Формирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 12.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1. Статистические данные доходов федерального бюджета в Российской Федерации 4
2. Подходы к формированию доходов федерального бюджета в Российской Федерации 8
3. Система факторов, влияющих на формирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации 15
4. Моделирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации 19
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

руб. в 2022 году до 26 130,3 млрд. руб. в 2023 году (-5,6% к 2022 году), с последующим восстановлением доходов федерального бюджета до 27 239,8 млрд. руб. в 2024 году (+4,2% к 2023 году) и 27 979,4 млрд. руб. в 2025 году (+2,7% к 2024 году) с выходом российской экономики на траекторию роста. С ростом ВВП и снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП, планируется сокращение доходов с 19,0% ВВП в 2022 году до 17,4% ВВП в 2023 году, до 17,1% ВВП в 2024 году и до 16,4% ВВП в 2025 году [6, c. 30].Структура доходов федерального бюджета на период 2022-2025 гг. представлена в таблице 2.Таблица 2 - Доходы федерального бюджета на 2023 год и на плановый период2024 и 2025 годов (млрд. руб.)Показатель2022 год (оценка)Законопроект2023 год2024 год2025 год12345Доходы, всего27 693,126 130,327 239,827 979,4в %% к ВВП19,017,417,116,4в том числе:Нефтегазовые доходы11 666,28 939,08 656,38 488,5в %% к ВВП8,06,05,45,0Базовые нефтегазовые доходы6 145,08 000,08 000,08 000,0в %% к ВВП4,25,35,04,7Дополнительные нефтегазовые доходы5 521,2939,0656,3488,5в %% к ВВП3,80,60,40,3Ненефтегазовые доходы16 027,017 191,318 583,519 490,9в %% к ВВП11,011,511,611,4Доля в общем объеме доходов, %100,0100,0100,0100,0в том числе:Нефтегазовые доходы42,134,231,830,3Ненефтегазовые доходы57,965,868,269,7Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, %+9,5-5,6+4,2+2,7Источник: составлено авторами [6, c. 31].Из таблицы 2 видно, что поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2023 год прогнозируется в объеме 8 939,0 млрд. руб. (6,0% к ВВП). В 2024 и 2025 годах объем нефтегазовых доходов согласно прогнозу, составит 8 656,3 млрд. руб. (5,4% к ВВП) и 8 488,5 млрд. руб. (5,0% к ВВП). С учетом установления базовых нефтегазовых доходов на уровне 8 000,0 млрд. руб. ежегодно в 2023-2025 годах, дополнительные нефтегазовые доходы составят 939,0 млрд. руб. в 2023 году (0,6% к ВВП), 656,3 млрд. руб. в 2024 году (0,4% к ВВП) и 488,5 млрд. руб. в 2025 году (0,3% к ВВП).Сокращение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 8,0% ВВП в 2022 году до 5,0% ВВП к 2025 году связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи нефти (по сравнению с уровнем 2022 года, с последующим восстановлением), а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения, что приведет к меньшей доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 42,1% в 2022 году до 30,3% в 2025 году [6, c. 32].Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде в целом будут стабильны (на уровне порядка 11,5% ВВП) на фоне сокращения влияния временного всплеска внутреннего спроса в конце 2021 г. начале 2022 г., с одной стороны, и восстановления экономического роста после спада в 2022 году, что в целом соответствует «допандемийному» уровню доходов [6, c. 32; 19].В реальном выражении ненефтегазовые доходы прогнозируются с превышением в 2023 году по отношению к 2022 году на уровне 7,3%, с последующим поступательным ростом за прогнозируемый период 2023-2025 гг. (на уровне 21,6%). Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций), дополнительными поступлениями в результате корректировки налогообложения отдельных отраслей экономики и реализацией мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости [23]. Доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета вырастет с 57,9% в 2022 году до 69,7% в 2025 году [6, c. 32].ЗаключениеВ заключение, можно сказать, что формирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации является сложным, многогранным и ответственным процессом. Это важная задача, которая влияет на социально-экономическое развитие страны и удовлетворение потребностей граждан.В последние годы правительство стремится к диверсификации источников доходов, чтобы уберечь экономику от внешних колебаний и быть не зависимой от одного источника. Это позволяет улучшать структуру доходов, расширять налоговую базу, сокращать теневую экономику и повышать эффективность налоговой системы.Основные источники доходов федерального бюджета – налоги, акцизы и вненалоговые платежи. Важно поддерживать стабильное и предсказуемое налоговое законодательство, чтобы предприниматели имели возможность планировать свою деятельность и вкладывать средства в развитие экономики.Для достижения целей в области доходов необходимо также использовать инновационные методы и инструменты. Например, можно развивать электронные платежные системы, что снизит затраты на управление налоговыми счетами и позволит собирать больше информации об экономической активности.Большое внимание также необходимо уделять борьбе с налоговыми правонарушениями. Сокращение теневой экономики позволит увеличить доходы бюджета и снизить нагрузку на законопослушных налогоплательщиков. Для этого нужно улучшать контроль и строить сотрудничество с другими странами.Важным моментом является также оптимизация расходной части бюджета, чтобы увеличить планируемые инвестиции, поддерживать социальные программы и развивать инфраструктуру. Только баланс между доходами и расходами позволит обеспечить стабильное финансирование государственных программ и проектов.Необходимо отметить, что формирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации – это постоянный процесс, требующий постоянного анализа и разработки новых мер и инструментов. Вместе с тем, важно обеспечить прозрачность и открытость в управлении бюджетными средствами, чтобы общество имело возможность следить за расходованием государственных денежных средств.В заключение можно сказать, что успешное формирование доходов федерального бюджета в Российской Федерации во многом зависит от сотрудничества всех заинтересованных сторон – правительства, бизнеса и населения. Только совместными усилиями можно достичь поставленных целей и обеспечить устойчивое развитие страны.Список литературы1. Бюджетный кодекс. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=402282&dst=100001#RwxYMJTQVEYCacHH1 (дата обращения: 05.10.2022).2. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=422311&dst=100001#0r9dMJTpG3ZFqsCL (дата обращения: 05.10.2022).3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 N 390-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения: 05.10.2022).4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261 (дата обращения: 05.10.2022).5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 03.03.2023).6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Sozd.duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 05.10.2022).7. Законопроект № 201614-8 О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Sozd.duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 05.10.2022).8. Информация Министерства экономического развития РФ от 18 мая 2022 г. «Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404624399/ (дата обращения: 11.10.2022).9. Быковская Ю.В. Экономическая безопасность в бюджетной сфере: современное состояние и направления совершенствования // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 9(129). – c. 15-27. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.09.03.003.10. Казанцев С.В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. – 2016. – № 3. – c. 6-13.11. Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия. / Монография. - Новосибирск: Офсет-ТМ, 2019. – 99 c.12. Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Павлов В.И., Казанцев С.В., Гельвановский М.И., Иванов Е.А., Коломиец А.Г., Колпакова И.А. Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы: новый шаг к победе над дефицитом и инфляцией? // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 1. – c. 40-61. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00018.13. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.14. Караваева И.В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – c. 27-42. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10013.15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.16. Коломиец А.Г. Расходы региональных бюджетов на социальную инфраструктуру в условиях экономического кризиса // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 6. – c. 63-69.17. Коломиец А.Г. Существенность угроз безопасности финансово-банковской системы // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 1. – c. 103-117. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00021.18. Колпакова И.А. Взаимосвязь мировых и внутренних цен на энергоресурсы в контексте обеспечения социально-экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2019. – № 1. – c. 79-83. – doi: 10.18334/ecsec.2.1.100626.19. Колпакова И. А. Возможности и пределы государственного регулирования цен в России в период пандемии COVID-19 в контексте укрепления социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Материалы IX Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2021. – c. 95-102.20. Колпакова И.А. Роль и методы достижения ценовой стабильности в стране в условиях экономической войны Запада против России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 417-432. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114808.21. Лев М.Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.22. Лев М.Ю. Бедность и прожиточный уровень населения в обеспечении социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 549-570. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112403.23. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.24. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – 86 c.25. Московский А.М. Финансово-экономические аспекты формирования и реализации военно-технической политики государства: современные проблемы и пути решения. / Аналитический доклад. - Москва: Финансовый ун-т, 2012. – 77 c.


1. Бюджетный кодекс. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=402282&dst=100001#RwxYMJTQVEYCacHH1 (дата обращения: 05.10.2022).
2. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=422311&dst=100001#0r9dMJTpG3ZFqsCL (дата обращения: 05.10.2022).
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 N 390-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения: 05.10.2022).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261 (дата обращения: 05.10.2022).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 03.03.2023).
6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Sozd.duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 05.10.2022).
7. Законопроект № 201614-8 О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Sozd.duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 05.10.2022).
8. Информация Министерства экономического развития РФ от 18 мая 2022 г. «Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404624399/ (дата обращения: 11.10.2022).
9. Быковская Ю.В. Экономическая безопасность в бюджетной сфере: современное состояние и направления совершенствования // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 9(129). – c. 15-27. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.09.03.003.
10. Казанцев С.В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. – 2016. – № 3. – c. 6-13.
11. Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия. / Монография. - Новосибирск: Офсет-ТМ, 2019. – 99 c.
12. Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Павлов В.И., Казанцев С.В., Гельвановский М.И., Иванов Е.А., Коломиец А.Г., Колпакова И.А. Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы: новый шаг к победе над дефицитом и инфляцией? // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 1. – c. 40-61. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00018.
13. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
14. Караваева И.В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – c. 27-42. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10013.
15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
16. Коломиец А.Г. Расходы региональных бюджетов на социальную инфраструктуру в условиях экономического кризиса // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 6. – c. 63-69.
17. Коломиец А.Г. Существенность угроз безопасности финансово-банковской системы // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 1. – c. 103-117. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00021.
18. Колпакова И.А. Взаимосвязь мировых и внутренних цен на энергоресурсы в контексте обеспечения социально-экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2019. – № 1. – c. 79-83. – doi: 10.18334/ecsec.2.1.100626.
19. Колпакова И. А. Возможности и пределы государственного регулирования цен в России в период пандемии COVID-19 в контексте укрепления социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Материалы IX Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2021. – c. 95-102.
20. Колпакова И.А. Роль и методы достижения ценовой стабильности в стране в условиях экономической войны Запада против России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 417-432. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114808.
21. Лев М.Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.
22. Лев М.Ю. Бедность и прожиточный уровень населения в обеспечении социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 549-570. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112403.
23. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
24. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – 86 c.
25. Московский А.М. Финансово-экономические аспекты формирования и реализации военно-технической политики государства: современные проблемы и пути решения. / Аналитический доклад. - Москва: Финансовый ун-т, 2012. – 77 c.