«Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 22.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ 5
1.1. Общение как социально-психологический феномен 5
1.2. Психологические трудности в общении 9
2. ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ 14
2.1. Характеристика психологического консультирования 14
2.2. Методы регулирования психологических трудностей в общении 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, психологическое консультирование - это вид психологической помощи, который характеризуется кратковременностью периода и эпизодическим характером личных контактов между консультантом и клиентом. Консультирование предназначено для того, чтобы помочь человеку стать более интегрированным, выработать свои собственные жизненные стратегии и тактики и стать социально успешным.2.2. Методы регулирования психологических трудностей в общенииОдно из главных условий успешного консультирования в области проблем в общении заключается в готовности человека принять ответственность за свои проблемы. По этой причине, если клиент начинает жаловаться на окружающих или на несправедливость мира, но при этом остается доволен собой, задача консультанта состоит в том, чтобы перевести фокус внимания клиента с окружающих на самого себя. Обычно человек легко вспоминает о приятных встречах с другими людьми.Если попытаться выяснить, как возникли проблемы в отношениях, консультант часто может показать, что неудача, трудности или отчуждение в большей степени зависели от позиции самого клиента. Если клиент готов принять такую точку зрения, то это открывает возможности для проведения консультации. В случае противоположной ситуации, когда клиент не желает принять ответственность, шансы на успех остаются невысокими, так как у консультанта будет недостаточно материала для работы.Если клиент практически уже готов принять ответственность за свои трудности, это можно считать признаком его готовности к работе. Такой человек может полностью разделять представления о том, что изменить что-то в повседневной жизни возможно только при изменении самого себя. Для установления точного психологического заключения психолог должен определить характер и причины возникновения проблем или трудностей в общении. Для этого консультант может предложить человеку детально рассказать о ситуациях, в которых он столкнулся с ними. Таким образом, собирается соответствующий конкретный фактический материал.Часто возникают проблемы в общении, которые связаны со следующими сферами: разговоры с важными людьми, выступления перед публикой, коммуникация с группой людей, выступления перед небольшой аудиторией, общение с незнакомыми и малознакомыми людьми, взаимодействие с людьми, которые недоброжелательно настроены по отношению к клиенту, а также общение в области интимных отношений.У каждого клиента свои специфические проблемы в общении. Большинство из них связывает свои трудности с определенными ситуациями коммуникации. Но иногда полезно исследовать особенности поведения клиента в ситуациях, которые он не считал проблемными.Консультант должен обратить внимание на следующие аспекты при проведении консультации: - особенности поведения и эмоциональных переживаний, объяснение причин трудностей; - представления клиента о том, как его воспринимают другие люди, включая их поведение, предполагаемые объяснения причин его поведения и эмоциональные реакции; - оценку клиента со стороны других людей, которые когда-либо высказывали ее.Выделяют три основные группы проблем общения, с которыми консультанту чаще всего приходится работать: - поведение, которое затрудняет процесс общения; - эмоциональные переживания, которые мешают коммуникации; - установки, которые негативно влияют на общение.Эта классификация является относительной, поскольку проблемы, которые возникают на одном уровне, в различной степени могут затронуть и другие уровни. Однако, в связи с различными обстоятельствами, такими как ограниченное время приема или недостаточная подготовленность клиента, специалистам часто приходится сосредотачивать внимание только на одном аспекте проблемы. В большинстве случаев сложности в общении позволяют видеть более глубокие личностные проблемы клиента. Однако стоит отметить, что сразу же стремиться работать с более глубоким уровнем, связанным с детскими травмами или особенностями родительской семьи, не рекомендуется. Основными методами психологического консультирования при трудностях в общении являются: беседа, наблюдение, активное слушание, эмпатическое слушание, психодиагностика, практические методы и т.п.При психологических трудностях в общениичаще всего клиента учат:- раскрепощаться вербально и телесно, учиться новому свободному общению;- выходить из привычной "зоны комфорта" через получение нового опыта в комфортной обстановке;- прорабатывать телесные блоки и зажимы;- укреплять уверенность в себе, самооценку, авторитетность;- полагаться не на старый травмирующий опыт, воспроизводя его, а получать новый более гармоничный опыт;- найти ресурсную часть личности, с помощью которой можно получать новый положительный опыт.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного исследования являлось изучение особенностейпсихологического консультирования по проблемам трудностей в общении. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В рамках решения первой задачи было рассмотрено общение как социально-психологический феномен. Общение – это определенное взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом, связанное вербальными и невербальными средствами, которые позволяют достичь определенного результата.К основным его функциям относятся информационная, экспрессивная и прагматическая.Общение и взаимодействие между людьми имеют следующие особенности:- наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом общения;- возможность взаимного влияния партнеров друг на друга благодаря системе знаков;- коммуникативное воздействие возможно только при наличии единой или похожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента;- возможность возникновения коммуникативных барьеров. Обретение опыта общения способствует приобретению устойчивых умений и навыков межличностных коммуникаций, основанных на социальных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе.Коммуникативные умения в структуре культуры общения являются ее необходимой составляющей, обеспечивающей возможности реализации целей и задач общения. Овладевая коммуникативными умениями, человек овладевает и коммуникативной культурой, ее практическим компонентом.При решении второй задачи были проанализированы психологические трудности в общении.Существуют два основных типа трудностей общения: мотивационные и обусловленные несовершенством коммуникационных средств. Часто трудности в общении обусловлены такими индивидуально-психологическими особенностями как: высокая конфликтность, низкая самооценка, социальная тревожность, проблемы с эмоциональной регуляцией.В рамках решения третьей задачи была дана характеристика психологического консультирования. Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, который характеризуется кратковременностью периода и эпизодическим характером личных контактов между консультантом и клиентом. Консультирование предназначено для того, чтобы помочь человеку стать более интегрированным, выработать свои собственные жизненные стратегии и тактики и стать социально успешным. Теоретическими основами консультирования являются теории личности, которые в основном относятся к трем областям: психоаналитической, когнитивно-поведенческой и гуманистической.При решении четвертой задачи были рассмотрены методы регулирования психологических трудностей в общении.Основными методами психологического консультирования при трудностях в общении являются: беседа, наблюдение, активное слушание, эмпатическое слушание, психодиагностика, практические методы и т.п.При психологических трудностях в общениичаще всего клиента учат: раскрепощаться вербально и телесно, учиться новому свободному общению; выходить из привычной "зоны комфорта" через получение нового опыта в комфортной обстановке; прорабатывать телесные блоки и зажимы; укреплять уверенность в себе, самооценку, авторитетность; полагаться не на старый травмирующий опыт, воспроизводя его, а получать новый более гармоничный опыт; помогают найти ресурсную часть личности, с помощью которой можно получать новый положительный опыт.Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов и ссузов. – М.: Прометей, 2018. – 538 с.Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ.ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. – М.: МГППУ, 2013. – С. 45–61.Ганпанцуров Л.Г. Проблемы межличностного общения с позиции различных концептуальных направлений психологической науки. В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы ХI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Д.Э. Елистратовой. – Новосибирск, 2023. – С. 246-247.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – М.: Харвест, 2007. – 800с.Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум); Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320с.Зеленков М.Ю. Социальные конфликты современности. М.: Инфа-М, 2021. – 231с.Золотых О.А., Минина Г.Д. Психологические особенности преодоления трудностей в общении // Научный альманах. – 2020. – № 7-1 (69). – С. 40-43.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.Классическая социальная психология: учеб.пособие для студентов вузов / И. Г. Антипов и др., общ. ред. Е. И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с. Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.Князева Е.Н. Коммуникативная сложность // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 5 (133). – С. 110–118.Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб.: Питер, 2007. – 367с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 2011. – 416 с. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 144с.Оганесова Н.Л. Психологическое консультирование по проблемам одиночества // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2022. – № 1 (22). – С. 359-365.Пашковский Е.А. Особенности коммуникации совместно проживающих людей в период самоизоляции // Дискурс. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 40-55.Петровская Л.А. Вербальное и невербальное кодирование эмоций в коммуникации: междисциплинарная парадигма. В книге: Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты (КПП'11): тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; под общей редакцией А.И. Рудского. – 2011. – С. 11-12.Тарелкин А.И., Боровская К.А. Психологические аспекты переживания и преодоления трудностей общения в студенческом возрасте. В сборнике: Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике. Сборник материалов Международного научно-практического Фестиваля кафедры социальной работы и реабилитологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. – Минск, 2021. – С. 224-229.Цветкова Н.А. Личностно-ориентированный подход в психологическом консультировании женщин по проблеме деструктивного общения в семье. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Левитовские чтения». – Москва, 2021. – С. 653-659.Шех О.И., Сергеев С.С. Технологии психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях. – СПб.: ПГУПС, 2011. – 87с.Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. – Ростов-на-Дону, 2009. – 192с.Щедринская О.М., Бебчук М.А. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3. – С. 84 – 99.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов и ссузов. – М.: Прометей, 2018. – 538 с.
2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. – М.: МГППУ, 2013. – С. 45–61.
3. Ганпанцуров Л.Г. Проблемы межличностного общения с позиции различных концептуальных направлений психологической науки. В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы ХI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Д.Э. Елистратовой. – Новосибирск, 2023. – С. 246-247.
4. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – М.: Харвест, 2007. – 800с.
5. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практикум); Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320с.
6. Зеленков М.Ю. Социальные конфликты современности. М.: Инфа-М, 2021. – 231с.
7. Золотых О.А., Минина Г.Д. Психологические особенности преодоления трудностей в общении // Научный альманах. – 2020. – № 7-1 (69). – С. 40-43.
8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
9. Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Антипов и др., общ. ред. Е. И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
10. Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
11. Князева Е.Н. Коммуникативная сложность // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 5 (133). – С. 110–118.
12. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
13. Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
14. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб.: Питер, 2007. – 367с.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
16. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект, 2011. – 416 с.
17. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 144с.
18. Оганесова Н.Л. Психологическое консультирование по проблемам одиночества // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2022. – № 1 (22). – С. 359-365.
19. Пашковский Е.А. Особенности коммуникации совместно проживающих людей в период самоизоляции // Дискурс. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 40-55.
20. Петровская Л.А. Вербальное и невербальное кодирование эмоций в коммуникации: междисциплинарная парадигма. В книге: Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты (КПП'11): тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; под общей редакцией А.И. Рудского. – 2011. – С. 11-12.
21. Тарелкин А.И., Боровская К.А. Психологические аспекты переживания и преодоления трудностей общения в студенческом возрасте. В сборнике: Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике. Сборник материалов Международного научно-практического Фестиваля кафедры социальной работы и реабилитологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. – Минск, 2021. – С. 224-229.
22. Цветкова Н.А. Личностно-ориентированный подход в психологическом консультировании женщин по проблеме деструктивного общения в семье. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Левитовские чтения». – Москва, 2021. – С. 653-659.
23. Шех О.И., Сергеев С.С. Технологии психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях. – СПб.: ПГУПС, 2011. – 87с.
24. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. – Ростов-на-Дону, 2009. – 192с.
25. Щедринская О.М., Бебчук М.А. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3. – С. 84 – 99.