Программа психологической помощи семьям в формировании адекватного отношения ко лжи ребенка дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 19.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ КО ЛЖИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Детская ложь как психологический феномен: причины, виды, факторы, ее обуславливающие 6
1.2. Родительские позиции и виды отношения ко лжи 13
1.3. Методы психологической помощи семье по проблеме детской лжи 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКОЙ ЛЖИ 28
2.1. Методы и программы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 36
2.3. Программа психологической помощи семье по формированию адекватного отношения к детской лжи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Эти взрослые не разделяют интересы ребенка, не уверены в его способностях, не поощряют его самостоятельность. При этом 24% матерей и 12% отцов проявляют искренний интерес к ребенку, ведут высоко оценивают его способности, поощряют его самостоятельность, инициативность.По шкале «Симбиоз» 64% матерей и 56% отцов имеют низкие показатели. Они устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком. Только 8% матерей и 24% отцов стремятся быть ближе к своим детям, удовлетворять их разумные потребности, ограждать из от неприятностей.По шкале «Контроль» 8% матерей и 4% отцов никак не контролируют своих детей. Вместе с тем 56% матерей и 52% отцов имеют высокий уровень. Это означает, что такие взрослые ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. По шкале «Отношение к неудачам ребенка» высокие показатели имеют 64% матерей и 52% отцов. Они относится к ребенку как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. При этом 24% матерей и 8% отцов неудачи детей считают случайными и верят в них.Мы проанализировали связь отношения родителей к своим детям и лживого поведения детей, а также уровня их эмоционального благополучия. Из результатов анализа следует, что есть обратная связь между лживым поведением ребенка и показателями по шкале «Принятие, отвержение». Это говори о том, что более отрицательным является отношение к ребенку, тем выше показатели лживого поведения у него. Обратная связь наблюдается также между лживым поведением ребенка и показателями по шкале «Кооперация». Это говорит о том, что чем меньший интерес проявляется к ребенку, чем меньше ценятся его способности, поощряется его самостоятельность, тем выше показатели лживого поведения у детей.Обратной является связь между лживым поведением детей и показателями по шкале «Симбиоз». Это говорит о том, что чем больше психологическая дистанция между ребенком и его родителями, тем чаще ребенок лжет. Прямой является связь между лживым поведением детей и показателями по шкале «Контроль». В данном случае можно заключить, что чем выше контроль, тем выше уровень лживого поведения детей. Прямой является также связь между лживым поведением детей и показателями по шкале «Отношение к неудачам ребенка». Это говорит о том, что если неудачи ребенка воспринимают взрослым как случайные, если родители поддерживают ребенка, то детям меньше свойственно лживое На основе полученных сведений мы разработали программу психологической помощи семье по формированию адекватного отношения к детской лжи.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. Результаты исследования могут применяться для оказания семьям психологической помощи по формированию адекватного отношения к детской лжи.
2. Белановская О.В. Диагностика способности дошкольника к распознаванию правды и лжи / О.В. Беланвоская // Современное дошкольное образование, 2011. – № 3. – С. 66-69.
3. Грушко Н.В. Психология лжи как новое направление исследования в социальной психологии (из опыта преподавания спецкурса «Психология лжи») / Н.В. Грушко // Вестник Омского университета. Серия: психология, 2009. – № 2. – С. 38-43
4. Дьяченко Н.С. Ложь ребенка – дошкольника / Н.С. Дьяченко // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. – № 22. – С. 100-102.
5. Есипова А.Г. Причины детской лжи / А.Г. Есипова, Л.В. Андреева // Роль науки и образования в модернизации современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 1, 2019. – С. 158-160.
6. Казьмин А.М. Шкада эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальнкиова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина // Клиническая и социальная психология, 2014. – № 3. – С. 6-12.
7. Козачек О.В. Психологическая манипуляция в семье ребенка-дошкольника: анализ родительских представлений / О.В. Козачек, С.В. Бравославская, А.В. Черняева // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2013. – № 58. – С. 16-20.
8. Кравченко М.М. Сказка как метод профилактики лжи у детей старшего дошкольного возраста / М.А. Кравченко, Е.Ю. Темникова // Вопросы педагогики, 2022. – № 5-2. – С. 150-155.
9. Матинова Е.В. Практические рекомендации по профилактике детской лжи / Е.В. Матинова // Образование России и актуальные вопросы современной науки. Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, 2023.– С. 313-316.
10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
11. Нечаев М.П. Школа родительского мастерства в дошкольной образовательной организации / М.П. Нечаев, Е.В. Ермолина // Academia. Педагогический журнал Подмосковья, 2017. – № 3 (13). – С. 34-38.
12. Овчарова Р.В. Родительская толерантность ка фактор развития личности ребенка: монография / Р.В. Овчарова, И.А. Николаева. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 180 с.
13. Першина К.В. Причины и психология детской лжи / К.В. Першина // Евразийское научное объединение, 2020. – № 1-4 (59). – С. 338-342.
14. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М.: Изд-во Московского государственного университета, 1988. – 141 с.
15. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов / сост. О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012.– 56 с.
16. Смиричинская В.В. Педагогические условия детской лжи: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – М.: 1993. – 168 с.
17. Смирнов Д.В. Проблема лжи и ее коррекции в детском возрасте / Д.В. Смирнов // Психология обучения, 2010. – № 2. – С. 104-113.
18. Ткачева Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста / Т.С. Ткачева // Молодой ученый, 2021. – № 23 (365). – С. 486-489.
19. Ульянова А.В. Работа родителя с детской ложью / А.В. Ульянова // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2, 2023. – С 133-135.
20. Ухарская Я.В. Причины и профилактика лживого поведения дошкольников / Я.В. Ухарская // Известия института педагогики и психологии образования, 2021. - № 4. – С. 123-129.
21. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с
22. Чахоян А.С. Понятие лжи: дифференциальная диагностика / А.С. Чахоян // Теоретическая и экспериментальная психология, 2015. – Т. 8. – № 2. – С. 74-79.
23. Шалкевич Н.И. Детская ложь: возможные причины и ее профилактика со стороны родителей / Н.И. Шалькевич // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги – 2020. Сборник научных трудов и материалов V Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 104-108.
24. Шпаповалова О.Е. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих старших дошкольников / О.Е. Шаповалова, И.А. Емельянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – № 5 (183). – С. 551-555.
25. Экман П. Почему дети лгут / Э. Пол; пер. с англ. Л. Чекчурина. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.
26. Heyman GD, Luu DH, Lee K. Parenting by lying. J Moral Educ. 2009 Sep 1;38(3):353-369.
27. Low PHX, Kyeong Y, Setoh P. Parenting by lying and children's lying to parents: The moderating role of children's beliefs. J Exp Child Psychol. 2024 Apr; 240:105837.
28. Prodan N, Moldovan M, Cacuci SA, Visu-Petra L. Interpretive Diversity Understanding, Parental Practices, and Contextual Factors Involved in Primary School-age Children's Cheating and Lying Behavior. Eur J Investig Health Psychol Educ. 2022 Nov 11;12(11):1621-1643.
29. Setoh P, Low PHX, Heyman GD, Lee K. Parenting by Lying. Curr Dir Psychol Sci. 2024 Feb;33(1):51-57.
30. Talwar V., Lavoie J., Crossman A.M. Socialization of lying scale: Development and validation of a parent measure of socialization of truth and lie-telling behavior. Appl. Dev. Sci. 2021; 26: 553–566.
31. Waller R, Gardner F, Hyde LW, Shaw DS, Dishion TJ, Wilson MN. Do harsh and positive parenting predict parent reports of deceitful-callous behavior in early childhood? J Child Psychol Psychiatry. 2012 Sep;53(9):946-53.
32. Xu F, Bao X, Fu G, Talwar V, Lee K. Lying and truth-telling in children: from concept to action. Child Dev. 2010 Mar-Apr;81(2):581-96