роль исторического памятника в увековечении истории

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 11.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ 6
1.1. Понятие, цели и задачи исторического памятника 6
1.2. Классификация памятников истории 14
2. ОЦЕНКА РОЛИ ПАМЯТНИКОВ В СОХРАНЕНИИ И УВЕКОВЕЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ 18
2.1. Влияние памятников на историческое сознание российского общества 18
2.2. Особенности мемориализации истории и исторической памяти в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Фрагмент для ознакомления

Роспись была выполнена примерно в период с 1905 по 1917 год, хотя точные даты неизвестны, также неизвестно, кем она была создана. На стенах изображены лев, ангел, орел и закрашенный бык, который хорошо виден в инфракрасных лучах.Очевидно, что историко-культурные памятники, включая музей Бронепоезда в Туле и «Дом со львом» в Саратовской области, способствуют формированию отношения людей к своей истории, основываясь на знании истории своей страны и понимании направления развития государства. Они отражают социальную действительность и вызывают ощущение принадлежности к историческим событиям, происходившим в истории государства. В настоящее время разрабатываются маршруты, связанные с железнодорожной тематикой, которые посвящены определенным группам памятников. Историко-культурные достопримечательности являются информационными каналами, передающими знания о прошлом в настоящее и будущее.Особенности мемориализации истории и исторической памяти в РоссииОдна из особенностей российского общества – его своеобразное отношение к различным историческим эпохам и фигурам. Далеко не всегда инициативы властей по установке памятников отдельным личностям, связанным с историей России и мира находят положительный отклик в российском обществе.Пример неудачной попытки увековечить личность Карла Маннергейма на памятниках иллюстрирует, как в 2016 году в Санкт-Петербурге была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная ему, представляющая будущего фельдмаршала Финляндии как генерал-лейтенанта русской императорской армии. Несмотря на то, что памятник был открыт в присутствии высших представителей государственной власти (главы администрации президента Сергея Иванова и министра культуры Владимира Мединского, а также роты почетного караула), через 4 месяца после многочисленных возмущений и акций протеста эта мемориальная доска была демонтирована.Исходя из примера с мемориальной доской Маннергейму, историческую память народа нельзя рассматривать только как искусственно созданный социальный конструкт, который можно произвольно изменять. Коллективная память о прошлом содержит знания о важнейших событиях истории, обладающих особой сакральной значимостью, определяющей ценностные основы традиции и ее устойчивость.Подобные знания являются ключевыми идентификационными символами национального "мы", связывающими личное "я" человека с его родовой связью. Они представляют собой суть исторической памяти, где история не создается сознательными усилиями идеологов, а, наоборот, историческая память формирует историческое сознание человека, его национальную идентичность и ценностные ориентиры его существования в мире. Монументы являются визуальными сакральными символами этой исторической памяти.В российской политике мемориализации существуют исторические фигуры, которые не приветствуются. Например, на памятнике "Тысячелетие России" (М.О. Микешин, 1862 г.), символизирующем непрерывность истории нашего государства, не было места для такой значимой фигуры, как Иван Грозный, поскольку его образ, связанный с тиранией и ужасом, не соответствовал эпохе либеральных реформ Александра II – правителя России того времени. Акты мемориализации именно таких противоречивых исторических фигур, особенно тех, которые ранее были табуированы и вызывают общественный резонанс, наиболее ярко отражают изменение идеологического направления в историческом дискурсе российской власти.В современной России такие мемориалы включают памятники вождям белогвардейского движения, такие как памятник генералу С. Л. Маркову в Сальске (скульпторы В. и Д. Суровцевы, 2003), адмиралу Колчаку в Иркутске (скульптор В. М. Клыков, 2004), генералу Лавру Корнилову в Краснодаре (скульпторы А. П. Корнаев и В. П. Пчелин, 2013), генералу Врангелю в Керчи (скульптор А. В. Клыков, 2016). В самой установке этих памятников прослеживается идеологическая связь современной России с Россией до революции, прежде всего, с имперской Россией, за которую сражались белые генералы. В этом процессе не обошлось без провокационных ситуаций. Мы уже рассматривали случай с мемориальной доской генералу Маннергейму. Еще более скандальной стала история с установкой 4-метрового памятника генералу Краснову в станице Елановской(скульптор К. Р. Чернявский, 2007 г.), который активно сотрудничал в годы Великой Отечественной войны с нацистской Германией. После многочисленных судебных исков удалось лишь снять с монумента его именную табличку, превратив его в памятник абстрактному казачьему атаману.По моему мнению, в монументах, особенно в памятниках, ключевым для понимания прошлого является содержательная и эстетическая сторона. Это подтверждается негативными отзывами, выявленными в исследовании восприятия памятников Москвы, проведенном еще в 2010 году. Такие отзывы получили монумент Петру I работы З. Церетели, памятники Г. К. Жукову (автор В. М. Клыков), М. А. Шолохову, Ф. М. Достоевскому (оба - работы А. И. Руковишникова), Пушкину и Натали (скульпторы А. и И. Бургановы), Б. Ш. Окуджаве (скульптор Г. Франгулян) и другие. Эти памятники посвящены личностям, чье значение широко признано и заслуживает увековечивания. Негативное восприятие здесь связано, в первую очередь, с их эстетической несостоятельностью или сложной и непонятной интерпретацией этих образов.Таким образом, в памятнике необходимо учитывать не только факт увековечивания, но и эстетическую сторону произведения, которая определяет содержание художественного образа. Именно здесь, в общей композиции и пластических решениях памятника, проявляется осмысление истории, выражение значимости исторических событий и личностей. В данном контексте художественная правда памятника тесно связана с правдой истории.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что исторический памятник играет важную роль в увековечении истории, поскольку он служит для сохранения памяти о значимых событиях, личностях или культурных достижениях. Он помогает передать информацию о прошлом будущим поколениям и сохранить историческое наследие для будущих поколений.Одной из основных причин, по которым исторические памятники должны быть сохранены, является их ценность как культурных артефактов. Исторические памятники представляют собой культурное наследие народа и занимают важное место в его истории. Они отображают верования, обычаи и традиции общества и способствуют формированию у людей чувства идентичности и принадлежности. Таким образом, сохранение исторических памятников способствует культурному разнообразию и сохранению уникальности общества.Сохранение исторических памятников также важно для воспитания будущих поколений. Исторические памятники предоставляют ценное представление о прошлом и могут помочь людям понять эволюцию общества и культуры. Они дают возможность людям узнать о событиях и личностях, которые сформировали их историю и наследие. Таким образом, сохранение исторических памятников является способом сохранения коллективной памяти общества и передачи ее будущим поколениям.Исторические памятники также являются популярными объектами туристического интереса, привлекая внимание как местных жителей, так и иностранных посетителей. В целом, они играют важную роль в сохранении и передаче исторического наследия и культурных ценностей для будущих поколений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023 N 503-ФЗ)Аполлонов И.А. Памятник в контексте исторической памяти. / И.А. Аполлонов. // Интеллект. Инновации. Инвестиции, №11-2, 2021, С. 112-117Астафьева О.Н. Стратегия устойчивого развития в культурной политике российских регионов / О.Н. Астафьева // Мир русскоговорящих стран. - 2019. - № 1, С. 43-51Бондарь В.В. Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы / В.В. Бондарь. М.: Институт наследия, 2022. - 168 с.Боярский П.В. Введение в памятниковедение / П.В. Боярский. Москва: Центр "Культура и Мировой океан", 1990. - 218 с.Викторов В.В. Культурология. / В. В. Викторов. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Вузовский учебник, 2019. - 433 с.Дмитриева Н.В. Память о событиях и участниках Великой отечественной войны в современной России: правовые основы государственной политики и монументальные практики./ Н.В. Дмитриева. //Научная мысль Кавказа, №5, 2022, С.18-23Месхи Б.Ч. Военно-историческое наследие России. / Б.Ч. Месхи, М.В. Вербов, П.О. Середа. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2019. - 202 с.Немировская Л.З. Культурология: курс лекций / Л. З. Немировская. - Москва: Проспект, 2019. - 295 с.Обернихин Е.А. Увековечение памяти о советских воинах, погибших при освобождении европейских стран от нацизма в годы Великой Отечественной войны (1944-1991 гг.). / Е.А. Обернихин. Чебоксары: ЧувГУ, 2021. - 297 с.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: ИТИ Технологии. 2020. - 524 c.Рубин В.А. Военно-мемориальное наследие как феномен российской культуры: теоретические и исторические аспекты. / В.А. Рубин. Челябинск: ЧГИК, 2019. - 351 с.Рубин В.А. О роли Министерства обороны России в формировании и реализации государственной культурной политики в сфере сохранения военно-мемориального наследия в постсоветский период. / В.А. Рубин. Культура и искусство, №4 (65), 2018, С. 51-57Святославский А.В. Городской монумент как объект восприятия (некоторые аспекты современной мемориальной культуры). / А.В. Святославский. // Преподаватель XXI век. 2010, Т. 2, №1, С. 356-364Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс, пер. с фр. С. И. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. - 348 с.Шуб М.Л. Актуальность в зеркале минувшего: основные содержательные черты современного образа прошлого / М.Л. Шуб // Вестник культуры и искусств, 2020. - № 1 (61). С. 45-52Военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий». [URL]: https://www.culture.ru/institutes/25928/voenno-memorialnyi-kompleks-bronepoezd-13-tulskii-rabochii?ysclid=lutrs49wyx525420313 (дата обращения: 10.04.2024)Гутарева, Н. Ю. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. // Молодой ученый. 2015, №9 (89). С. 1286-1288 [URL]: https://moluch.ru/archive/89/18319/ (дата обращения: 10.04.2024)Памятники войны: их роль в сохранении памяти о прошлом. [URL]: https://prosvet.press/2023/06/16/pamyatniki-voyny-ikh-rol-v-sokhranenii-p/?ysclid=luton83toi83847059 (дата обращения: 10.04.2024)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023 N 503-ФЗ)
2. Аполлонов И.А. Памятник в контексте исторической памяти. / И.А. Аполлонов. // Интеллект. Инновации. Инвестиции, №11-2, 2021, С. 112-117
3. Астафьева О.Н. Стратегия устойчивого развития в культурной политике российских регионов / О.Н. Астафьева // Мир русскоговорящих стран. - 2019. - № 1, С. 43-51
4. Бондарь В.В. Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы / В.В. Бондарь. М.: Институт наследия, 2022. - 168 с.
5. Боярский П.В. Введение в памятниковедение / П.В. Боярский. Москва: Центр "Культура и Мировой океан", 1990. - 218 с.
6. Викторов В.В. Культурология. / В. В. Викторов. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Вузовский учебник, 2019. - 433 с.
7. Дмитриева Н.В. Память о событиях и участниках Великой отечественной войны в современной России: правовые основы государственной политики и монументальные практики./ Н.В. Дмитриева. //Научная мысль Кавказа, №5, 2022, С.18-23
8. Месхи Б.Ч. Военно-историческое наследие России. / Б.Ч. Месхи, М.В. Вербов, П.О. Середа. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2019. - 202 с.
9. Немировская Л.З. Культурология: курс лекций / Л. З. Немировская. - Москва: Проспект, 2019. - 295 с.
10. Обернихин Е.А. Увековечение памяти о советских воинах, погибших при освобождении европейских стран от нацизма в годы Великой Отечественной войны (1944-1991 гг.). / Е.А. Обернихин. Чебоксары: ЧувГУ, 2021. - 297 с.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: ИТИ Технологии. 2020. - 524 c.
12. Рубин В.А. Военно-мемориальное наследие как феномен российской культуры: теоретические и исторические аспекты. / В.А. Рубин. Челябинск: ЧГИК, 2019. - 351 с.
13. Рубин В.А. О роли Министерства обороны России в формировании и реализации государственной культурной политики в сфере сохранения военно-мемориального наследия в постсоветский период. / В.А. Рубин. Культура и искусство, №4 (65), 2018, С. 51-57
14. Святославский А.В. Городской монумент как объект восприятия (некоторые аспекты современной мемориальной культуры). / А.В. Святославский. // Преподаватель XXI век. 2010, Т. 2, №1, С. 356-364
15. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс, пер. с фр. С. И. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. - 348 с.
16. Шуб М.Л. Актуальность в зеркале минувшего: основные содержательные черты современного образа прошлого / М.Л. Шуб // Вестник культуры и искусств, 2020. - № 1 (61). С. 45-52
17. Военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий». [URL]: https://www.culture.ru/institutes/25928/voenno-memorialnyi-kompleks-bronepoezd-13-tulskii-rabochii?ysclid=lutrs49wyx525420313 (дата обращения: 10.04.2024)
18. Гутарева, Н. Ю. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. // Молодой ученый. 2015, №9 (89). С. 1286-1288 [URL]: https://moluch.ru/archive/89/18319/ (дата обращения: 10.04.2024)
19. Памятники войны: их роль в сохранении памяти о прошлом. [URL]: https://prosvet.press/2023/06/16/pamyatniki-voyny-ikh-rol-v-sokhranenii-p/?ysclid=luton83toi83847059 (дата обращения: 10.04.2024)