Формирование и развитие самооценки ребенка дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению личности и самооценки ребенка дошкольного возраста 4
1.1 Общепсихологическая характеристика понятия «личность» в трудах отечественных и зарубежных учёных 4
1.2 Характеристика самооценки как «ядра» личности 9
1.3. Особенности развития психики ребенка в дошкольном возрасте 12
1.4 Этапы развития самооценки у ребенка в дошкольном возрасте 17
Глава 2. Социально-психологические факторы, влияющие на формирование и развитие самооценки ребенка дошкольного возраста 21
2.1 Роль психологических факторов в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста 21
2.2 Роль социальных факторов в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста 23
Глава 3. Методы и подходы к формированию самооценки у детей 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Воспитатель или педагог должен оценивать деятельность ребёнка по определённым правилам. За выполнением задания следует похвала взрослого, признание заслуг коллективом сверстником. За неудачей – приободрение, спокойное пояснение того, где были совершены верные действия, а где допущена ошибка. Нельзя сравнивать ребёнка, или продукт его деятельности, с другими детьми, только с прошлыми поступками или работами самого ребёнка.Таким образом, дети будутобучаться адекватно судить о своих достижениях, воспринимать как одобрение, так и замечания, верно оценивать себя. 2) Метод поощрения со стороны воспитателя. Его следует применять с осторожностью, соизмерять меру усилий ребёнка, учитывать значимость действия для дошкольника и группы его сверстников. Поощрение может быть в виде каких-то ритуалов, привилегий или же в словестной форме, а такжесопровождаться «эмоциональными поглаживаниями» (лёгким физическим контактом, ласковыми прикосновениями). Не стоит использовать материальное подкрепление (новые игрушки, сладости и т.п.).3) Создание ситуации успеха. Ситуация успеха –это благополучное достижение результата некой деятельности, скачок в своём личностном развитии. Достижение ценится субъектом тем сильнее, чем больше усилий он приложил для его получения. Поэтому успехформируется через преодоление негативных чувств и разрешение трудностей. Для создания ситуации успеха используются приёмы:- снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима. Возможно использовать убеждение: «это просто, легко. Не получится - ничего страшного, поищем другой способ»- оказание скрытой помощи, когда воспитатель в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о..», «я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;- приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности («У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.).- приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь...» и т.п.)4) Соревновательный момент. Он очень эффективен в научении дошкольников, но если у каких-то детей в группе наблюдается выраженная заниженная самооценка, лучше отказаться от применения таких заданий и заданий на время. Такие дети показывают гораздо более впечатляющие результаты при индивидуальной работе в собственном комфортном темпе [23].5) Групповые беседы. Это мероприятие – обсуждение возникающих у дошкольников затруднений, мнений и интересующих их вопросов. Беседы дают возможность детям осознать, что сложные ситуации бывают у всех, а расхождение во взглядах – это нормально [26].6) Упражнения. Существует множество психолого-педагогических упражнений, созданных для помощи в развитии личности ребёнка, его самооценки, направленных на сплочение детского коллектива. Например, «волшебный клубочек», «комплименты», «мой хороший поступок», «ромашка успеха» и т.д. [23].7) Игры. Сюжетно-ролевые игры развивают воображение ребёнка, его эмоционально-волевую и коммуникативные сферы, помогают получить навыки социального взаимодействия, усвоить нравственные нормы поведения. Если у ребёнка заниженная самооценка, отчуждённое положение в группе, его следует чаще включать в игровую деятельность, причём на главных ролях, давать различные поручения, чтобы дошкольник мог проявить себя [26].8) Психологические этюды. Психологическая игра-этюд, это короткая театрализованная деятельность, в которой дети показывают героя с помощью мимики, жестов и движений. Дополнительные атрибуты не используются, только воображаемые предметы. Использование психологических этюдов оказывает положительное влияние на формирование адекватной самооценки дошкольников, способствует развитию эмоциональной сферы, чувств, глубоких переживаний. Дети учатся сопереживать, приобщаются к духовным ценностям, усваивают навыки поведения. Этюды также способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Применение этих методов и приёмов в комплексной деятельности, тесное, слаженное взаимодействиесемьи и специалистов, могут оказать существенное позитивное влияние на формирование и развитие самооценки дошкольника.ЗАКЛЮЧЕНИЕДошкольный возраст – это период активного формирования личности и самосознания ребёнка. Эти несколько нет наполнены интенсивным развитием многих психических функций, таких как мышление, память, речь, воображение.Половая идентификация, осознание себя во времени, расширение эмоционального спектра, приобретение навыков суждения о внутреннем мире себя и других – всё это составляет базу для дальнейшего становления личности.Самооценка дошкольника – это сложносоставной компонент его сознания. Она формируется под воздействием социальных и психологических факторов. Подвержена частым колебаниям от завышенных до заниженных показателей из-за неудач в творческой, игровой деятельности, трудностей коммуникации, негативное отношение со стороны других значимых взрослых также может привести к нарушениям в формировании и развитии самооценки дошкольника.В ходе исследования, выявлены необходимые психолого-педагогические условия для формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой становление самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при следующих условиях:-педагогическое взаимодействие с семьей по формированию самооценки дошкольников будет реализовано при учете типа семьи и стиля семейного воспитания;-содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на повышение статуса в группе сверстников;-обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников;- систематическое использование методик и приёмов формирования и развития позитивной самооценки при общении с дошкольниками.В третьей главе курсовой работы приведены актуальные методы и подходы к формированию самооценки у детей дошкольного возраста. Тем самым цель исследования была достигнута. Исследование, проведённое в данной курсовой работе, не находит исчерпывающего решения по поставленной проблеме. Такие аспекты как процесс формирования самосознания в разные периоды дошкольного детства, модернизация путей формирования самооценки в предлагаемых обстоятельствах, влияние семьи, сверстников, образовательных учреждений на развитие этого качества, требуют дальнейшего теоретического обоснования и экспериментальной проверки.Однако, результаты исследования могут быть использованы для создания групповой или индивидуальнойпрограммыпсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, испытывающих трудности с самооценкой.ВЫВОДЫПроведенное теоретическое исследование дало основания для следующих выводов.1.В работах отечественных и зарубежных ученых обнаруживается значительное количество определений понятия «личность» и «самооценка». Данная проблема требует дальнейшей разработки.2. Анализ возрастных психологических особенностейи этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста выявил следующие положения. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека, но в дошкольном возрасте проистекает наиболее важный этап этого процесса. 3. Социально-психологические факторы играют решающую роль в процессе формирования и развития самооценки дошкольников. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.4. Эффективные условия для формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста состоят в следующем: 1) развитие эмоциональной стабильности и мотивации ребёнка, поддержка проявлений его самостоятельности и инициативности; 2) обеспечение эмоционального благополучия ребёнка во взаимодействии со средой; 3) проектирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации; 4) взаимодействие с родителями для создания благоприятной атмосферы в семье; 5) подбор заданий в соответствии с интересами и возможностями ребёнка, систематическое применение актуальных методов, приёмов и упражнения для формирования и развития детской самооценки.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип/ Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2011. -672с.Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18. С. 111-115.Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.Валицкас Г.К., Гипперейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45-54.Векилова С.А. История психологии: конспект лекций. М.: АСТ, 2005. С. 106Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 34-47.Зак А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления // Психодиагностика и школа: тез. симпозиума. Таллин, 1980. С. 106-108.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.Котенко Ю.В. Психологические особенности развития самооценки старших школьников в условиях профильной дифференциации обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 19 c.Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 19 c.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 сПетровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского // Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2011.-682 с. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм - Еврознак, 2003.- 350 с. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.Сафаралиева Р.А. Исследование особенностей влияния семьи на самооценку детей старшего дошкольного возраста: практические результаты // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №1. С. 62-73. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-06.Слободчиков И.М., Самуйлова О.И. К вопросу о развитии «Образа Я» в предшкольный период детства. // Психологическая наука и образование. - 2004 - №1. - С.18-21.Фрейдтер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. / пер. с англ. – СПб.:Прайм-Еврознак, 2008.Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997. С. 169.Цергой Т.А. Особенности личностной включенности в педагогическую деятельность в условиях ситуативно заданного выбора работы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 1 (40). С. 227-232.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy // Developmental Psychology. 1989. № 25. P. 729-735.Maslow A.H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. Р. 370-396Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework // Psychology: A Study of a Science. N. Y.: McGraw-Hill, 1959. Vol. 3. Р. 134-256.
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18. С. 111-115.
3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.
4. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
5. Валицкас Г.К., Гипперейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45-54.
6. Векилова С.А. История психологии: конспект лекций. М.: АСТ, 2005. С. 106
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 34-47.
8. Зак А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления // Психодиагностика и школа: тез. симпозиума. Таллин, 1980. С. 106-108.
9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.
10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.
11. Котенко Ю.В. Психологические особенности развития самооценки старших школьников в условиях профильной дифференциации обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 19 c.
12. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.
13. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 19 c.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с
17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.
18. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского // Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2011.-682 с.
19. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм - Еврознак, 2003.- 350 с.
20. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
21. Сафаралиева Р.А. Исследование особенностей влияния семьи на самооценку детей старшего дошкольного возраста: практические результаты // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №1. С. 62-73. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-06.
22. Слободчиков И.М., Самуйлова О.И. К вопросу о развитии «Образа Я» в предшкольный период детства. // Психологическая наука и образование. - 2004 - №1. - С.18-21.
23. Фрейдтер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. / пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
24. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.
25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997. С. 169.
26. Цергой Т.А. Особенности личностной включенности в педагогическую деятельность в условиях ситуативно заданного выбора работы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 1 (40). С. 227-232.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
28. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy // Developmental Psychology. 1989. № 25. P. 729-735.
29. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. Р. 370-396
30. Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework // Psychology: A Study of a Science. N. Y.: McGraw-Hill, 1959. Vol. 3. Р. 134-256.