Североирландский конфликт в контексте Брексит
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 12.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Ирландия – как современный внешнеполитический фактор Великобритании…………………………………………………………………..6
1.1. Эволюция ирландской государственности в рамках Соединенного королевства………………………………………………………………………..6
1.2. Реализация Белфатского соглашения 1998 г. между Великобританией и Ирландией………………………………………………………………………..13
Глава 2. Ирландский вопрос в рамках Brexit…………………………………..25
2.1. Англо-ирландские противоречия в рамках Brexit………………………...25
2.2. Пути решения англо-ирландских противоречий в рамках Brexit………..32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43
Несмотря на десятилетия относительного мира, статус Северной Ирландии остается под вопросом, и требование референдума об объединении все еще находится на рассмотрении. Фактически, хотя ЕС не играл существенной роли в самом мирном процессе, мир зависел, по крайней мере частично, от того, что Северная Ирландия и Ирландия оставались в ЕС, а их невидимая граница не имела значения.Чтобы внести хаос в эту очень сложную ситуацию, Тереза Мэй созвала всеобщие выборы и потерпела неудачу, когда дело дошло до получения достаточного большинства голосов, в результате чего у нее не было другого выбора, кроме как заручиться поддержкой Демократической юнионистской партии (DUP), пробританской партии, которая не хочет никакого “особого статуса " для ЕС.регион в ЕС.Внезапно, когда Соединенное Королевство направлялось к выходу из ЕС, эта давно забытая британская территория оказалась в центре переговоров, к большому сожалению британцев и не меньшему удовлетворению ЕС.Ирландская Республика немедленно провела “красную черту", которая заключалась в требовании от консервативного правительства выполнить свои обещания по обеспечению того, чтобы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой не было границы. Так называемая” жесткая граница", которую все стороны считают анафемой, грозила не только возродить республиканские страсти, но и нанести ущерб торговле.Европейский союз дал Ирландии зеленый свет на то, чтобы наложить вето на этот вопрос, что поставило под угрозу то, что Brexit закончится без какой-либо договоренности.Правительство Ирландии то, что оно делало, защищало свои собственные коммерческие интересы».На самом деле возобновление войны в Ирландии было отдаленной перспективой, но жесткая граница нанесла бы ущерб ирландской экономике. Правительство Ирландии, что бы ни говорили британские политики и общественные деятели, не пыталось воссоединить Ирландию с черного хода. Вместо этого он занимался защитой своих собственных деловых интересов. Поскольку большая часть ирландской торговли с остальной частью ЕС осуществляется через Соединенное Королевство, вопрос о границах и таможне всегда выходил за рамки вопроса, относящегося к границам двух Ирландий.По-прежнему существует вероятность возникновения политического землетрясения. Северная Ирландия была создана для того, чтобы с первого дня иметь пробританское большинство, но ситуация начала меняться. В прошлом году пробританский юнионизм потерял поддержку, хотя норильские республиканцы по-прежнему не имеют большинства. Брексит угрожал склонить чашу весов в пользу республиканцев. Опрос, проведенный на этой неделе, показал, что в случае жесткого Brexit большинство избирателей Норильска выступят за воссоединение с Ирландской Республикой.В этом аспекте кажется, что, как и было объявлено, сделка смягчит Brexit, так что премьер-министр Тереза Мэй увернулась от пуль. Соединенное Королевство взяло на себя обязательство поддерживать “полное соответствие” элементам, касающимся единого рынка и таможни, упомянутым в Белфастских мирных соглашениях 1998 года.Некоторые голоса в пробританском юнионизме выразили свою обеспокоенность, в первую очередь юрист и политик Джим Аллистер, который, выступая перед Би-би-си в Белфасте, задавался вопросом, как эти правила будут применяться только в Северной Ирландии, а не во всем Соединенном Королевстве [19, c. 56].Главный переговорщик ЕС Мишель Барнье заявил, что это регулирование будет применяться только в Северной Ирландии, а не в Великобритании или Соединенном Королевстве, именно против чего выступает DUP, и что привело к тому, что в понедельник сделка не могла быть закрыта.Двусмысленность характеризует игру, как это было в конце конфликта: обе стороны признали себя победителями» [25].Похоже, что в игре присутствует двусмысленность, о чем ирландцы знают уже несколько десятилетий. Фактически, политическое урегулирование, которое сделало возможным прекращение ирландского конфликта, основано на этой концепции: обе стороны удовлетворились тем, что посчитали, что добились успехов, при этом ни одна из них не объявила себя победителем или проигравшей. По крайней мере, в этом отношении ирландская дипломатия достигла Европы.Даже производство продуктов питания и напитков-самый важный местный сектор в стране - в прошлом году отправило менее 40% своего экспорта в Великобританию, таким образом, проникнув в страны Ближнего Востока и Китай.Трансформация распространяется и на политическую сцену. Даже в начале 80-х годов, как показывает конфронтация между Фицджеральдом и Тэтчер, отношения между Великобританией и Ирландией были взаимно подозрительными. Но Брюссель предложил им общее игровое поле, на котором Великобритания должна была относиться к республике как к равноправному государству-члену. Это привело к более тесному партнерству по многим вопросам, касающимся Европейского союза. Однако их интересы часто расходились.Ирландия была и остается более активным участником "более сплоченного союза", как предполагает ее вступление в евро, чем Соединенное Королевство. Тем не менее, существуют большие риски в официальном радикальном переосмыслении отношений после Брексита с Великобританией.Для ирландцев старше 50 лет членство в ЕС принесло только пользу, позволив этому поколению возродить связи с Континентом. Для молодого поколения этот опыт, возможно, был не таким положительным.За последнее десятилетие у ЕС и Европейской комиссии было две серьезные проблемы с Ирландией. Одним из них было спасение страны в самый разгар финансового кризиса в 2010 году, что привело к нескольким годам жесткой экономии и сокращению заработной платы. Другой случай произошел в августе прошлого года, когда Комиссия постановила, что налоговые соглашения Apple в Ирландии предполагают незаконную государственную помощь в размере не менее 13 миллиардов евро, которую ирландские власти должны были собрать.Долгосрочные последствия обоих событий могут изменить отношение ирландцев к ЕС.Несмотря на дипломатические и политические усилия последних 20 лет по нормализации англо-ирландских отношений, они всегда будут асимметричными. Даже после Брексита Великобритания останется более крупной мировой державой, чем Ирландия, с населением всего 4,5 миллиона человек.Многие считают, что отношения уже достигли психологического освобождения, ожидаемого Фитцджеральдом, поскольку ирландская экономика в большей степени подвержена влиянию Соединенных Штатов, чем британская. "Я думаю, что Великобритания переживает большие перемены", - заявляет сенатор и бывший министр юстиции Ирландии Майкл Макдауэлл.Он добавляет, что возможности Ирландии предотвратить жесткий Brexit, который, как она уверяет, не отвечает интересам ни одной страны, ограничены. "Мы не можем повлиять на то, останется ли Великобритания внутри или за пределами тарифной стены", - утверждает он. "Но это касается вещей, которые нас волнуют, таких как общая транзитная зона, англо-ирландские отношения, торговля. В остальном мы просто свидетели лобового столкновения на дороге".Посольство Ирландии в Лондоне обработало в первой половине 2018 года почти 45 000 заявлений на получение паспортов, поданных гражданами Великобритании, в связи с «растущей обеспокоенностью» по поводу выхода Соединенного Королевства из Европейского союза (ЕС) без согласия.Комитет по Brexit Сената Ирландской Республики опубликовал сегодня официальные данные управления своей консульской миссии в столице соседней страны в отчете, в котором говорится, что спрос на паспорта «не имеет смысла снижать».За первые шесть месяцев 2018 года было получено в общей сложности 44 962 заявки, почти столько же, сколько за весь 2015 год, за год до того, как британский электорат поддержал на референдуме выход из блока сообщества, который официально вступит в силу 29 марта следующего года.«В то время как многие в Великобритании обеспокоены надвигающейся катастрофой с "брекситом", мы должны использовать положительные стороны этой новой волны людей, которые хотят снова соединиться со своим ирландским наследием», - сказал председатель вышеупомянутого комитета сенатор Нил Ричмонд от правящей партии христианский демократ Файн Гаэль.Согласно отчету, посольство в Лондоне обработало 46 229 запросов в 2015 году, 63 453 в 2016 году, а в 2017 году их число «резко возросло» до 80 752, в то время как 2018 год, если тенденция сохранится, «станет годом наибольшей активности».Ричмонд напомнил, что в соответствии с договорами, подписанными между двумя странами, граждане Великобритании (Шотландии, Уэльса и Англии), у которых родители, бабушки и дедушки ирландцы, имеют право подать заявление на получение ирландского гражданства.Все граждане провинции Северная Ирландия уже имеют это право в соответствии с соглашением Страстной пятницы 1998 года, текстом, положившим конец более чем трехлетнему конфликту и деятельности ИРА.«По нашим оценкам, по меньшей мере 10% населения Великобритании, не считая населения Северной Ирландии, соответствует требованиям, и в условиях надвигающегося» брексита "многие, в том числе несколько членов моей собственной семьи, пользуются этим правом", - заявил Ричмонд [23].Но основной вопрос заключается в том, что если Великобритания соответствует правилам и положениям ЕС, но отказывается от своей роли в их создании, зачем так настаивать на том, чтобы выйти первой? Возможно, Мэй, которая до того, как стать премьер-министром, выступала против выхода из ЕС, добилась чего-то экстраординарного: прибегнув к политическим требованиям Ирландии, она добилась проведения мягкого Brexit в Великобритании.А может, и нет. Скорее всего, Мэй, которой не повезло с постановкой, а ее команда оказалась неподготовленной к этим сложным переговорам, просто стала жертвой обстоятельств.И вот мы подошли к концу принципа: каким бы значительным ни был спор об ирландской границе, он был лишь предпосылкой для начала настоящих переговоров. Как только переговоры по торговому соглашению начнутся в 2018 году, мы оглянемся назад на этот год и будем рассматривать его как веху здравого смысла и доброй воли.Будущее ЕС зависело от Ирландской республики, поскольку парламенты других стран-членов уже одобрили Лиссабонский договор, для единогласной ратификации которого требовалось одобрение Ирландии. Точно так же судьба Европы сегодня зависит от Ирландии, поскольку ЕС решил, что жизнеспособность brexit будет зависеть исключительно от вопроса о границе, разделяющей Великобританию и Республику на этом острове.В течение последних десятилетий эта граница была в основном символической, потому что и Ирландия, и Великобритания принадлежат внутреннему рынку ЕС. Таким образом, капитал, товары, услуги и люди смогли беспрепятственно перемещаться между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, одной из четырех стран, входящих в состав Соединенного Королевства. Цель brexit, однако, состоит в том, чтобы полностью исключить Великобританию из европейской нормативной базы, включая общий рынок, чтобы таким образом восстановить свободу торговли с остальным миром без протекционистских ограничений, налагаемых европейским таможенным союзом.Со своей стороны, Брюссель настаивает на том, что он не потерпит традиционной границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, поскольку это может возобновить насилие между республиканцами, которые стремятся объединить Ирландию в единую страну, и юнионистами, которые предпочитают оставаться частью Соединенного Королевства. По мнению ЕС, Брексит представляет собой угрозу Соглашению Страстной пятницы 1998 года, положившему конец межконфессиональному насилию в Северной Ирландии. Этот аргумент, однако, не учитывает, что правительство премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона настаивало на том, что у него нет никаких намерений устанавливать “жесткую границу” в Ирландии.В качестве альтернативы Джонсон представил Брюсселю официальное предложение. По его условиям Англия, Уэльс и Шотландия выйдут из ЕС 31 октября следующего года, но Северная Ирландия останется в соответствии с промышленными и сельскохозяйственными правилами европейского общего рынка в течение четырехлетнего переходного периода. Во-первых, это повлечет за собой создание морской границы между Северной Ирландией и остальной частью Великобритании, на которой необходимо будет декларировать товары и товары, которые перемещаются транзитом с одного побережья на другое.Вторым столпом предложения Джонсона является создание специальной таможенной границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. Контроль за товарами и продуктами, перемещаемыми из одной страны в другую, будет осуществляться не на сухопутной границе, а в штаб-квартирах уполномоченных компаний и, в других случаях, в удаленных от границы пунктах, местонахождение которых будет установлено в течение вышеупомянутого переходного периода.Британское правительство предлагает, чтобы по прошествии четырех лет Северная Ирландия, территория, на которую не будет распространяться европейское трудовое или экологическое регулирование, решила через свою ассамблею или референдум, предпочитает ли она сохранить систему двух границ или полностью присоединиться к остальной части Великобритании.Важно отметить, что предложение Джонсона пользуется поддержкой парламентских фракций, которые заблокировали предыдущее соглашение между ЕС и предшественницей Джонсона Терезой Мэй: Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии, жесткие консервативные евроскептики, бывшие консерваторы, выступающие против брексита без сделки и оппозиционные лейбористы, представляющие общины, проголосовавшие за брексит на севере Англии. Тем не менее Лео Варадкар, Таосич, или глава правительства Ирландии, немедленно отклонил предложение Джонсона и потребовал, чтобы Великобритания отменила brexit. Также влиятельный бельгийский европарламентарий Ги Верхофстадт, глава стратегии Европейского парламента в отношении выхода Соединенного Королевства, отклонил британскую инициативу, сославшись на свое несогласие с любым видом пограничного контроля в Ирландии.Тем не менее, альтернатива Брекситу без сделки потребует пограничного контроля. В лучшем случае они будут проводиться аналогично тому, что предлагает Джонсон. По словам Имонна Батлера, директора Института Адама Смита в Лондоне, на самом деле Брюссель стремится “предотвратить ввоз товаров с мировыми ценами в свою экономическую зону, защищенную высокими тарифами”.Реакция ЕС на разумное предложение Джонсона показывает, что в случае с Brexit он стремится повторить стратегию, которую он реализовал в Ирландии после референдума 2008 года, когда граждане отвергли Лиссабонский договор на выборах. Брюссель оказал давление на правительство Ирландии, чтобы оно провело второй референдум в октябре 2009 года, на котором предсказуемо победила сторона еврофилов. ЕС хотел бы видеть аналогичный результат в Великобритании в 2020 году.Вопрос в том, сможет ли Великобритания противостоять европейским усилиям по подавлению самого важного демократического решения в ее новейшей истории.ЗаключениеБрексит приносит целый ряд неудобств и независимой Ирландии. Остров выстроил общую экономику с единой цепочкой создания стоимости, схожим потребительским спросом. Установлена система торговых договоров британо-ирландского рынка. Две трети товаров, экспортируемых Ирландией в ЕС, проходят через туннель под Ла-Маншем. Значительная часть малого и среднего бизнеса Ирландии ориентировалась на британского потребителя и вынуждена искать новые рынки сбыта. С проблемами могут столкнуться химическое производство, фармакология и электромашиностроение по причине пересмотра Лондоном нормативно-правовой базы торговли с ЕС.Ряд специалистов заявлял о возможности выхода Ирландии из ЕС совместно с Великобританией из-за значительных рисков, но ирландское правительство изначально заявило о категорическом отказе от подобных действий. Дополнительным фактором, потенциально способным усложнить контроль Лондона над Северной Ирландией, является этническая самоидентификация местных жителей. С 1991 по 2007 число граждан, определяющих себя как британцев, сократилось с 43 до 38 %, число лиц, считающих себя ирландцами, напротив, выросло – с 24 до 29 %.Однако данный фактор является косвенным, так как в Шотландии, несмотря на значительное преобладание локальной самоидентификации, на референдуме о независимости победила пробританская позиция. Жители Северной Ирландии остались недовольны выходом Британии из Европейского Союза, что продемонстрировали парламентские выборы 5 мая 2022 года.Впервые в истории победу одержала партия Шинн Фейн, выступающая за воссоединение с Дублином. Её представители заняли 27 мест из 90. Демократическая Юнионистская партия и Традиционный Юнионистский Голос, выступающие против особого статуса территории в Великобритании, получили 25 и одно парламентское кресло соответственно. Ольстерская Юнионистская партия, получившая девять мест в парламенте, занимает умеренную позицию. Её лидеры не принимают текущий формат договора, но согласны на его подписание в случае корректировки документа. Несмотря на победу антироялистских сил в Северной Ирландии, вопрос о выходе территории из состава Соединённого Королевства не является актуальным на сегодняшний день.Но вице-президент партии Мишель О'Нил заявила, что референдум об изменении статуса территории возможен до конца текущего десятилетия. Политическая практика сепаратистских выступлений в Северной Ирландии связана с негативным опытом. В памяти жителей острова живы воспоминания о беспорядках и гибели более 3.000 человек с обеих сторон политического конфликта 6-11 июля 1997 года. В связи с этим остаётся довольно уважительное отношение к Белфастскому соглашению и в Дублине, и в Белфасте, и в Лондоне. В то же время в долгосрочной перспективе шансы на воссоединение ирландцев в едином государстве сохраняются.Демократическая Юнионистская партия как главная пробританская сила территории, придерживалась идеологии и практики неолиберализма, выступала за местный малый и средний бизнес. После разрыва Лондона и Брюсселя предприятия сталкиваются с трудностями, и партии становится всё труднее защищать интересы предпринимателей, оставаясь на роялистских позициях. Политическая действительность показывает неэффективность резких шагов в достижении стратегической цели для проирландских политиков Белфаста. Но при совпадении множества факторов: таких, как осознание собственных экономических интересов местными жителями, нежелание со стороны Лондона проводить дотационную политику региона, сохранение и укрепление культурных и языковых связей с Дублином.Список использованной литературыАнаньева, Е. В Брекзит: голосовали сердцем // Международная жизнь. - 2016. - №7. – С.47-61.Ананьева, Е.В. Брекзит-1 и Брекзит-2: Британия и США меняют парадигму / Е.В. Ананьева. – Москва : Институт Европы Российской академии наук, 2018. – 73 с.Ананьева, Е.В. Брекзит: причины, политический фон, последствия/ Е.В. Ананьева// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - № 3. – 2017. – С 65-67.Ананьева, Е.В. Закон о внутреннем рынке Великобритании / Е.В. Ананьева // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН [Электронный ресурс]. – 2020. – № 5. – С. 99-103.Ананьева, Е.В. Исчезающий центр/ Е.В. Ананьева// Международная жизнь. – 2019. - № 10. – С. 79-92. Антропова, С.Ю. Брекзит: закономерная случайность/ С.Ю.Антропова// Власть. – № 2. - 2019. – С. 75-79.Браницкий, А. Г. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе / А. Г. Браницкий, П. Б. Чуприков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2018. – № 4. – С. 178-183.Буйновский, М. С. Опыт "управления конфликтом " в решении североирландской проблемы / М. С. Буйновский // Известия вузов. Северокавказский регион. – 2018. – № 2. – С. 46-52Виноградов, А.О. Отношения Великобритании, Китая и ЕС до и после BREXIT / А.О. Виноградов, Р.К. Бижева // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-kitayavelikobritanii-i-es-do-i-posle-brexit/viewer. – Дата доступа: 12.06.2023Вьюниченко, С.Д. Великобритания и ЕС: проблемы "открытой" торговли после BREXIT / С.Д. Вьюниченко // [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/velikobritaniya-i-esproblemy-otkrytoy-torgovli-posle-brexit/viewer. – Дата доступа: 04.06.2023 Годованюк, К.А. Старт торговых переговоров США и Великобритании / К.А. Годованюк // Аналитические записки института Европы РАН [Электронный ресурс]. – 2020. – № 211. – Режим доступа: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an211.pdf.– Дата доступа: 05.06.2023Гуляев, М.М. Brexit: последствия для Великобритании, ЕС и России/ М.М. Гуляев// Economics. - № 2. – 2017. – С. 120-122.Емелина, И. А. Brexit: британское «Нет» Евросоюзу / И. А. Емелина, П. Б. Чуприков // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2017. – . – № 10. – С. 45-54.Жертва Brexit: как пришёл к власти и почему ушёл Дэвид Кэмерон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/24/06/2016/576ce73e9a7947f79c9944b4. – Дата доступа: 15.06.2023. Итоги первого года правительства Б. Джонсона / Е. В. Ананьева [и др.]. – Москва: ИЕ РАН, 2020. – 140 с. 19.Кадомцев, А.А. Великобритания после Брекзит - между США и ЕС / А.А. Кадомцев // Международная жизнь [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/25271.– Дата доступа: 05.06.2023.Кузнецов А.В. Последствия Брекзита для Британии и ЕС //Экономические аспекты Брекзита (Доклады Института Европы. №345). М.: Институт Европы РАН, 2017. - С. 15-26.Кондратьева, Т.С. Великобритания: референдум о выходе из ЕС и проблема иммиграции/ Т.С. Кондратьева// Актуальные проблемы Европы. – № 4. –2021. –С. 216–243.Морозова, Е.Г. Брекзит как новая реальность Европы: мнения и оценки экспертов/ Е.Г. Морозова// Власть. - № 5. – 2021. – С. 54-56.Надолинская, А. И. Англо-ирландский переговорный процесс 1980-1985 годов: путь к миру в Ольстере / А. И. Надолинская // Научная мысль Кавказа. – 2020. – № 2. – С. 53-57.Напалкова, И. Е. Ирландская проблема в контексте Брекзит / И. Е. Напалкова // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. – 2019. – № 1. – С. 70-79.Пашковская, Е.О. Влияние результатов референдума о членстве Великобритании в ЕС на Северную Ирландию/ Е.О. Пашковская// Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 98-летию образования Белорус.гос. ун-та, Минск, 30 окт. 2019 г. – Минск : БГУ, 2019. – С. 75-78.Пищик В.Я. Влияние Брекзита на формирование союза рынков капитала ЕС // Экономические аспекты Брекзита (Доклады Института Европы. №345). М.: Институт Европы РАН, 2017. - С. 71-79.Последствия BREXIT – к чему может привести мнение большинства. Возможные итоги «развода» для обоих сторон. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://justforex.com/blog/ru/posledstviya-brexit/ – Дата доступа: 07.06.2023.Приходько, О.В. США и Великобритания: "особы отношения" и современные вызовы / О.В. Приходько, С.В. Кислицын // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – № 2. – С. 20-28.Наумов, Н.Н. Последствия BREXIT'a для Соединённого Королевства и Европейского Союза / Н.Н. Наумов, С.А. Соловьёв // [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-brexit-dlya-severnoyirlandii/viewer. – Дата доступа: 03.06.2023 Яушева, А. С. Конфликт в Северной Ирландии в условиях выхода Великобритании из Европейского Союза - мир или отсутствие войны? / А. С. Яушева // Academy. – 2021. – С. 1-6.
2. Ананьева, Е.В. Брекзит-1 и Брекзит-2: Британия и США меняют парадигму / Е.В. Ананьева. – Москва : Институт Европы Российской академии наук, 2018. – 73 с.
3. Ананьева, Е.В. Брекзит: причины, политический фон, последствия/ Е.В. Ананьева// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - № 3. – 2017. – С 65-67.
4. Ананьева, Е.В. Закон о внутреннем рынке Великобритании / Е.В. Ананьева // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН [Электронный ресурс]. – 2020. – № 5. – С. 99-103.
5. Ананьева, Е.В. Исчезающий центр/ Е.В. Ананьева// Международная жизнь. – 2019. - № 10. – С. 79-92.
6. Антропова, С.Ю. Брекзит: закономерная случайность/ С.Ю.Антропова// Власть. – № 2. - 2019. – С. 75-79.
7. Браницкий, А. Г. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе / А. Г. Браницкий, П. Б. Чуприков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2018. – № 4. – С. 178-183.
8. Буйновский, М. С. Опыт "управления конфликтом " в решении североирландской проблемы / М. С. Буйновский // Известия вузов. Северокавказский регион. – 2018. – № 2. – С. 46-52
9. Виноградов, А.О. Отношения Великобритании, Китая и ЕС до и после BREXIT / А.О. Виноградов, Р.К. Бижева // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-kitayavelikobritanii-i-es-do-i-posle-brexit/viewer. – Дата доступа: 12.06.2023
10. Вьюниченко, С.Д. Великобритания и ЕС: проблемы "открытой" торговли после BREXIT / С.Д. Вьюниченко // [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/velikobritaniya-i-esproblemy-otkrytoy-torgovli-posle-brexit/viewer. – Дата доступа: 04.06.2023
11. Годованюк, К.А. Старт торговых переговоров США и Великобритании / К.А. Годованюк // Аналитические записки института Европы РАН [Электронный ресурс]. – 2020. – № 211. – Режим доступа: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an211.pdf.– Дата доступа: 05.06.2023
12. Гуляев, М.М. Brexit: последствия для Великобритании, ЕС и России/ М.М. Гуляев// Economics. - № 2. – 2017. – С. 120-122.
13. Емелина, И. А. Brexit: британское «Нет» Евросоюзу / И. А. Емелина, П. Б. Чуприков // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2017. – . – № 10. – С. 45-54.
14. Жертва Brexit: как пришёл к власти и почему ушёл Дэвид Кэмерон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/24/06/2016/576ce73e9a7947f79c9944b4. – Дата доступа: 15.06.2023.
15. Итоги первого года правительства Б. Джонсона / Е. В. Ананьева [и др.]. – Москва: ИЕ РАН, 2020. – 140 с. 19.Кадомцев, А.А. Великобритания после Брекзит - между США и ЕС / А.А. Кадомцев // Международная жизнь [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/25271.– Дата доступа: 05.06.2023.
16. Кузнецов А.В. Последствия Брекзита для Британии и ЕС //Экономические аспекты Брекзита (Доклады Института Европы. №345). М.: Институт Европы РАН, 2017. - С. 15-26.
17. Кондратьева, Т.С. Великобритания: референдум о выходе из ЕС и проблема иммиграции/ Т.С. Кондратьева// Актуальные проблемы Европы. – № 4. –2021. –С. 216–243.
18. Морозова, Е.Г. Брекзит как новая реальность Европы: мнения и оценки экспертов/ Е.Г. Морозова// Власть. - № 5. – 2021. – С. 54-56.
19. Надолинская, А. И. Англо-ирландский переговорный процесс 1980-1985 годов: путь к миру в Ольстере / А. И. Надолинская // Научная мысль Кавказа. – 2020. – № 2. – С. 53-57.
20. Напалкова, И. Е. Ирландская проблема в контексте Брекзит / И. Е. Напалкова // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. – 2019. – № 1. – С. 70-79.
21. Пашковская, Е.О. Влияние результатов референдума о членстве Великобритании в ЕС на Северную Ирландию/ Е.О. Пашковская// Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 98-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 30 окт. 2019 г. – Минск : БГУ, 2019. – С. 75-78.
22. Пищик В.Я. Влияние Брекзита на формирование союза рынков капитала ЕС // Экономические аспекты Брекзита (Доклады Института Европы. №345). М.: Институт Европы РАН, 2017. - С. 71-79.
23. Последствия BREXIT – к чему может привести мнение большинства. Возможные итоги «развода» для обоих сторон. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://justforex.com/blog/ru/posledstviya-brexit/ – Дата доступа: 07.06.2023.
24. Приходько, О.В. США и Великобритания: "особы отношения" и современные вызовы / О.В. Приходько, С.В. Кислицын // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – № 2. – С. 20-28.
25. Наумов, Н.Н. Последствия BREXIT'a для Соединённого Королевства и Европейского Союза / Н.Н. Наумов, С.А. Соловьёв // [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-brexit-dlya-severnoyirlandii/viewer. – Дата доступа: 03.06.2023
26. Яушева, А. С. Конфликт в Северной Ирландии в условиях выхода Великобритании из Европейского Союза - мир или отсутствие войны? / А. С. Яушева // Academy. – 2021. – С. 1-6.