сеть учреждений системы образования в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Образовательная политика
  • 26 26 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 16.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Структура сети учреждений образования в России 4
1.1 Дошкольное образование 4
1.2 Начальное образование 5
1.3 Основное общее образование 7
1.5 Высшее образование в России 11
2 Проблемы и вызовы в системе образования 15
2.2 Качество образование в России 17
2.3 Доступность образования для всех слоев населения 19
Заключение 24
Список литературы 25





Фрагмент для ознакомления

Образовательные учреждения должны обеспечивать студентов не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, необходимыми для успешной карьеры.Одной из важнейших проблем обучения является резкое снижение мотивации обучающихся к процессу обучения. По данным мониторинга, проведенного Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» в декабре 2018 года по сравнению с 2017 годом снизилась с 35% до 28% доля детей, которым нравится учиться в школе, при этом доля подростков, посещающих школу по принуждению, выросла с 12% до 16%. Школьники считают, что интересных уроков мало (48%), отсутствуют полезные для будущей специальности предметы (31%) и увеличивается нагрузка. 65% детей отмечают, что зачастую не хватает времени на выполнение домашнего задания и на занятия любимым делом [8]. Другим важным аспектом является профессионализм педагогического состава. Квалифицированные и мотивированные учителя играют решающую роль в обучении и воспитании студентов. Поэтому необходимо обеспечить систему непрерывного профессионального развития для педагогов, включая обучение новым методикам преподавания, использование современных образовательных технологий и инструментов, а также развитие межличностных навыков.Оснащенность школ компьютерами и доступом к скоростной сети Интернет также является проблемой. Хотя наблюдается рост оснащенности компьютерами, массовое приобретение компьютеров происходило в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах, затем приобретение компьютерной техники пошло на спад. Также необходимо учитывать проблему быстрого устаревания компьютерной техники [10].Инфраструктура образовательных учреждений также играет важную роль в обеспечении качества образования. Современные школы, колледжи и университеты должны быть оснащены современным оборудованием, лабораториями, библиотеками и компьютерными классами, чтобы обеспечить студентов доступом к актуальной информации и технологиям.Еще одним важным аспектом является система оценки успеваемости учащихся. Она должна быть объективной, справедливой и стимулировать учеников к активному обучению и развитию своих способностей. Регулярные аттестационные экзамены и контрольные работы помогают оценить уровень знаний и навыков студентов и определить необходимые корректировки в образовательном процессе.В школах сохраняются вторые и третьи смены, что не способствует повышению качества образования. Таким образом, качество образования зависит от множества факторов, включая соответствие образовательных программ потребностям рынка труда, профессионализм педагогического состава, качество инфраструктуры образовательных учреждений и система оценки успеваемости учащихся. Постоянное внимание к этим аспектам и усиление усилий по их совершенствованию необходимы для повышения качества образования в России.2.3 Доступность образования для всех слоев населенияДоступность образования для всех слоев населения играет критическую роль в обеспечении социальной справедливости и равных возможностей для всех граждан. В России существует ряд мер и программ, направленных на обеспечение доступности образования для всех слоев населения, независимо от социального статуса, доходов и места проживания.Важность проблемы осознается на государственном уровне. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения России, декларируется в качестве одной из ключевых целей деятельности органов управления образованием. Так, в числе основных задач национального проекта «Образование» декларируется создание современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [9].Одним из ключевых инструментов обеспечения доступности образования является широкое распространение общеобразовательных школ по всей стране. Обязательное образование гарантирует, что все дети имеют доступ к базовому образованию, независимо от их социального или экономического положения. Большинство школ предоставляют бесплатное обучение, что снижает финансовый барьер для многих семей.Для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке, существуют различные формы государственной помощи и льгот. Например, государственные стипендии и гранты предоставляются студентам из малообеспеченных семей или с особыми достижениями в учебе и науке. Это помогает снизить финансовые барьеры и обеспечить равные возможности для всех.Для учеников с ограниченными возможностями также предусмотрены специальные условия обучения. Образовательные учреждения обязаны обеспечить доступность своих помещений и инфраструктуры для людей с ограниченной подвижностью, а также предоставить индивидуализированные образовательные программы и поддержку для таких учеников.Важным аспектом является также доступность высшего образования. Студенты из удаленных регионов или малообеспеченных семей могут столкнуться с дополнительными трудностями при поступлении в вузы из-за финансовых или географических причин. В связи с этим регулярно проводятся программы по повышению доступности высшего образования для всех слоев населения, такие как квоты на бюджетные места для выпускников школ из малообеспеченных семей или меры поддержки для студентов-интернатов.В целом, обеспечение доступности образования для всех слоев населения требует комплексного подхода и совместных усилий государства, образовательных учреждений и общественности. Это позволит создать справедливое и инклюзивное образовательное пространство, где каждый гражданин имеет возможность получить качественное образование и реализовать свой потенциал.2.4 Модернизация учебных программ и методик обученияСовременное образование в России всё меньше становится похожим на то, которое сейчас утверждается в странах, устремлённых вперёд в достижении высокого качества знаний. Главное различие – в направлениях. В России мы видим непомерное усиление государственного контроля в сфере образования, за рубежом такого контроля вообще нет, и он там никому не нужен. Потому что обман там станет себе дороже. В первую очередь там меняются формы организации образовательного процесса. Эти формы важны и для нас. Так что не случайно было сказано, что «модернизация» остаётся темой научной дискуссии, при условии поиска конкретной формы её осуществления.[7]Модернизация учебных программ и методик обучения в России является важным направлением развития образования, направленным на повышение его качества, актуальности и соответствия современным требованиям общества и рынка труда.Одной из основных задач модернизации является адаптация учебных программ к современным вызовам и технологическим изменениям. Внедрение новых знаний и технологий, в том числе в области цифровизации и информационных технологий, помогает обеспечить учащимся актуальные знания и навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.Для этого разрабатываются и внедряются новые учебные материалы, курсы и программы, учитывающие современные тенденции и потребности общества. Это включает в себя активное использование информационных технологий в образовательном процессе, развитие интерактивных методик обучения, а также внедрение проектной и исследовательской работы.Одним из важных аспектов модернизации является переход от традиционного фронтального обучения к более интерактивным и индивидуализированным методикам. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, стимулирует их активное участие в учебном процессе и развивает критическое мышление и творческие способности.Кроме того, модернизация учебных программ направлена на развитие компетенций, необходимых для успешной профессиональной и социальной реализации в современном мире. Это включает в себя развитие навыков коммуникации, сотрудничества, аналитического мышления, решения проблем и принятия решений в условиях неопределенности.Главные причины необходимости модернизации образования: – устарелость содержания и форм образовательной деятельности, массовая приверженность педагогического состава знаниевой и репродуктивной парадигме, доминирующая классно-урочная форма проведения занятий. – выросли нагрузки на работников образовательной сферы, при снижении уровня жизнеобеспечения; – недостаточна учебная мотивация многих студентов и учащихся; – отсталость форм управления образованием, давление избыточной отчётностью и проверками на образовательные организации, некачественный ЕГЭ и другие непедагогические методы контроля. Разрыв между словом и делом, подмена педагогических методов модернизации бюрократическими методами реформирования. Другие причины для модернизации включают несоответствие современного состояния российского образования требованиям всех заинтересованных сторон внутри страны, а также несоответствие уровню образовательных результатов, достигнутых другими странами.Современные стандарты научной модернизации образования охватывают широкий спектр вопросов, начиная от строительства инновационных учебных помещений, способных поддерживать новые методы обучения, и создания условий для самостоятельного изучения электронных курсов. Кроме того, требуется переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала вузов и школ, а также разработка нового поколения электронных учебников, курсов и программного обеспечения. Далее идут необходимость переподготовки и повышения педагогической квалификации профессорскопреподавательского состава вузов и учителей школ, выпуск недорогой и качественной учебной техники в требуемых количествах, разработка нового поколения электронных учебников, курсов, новых электронных учебных текстов, технологичных заданий, компьютерных программ и др. Основное направление прежних образовательных реформ состояло в том, чтобы дать как можно большему числу учащихся знания, соответствующие государственным образовательным стандартам. Но этот подход находится в некотором противоречии с подходом, имеющимся в других странах, когда каждая школа, учитывая неравные способности и возможности детей, стремится дать каждому столько, сколько они могут усвоить.[12]При этом главная ориентация педагогов идёт не на государственные стандарты, а на реальные возможности, способности и возможные ограничения каждого учащегося. Так создаются условия для настоящего личностно-ориентированного образования. При втором подходе удаётся уменьшить принудительность в системе образования, количество конфликтов, депрессию и другие отрицательные явления, имеющие место в учебном процессе там, где главной целью ставится выполнение требований любой ценой небезошибочныхФГОСов. [2]В литературе подчёркивается важный вопрос об изменении роли учащегося, учебного заведения, и о необходимости резкого увеличения объёма доступных информационных и образовательных электронных ресурсов.[11]Быстрая и масштабная информатизация образования влечёт за собой необходимость реорганизации учебно-методической работы, изменений в уровне и структуре подготовленности школьных и вузовских педагогов, существенного повышения их зарплат и, соответственно, расширения их роли. Это роли не урокодателя, а руководителя и организатора процесса личного развития обучающихся, овладевшего современными навыками тьютерской работы, умением создавать новые технологичные учебные материалы и новые технологичные учебные задания. При массовом использовании технологичных заданий в тестовой форме открываются и новые возможности повышения эффективности управления образованием, поскольку здесь используется принцип обучения и учёта реальных результатов каждого учащегося.Модернизация образования становится возможной там, где выделяются достаточные средства на развитие образования, где органы управления образованием понимают роль технических средств, компьютерных программ и различают настоящие тесты от халтуры вроде т.н. «тестов ЕГЭ», где управленцы развивают электронные формы организации учебной работы. Без настоящих тестов и педагогических измерений такие формы эффективно не работают. В большинстве случаев критику ошибок образовательной политики у нас слышать не хотят. Вследствие чего возник разрыв между реальным опытом профессионального сообщества и управляющих структур. Отмеченный разрыв обнуляет возможности реальной модернизации.ЗаключениеВ заключении хочется подчеркнуть, что образование в России находится на перепутье, где ключевыми факторами становятся доступность, качество и модернизация. В параграфе 1.1 было рассмотрено значение образования как фундаментальной составляющей развития личности и общества. Параграфы 1.2 и 1.3 дали обзор основных этапов образовательной системы, подчеркивая важность полного среднего и профессионального образования. Важным аспектом оказался анализ финансирования образования в параграфе 2.1, где обозначены проблемы, связанные с нехваткой ресурсов и их влияние на качество образования. В параграфах 2.2 и 2.3 были рассмотрены качество и доступность образования, выявлены факторы, способствующие или мешающие их обеспечению. Наконец, в параграфе 2.4 была обсуждена необходимость модернизации учебных программ и методик обучения для соответствия современным требованиям и вызовам.В совокупности, эти параграфы показывают, что развитие образования в России стоит перед множеством вызовов и задач, требующих комплексного подхода и согласованных действий со стороны всех заинтересованных сторон - от правительства и образовательных учреждений до общества в целом. Только через совместные усилия можно обеспечить качественное образование, доступное для всех слоев населения, и соответствующее требованиям современного мира.Список литературыАванесов В.С. Без диагностики и коррекции образование качественным  не  бывает. 22 апреля 2016. - [Электронный  ресурс]. – URL: https://viperson.ru/articles/bez-diagnostiki-i-korrektsii-obrazovanie-kachestvennym-ne-byvaet (дата обращения: 10.04.2024 г.).Аванесов В.С. Национальные проекты нужны, но другие. Доклад на VII международной научной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития». Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства и национальная конкурентоспособность». ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года. – [Электронный  ресурс]. – URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=60(дата обращения: 10.04.2024 г.).Блохина Е.В. О системе оценки качества образования: от понятия до системы индикаторов // Сибирский учитель. 2008. № 1.Бодрякова Е.А. Проблема формирования единых критериев оценки качества образования // Сибирский учитель. 2008. №3.Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». №11/2005.Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. - 122 с.Мишин Ю.Д. Постников П.М. Прохоров В.Т. Модернизация: мифическая и действительная // Модернизация отечественного высшего образования: расчёты и просчёты // Материалы межд. научно-методич. конф. 3 февраля, 5 марта 2015 г. СГУПС, НТИ (филиал) МГ. – Новосибирск. Изд-во СГУПСа, 2015. – С. 4. Мониторинг ОНФ [Электронный ресурс]. – URL: https://onf.ru/news/archive/2019-02-15-monitoring-onf-za-proshedshiy-god-umenshilas-dolya-detey-kotorym-nravitsya-uchitsya-v (дата обращения: 10.04.2024 г.).Прохода В.А.  Доступность образования как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы // Социодинамика.  2020. № 7.  С. 39-50. [Электронный ресурс]. - DOI: 10.25136/2409-7144.2020.7.33392  URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33392(дата обращения: 10.04.2024 г.).Образование в цифрах : 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г. Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2018. – 80 с.Павлова Е.Т. Технология разработки электронных образовательных ресурсов: учебно-методическое пособие. – Воронеж: Научная книга, 2016. – 98 с.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под редакцией С.А. Смирнова. 3-е изд. – М.: Academia, 1999. – 372 c.Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего профессионального образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. 2-е изд. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко », 2010. 392 сУказ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038(дата обращения: 10.04.2024 г.).

1)Аванесов В.С. Без диагностики и коррекции образование качественным  не  бывает. 22 апреля 2016. - [Электронный  ресурс]. – URL: https://viperson.ru/articles/bez-diagnostiki-i-korrektsii-obrazovanie-kachestvennym-ne-byvaet (дата обращения: 10.04.2024 г.).
2)Аванесов В.С. Национальные проекты нужны, но другие. Доклад на VII международной научной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития». Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства и национальная конкурентоспособность». ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года. – [Электронный  ресурс]. – URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=60 (дата обращения: 10.04.2024 г.).
3)Блохина Е.В. О системе оценки качества образования: от понятия до системы индикаторов // Сибирский учитель. 2008. № 1.
4)Бодрякова Е.А. Проблема формирования единых критериев оценки качества образования // Сибирский учитель. 2008. №3.
5)Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». №11/2005.
6)Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. - 122 с.
7)Мишин Ю.Д. Постников П.М. Прохоров В.Т. Модернизация: мифическая и действительная // Модернизация отечественного высшего образования: расчёты и просчёты // Материалы межд. научно-методич. конф. 3 февраля, 5 марта 2015 г. СГУПС, НТИ (филиал) МГ. – Новосибирск. Изд-во СГУПСа, 2015. – С. 4.
8) Мониторинг ОНФ [Электронный ресурс]. – URL: https://onf.ru/news/archive/2019-02-15-monitoring-onf-za-proshedshiy-god-umenshilas-dolya-detey-kotorym-nravitsya-uchitsya-v (дата обращения: 10.04.2024 г.).
9)Прохода В.А.  Доступность образования как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы // Социодинамика.  2020. № 7.  С. 39-50. [Электронный ресурс]. - DOI: 10.25136/2409-7144.2020.7.33392  URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33392 (дата обращения: 10.04.2024 г.).
10)Образование в цифрах : 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г. Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2018. – 80 с.
11)Павлова Е.Т. Технология разработки электронных образовательных ресурсов: учебно-методическое пособие. – Воронеж: Научная книга, 2016. – 98 с.
12)Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под редакцией С.А. Смирнова. 3-е изд. – М.: Academia, 1999. – 372 c.
13)Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего профессионального образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. 2-е изд. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко », 2010. 392 с
14)Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 10.04.2024 г.).