 09.04.2024).ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1 План занятийТема занятияЦели и задачи занятияФормы работы, упражненияЗанятие 1 «Знакомство»Знакомство участников друг с другом, установление правил поведения в группе, снятие напряжения и создание рабочей атмосферы.Ритуал приветствия. Разминка «Билеты». Упражнение «Имена в кругу». Упражнение «Галерея негативных портретов». Упражнение «Мое солнце» Упражнение «Цвет моего настроения». Конец урока. Рефлексия.Занятие 2 «Осознание и понимание своих эмоций»Синхронизация группы, установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие навыков совместной игры.Ритуал приветствия. Разминка «Шапочка». Упражнение «Бездна». Упражнение «Работа с фотографиями». Упражнение «Коллективный счет». Конец урока. Рефлексия.Занятие 3 «Агрессия может быть конструктивной»Взаимодействие, реакция чувств, осознание неконструктивных способов выражения агрессии.Ритуал приветствия. Разминка «Распутываем клубок». Упражнение «Снять агрессию». Упражнение «Вверх по радуге». Конец урока. Рефлексия.Занятие 4 «Снимаем напряжение»Осознание агрессивного поведения и отношения к нему, обучение техникам релаксации.Ритуал приветствия. Разминка «Слепая и собака-поводырь». Ролевая игра «Выявление агрессивного поведения, обучение приемам релаксации». Тест визуализации «Летнее поле». Конец урока.Рефлексия.Занятие 5 «Самооценка»Повышение активности и самооценки участников, принятие своих отрицательных качеств.Ритуал приветствия. Разминка «Поймай человека». Упражнение «Корабль среди скал». Упражнение «Путешествие на лодке». Конец урока. РефлексияЗанятие 6 «Мотивы агрессивного поведения»Изучение мотивов своего агрессивного поведения и поведения других людей.Ритуал приветствия. Разминка «Треугольник, квадрат». Дискуссия «Что такое конфликт?». Упражнение «Горы». Конец урока. РефлексияЗанятие 7. «Формирование навыков отреагирования эмоций»Реагирование на накопившиеся негативные эмоции, обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.Ритуал приветствия. Разминка «Петушиные бои». Упражнение «Чувства» представляет собой ролевую игру. Упражнение «Летний дождь». Конец урока.Рефлексия.Занятие 8. «Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии»Повышение самопонимания и понимания других, поддержание положительной самооценки.Ритуал приветствия. Разминка «Гомеостат». Дискуссия «Поддержание положительной самооценки». Упражнение «Да». Конец урока. РефлексияЗанятие 9. «Положительное лидерство»Научить участников Неагрессивному настаиванию на своемРитуал приветствия. Разминка «6 и 9». Упражнение «Групповой спор». Упражнение «Вверх по радуге» Завершает занятие. РефлексияЗанятие 10. «Подведение итогов»Получение обратной связи от участников группы, подведение итоговРитуал приветствия. Разминка «Комфортное место». Упражнение «Веер мира». Упражнение «Багаж». Конец урока. Рефлексия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Захаренко, Т. С. Особенности агрессивного поведения подростков / Т. С. Захаренко, Н. А. Мосина. // Молодой ученый. - 2021. - № 27 (131). - С. 783-786.
2. Иванова, И. П. Анализ причин подростковой агрессии / И. П. Иванова. // Педагогика высшей школы. - 2022. - № 3.1 (6.1). - С. 92-94.
3. Коноплева И. Н. Агрессивное поведение подростка как копинг-стратегия в стрессовой ситуации / И. Н. Коноплева // Психология и право. - 2023. - № 4. - С. 3–12.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина. - Москва: ТЦ «Сфера», 2022. - 464 с.
5. Лалаянц И. Укрощение агрессии - возможно: Советы родителям / И. Лалаянц // Семья и школа. - 2021. - № 9. - С. 18–19.
6. Мудрова В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. – 2021. - №15. – С.413-415.
7. Некрасова, Е. А. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков / Е. А. Некрасова. // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (142). - С. 291-295.
8. Сорокина, И. Р. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции / И. Р. Сорокина.// Молодой ученый. - 2022. - № 9 (113). - С. 1041-1043.
9. Сурова, Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения / Е. В. Сурова. // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (192). - С. 154-157.
Электронные ресурсы
10. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. [электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002580461 (дата обращения: 09.04.2024).
11. МБОУ «Школа № 9» [электронный ресурс] / URL:https://school9nnov.ru/(дата обращения: 09.04.2024).
12. Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки [электронный ресурс] / URL: https://www.hr-asteri.ru/files/hr-asteri.ru/files/6f8c5d210fab22c3e2 (дата обращения: 09.04.2024).
13. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. [электронный ресурс] / URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01000969963 (дата обращения: 09.04.2024).
14. Тест «Рука», разработчиком является Научно–практический центр «Психодиагностика», С.И. Ерина, Н. Колесниченко, адаптация методики Пиотровского, Э. Вагнера [электронный ресурс] / URL: https://vunivere.ru/work66269 (дата обращения: 09.04.2024).
15. Фопель К, Клаус В. Технология ведения тренинга: теория и практика. [электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007874767 (дата обращения: 09.04.2024).
16. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие : диагностика, профилактика и коррекция [электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003323977 (дата обращения: 09.04.2024).