Исследование инженерных решений по эффективному использованию подземного пространства памятников архитектуры.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Строительство и архитектура
  • 48 48 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 05.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………….…….2
2. Основная часть……………………………………………………….…….…4
2.1. Современные инженерные решения по эффективному использованию подземного пространства памятников архитектуры……………………………4
2.2. Анализ инженерных решений……………………………………...….…7
2.3. Современные методы и технологии……………………………………15
2.4. Рекомендации по использованию наиболее эффективных инженерных решений в сложившейся градостроительной среде…………………………...25
2.5. Производство и организация строительства…………………………..33
3. Выводы………………………………………………………………………..39
4. Литература……………………………………………………………............41
5. Приложение…………………………………………………………………..43
Фрагмент для ознакомления

Такие комбинированные стены могут быть выполнены в виде периодически соединяемых замковыми соединениями HZ/AZ-элементов или AZ-элементов с трубным шпунтом. В процессе проектирования ограждений глубоких котлованов необходимо добиться устойчивости подпорных шпунтовых стен и защиты от фильтрации грунтовых вод через подошву котлована.
Устойчивость обеспечивается жесткостью шпунтовой конструкции и надежной заделкой нижних концов шпунтовых элементов в плотные коренные грунты. Для территории Москвы может потребоваться заглубление шпунта на глубину до 35 метров.
Необходимый уровень заглубления шпунта также зависит от фильтрационных свойств грунтового разреза и гидрогеологической ситуации участка строительства подземного сооружения. Требуемые параметры шпунтового ограждения и необходимый сортамент металлопроката определяются на основании геотехнических расчетов и построения компьютерной модели, с применением современных программных комплексов, например, PLAXIS.
Примером успешного применения тяжелых шпунтовых элементов при устройстве многоуровневого подземного паркинга является устройство комбинированной стены HZ775D/AZ18 с глубиной погружения шпунта 24 м на территории архитектурно-паркового ансамбля Царицыно.
Сегодня в России применяется традиционный подход в организации проектирования и строительства: шпунтовое ограждение котлована выполняет технологическую роль и не рассматривается в качестве конструктивного элемента подземных сооружений. Данный подход не является оптимальным и приводит к общему удорожанию работ нулевого цикла с учетом того, что при строительстве в условиях существующей застройки технологический шпунт часто не извлекается из грунта. В мировой практике проектирования и строительства подземных сооружений предусматривается введение шпунтовых стен в состав конструктивной схемы здания, о чем свидетельствуют объекты, построенные во многих городах Европы. Например, шпунтовые ограждения из сортамента Arcelor могут выполнять функцию наружных ограждающих конструкций подземного многоуровневого паркинга и позволяют не использовать наружные железобетонные стены, повышая эффективность и снижая общую стоимость работ.
Основные преимущества введения шпунтовых ограждений Arcelor в конструктивную схему зданий:
- Совмещенные с наружной шпунтовой стеной несущие сваи позволяют устраивать несущие конструкции фундаментов, совпадающие в плане с осью шпунтового ограждения для передачи на них нагрузок от надземной части строящихся зданий.
- Эффективное использование подземного пространства под зданием за счет подбора оптимального сечения шпунта и максимально возможного приближения шпунтового ряда к наружным границам участка.
- Возможность устройства несущих свай или свай-колонн, которые могут располагаться во внутреннем пространстве сечения сдвоенных шпунтовых Z-секций, HZ-секций или внутри трубного шпунта.
Возможность устройства опорных балочных конструкций, выполненных в металле или железобетоне, которые устанавливаются непосредственно на внутреннюю плоскость шпунтового ограждения при помощи системы из свариваемых закладных элементов:
- Опорные балки позволяют осуществлять передачу нагрузок от внутренних грузовых площадей подземных перекрытий непосредственно на шпунтовую стену и расположенные в ней несущие сваи-колонны.
- Наличие необходимых средств для защиты внутренних поверхностей шпунтовых стен от воздействия огня при пожарах.
- Неизменные и независимые от грунтового разреза параметры конструкции, которые определяются исключительно размерами шпунтов.
- Малые сроки возведения подземных стен из металлического шпунта на строительстве подземных многоуровневых паркингов. Строительство подземной части здания осуществляется намного быстрее, чем по любому из существующих в настоящее время способов (метод касательных буронабивных свай или метод щелевого грейфера под защитой бентонитовым раствором).




2.5. Производство и организация строительства
Решение вопросов безопасности производится в следующих стадиях:
стадия проектирования;
стадия реализации проекта;
Ключевыми являются вопросы техники безопасности при выполнении строительно-монтажных работ, производственной санитарии и противопожарной безопасности на период ведения подземных работ.
Вопросы безопасности на стадии проектирования.
Стадия проектирования включает разработку следующих вопросов, являясь архитектурной частью проекта:
выбор конструктивного решения здания с учетом его назначения, целью реконструкции, геологических и климатических особенностей;
выбор ограждающих конструкций здания, которые будут обеспечивать необходимую тепло-звукоизоляцию;
проектирование систем дополнительного жизнеобеспечения здания согласно СНиП 1.02.01-85:
а) водоснабжения;
б) тепло и газоснабжения;
в) электроснабжения;
г) канализации.
определяются размеры дополнительных санитарных узлов, место общего пользования с учетом действующих санитарных норм;
планировка помещений при реконструкции и расширении должна обеспечивать их оптимальную инсоляцию, а в нежилых помещениях – дополнительное освещение;
подбираются соответствующие конструктивные и отделочные материалы;
устройство дополнительной санитарно-защитной зоны, проездов и подъездов;
Противопожарные мероприятия при реконструкции определяют:
категорию огнестойкости здания в целом;
устройство дымовых люков для обеспечения незадымляемости лестниц и лифтов;
согласно ГОСТ 12.02.004-91, устраивают пути эвакуации расчетом размеров коридоров и лестничных пролетов;
на 1-ом этаже обязательное наличие порошковых и углекислотных огнетушителей и пожарной сигнализации;
отсутствие загромождения входов на лестничные марши и выходов из здания;
двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода и иметь высоту в проеме не менее 1,9 м.
Расчетно-конструктивная часть.
Устойчивость дополнительных конструкций здания в процессе реконструкции обеспечивается следующими мероприятиями:
все работы ведутся в пределах одной захватки и одного яруса (высота этажа)
подъем опалубки осуществляется только после набора бетоном прочности не менее 70% от проектной;
работы по устройству монолитного каркаса ведутся в строгом соответствии с ППР. Технологическими картами и СНиП 12-03-01 ч.1, СНиП 12-04-02 ч.
марка бетонной смеси должна соответствовать проектной;
высота подачи бетонной смеси должна исключать её расслоение;
Вопросы безопасности на стадии строительства.
Стадия реконструкции определяет разработку технологической части проекта. Вопросы безопасности закладываются на следующих этапах:
в календарном плане;
стройгенплане;
в технологических картах.
В календарном графике определяется квалификационный состав бригад, сроки производства работ всех строительных циклов. Календарным планом определена технологическая последовательность и рациональное совмещение строительно –монтажных работ по времени. Все меры являются залогом по снижению травматизма в период производства демонтажных и строительно-монтажных работ.
При составлении календарного плана строительства, устанавливающего строгую последовательность и сроки выполнения всех строительно-монтажных работ, кроме выполнения основных работ учитываются дополнительные работы по обеспечению безопасности труда. Объемы реконструктивных мероприятий и сроки их выполнения устанавливаются с учетом проведения дополнительных работ, вызываемых требованиями безопасности. К таким дополнительным работам относятся, в частности, изготовление, монтаж и демонтаж вертикальных креплений стенок траншей и котлованов, устройство ограждений проемов и междуэтажных перекрытий, защитных козырьков и настилов, монтажных площадок, безопасных переходов и прочие.
При производстве работ основной формой организации труда рабочих является бригадная форма с разбивкой на звенья, количество которых зависит от размера частного фронта, на котором отдельное звено может безопасно выполнять работу, от безопасного количества применяемых инструментов и механизмов, места и площади размещения материалов для выполнения работ. Кроме того, учитывается психологический фактор, например, теснота и неудобство приводят к потере производительности и повышению травматизма.
При определении количества строительных машин учитывается возможность их одновременного размещения и работы на строительной площадке.
Нельзя допускать в календарных планах сокращения сроков производства работ без предварительных конкретных инженерных решений по безопасному производству работ или за счет исключения специальных процессов, обеспечивающих их безопасность.
Складирование всех строительных материалов и конструкций должно осуществляться в соответствии стандартов или ТУ на материалы и изделия, причем штабеля с более массивными элементами располагаются ближе к установочному оборудованию или крану.
На строительной площадке также необходимо оборудовать две приемные площадки для приема бетона и раствора, также две площадки для разгрузки строительных материалов и конструкций, для подъезда транспортных средств.
Для обеспечения безопасной и безаварийной работы транспорта на стройплощадке предусматриваются подъездные пути и внутрипостроечные дороги, устраиваемые вне опасных зон. Временные и постоянные дорог попадающие в «опасную зону» грузоподъемных машин отмечаются на стройгенплане как участки ограниченного движения, т.е движение на этом участке дороги должно быть согласованы с работой технологического оборудования.
Также при реконструкции должно учитываться дополнительное аварийное освещение для эвакуации людей. Оно обеспечивает освещенность в места основных проходов, подъемов и спусков внутри здания - не менее 0,5 лк, снаружи - не менее 0, лк.
Технологическая карта на строительство и реконструкцию разрабатывается согласно требованиям СНиП 12-03-2001г. ч. 1 и СНиП 12-04-2002г. ч. 2 «Безопасность труда в строительстве». При реконструкции здания наибольшую опасность представляют монтажные и бетонные работы, от качества которых зависит дальнейшая безопасная эксплуатация здания.
Безопасное напряжение электроустановок не должно превышать 36 В, при сварных работах и эксплуатации инструмента, вибраторов – не более 12 – 14 В. Сварочный аппарат должен быть заземлен; ручной инструмент и вибраторы должны иметь заземление. Не допускается подключение сварочного аппарата к осветительной сети.
При подземном строительстве, также необходимо учитывать фактор высоты связан с постоянным нахождением людей на значительной высоте. Снижение влияния этого фактора связано с использованием:
подмостей, переходных трапов, лестниц;
ограждающих конструкций на этажах;
страховых поясов, нескользящей обуви.
Выбор инвентаря и креплений необходимо осуществлять согласно ГОСТ 12.4.059-89 и ГОСТ 12.4.089-86.
Противопожарная безопасность.
Противопожарная профилактика в период реконструкции достигается следующими мероприятиями:
наличием гидрантов, количество которых определено стройгенпланом, согласно СНиП 12-03-01*, ГОСТ 12.01.004-91;
наличием противопожарных разрывов не менее 5м между административно-бытовыми помещениями;
в местах, содержащих горючие или легковоспламеняющиеся материалы, курение должно быть запрещено, а пользование открытым огнем допускается только в радиусе более 50 м;
леса и опалубка, выполненные из древесины, пропитываются огнезащитным составом;
Для искусственного прогрева бетона разрешается применять пар, горячую воду, воздух и электрический ток. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
для устройства тепляков применять минвату;
прогреваемые электротоком участки должны находиться под постоянным наблюдением квалифицированных электриков.
Для питания в зоне электропрогрева применяют кабели КРПТ или изолированные провода ПРГ-500 (с дополнительной защитой резиновым шлангом). Запрещается прокладывать провода непосредственно по грунту.
3. Выводы
Повышение экономической эффективности реконструируемых зданий, а главное памятников архитектуры международного значения на территории Москвы, является актуальной и непростой научно-технической задачей. Оптимальное решение данной задачи существенно осложняется непростыми инженерно-геологическими условиями нашего города, наличием существующей исторической застройки и многочисленных коммуникаций.
Особенности современного подземного строительства в городских условиях связаны во многом с использованием современных прогрессивных технологий строительства. Последнее десятилетие поставило перед архитекторами и конструкторами ряд новых инженерных и технических проблем, связанных с комплексным освоением подземного пространства. Подземное пространство стало использоваться не только для размещения инженерных коммуникаций и объектов транспортного строительства, но также для строительства крупных комплексов общественно-бытового назначения.
На протяжении долгого времени основным материалом подземных сооружений и конструкций остается железобетон. Использование железобетонных плит перекрытия и несущих стен обуславливается рядом важных и полезных особенностей. Очень важной особенностью ж/б плиты является то, что она практически не подвержена усадочным процессам, что позволяет при устройстве стен сразу производить обкладку облицовочным кирпичом.
После закладки нижнего яруса основания здания, расширения его фундамента в глубину, требуется песчаная засыпка изнутри (укладываются слои песка по 15-17см с уплотнением бензотрамбовкой – до очень плотного состояния) и устройство верхней ж/б плиты – 70мм с армированием дорожной сеткой. В отдельных случаях, при необходимости – устройство каркаса из арматуры, которая сама по себе является черновым полом, позволяют исключить воздействие влажности грунта на лаги и черновые полы, выполненные из дерева, а также полностью избавит от присутствия под полом насекомых. Такой способ с уплотнением песка бензотрамбовкой применялся при реконструкции Петровского путевого дворца и комплекса в Царицыно.
Песчаная засыпка с верхней ж/б плитой значительно дешевле варианта перекрытия цоколя сборными ж/б плитами. При этом несущая способность данной конструкции выше, чем у сборных ж/б плит и позволяет устройство внутренних перегородок и стен выполнять между ростверком.
Исследование современных инженерных решений по эффективному использованию подземных пространств зданий и сооружений одна из важнейших задач крупных городов. Для памятников архитектуры, - это вопрос спасения, т.к. пересадив здание на новый надежный многоуровневый фундамент обеспечится безопасность и неподвижность исторических конструкций. Одновременно с этим, дополнительное пространство позволит расширить площадь исторического здания, и в значительной мере усовершенствовать его технологическое состояние, продлить жизнь памятнику архитектуры.



4. Литература:
1. Свод правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153).
2. Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.
3. СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений».
4. Пособие по обследованию строительных конструкций зданий. АО «ЦНИИПромзданий». М.,- 1997.
5. СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия».
6. ARX building, 05 //Универсальный язык архитектуры. – М., 04[05] август-сентябрь 2006. - 160с.
7. Вестник // «Зодчий. 21 век» - информационно-аналитический журнал, С-Пб., февраль 2009. - 110с.
8. Татлин // Пространство, материал, объем, конструкция. - Екатеринбург, №1/31/2006. – 128с.
9. Александрова 3.Д., Пастухов Ю.И. Организация комплексного капитального ремонта зданий: Учебное пособие/ЛИСИ. Л., 1985. - 86с.
10. СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты».
11. ГОСТ 27751-88. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету.
12. Инструкция по проектированию и устройству свайных фундаментов зданий и сооружений в г. Москве. - М.: Москомархитектура, 2001.
13. МГСН 2.07-01. Основания, фундаменты и подземные сооружения.
14. Рекомендации по проектированию и устройству оснований и фундаментов при возведении зданий вблизи существующих в условиях плотной застройки в г. Москве. - М.: Москомархитектура, 1999.
15. Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004. – 219 с.
16. МДС 20-1.2006 «Временные рекомендации по назначению нагрузок и воздействий, действующих на многофункциональные высотные здания и комплексы в Москве» - М: ФГУП «НИЦ «Строительство»,- 2006.


5. Приложение
На строительстве подземной автостоянки



Строительство подземного паркинга


Вид подземной автостоянки



Слои основания для подземных сооружений


Армирование захватки фундаментной плиты под рампой на 1-й половине автостоянки.



Многоуровневые подземные технологические помещения Большого театра в Москве (строительство)


Завершение возведения свода-покрытия.



Вид на сводчатую обделку автостоянки со стороны строящейся рампы.




Начало установки опалубки для бетонирования свода-покрытия.



Установка инвентарной опалубки на деревянных лагах при возведении перекрытия над -3-м уровнем Большого театра.
Системы несъемной опалубки Coffor.
Вестник // «Зодчий. 21 век» - информационно-аналитический журнал, С-Пб., февраль 2009.

Вестник // «Зодчий. 21 век» - информационно-аналитический журнал, С-Пб., февраль 2009.

ARX building, 05 //Универсальный язык архитектуры. – М., 04[05] август-сентябрь 2006.

ARX building, 05 //Универсальный язык архитектуры. – М., 04[05] август-сентябрь 2006.

Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.

Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.
Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.
Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004.

Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004.

Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004.
Вестник // «Зодчий. 21 век» - информационно-аналитический журнал, С-Пб., февраль 2009. - 110с.

Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004.

Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004.

Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.

Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.

Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.

Свод правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153).

Александрова 3.Д., Пастухов Ю.И. Организация комплексного капитального ремонта зданий: Учебное пособие/ЛИСИ. Л., 1985. - 86с.

Свод правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153).













33


4. Литература:
1. Свод правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003
"Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 153).
2. Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов: Российская академия архитектуры и строительных наук.– М., - 2004.
3. СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений».
4. Пособие по обследованию строительных конструкций зданий. АО «ЦНИИПромзданий». М.,- 1997.
5. СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия».
6. ARX building, 05 //Универсальный язык архитектуры. – М., 04[05] август-сентябрь 2006. - 160с.
7. Вестник // «Зодчий. 21 век» - информационно-аналитический журнал, С-Пб., февраль 2009. - 110с.
8. Татлин // Пространство, материал, объем, конструкция. - Екатеринбург, №1/31/2006. – 128с.
9. Александрова 3.Д., Пастухов Ю.И. Организация комплексного капитального ремонта зданий: Учебное пособие/ЛИСИ. Л., 1985. - 86с.
10. СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты».
11. ГОСТ 27751-88. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету.
12. Инструкция по проектированию и устройству свайных фундаментов зданий и сооружений в г. Москве. - М.: Москомархитектура, 2001.
13. МГСН 2.07-01. Основания, фундаменты и подземные сооружения.
14. Рекомендации по проектированию и устройству оснований и фундаментов при возведении зданий вблизи существующих в условиях плотной застройки в г. Москве. - М.: Москомархитектура, 1999.
15. Кривошеев П.И. Усиление ж/б конструкций производственных зданий и просадочных оснований. – М: Логос, 2004. – 219 с.
16. МДС 20-1.2006 «Временные рекомендации по назначению нагрузок и воздействий, действующих на многофункциональные высотные здания и комплексы в Москве» - М: ФГУП «НИЦ «Строительство»,- 2006.

Вопрос-ответ:

Что такое инженерные решения по эффективному использованию подземного пространства памятников архитектуры?

Инженерные решения по эффективному использованию подземного пространства памятников архитектуры включают в себя различные технические и конструктивные решения, которые позволяют максимально эффективно использовать подземное пространство для различных нужд, таких как создание подземных музеев, выставочных залов, паркингов и других функциональных зон.

Какие современные инженерные решения существуют для эффективного использования подземного пространства памятников архитектуры?

Современные инженерные решения включают в себя использование инновационных строительных материалов, технологий укрепления и защиты конструкций, систем вентиляции и освещения, а также различные методы дренажа и обезвреживания воды. Также активно применяются геотехнологии, такие как геотермальные системы, грунтовые насосы и т.д. Важным аспектом является также учет возможных последствий для окружающей среды и исторической ценности памятника.

Какие анализируются инженерные решения в данном исследовании?

В данном исследовании анализируются различные инженерные решения, включая архитектурные и конструктивные решения, технические и технологические решения, а также решения, связанные с поддержкой и эксплуатацией подземных объектов.

Какие современные методы и технологии используются для эффективного использования подземного пространства памятников архитектуры?

Среди современных методов и технологий можно выделить использование компьютерного моделирования и виртуальной реальности для проектирования и визуализации подземных объектов, применение дистанционного наблюдения и контроля за состоянием конструкций, использование инновационных строительных материалов, таких как композитные материалы и биоразлагаемые материалы.

Какие существуют инженерные решения по эффективному использованию подземного пространства памятников архитектуры?

Существует несколько инженерных решений, которые позволяют эффективно использовать подземное пространство памятников архитектуры. Одно из таких решений - использование подземных хранилищ для хранения ценных артефактов и документов. Это позволяет сохранить их от разрушения и в то же время освободить поверхностное пространство для других нужд. Кроме того, можно использовать подземные коммуникации для проведения энергоснабжения и коммуникаций, что также способствует оптимальному использованию пространства.

Какие анализ инженерных решений проводятся в данном исследовании?

В данном исследовании проводится анализ различных инженерных решений, использующих подземное пространство памятников архитектуры. Анализируются преимущества и недостатки каждого решения, его эффективность и потенциал для применения в конкретных условиях. Также изучаются технические аспекты реализации этих решений и их соответствие требованиям сохранения и защиты памятников архитектуры.

Какие современные методы и технологии используются при реализации инженерных решений по использованию подземного пространства памятников архитектуры?

При реализации инженерных решений по использованию подземного пространства памятников архитектуры используются различные современные методы и технологии. Например, для создания подземных хранилищ часто применяются специальные конструктивные решения, такие как бетонные структуры с усилением из стальных арматурных элементов. Для обеспечения энергоснабжения и коммуникаций в подземных пространствах применяются передовые системы электрооборудования и коммуникаций, включая высокотехнологичные системы контроля и управления.

Какие существуют современные инженерные решения для эффективного использования подземного пространства памятников архитектуры?

Современные инженерные решения для эффективного использования подземного пространства памятников архитектуры включают такие технологии как многоуровневые подземные парковки, использование подземного пространства для размещения систем вентиляции и коммуникаций, создание подземных музеев и выставочных площадок, а также возведение подземных торговых и развлекательных центров.

Какие инженерные решения уже были анализированы для использования подземного пространства памятников архитектуры?

При анализе инженерных решений для использования подземного пространства памятников архитектуры были рассмотрены многоуровневые подземные парковки, подземные музеи, использование подземного пространства для размещения систем вентиляции и коммуникаций, а также возведение подземных торговых и развлекательных центров. Проведенные исследования показали, что эти решения могут быть эффективными для оптимального использования подземного пространства и сохранения памятников архитектуры.