Придворные ансамбли духовых инструментов XVIII века
Заказать уникальную дипломную работу- 27 27 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 03.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИДВОРНЫЕ АНСАМБЛИ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ XVIII ВЕКА 7
1.1. Особенности развития духовых инструментов в XVIII веке 7
1.2. Специфика придворной музыкальной жизни 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИДВОРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ XVIII ВЕКА 13
2.1. Духовые инструменты в придворной музыкальной жизни Российской империи 13
2.2. Западноевропейские традиции использования духовых инструментов в придворных ансамблях 15
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРИДВОРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ XVIII ВЕКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
3.1. Разработка конспекта тематического занятия 18
3.2. Оценка эффективности занятия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Сакбут также использовался в ансамблях, где он должен был сочетаться с более мягкими инструментами или голосом для улучшения проекции. Для тромбона был разработан вокальный стиль игры, который контрастировал с фанфарным стилем трубы того периода. К середине XVIII века сольные пьесы для альт-тромбона были написаны Кристофом Вагензейлем, Иоганном Альбрехтсбергером, Михаэлем Гайдном и Леопольдом Моцартом. Учитывая священные ассоциации, связанные с тромбоном прошлого века, для композиторов было естественным использовать тромбоны для изображения религиозных или сверхъестественных эффектов в операх конца XVIII века. Двумя наиболее легко узнаваемыми примерами этого были «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.Хотя иностранные исполнители, музыканты и композиторы занимали доминирующее положение на придворной музыкальной сцене, основным путем развития отечественного исполнительского искусства была не придворная музыкальная жизнь. История оркестровой музыки в России восходит к традициям сельской музыки. В замковых оркестрах было положено начало становлению русской музыкальной экспертизы. В этом заведении получили образование русские музыканты, воспитавшие не только исключительных оркестровых музыкантов, но и замечательных сольных исполнителей.В российской музыкальной палитре XVIII века зазвучала уникальная композиция: Д. Бортнянский, словно архитектор звуков, создал Концертную симфонию в C-Dur, оркеструя две скрипки, альт, виолончель, фагот, арфу и фортепиано в гармоничное целое.Следуя за этим аккордом, русская музыкальная сцена в следующие десятилетия обогатилась новыми мелодиями для духовых ансамблей. Печально, что ноты струнного квартета "Ноктюрн (in C)" для валторны и фортепиано, сочиненного в 1819 году, утеряны в вихре времени. Но музыкальная нить продолжилась с квартетом для четырех флейт, созданным в 1827 году, за которым последовали клавирные произведения в 1828 и 1829 годах и квартет для фортепиано, датированный 1830 годом. В то же время, около 1830 года, репертуар обогатился квинтетом для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, отражая эволюцию жанра духового ансамбля в России. Эти музыкальные течения, заданные А. Алябьевым, продолжили развивать русские композиторы XIX века, вписав яркие линии в партитуру истории музыкального искусства.Исторический анализ позволяет утверждать, что зарождение и первые шаги в развитии жанра духового оркестра в репертуаре русских композиторов-профессионалов относятся к периоду с конца XVIII века до середины XIX века. Этот временной отрезок стал своеобразным заключительным этапом в формировании основ духовой музыки в России.Осмысливая исторический контекст, можно отметить, что развитие русской духовой школы проходило под значительным влиянием западноевропейских музыкальных традиций, в частности немецкой и чешской школ. Это влияние было особенно заметно с конца XVIII века и продолжалось вплоть до середины XIX века. Именно во второй половине XIX века русская музыкальная культура пережила период интенсивного развития, который способствовал укреплению и прогрессу русской духовой школы, открыв новые горизонты в музыкальном исполнительстве.3.2. Оценка эффективности занятияЭффективность проведенного нами занятия проверялась за счет проведения контрольного опроса до и после лекционного занятия. В исследовании приняли участие студенты 2-го курса в количестве 10 человек. Контрольный опрос представлял собой список из 5 вопросов по теме «Придворные ансамбли духовых инструментов XVIII века». За каждый вопрос выставлялось от 0 до 3-х баллов: – 0 баллов – нет ответа;– 1 балл – ответ односложный и поверхностный;– 2 балла – ответ содержит основную информацию без углубления в детали;– 3 балла – ответ полный, содержит достаточно подробной информации. В итоге подсчитывалась сумма всех баллов:– высокий уровень знаний по теме – 8-9 баллов;– средний уровень знания по теме – 4-7 баллов;– низкий уровень знания по теме – 0-3 балла.Представим полученные результаты и сравним их.Рисунок 1 – Сравнение полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе исследованияТаким образом, мы видим, что подобранный нами материал и проведенная лекция показывают положительные результаты: больше студентов правильно и развернуто ответили на заданные по теме вопросы, в общем повысился их уровень осведомленности об истории духовых инструментов, специфике придворной музыки. Можно сказать, что разработанная нами лекция является интересным материалом для студентов, а также в целом расширяет их представления об музыкальной культуре и особенностях духового исполнительства. В целом, следует включать изучение данной темы в основной курс теории музыки, а также в дальнейшем возможно разработать серию лекционных занятий по теме исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ преддверии XVIII века, русская музыкальная сцена была мозаикой из трех основных жанров: духовной музыки, которая эхом отзывалась в храмовых сводах, светской музыки, звучавшей в пышных дворцовых залах, и народного творчества, несущего мелодии сельских просторов. Этот век можно условно разделить на три акта: первый акт открылся реформами Петра Великого, задавшими новый ритм культурной жизни; второй акт, охватывающий 30-60-е годы, стал периодом гармоничного развития науки и искусства; и финальный акт, последние десятилетия века, когда на сцену вышли русские музыкальные школы, задавшие тон будущим симфониям образования.Различные источники свидетельствуют о двух, наиболее распространенных в XVIII веке, типах духовых коллективов: ансамбле медных духовых инструментов и смешанном ансамбле, состоящем из флейт, кларнетов, фаготов и валторн.В 1700-х годах в России возникла итальянская, французская и немецкая оперы, и опера стала известным видом искусства средь буржуазии. В XIX веке Россия стала вносить свой вклад в мировую музыкальную сцену и приобрела такое же значение, как и литература.В эпоху, ознаменовавшуюся зарождением и расцветом оркестровой традиции в России, охватывающую XVIII и начало XIX века, значительную роль сыграло распространение печатного слова. Публикации музыкальных произведений в периодических изданиях, хоть и не отличались особой изысканностью или сложностью исполнения, тем не менее, служили важным источником для осмысления музыкальных предпочтений как аматоров, так и широкой аудитории того времени. Кроме того, музыкальные журналы выступили в роли пионеров издательского дела, впервые представив общественности творчество отечественных маэстро, таких как О. Козловский, В. Пазловский, В. Козловский, В. Пашкевич и другие.В заключительных десятилетиях XVIII века, хотя систематическое обучение в русских духовых школах еще не было установлено, энтузиазм по отношению к инструментальной музыке, и в частности к духовым инструментам, зажигал сердца просвещенной аудитории России. Любовь к музыке и самодеятельность в этой сфере стали краеугольным камнем на пути к мастерству и профессионализму. Бурлящая концертная деятельность, гастроли искусных исполнителей из различных уголков мира и активное участие композиторов из Европы значительно обогатили и продвинули культуру исполнения на духовых инструментах в русском музыкальном ландшафте.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБерезин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма / В. В. Березин. – М.: ИОСО РАО, 2000. – 387 с.Березовчук Л.Н. Придворный музыкальный быт / Л. Н. Березовчук // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь; отв. ред. А.Л. Порфирьева. – Спб.: Композитор, 2000. – Т. 1: XVIII. Кн. 2: К – П. – С. 407-413.Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К. А. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280 с.Гетьман В.В. Музыкальная культура и образование в России XVIII века: профессиональная направленность развития / В. В. Гетьман // Вестник МГУКИ. 2010. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-i-obrazovanie-v-rossii-xviii-veka-professionalnaya-napravlennost-razvitiya (дата обращения: 10.04.2024).Гинрихс И.Х. Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки // Оркестр / И. Х. Гинтихс.– 2008. – № 2/11. – С. 16–17.Гришкун Н.П. Из истории французско-русских музыкальных связей последней трети XVIII – начала XIX вв. (по нотным изданиям «Юсуповской коллекции») / Н. П. Гришкун // Нотные издания в музыкальной жизни России: сб. статей. – СПб.: РНБ, 2003. Вып. 2. – С. 164-187.Зарицкий В.Д. Традиции оркестрового духового исполнительства XIX-XX веков / В. Д. Зарицкий // Манускрипт. – 2020. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-orkestrovogo-duhovogo-ispolnitelstva-xix-xx-vekov (дата обращения: 10.04.2024).Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. – М.: Наука, 1965. – 464 с.Клименко А.Е. Музыка для ансамбля духовых инструментов в России в конце XVIII и в первой трети XIX В. (на примере творчества А. Алябьева) / А. Е. Клименко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. – №18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-dlya-ansamblya-duhovyh-instrumentov-v-rossii-v-kontse-xviii-i-v-pervoy-treti-xix-v-na-primere-tvorchestva-a-alyabieva (дата обращения: 11.04.2024).Климовицкий А.И. Гайдн /А. И. Климовицкий // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. – Т. 1. – XVIII век. Кн. 1. – С. 214-226.Королева А.В. Русская музыкальная культура XVIII века /А. В. Королева // Молодой ученый. – 2023. – № 45 (492). – С. 208-209. – URL: https://moluch.ru/archive/492/107441/ (дата обращения: 10.04.2024).Левашова О., Келдыш, Ю., Кандинский, А. История русской музыки / под ред. А. И. Кандинского. – М.: Музыка, 1972. – Т. 1: От древнейших времен до середины XIX века. – 595 с.Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы: в 2 т / Т. Н. Ливанова. – М.: Музгиз, 1953. – Т. 2. – 476 с.Лопатова Е.С. Развитие домры в XVII веке в контексте государственной культурной политики России / Е. С. Лопатова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 03 апреля 2019 года / Составители Ю.С. Карпов, В.И. Яковлев. Том Выпуск 12. – Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2020. – С. 148-153.Нодель Ф.В. Ансамбль духовых инструментов в XVIII веке – от банды гобоев через Harmoniemusik к духовому оркестру /Ф. В. Нодель // Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 21 мая 2020 года. – Москва: Московский государственный институт культуры, 2020. – С. 147-154.Огаркова Н.А. Придворная музыкальная культура в России XVIII века / Н. А. Огаркова. – Спб.: Планета музыки, 2014. – 64 с.Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр: в 4 т / Д. Р. Рогаль-Левицкий. – М.: Музгиз, 1953. – Т. 2: медные духовые и ударные инструменты. – 1600 с.Селиванов Б.В. Истоки оперного искусства в России: духовный контекст / Б.В. Селиванов; ред. Б. А. Шиндина. – Новосибирская государственная консерватория, 2000. – 299 с.Толмачев Ю.А. Духовые инструменты. История исполнительского искусства: учебное пособие для СПО / Ю. А. Толмачев. – Санкт-Петербург: Лань: планета музыки, 2021. – 288 с.Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю. А. Усов. – М.: Музыка, 1975. – 199 с.Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1986. – 191 с.
2. Березовчук Л. Н. Придворный музыкальный быт / Л. Н. Березовчук // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь; отв. ред. А. Л. Порфирьева. – Спб.: Композитор, 2000. – Т. 1: XVIII. Кн. 2: К – П. – С. 407-413.
3. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты / К. А. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280 с.
4. Гетьман В. В. Музыкальная культура и образование в России XVIII века: профессиональная направленность развития / В. В. Гетьман // Вестник МГУКИ. 2010. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-i-obrazovanie-v-rossii-xviii-veka-professionalnaya-napravlennost-razvitiya (дата обращения: 10.04.2024).
5. Гинрихс И. Х. Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки // Оркестр / И. Х. Гинтихс. – 2008. – № 2/11. – С. 16–17.
6. Гришкун Н. П. Из истории французско-русских музыкальных связей последней трети XVIII – начала XIX вв. (по нотным изданиям «Юсуповской коллекции») / Н. П. Гришкун // Нотные издания в музыкальной жизни России: сб. статей. – СПб.: РНБ, 2003. Вып. 2. – С. 164-187.
7. Зарицкий В. Д. Традиции оркестрового духового исполнительства XIX-XX веков / В. Д. Зарицкий // Манускрипт. – 2020. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-orkestrovogo-duhovogo-ispolnitelstva-xix-xx-vekov (дата обращения: 10.04.2024).
8. Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. – М.: Наука, 1965. – 464 с.
9. Клименко А. Е. Музыка для ансамбля духовых инструментов в России в конце XVIII и в первой трети XIX В. (на примере творчества А. Алябьева) / А. Е. Клименко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. – №18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-dlya-ansamblya-duhovyh-instrumentov-v-rossii-v-kontse-xviii-i-v-pervoy-treti-xix-v-na-primere-tvorchestva-a-alyabieva (дата обращения: 11.04.2024).
10. Климовицкий А. И. Гайдн / А. И. Климовицкий // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. – Т. 1. – XVIII век. Кн. 1. – С. 214-226.
11. Королева А. В. Русская музыкальная культура XVIII века / А. В. Королева // Молодой ученый. – 2023. – № 45 (492). – С. 208-209. – URL: https://moluch.ru/archive/492/107441/ (дата обращения: 10.04.2024).
12. Левашова О., Келдыш, Ю., Кандинский, А. История русской музыки / под ред. А. И. Кандинского. – М.: Музыка, 1972. – Т. 1: От древнейших времен до середины XIX века. – 595 с.
13. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы: в 2 т / Т. Н. Ливанова. – М.: Музгиз, 1953. – Т. 2. – 476 с.
14. Лопатова Е. С. Развитие домры в XVII веке в контексте государственной культурной политики России / Е. С. Лопатова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 03 апреля 2019 года / Составители Ю.С. Карпов, В.И. Яковлев. Том Выпуск 12. – Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2020. – С. 148-153.
15. Нодель Ф. В. Ансамбль духовых инструментов в XVIII веке – от банды гобоев через Harmoniemusik к духовому оркестру / Ф. В. Нодель // Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 21 мая 2020 года. – Москва: Московский государственный институт культуры, 2020. – С. 147-154.
16. Огаркова Н. А. Придворная музыкальная культура в России XVIII века / Н. А. Огаркова. – Спб.: Планета музыки, 2014. – 64 с.
17. Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр: в 4 т / Д. Р. Рогаль-Левицкий. – М.: Музгиз, 1953. – Т. 2: медные духовые и ударные инструменты. – 1600 с.
18. Селиванов Б. В. Истоки оперного искусства в России: духовный контекст / Б. В. Селиванов; ред. Б. А. Шиндина. – Новосибирская государственная консерватория, 2000. – 299 с.
19. Толмачев Ю. А. Духовые инструменты. История исполнительского искусства: учебное пособие для СПО / Ю. А. Толмачев. – Санкт-Петербург: Лань: планета музыки, 2021. – 288 с.
20. Усов Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю. А. Усов. – М.: Музыка, 1975. – 199 с.
21. Усов Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю. А. Усов. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1986. – 191 с.