Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное право
  • 35 35 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 13.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. История развития взаимоотношений между местным самоуправлением и государственной властью 6
1.1. Возникновение местного самоуправления и развитие его взаимоотношений с государственной властью в дореволюционный период 6
1.2. Советский и постсоветский периоды развития взаимоотношений между местным самоуправлением и государственной властью 10
2. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России 14
2.1. Принципы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления: проблемы классификации и нормативного закрепления 14
2.2. Формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления 18
3. Отдельные проблемы взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России 23
3.1. Проблемы передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления 23
3.2. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления 26
Заключение 31
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления

Первоначально обязанности и сферы ответственности органов местного самоуправления были разделены согласно виду муниципального образования. Каждый из них имел свой определенный список вопросов местного значения, который был установлен в законодательстве. Однако с течением времени в процессе постоянного совершенствования законодательства концепция разграничения полномочий органов местного самоуправления была искажена.Во-первых, произошло усложнение юридической структуры компетенции местных органов власти, что привело к появлению института «прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не связанных с вопросами местного значения» (статьи 14.1, 15.1, 16.1 Закона № 131-ФЗ).Во-вторых, это привело к скрытому расширению круга вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, путем включения их в другие отраслевые федеральные законы в обход основного закона.Необходимо заметить, что проблема эффективного разграничения полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления до сих пор не решена. Такого мнения придерживаются и исследователи. Например, М.Ю. Дитятковский, ссылаясь на формально-юридический разбор статей 14 и 15 Закона № 131-ФЗ, указывает, что задачи и вопросы, решаемые муниципальными районами и поселениями, не только недостаточно четко определены, но и часто дублируют друг друга. В большинстве случаев эти задачи отличаются только указанием на конкретные территориальные рамки, в которых должны осуществляться определенные полномочия.Федеральный центр устанавливает обязанности и полномочия для органов государственной власти регионов, в том числе в контексте регулирования местного самоуправления. Власти регионов, в соответствии с положениями Конституции РФ о совместном ведении, также могут принимать участие в регулировании деятельности местного самоуправления. Однако рамки такого участия значительно ограничены, и у российских регионов практически не осталось вопросов, которые могли бы решаться исключительно на их уровне.Большое количество полномочий органов местного самоуправления, которые носят название вопросов местного значения, являются отчасти государственными функциями, например, социальная поддержка население, содействие занятости, обеспечение санитарного благополучия и прочие. При этом важно отметить существующие терминологические различия в законодательстве, касающемся полномочий государственных органов и органов местного самоуправления. Так, в Конституции РФ сферы ответственности государственных органов обозначается такими терминами, как «предметы ведения» и «пределы ведения». В свою очередь для органов местного самоуправления такие термины заменяются одним термином – «вопросы местного значения». Аналогичные нормы включены и в Закон № 131-ФЗ, что обоснованно вызывает различные споры о соответствии данных терминов: являются ли они синонимами либо предметы ведения – это более широкая категория, а вопросы местного значения лишь его часть.Местное самоуправление представляет собой форму управления, которая имеет свою область деятельности и не должна вмешиваться в дела государственного масштаба. Но на практике многие государственные задачи и обязанности решаются и на местном уровне, например, вопросы, связанные с противодействием терроризму и экстремизму, минимизацией и устранением последствий этих явлений в пределах муниципального или городского округа. Также к местным задачам относится создание условий для сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и волонтерства и другие вопросы.Вывод, который можно сделать на основе данного анализа, заключается в том, что область деятельности местного самоуправления во многом пересекается со сферой влияния государственной власти. Однако это не означает, что местное самоуправление не может обладать самостоятельностью и определенным уровнем автономии.При этом полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления должны быть четко определены и разделены в направлении вопросов, которые относятся к ведению местного самоуправления.Еще одним спорным моментом является разделение понятий «вопросы ведения» и «полномочия». В конституционном праве под предметами ведения подразумеваются крупные области отношений, на которых основаны действия и решения органов власти. Полномочиями же считаются определенные права и обязанности данных органов в определенных сферах деятельности. Например, осуществление международных и внешних экономических связей может быть выделено в отдельную сферу деятельности, где у органов власти есть конкретные полномочия, а выдача разрешений на строительство – это уже само по себе конкретное полномочие, относящееся к градостроительной деятельности. Однако и то и другое отнесено Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения органов местного самоуправления.Подводя итог рассмотрению отдельных проблем взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России, можно сделать следующие выводы:1. За время своего существования институт передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления показал как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, правильно организованное взаимодействие между органами разных уровней власти, тщательная проработка деталей и согласованность процедур передачи государственных полномочий местной власти приводят к положительным результатам. С другой стороны, не всегда удается наладить отношения между органами власти так, чтобы достичь максимального эффекта от взаимодействия в рамках передачи государственных полномочий. В некоторых случаях могут возникать как практические, так и финансовые сложности, которые снижают эффективность работы всей системы.2. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления нуждаются в глубоком и систематическом исследовании, а затем принятии соответствующих мер, например, путем разработки унифицированного подхода для определения «предметов ведения» и «полномочий» как для государственных органов, так и для органов местного самоуправления; путем определения, что относится к предметам ведения, а что к полномочиям органов местного самоуправления, закрепления их в законодательстве и исключении такого понятия как «вопросы местного значения» и прочих.ЗаключениеВ результате проведенного исследования решены все задачи, которые были поставлены во введении, а также достигнута цель курсовой работы. Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:1.История местного самоуправления начинается в глубокой древности, и с тех пор оно непрерывно эволюционирует, иногда отдаляясь, а иногда сближаясь с государственной властью.2. Период правления Александра II ознаменовался значительным развитием местного самоуправления благодаря инициированным им реформам. Но с течением времени самоуправление все больше попадало под контроль государственной власти. К моменту Великой Октябрьской революции оно утратило свою автономность и фактически превратилось в органы, реализующие на местах государственные указания.3. В советские времена органы местного самоуправления были тесно связаны с государственной властью и не играли самостоятельной роли.4. Современный этап развития местного самоуправления стартовал в 1990 году после периода реформ. С этого момента местное самоуправление приобрело статус самостоятельной системы, обладающей своими полномочиями, имущественными ресурсами и определенным статусом. Однако, несмотря на это, местное самоуправление продолжает тесно взаимодействовать с государственной властью.5. В действующей законодательной базе не прописаны принципы взаимодействия государственной и местной власти, поэтому их можно определить только путем изучения существующих норм.6. Все принципы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления можно условно разделить на два типа: конституционные и специальные. Конституционные принципы закреплены в Конституции РФ и являются основными. Специальные принципы содержатся в других законодательных актах, регулирующих деятельность местного самоуправления, и дополняют конституционные принципы.7. Формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления играют значимую роль в функционировании государственных и муниципальных органов. Эти формы служат для общения и кооперации между всеми участниками системы публичного управления, что помогает им работать сообща для достижения общих задач и урегулирования возникающих трудностей.8. Можно предложить несколько способов классификации форм взаимодействия между государственным и муниципальным уровнями власти: по инициативе одного из уровней власти или по сферам деятельности.9. Институт передачи государственных полномочий местному самоуправлению имеет свои плюсы и минусы. Преимущества включают эффективное взаимодействие между разными уровнями власти, детальную проработку и согласованность передачи полномочий, что приводит к положительным результатам. Однако не всегда отношения между органами власти удается наладить так, чтобы добиться максимального взаимодействия и эффективности. Это может привести к практическим и финансовым трудностям, снижающим общую эффективность системы.10. Необходимо провести глубокое и систематическое исследование для решения проблем, связанных с разделением обязанностей и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления. После исследования следует принять соответствующие меры, включая разработку унифицированного подхода к определению «предметов ведения» и «полномочий» как для государственных, так и для местных органов власти.Также важно определить, какие вопросы относятся к предметам ведения, а какие к полномочиям местного самоуправления, закрепить их в законодательстве и исключить понятие «вопросы местного значения».Библиографический списокНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации от 12.12.1993: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102027595 (дата обращения 08.02.2024).Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ: [ред. от 14.02.2024 г.] // Собрание законодательства РФ — 2003. — № 40 — Ст. 3822.ЛитератураАбдурахимов Р. Ш. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления / Р. Ш. Абдурахимов // Юридическая наука. — 2022. — № 1. — С. 4-8.Афанасьев А. В. Предпосылки и образование губернской системы Петром I / А. В. Афанасьев // Юридическая наука: традиции и инновации: Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, Великий Новгород, 19–20 апреля 2018 года. — Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого — 2018. — С. 55-60.Быков А. В. Развитие местного самоуправления в России в конце XVII - первой четверти XVIII в / А. В. Быков // Сибирское юридическое обозрение — 2018. — № 1. — С. 12-16.Бялкина Т. М. Компетенция местного самоуправления: новое в содержании и правовом регулировании // Вестник Воронежского государственного университета. — 2022. — № 1(48). — С. 18-30.Виссаров А. В. Общие принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл / А. В. Виссаров, А. М. Кудрявцев // Марийский юридический вестник. — 2017. — № 1(20). — С. 35-38.Вишнякова Л. В. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Л. В. Вишнякова // Синергия Наук. — 2021. — № 62. — С. 289-295.Гамалей А. А. Предметы ведения органов местного самоуправления: история и современность / А. В. Гамалей // Право и управление. — 2022. — № 1. — С. 67-73.Ганина О. Ю. Институт ответственности органов местного самоуправления: генезис и развитие / О. Ю. Ганина // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2022. — № 2(52). — С. 9-14.Гусейнов Р. Г. Влияние монголо-татарского ига на развитие российского государства и права / Р. Г. Гусейнов // Эволюция российского права: Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург. — Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет» — 2019. — С. 48-51.Дитятковский М. Ю. Реализация факультативных полномочий органов местного самоуправления в городах // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 99-111.Ильина К. Е. История развития местного самоуправления в России / К. Е. Ильина, А. С. Циндрин // Эпомен. — 2021. — № 52. — С. 157-167.Какадий И. И. История развития местного самоуправления в Российской Федерации / И. И. Какадий, Д. Б. Ширипова // Бюллетень науки и практики. — 2020. — Т. 6, № 6. — С. 261-268.Коваленко К. И. Основные модели, принципы и формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2020. — № 1(25). — С. 51-56.Корсун К. И. Государственная власть и местное самоуправление: конституционно-правовое регулирование содержания и взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Челябинск, 2022. — 243 с.Кучиев А. З. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / А. З. Кучиев // Перспективы развития АПК в современных условиях: Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. — Владикавказ: Горский государственный аграрный университет — 2021. — С. 243-245.Лаврова А. В. Реформа местного самоуправления Петра I / А. В. Лаврова, Г. М. Чербаева // Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню местного самоуправления. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» — 2018. — С. 79-82.Лягин С. М. Реформы Александра III в области государственного управления: усиление самодержавия / С. М. Лягин // НАУКА и ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» — 2023. — С. 354-358.Муниципальное право России: учебник / А. Н. Кокотов, В. Ш. Шайхатдинов, И. В. Захаров [и др.]. — 6-е изд., пер. и доп. — Москва: ООО «Издательство ЮРАЙТ», 2019. — 459 с.Нехай А.Ю. «Городовое положение» 1785 года как прообраз устава муниципального образования в современной России / А. Ю. Нехай, А. Д. Тамазова // Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С. 207-209.Плахова Д. А. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / Д. А. Плахова // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов. Х Международная научно-практическая конференция. — Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС— 2018. — С. 218-221.Реутов К. О. История становления местного самоуправления в Российской Федерации / К. О. Реутов // Юридический факт. — 2021. — № 155. — С. 3-6.Соломка Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Екатеринбург, 1999. — 169 с.Сомова О. А. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Саратов, 2003. — 199 с.Тихалева Е. Ю. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Е. Ю. Тихалева // Научный альманах. — 2019. — № 10-3(60). — С. 66-69.

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102027595 (дата обращения 08.02.2024).
2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ: [ред. от 14.02.2024 г.] // Собрание законодательства РФ — 2003. — № 40 — Ст. 3822.
Литература
3.Абдурахимов Р. Ш. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления / Р. Ш. Абдурахимов // Юридическая наука. — 2022. — № 1. — С. 4-8.
4.Афанасьев А. В. Предпосылки и образование губернской системы Петром I / А. В. Афанасьев // Юридическая наука: традиции и инновации: Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, Великий Новгород, 19–20 апреля 2018 года. — Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого — 2018. — С. 55-60.
5.Быков А. В. Развитие местного самоуправления в России в конце XVII - первой четверти XVIII в / А. В. Быков // Сибирское юридическое обозрение — 2018. — № 1. — С. 12-16.
6.Бялкина Т. М. Компетенция местного самоуправления: новое в содержании и правовом регулировании // Вестник Воронежского государственного университета. — 2022. — № 1(48). — С. 18-30.
7.Виссаров А. В. Общие принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл / А. В. Виссаров, А. М. Кудрявцев // Марийский юридический вестник. — 2017. — № 1(20). — С. 35-38.
8.Вишнякова Л. В. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Л. В. Вишнякова // Синергия Наук. — 2021. — № 62. — С. 289-295.
9.Гамалей А. А. Предметы ведения органов местного самоуправления: история и современность / А. В. Гамалей // Право и управление. — 2022. — № 1. — С. 67-73.
10.Ганина О. Ю. Институт ответственности органов местного самоуправления: генезис и развитие / О. Ю. Ганина // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2022. — № 2(52). — С. 9-14.
11.Гусейнов Р. Г. Влияние монголо-татарского ига на развитие российского государства и права / Р. Г. Гусейнов // Эволюция российского права: Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург. — Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет» — 2019. — С. 48-51.
12.Дитятковский М. Ю. Реализация факультативных полномочий органов местного самоуправления в городах // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 99-111.
13.Ильина К. Е. История развития местного самоуправления в России / К. Е. Ильина, А. С. Циндрин // Эпомен. — 2021. — № 52. — С. 157-167.
14.Какадий И. И. История развития местного самоуправления в Российской Федерации / И. И. Какадий, Д. Б. Ширипова // Бюллетень науки и практики. — 2020. — Т. 6, № 6. — С. 261-268.
15.Коваленко К. И. Основные модели, принципы и формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2020. — № 1(25). — С. 51-56.
16.Корсун К. И. Государственная власть и местное самоуправление: конституционно-правовое регулирование содержания и взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Челябинск, 2022. — 243 с.
17.Кучиев А. З. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / А. З. Кучиев // Перспективы развития АПК в современных условиях: Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. — Владикавказ: Горский государственный аграрный университет — 2021. — С. 243-245.
18.Лаврова А. В. Реформа местного самоуправления Петра I / А. В. Лаврова, Г. М. Чербаева // Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню местного самоуправления. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» — 2018. — С. 79-82.
19.Лягин С. М. Реформы Александра III в области государственного управления: усиление самодержавия / С. М. Лягин // НАУКА и ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» — 2023. — С. 354-358.
20.Муниципальное право России: учебник / А. Н. Кокотов, В. Ш. Шайхатдинов, И. В. Захаров [и др.]. — 6-е изд., пер. и доп. — Москва: ООО «Издательство ЮРАЙТ», 2019. — 459 с.
21.Нехай А.Ю. «Городовое положение» 1785 года как прообраз устава муниципального образования в современной России / А. Ю. Нехай, А. Д. Тамазова // Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С. 207-209.
22.Плахова Д. А. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / Д. А. Плахова // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов. Х Международная научно-практическая конференция. — Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС — 2018. — С. 218-221.
23.Реутов К. О. История становления местного самоуправления в Российской Федерации / К. О. Реутов // Юридический факт. — 2021. — № 155. — С. 3-6.
24.Соломка Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Екатеринбург, 1999. — 169 с.
25.Сомова О. А. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Саратов, 2003. — 199 с.
26.Тихалева Е. Ю. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Е. Ю. Тихалева // Научный альманах. — 2019. — № 10-3(60). — С. 66-69.