Информационный анализ документального потока, посвященного иллюзорному жанру «тромплей» в изобразительном искусстве.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Библиотековедение
  • 60 60 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 06.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Тромплей как жанр оптических иллюзий в истории мирового изобразительного искусства 6
1.2. Современный документальный поток по технике «тромплей» в изобразительном искусстве: книгоиздательский аспект 11
1.3. Техника визуальной иллюзии в справочных изданиях по искусству 16
1.4. Интернет-ресурсы иллюзорного искусства 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ГЛАВА 2. ОБМАНЧИВАЯ ВИДИМОСТЬ: РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 25
От составителя 26
Иллюзорная живопись 27
Мраморная вуаль: техника тромплей в скульптуре 41
Тропмлей в архитектуре 44
Именной указатель 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48

Фрагмент для ознакомления

В данном издание вы можете познакомится с работами художника в стиле тромплей - Норбертуса Гийсбрехтса.
Слепухин, С. О русском поэтическом натюрморте / Сергей Слепухин. – Текст : непосредственный // Нева. – 2022. – №5. – С. 204 – 216.
Рассматривается термин «trompe l’oeil», иллюстрирует его анализом картины графа Федора Толстого. Обзор работ фламандского художника Корнелиса Норбертуса Гисбрехтса.
Тарасов, Ю. А. Trompe l'œil в голландской живописи XVII века / Ю.А. Тарасов // Голландский натюрморт XVII века. – СПб.: Издательство С.–Петербургского университета, 2004. – С. 78- 88. – Текст : непосредственный.
В статье Ю.А. Тарасов анализирует произведения голландских художников, которые использовали технику «Trompe l'œil».
Туйзюкова, И.Г. Оптические иллюзии в живописи XXI века / И.Г. Туйзюкова. – Текст : непосредственный // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 1 (1). – С. 132-134.
В статье рассматривается применение оптических иллюзий в период с 1960 по настоящее время.
Усачева, Светлана Владимировна. Живописная обманка в руках реставратора / С. В. Усачева. – Текст : непосредственный // Русское искусство. – 2016. – № 3. – С. 90–95 : цв. ил., фот. цв. – Библиогр. в конце ст.
Статья посвящена реставрации картины неизвестного художника, натюрморта «Листы из книг и картинки» (1783) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Хайленд, Э. Такие разные птицы в произведениях искусства : [16+] / Энгус Хайленд, Кендра Уилсон ; [пер. с англ. Н. Томашевской]. – Москва : Колибри, 2017. – 151 [8] с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.
В книге собрана коллекция произведений картин и иллюстраций, в которой представлено впечатляющее многообразие птиц, в том числе написанных в технике «тромплей».
Хачатуров, С. В. Изнаночное восполнение мира в изобразительном жанре trompe– l'oeil / С. В. Хачатуров. – Текст : электронный //Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. – 2015. – № 2. – С. 170–178.
Статья исследует метаморфозы жанра «обманок» в художественной культуре Нового времени.
Хачатуров, Сергей Валерьевич. В жанре тромплей / Сергей Хачатуров. – Текст : непосредственный // Диалог искусств. – 2014. – № 2. – С. 101–103 : 2 ил., 4 цв. ил.
Об оптических иллюзиях в искусстве (обманки, кунштюки, tromp l`oeil), пародии и «изнанке» как ключу к их пониманию. О выставке в Кунстпаласте (Дюссельдорф).
Художественный музей «Атенеум» : [альбом] / [авт. текста М. Силина]. - Москва : Директ-Медиа : ЗАО "Изд. дом "Комсомольская правда", 2013. – 95 с. : цв. ил.; 32 см. – (Великие музеи мира; 90). – Текст : непосредственный.
В книге рассказывается о художественном музеи «Атенеум» и работах в стиле тромплей
Художественный музей. Индианаполис [Текст] : [альбом] / [авт. текста В. Морозова]. - Москва : Директ-Медиа : ЗАО "Изд. дом "Комсомольская правда", 2013. - 95 с. : цв. ил.; 32 см. - (Великие музеи мира; Т. 65).
В книге рассказывается о художественном музеи Индианаполисе и работах художника Питера Класа.
Чернецова, Е. Американские натюрморты – обманки / Е. Чернецова. – Текст : непосредственный // Юный художник. –2016. – №11. – С.36 – 40.
Знакомит с работами американских художников в жанре натюрморты-обманки: Пето, Дж. Ф. (художник); Харнет, У. М. (художник); Хаберле, Дж. (художник).
Чернецова, Е.М. Американское реалистическое искусство. Что надо знать перед походом в музей / Чернецова Евгения Михайловна. – Москва: Этерна, 2019. –200 с.: ил. – Текст : непосредственный.
Автор знакомит с творчеством американских реалистов. Отдельно останавливается на натюрмортах-обманках в американской живописи.
Шабалова, Е. Владимир Блинов. «КОНЕЦ ДНЯ» / Елена Шабалова. – Текст : электронный // Петербургские искусствоведческие тетради : статьи по истории искусства / АИС ; сост.: А. Г. Раскин, Н. Е. Фролова, Л. Н. Митрохина. – Санкт–Петербург, 2015. – Вып. 37. – С. 50–52. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://ais–spb.ru/sbornik/37.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
Рассказывается о произведениях современного живописца Владимира Блинова. Излюбленным приемом художника стал «тромплей», который хорошо просматривается в картине «Конец дня».
Щербина, Ю. Школа мраморирования, или танцующий завиток / Юлия Щербинина. – Текст : непосредственный // Наука и жизнь. – 2021. – №11. – С.85-90.
Про натюрморты-обманки и создание мраморной бумаги
Ямная, В. Б. Символическое пространство в творчестве М.С. Омбыш–Кузнецова на примере работ из цикла «Закрытые картины» / В. Б. Ямная, И. П. Шавшина. – Текст : непосредственный // Творчество и современность. – 2022. – № 2 (17). – С. 43–49.
Анализ искусства М.С. Омбыш-Кузнецова, работы которого содержит в себе элементы постмодернистской концепции, однако полностью никогда ей не соответствует.

Мраморная вуаль: техника тромплей в скульптуре

Мраморная вуаль обволакивает скульптуры мастеров, творивших в разные исторические периоды. Чем объяснить необыкновенно тонкую мраморную вуаль на статуях, созданных в далеком XVII веке? Эффект мраморной вуали основан на технике тромплей (создание эффекта оптической иллюзии), которая стала известна еще во времена Древней Греции. Легенда гласит, что древнегреческий живописец Зевксис научился делать картины-обманки: птицы садились на виноград, нарисованный на стенах и на полотне, принимая его за настоящие гроздья.
Однако первым человеком, добившимся эффекта мраморной вуали, называют Антонио Коррадини. Неаполитанский мастер родился в 1668 году и большую часть своей жизни посвятил созданию скульптур на заказ. Его работы можно увидеть на площадях, в парках, храмах и музеях. Самым известным произведением стал надгробный памятник женщине, скончавшейся сразу после рождения сына. Так князь Раймондо решил отдать дань уважения собственной матери. Название скульптуры - «Целомудрие». Женщина стоит на постаменте и смотрит в сторону, а ее голову и голое тело обволакивает струящаяся полупрозрачная ткань, сквозь которую отчетливо проступают черты лица, линии груди, рук и стройных ног. Как удалось художнику передать воздушную невесомость вуали, повторить мельчайшие изгибы, воссоздать тончайшие складки ткани, и при этом полностью сохранить и показать во всей красе внешность человека, характерные особенности лица и строение тела? Ученые, посвятившие разгадке тайны мраморной вуали долгие годы жизни, предполагают, что основную часть работы мастер производил на этапе создании гипсовой, восковой или глиняной формы для литья.
Еще одним непревзойденным мастером мраморной вуали называют итальянца Рафаэля Монти. Именно он описал технологию тромплей для скульптур. Для работы мастер выбирал редкий мрамор с двухслойной структурой. Из верхнего тончайшего слоя получалась вуаль, а из более плотного нижнего – тело человека и предметы. Многие современные скульпторы пытаются повторить этот технологический процесс, однако разве можно поставить их творения в один ряд с шедеврами итальянских мастеров?
Рекомендуемая литература

Антонио Коррадини (1688 - 1752). – https://veryimportantlot.com/ru/overview/author/author-antonio-corradini-1688-1752
Вуаль в искусстве - Скульптура. – https://veronavisita.it/?p=15241
Джузеппе Санмартино (1720 - 1793). – https://veryimportantlot.com/ru/overview/author/artist-giuseppe-sanmartino-sammartino-1720-1793\
Как итальянским мастерам удавалось создавать из мрамора тончайшие вуали. – https://kulturologia-ru.turbopages.org/kulturologia.ru/s/blogs/170119/41960/
Коррадини Антонио. – https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/korradini_a/index.php
Мраморная вуаль: техника тромплей в скульптуре. – https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/mramornaya-vual-3d-effekty-v-skulpture
Разинов, С. Шедевры мраморной вуали работы различных скульпторов/ Сергей Разинов. – https://aftershock.news/?q=node/875544&full
Семь занимательных фактов о самых знаменитых скульптурах. – http://artyx.ru/news/item/f00/s13/n0001388/index.shtml
Хвостова, Г.А. За кулисами петровского парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII - начале XXI века / Г.А. Хвостова. – Санкт-Петербург: Дмитрий Булавин, 2017. – 208 с. – Текст: непосредственный.
Шурыгин, А. Мраморная вуаль. Нетленные шедевры / Александр Шурыгин // Горизонт. – 2021. – №2. – https://fantlab.ru/work1401529

























Тропмлей в архитектуре


Власов, В. Г. Павловск, павловский романтизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – Санкт–Петербург: Азбука–Классика. – Т. VII, 2007. – С. 21
Вторая родина Пьетро ди Готтардо Гонзага : к 270–летию со дня рождения и 190–летию со дня кончины мастера : реферативный обзор на основе русскоязычных источников / Министерство культуры Российской Федерации, Мастерская церковно–исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова Санкт–Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина ; [составитель В. Л. Мельников]. – Санкт–Петербург : АРС, 2021. – 223 с. : ил.; 23 см. – (Архив русской старины; 2).
Головина, А. Архитектура. Что такое хорошо и что такое плохо. Ключ к пониманию / Головина Анастасия. – Москва: Бомбора, 2024. – 256 с.
Дюран, Ю. Обманки / Юлии Дюран. – Текст: электронный. –https://www.kommersant.ru/doc/1619091
Статье об использовании технике «тромплей» в дизайне и архитектуре.
Карпушина, Н. Секреты древних зодчих, или как перехитрить зрение / Наталья Карпушина. – Текст: непосредственный // Наука и жизнь. – 2010. – №2.– С. 81–84.
В статье рассказывается о первых архитектурных шедевров с использованием техники «Тромплей».
Мир – театр. Архитектура и сценография в России : [альбом] / [составители Степина А. Г., Петрова А. А.]. – Москва : Кучково поле, 2017. – 453, [2] с. : ил., цв. ил.
Михайловский, И.Б. Архитектура Ренессанса и барокко в Италии / И.Б. Михайловский. – Изд. 2–е. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 48 с.
Михайловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм / И.Б. Михайловский / Репринтное издание. – Москва: Архитектура–С, 2006. – 288 с.
Низовский, А. Ю. 50 великих шедевров архитектуры / [А. Ю. Низовский]. – Москва : Вече, 2008. – 238, [1] с., [4] цв. ил.
Петродворец. – Москва : Вече, 2002. – 222, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил. – (Памятники всемирного наследия).
Савельева, Л.В. Оптические иллюзии в организации архитектурного пространства. Эпоха Ренессанса и барокко / Международный электронный научно–образовательный журнал "AMIT" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2013/1kvart13/savelieva/abstract.php
Томан, Р. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / Рольф Томан. – Кёльн : Konemann, 2015. – 500 с.
















Именной указатель
Багдасарова, И. Р.
Вдовин, В.Г.
Вилков, М. И.
Вильчинская–Бутенко, М. Э.
Виппер, Б. Р.
Вирабян, С.А.
Власов В. Г.
Власов, В. Г.
Геташвили, Н. В.
Гиниятуллина, Э.Р.
Головина, А.
Грачева, С.М.
Гуркина, Н. С.
Гусев, Д. В.
Дидрих, М.А.
Дин, И.
Дмитриева, А. А.
Зотов, С.
Калабрезе, Омар.
Калинин, А.
Калиничева, М.М.
Карпушина, Н.
Кузмичев, Ф. Б.
Лаврентьев, А.Н.
Лотман, Ю. М.
Меркель, А. А.
Миронова, Е. Н.
Михайловский, И.Б.
Мочалов, Л.
Небольсин, Д.И.
Низовский, А. Ю.
Орлова, А. М.
Перек, Ж.
Петренко, В. Ф.
Прокофьева, О.
Раушенбах Б.В.
Савельева, Л.В.
Силина, М. М.
Тарасов Ю. А.
Тарасов, Ю. А.
Томан, Р.
Туйзюкова, И.Г.
Усачева, С.В.
Хайленд, Э.
Хачатуров, С. В.
Чернецова, Е.М.
Шабалова, Е.
Шурыгин, А.
Шурыгин, А.
Ямная, В. Б.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Багдасарова, Ирина Радиковна. Не верь глазам своим! : [маршрут экскурсии по Эрмитажу для молодых людей : путеводитель / ИринаБогдасарова, Наталья Бахарева]. – Санкт–Петербург : Фонд "Эрмитаж XXI век", 2021. – 63с. : ил.
Бодрийяр, Ж. Соблазн / Жан Бодрийяр; пер. с фр. Алексея Гараджи. – Москва: Ad Marginem, 2000
Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Д. Вазари ; ред. А. Г. Габричевский ; пер.: А. И. Венедиктов, А. Г. Габричевский. - Москва, 2001 - . - Т. 1 / авт. предисл. А. Г. Габричевский. - 2001. - 559 с. : ил.
Великие художники итальянского Возрождения : [в 2 т.] / ред. Э. Кёниг ; [пер. с нем. Е. В. Ефремова [и др.]. - Москва, 2008. -Т. 2 : Триумф цвета / Э. Кёниг [и др.]. - 2008. - 622, [1] [1] с. : ил.
Вильчинская-Бутенко, М. Э. Новые тренды монументального искусства: классическая живопись в пространстве города / М. Э. Вильчинская-Бутенко // Художественное пространство XXI века: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. научно-практ. конф. (г. Нижневартовск, 8 апр. 2021 г.) / отв. ред. М. М. Новикова. – Нижневартовск : Изд-во НВГУ, 2021. – С. 8-13.
Вирабян, С.А. Натюрморт как самостоятельный жанр изобразительного искусства / Вирабян С.А. // В сборнике: Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия. Материалы VIII Международной межвузовской научно–практической конференции. Научные редакторы: С.В. Анчуков, О.Л. Некрасова–Каратеева. 2020. С. 26–31.
Власов, В. Г. «Обман зрения», «обманка» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – Санкт–Петербург. – Т. VI, 2007. – С. 366.
Власов, В. Г. Павловск, павловский романтизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб.: Азбука-Классика. – Т. VII, 2007. – С. 21.
Геташвили, Н. В. Атлас мировой живописи / Геташвили Н. В.; ред. Ромушкевич А. С. – Москва:Абрис/ОЛМА, 2017 г. – 360 с. – (Подарочные издания. Шедевры живописи)
Гиниятуллина Э.Р. Пространственные иллюзии "тромплей" в росписи керамических изделий / Гиниятуллина Э.Р. // В сборнике: МЕСМАХЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2020. Материалы международной научно–практической конференции, посвященной 75–летию воссоздания Ленинградского художественно–промышленного училища. 2020. – С. 449–454.
Грачева, С.М. Акварельное зазеркалье петербургской художницы Елены Базановой / Грачева С.М. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2023. – № 4 (17). – С. 8-19.
Гусев, Д. В. "Обманка" Г. Н. Теплова и неизвестные факты его биографии / Д. В. Гусев // Исторический формат. - 2016. - № 1.
Дидрих, М.А. Методика определения техник исполнения миниатюрной живописи французских мастеров последней трети XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В / Дидрих М.А. // В сборнике: ДИАЛОГИ О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. материалы I Международной научно–практической конференции. Под редакцией Е.Ю. Витюк, Ю.В. Кондаковой, Е.В. Штифановой. Екатеринбург, 2021. – С. 168–171.
Дин, Ирина. За рубежом / Ирина Дин, Марина Абрамова. – (Жизнь музеев. Сообщения. Хроника). – Текст : непосредственный // Мир музея. – 2022. – № 4. – С. 52, 4–я с. обл. : репр., фот.
Калабрезе, Омар. Искусство обманки / Омар Калабрезе ; [пер. с фр. О. Е. Ивановой]. – Москва : Арт–Родник, 2012. – 398, [2] с. : ил., цв. ил. – Библиогр.: с. 386–389. – (Подарочное издание)
Калабрезе, Омар. Искусство обманки / Омар Калабрезе ; [пер. с фр. О. Е. Ивановой]. – Москва : Арт-Родник, 2012. – 398, [2] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 386-389. – (Подарочное издание).
Калинин, А. Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры / А. Калинин // Наука и жизнь. - 2005. - № 4. - С. 128-135 : цв.ил.
Калиничева, М. М. Иллюзия и аллюзия в средовом дизайне / М. М. Калиничева, М. В. Решетова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 264-269.
Карпушина, Н. Странности картин / Наталья Карпушина // Наука и жизнь. – 2012. – № 2. – С. 84-89.
Карпушина, Н. Секреты древних зодчих, или как перехитрить зрение / Наталья Карпушина // Наука и жизнь. – 2010. – №2.– С. 81-84.
Картины–обманки . – Текст : непосредственный // Творчество народов мира. – 2013. – № 5. – С. 9–13 : фот. – (Азбука стилей).
Кузмичев, Ф. Б. Trompe-l`oeil - иллюзия отражения / Ф.Б. Кузмичев // Антикварное обозрение. – 2009. – № 2. – С. 81-82 : 9 цв. ил.
Лаврентьев, А.Н. От обманок и диорам - к измененной и виртуальной реальности (виртуальная реальность в контексте истории визуальной культуры) / Лаврентьев А.Н., Жердев Е.В. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2022. № 4-2. – С. 12-35.
Мировое искусство. Оптические иллюзии : [в живописи и графике : иллюстрированная энциклопедия] / [текст А. Савельева ; сост. И. Г. Мосин]. – СПб. : Кристалл ; Москва : Оникс, 2007. – 175 с. : цв. ил.
Мировое искусство. Оптические иллюзии : [в живописи и графике : иллюстрированная энциклопедия] / [текст А. Савельева ; сост. И. Г. Мосин]. - СПб. : Кристалл ; Москва : Оникс, 2007. - 175 с. : цв. ил.
Миронова, Е. Н. Искусство и обман / Е.Н. Миронова // Антикварное обозрение. – 2013. – № 3 (53). – С. 56-63 : 14 цв. ил.
Мочалов, Л. В. Три века русского натюрморта : [книга-альбом] / Лев Мочалов. - Москва : Белый город, [2012]. - 511 с. : ил. - Указ. имен и произведений: с. 500-511.
Мочалов, Л. Три века русского натюрморта. – М.: Белый город, 2012. – 512 с. – (Энциклопедия мирового искусства).
Мраморная вуаль: техника тромплей в скульптуре. – https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/mramornaya-vual-3d-effekty-v-skulpture
Небольсин, Д.И. Проблема визуальных обманок в аналитических теориях изобразительной репрезентации / Д.И. Небольсин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2023. – № 71. – С. 21–28.
Обманка. – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия. – Т. 23. – С. 485–486. – URL: [URL=https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2282791]https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2282791[/URL]
Орлова, А. М. Репрезентативные стратегии видеоинсталляции / А. М. Орлова // Художественная культура. – 2020. – № 2. – С. 154-169.
Перек, Ж. Зачарованный взгляд / Жорж Перек ; перевод с французского Валерия Кислова. – Санкт–Петербург, 2017. – 30, [1] с. : цв. ил.
Петренко В. Ф. Натюрморт как визуальный афоризм / Петренко В. Ф., Коротченко Е. А., Супрун А. П. // Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — № 2. — С. 26–44.
Савельева Л.В. Оптические иллюзии в организации архитектурного пространства. Эпоха Ренессанса и барокко / Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2013/1kvart13/savelieva/abstract.php
Сусарева, А. С. Использование оптических иллюзий в живописи / А. С. Сусарева, Н. Ю. Кунаковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. – 2019. – № 3.1 (23.1). – С. 88-90. – URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1462/ (дата обращения: 23.03.2024).
Тарасов, Ю. А. Голландский натюрморт XVII века / Ю. А. Тарасов ; С.–Петерб. гос. ун–т. – Санкт–Петербург : Издательство Санкт–Петербургского университета, 2004. – 162, [2] с., [40] л. ил. – Указатели: с. 152–163.
Тени на небе. – (Жизнь музеев. Сообщения. Хроника). – Текст : непосредственный // Мир музея. – 2022. – № 5. – С. 54, 4–я с. обл. : репр. – ISSN 0869–8171.
Туйзюкова, И.Г. Оптические иллюзии в живописи XXI века / И.Г. Туйзюкова // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 1 (1). – С. 132-134.
Усачева, С. В. Живописная обманка в руках реставратора / С. В. Усачева // Русское искусство. - 2016. - № 3. - С. 90-95 : цв. ил., фот. цв. - Библиогр. в конце ст.
Усачева, Светлана. Вещи века = Objects of their Time / Светлана Усачева. - Текст : непосредственный // Третьяковская галерея. – 2012. – № 3 (36). – С. 4-15 : цв. ил. – (Выставки).
Хачатуров, С. В. В жанре тромплей / Сергей Хачатуров // Диалог искусств. – 2014. – № 2. – С. 101-103 : 2 ил., 4 цв. ил.
Шабалова, Е. Владимир Блинов. «КОНЕЦ ДНЯ» / Елена Шабалова // Петербургские искусствоведческие тетради : статьи по истории искусства / АИС ; сост.: А. Г. Раскин, Н. Е. Фролова, Л. Н. Митрохина. – Санкт-Петербург, 2015. – Вып. 37. – С. 50-52.
Шурыгин, А. Мраморная вуаль. Нетленные шедевры / Александр Шурыгин // Горизонт. – 2021. – №2. – https://fantlab.ru/work1401529
Ямная, В. Б. Символическое пространство в творчестве М.С. Омбыш-Кузнецова на примере работ из цикла «Закрытые картины» / В. Б. Ямная, И. П. Шавшина // Творчество и современность. – 2022. – № 2 (17). – С. 43-49.

















2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Багдасарова, Ирина Радиковна. Не верь глазам своим! : [маршрут экскурсии по Эрмитажу для молодых людей : путеводитель / ИринаБогдасарова, Наталья Бахарева]. – Санкт–Петербург : Фонд "Эрмитаж XXI век", 2021. – 63с. : ил.
2. Бодрийяр, Ж. Соблазн / Жан Бодрийяр; пер. с фр. Алексея Гараджи. – Москва: Ad Marginem, 2000
3. Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Д. Вазари ; ред. А. Г. Габричевский ; пер.: А. И. Венедиктов, А. Г. Габричевский. - Москва, 2001 - . - Т. 1 / авт. предисл. А. Г. Габричевский. - 2001. - 559 с. : ил.
4. Великие художники итальянского Возрождения : [в 2 т.] / ред. Э. Кёниг ; [пер. с нем. Е. В. Ефремова [и др.]. - Москва, 2008. -Т. 2 : Триумф цвета / Э. Кёниг [и др.]. - 2008. - 622, [1] [1] с. : ил.
5. Вильчинская-Бутенко, М. Э. Новые тренды монументального искусства: классическая живопись в пространстве города / М. Э. Вильчинская-Бутенко // Художественное пространство XXI века: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. научно-практ. конф. (г. Нижневартовск, 8 апр. 2021 г.) / отв. ред. М. М. Новикова. – Нижневартовск : Изд-во НВГУ, 2021. – С. 8-13.
6. Вирабян, С.А. Натюрморт как самостоятельный жанр изобразительного искусства / Вирабян С.А. // В сборнике: Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия. Материалы VIII Международной межвузовской научно–практической конференции. Научные редакторы: С.В. Анчуков, О.Л. Некрасова–Каратеева. 2020. С. 26–31.
7. Власов, В. Г. «Обман зрения», «обманка» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – Санкт–Петербург. – Т. VI, 2007. – С. 366.
8. Власов, В. Г. Павловск, павловский романтизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб.: Азбука-Классика. – Т. VII, 2007. – С. 21.
9. Геташвили, Н. В. Атлас мировой живописи / Геташвили Н. В.; ред. Ромушкевич А. С. – Москва:Абрис/ОЛМА, 2017 г. – 360 с. – (Подарочные издания. Шедевры живописи)
10. Гиниятуллина Э.Р. Пространственные иллюзии "тромплей" в росписи керамических изделий / Гиниятуллина Э.Р. // В сборнике: МЕСМАХЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2020. Материалы международной научно–практической конференции, посвященной 75–летию воссоздания Ленинградского художественно–промышленного училища. 2020. – С. 449–454.
11. Грачева, С.М. Акварельное зазеркалье петербургской художницы Елены Базановой / Грачева С.М. // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2023. – № 4 (17). – С. 8-19.
12. Гусев, Д. В. "Обманка" Г. Н. Теплова и неизвестные факты его биографии / Д. В. Гусев // Исторический формат. - 2016. - № 1.
13. Дидрих, М.А. Методика определения техник исполнения миниатюрной живописи французских мастеров последней трети XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В / Дидрих М.А. // В сборнике: ДИАЛОГИ О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. материалы I Международной научно–практической конференции. Под редакцией Е.Ю. Витюк, Ю.В. Кондаковой, Е.В. Штифановой. Екатеринбург, 2021. – С. 168–171.
14. Дин, Ирина. За рубежом / Ирина Дин, Марина Абрамова. – (Жизнь музеев. Сообщения. Хроника). – Текст : непосредственный // Мир музея. – 2022. – № 4. – С. 52, 4–я с. обл. : репр., фот.
15. Калабрезе, Омар. Искусство обманки / Омар Калабрезе ; [пер. с фр. О. Е. Ивановой]. – Москва : Арт–Родник, 2012. – 398, [2] с. : ил., цв. ил. – Библиогр.: с. 386–389. – (Подарочное издание)
16. Калабрезе, Омар. Искусство обманки / Омар Калабрезе ; [пер. с фр. О. Е. Ивановой]. – Москва : Арт-Родник, 2012. – 398, [2] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 386-389. – (Подарочное издание).
17. Калинин, А. Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры / А. Калинин // Наука и жизнь. - 2005. - № 4. - С. 128-135 : цв.ил.
18. Калиничева, М. М. Иллюзия и аллюзия в средовом дизайне / М. М. Калиничева, М. В. Решетова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 264-269.
19. Карпушина, Н. Странности картин / Наталья Карпушина // Наука и жизнь. – 2012. – № 2. – С. 84-89.
20. Карпушина, Н. Секреты древних зодчих, или как перехитрить зрение / Наталья Карпушина // Наука и жизнь. – 2010. – №2.– С. 81-84.
21. Картины–обманки . – Текст : непосредственный // Творчество народов мира. – 2013. – № 5. – С. 9–13 : фот. – (Азбука стилей).
22. Кузмичев, Ф. Б. Trompe-l`oeil - иллюзия отражения / Ф.Б. Кузмичев // Антикварное обозрение. – 2009. – № 2. – С. 81-82 : 9 цв. ил.
23. Лаврентьев, А.Н. От обманок и диорам - к измененной и виртуальной реальности (виртуальная реальность в контексте истории визуальной культуры) / Лаврентьев А.Н., Жердев Е.В. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2022. № 4-2. – С. 12-35.
24. Мировое искусство. Оптические иллюзии : [в живописи и графике : иллюстрированная энциклопедия] / [текст А. Савельева ; сост. И. Г. Мосин]. – СПб. : Кристалл ; Москва : Оникс, 2007. – 175 с. : цв. ил.
25. Мировое искусство. Оптические иллюзии : [в живописи и графике : иллюстрированная энциклопедия] / [текст А. Савельева ; сост. И. Г. Мосин]. - СПб. : Кристалл ; Москва : Оникс, 2007. - 175 с. : цв. ил.
26. Миронова, Е. Н. Искусство и обман / Е.Н. Миронова // Антикварное обозрение. – 2013. – № 3 (53). – С. 56-63 : 14 цв. ил.
27. Мочалов, Л. В. Три века русского натюрморта : [книга-альбом] / Лев Мочалов. - Москва : Белый город, [2012]. - 511 с. : ил. - Указ. имен и произведений: с. 500-511.
28. Мочалов, Л. Три века русского натюрморта. – М.: Белый город, 2012. – 512 с. – (Энциклопедия мирового искусства).
29. Мраморная вуаль: техника тромплей в скульптуре. – https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/mramornaya-vual-3d-effekty-v-skulpture
30. Небольсин, Д.И. Проблема визуальных обманок в аналитических теориях изобразительной репрезентации / Д.И. Небольсин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2023. – № 71. – С. 21–28.
31. Обманка. – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия. – Т. 23. – С. 485–486. – URL: [URL=https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2282791]https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2282791[/URL]
32. Орлова, А. М. Репрезентативные стратегии видеоинсталляции / А. М. Орлова // Художественная культура. – 2020. – № 2. – С. 154-169.
33. Перек, Ж. Зачарованный взгляд / Жорж Перек ; перевод с французского Валерия Кислова. – Санкт–Петербург, 2017. – 30, [1] с. : цв. ил.
34. Петренко В. Ф. Натюрморт как визуальный афоризм / Петренко В. Ф., Коротченко Е. А., Супрун А. П. // Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — № 2. — С. 26–44.
35. Савельева Л.В. Оптические иллюзии в организации архитектурного пространства. Эпоха Ренессанса и барокко / Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2013/1kvart13/savelieva/abstract.php
36. Сусарева, А. С. Использование оптических иллюзий в живописи / А. С. Сусарева, Н. Ю. Кунаковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. – 2019. – № 3.1 (23.1). – С. 88-90. – URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1462/ (дата обращения: 23.03.2024).
37. Тарасов, Ю. А. Голландский натюрморт XVII века / Ю. А. Тарасов ; С.–Петерб. гос. ун–т. – Санкт–Петербург : Издательство Санкт–Петербургского университета, 2004. – 162, [2] с., [40] л. ил. – Указатели: с. 152–163.
38. Тени на небе. – (Жизнь музеев. Сообщения. Хроника). – Текст : непосредственный // Мир музея. – 2022. – № 5. – С. 54, 4–я с. обл. : репр. – ISSN 0869–8171.
39. Туйзюкова, И.Г. Оптические иллюзии в живописи XXI века / И.Г. Туйзюкова // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 1 (1). – С. 132-134.
40. Усачева, С. В. Живописная обманка в руках реставратора / С. В. Усачева // Русское искусство. - 2016. - № 3. - С. 90-95 : цв. ил., фот. цв. - Библиогр. в конце ст.
41. Усачева, Светлана. Вещи века = Objects of their Time / Светлана Усачева. - Текст : непосредственный // Третьяковская галерея. – 2012. – № 3 (36). – С. 4-15 : цв. ил. – (Выставки).
42. Хачатуров, С. В. В жанре тромплей / Сергей Хачатуров // Диалог искусств. – 2014. – № 2. – С. 101-103 : 2 ил., 4 цв. ил.
43. Шабалова, Е. Владимир Блинов. «КОНЕЦ ДНЯ» / Елена Шабалова // Петербургские искусствоведческие тетради : статьи по истории искусства / АИС ; сост.: А. Г. Раскин, Н. Е. Фролова, Л. Н. Митрохина. – Санкт-Петербург, 2015. – Вып. 37. – С. 50-52.
44. Шурыгин, А. Мраморная вуаль. Нетленные шедевры / Александр Шурыгин // Горизонт. – 2021. – №2. – https://fantlab.ru/work1401529
45. Ямная, В. Б. Символическое пространство в творчестве М.С. Омбыш-Кузнецова на примере работ из цикла «Закрытые картины» / В. Б. Ямная, И. П. Шавшина // Творчество и современность. – 2022. – № 2 (17). – С. 43-49.