Основные философские взгляды, форма и материя

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 15 15 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 12.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Учение о сущности, материи и форме в философии Средневековья
Философские взгляды и учение Аристотеля о материи и форме
Философские взгляды и учение Фомы Аквинского о материи и форме……………………………………………………………………………………..11
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Затем они содержатся в вещах как их сущность. Вслед за Аристотелем и Альбертом он утверждает, что единичные вещи возникают в результате соединения материи и формы. Их сущностью и являются общие понятия (аналогично аристотелевским “формам”). Кроме того, общие понятия образуются в человеческом мышлении в результате познания. Повторяя Ибн-Сину, Фома Аквинский утверждает, что универсалии имеют троякое существование: до вещей, в вещах и после вещей.
По учению Фомы, материя — неопределённая и пассивная потенция, ей придаёт действительное бытие форма. Бог есть чистая, лишённая материи форма. Бог создал мир из “ничего”.
От доказательств бытия Бога можно перейти ещё к двум темам, тоже характерным для философии Аквината. Во-первых, это тема отношения мира и Бога, ибо Бог, создавши мир, должен вступить с сотворённым в какие-то отношения. Во-вторых, это тема движения разумной души к Богу, ибо созданная им душа стремится к своему источнику.
Доказательства существования Бога не дают нам знать о сущности Бога, его сущность скрыта, о Боге лучше всего говорить в терминах отрицательных: о том, чем Бог не является – это составляет предмет апофатического или отрицательного богословия. Но кое-что мы можем знать о Боге, благодаря усилению до бесконечности некоторых положительных его атрибутов. Это составляет предмет катафатического богословия. Фома перечисляет некоторые положительные атрибуты Бога, строя свои рассуждения по типу импликации “если p, то q”. Если Бог вечен, то он недвижим; если он являет собой чистое действие, он нетленен; поскольку он прост и един, он не тело. В силу простоты Бога в нём совпадают сущность и существование, а вот сотворённый Богом мир не столь прост, в нём сущность вещей и их существование не совпадают, или, говоря словами Аквинского, не совпадают эссенция вещи и её экзистенция. Сущность (эссенция) даётся в определении вещи, но кроме сущности в каждой вещи есть то, что изменчиво, зависит от внешних, даже случайных факторов, от “флуктуаций” той материи, из которой состоит вещь. Индивидуальная вещь есть единство сущности и существования, формы и материи, в котором ведущую роль играет форма, фактически совпадающая с сущностью.
Примерно так же взаимодействуют форма и материя у Аристотеля, Аристотель признаёт вечность не только формы, но и материи, Фома же утверждает, что если материя пассивна, то она не может обладать самостоятельным бытием. Бытие материи должно быть преходящим и приходящим, то есть материя должна быть сотворенной материей. Таким образом, Бог творит и форму, и материю, он “формует материю”, так что формы Аквинского бывают и материальными (форма вещи, доступная зрительному восприятию), и нематериальными (сущность или внутренняя форма вещи).
Не обошёл Фома Аквинский и знаменитую проблему универсалий. Как и во многих положениях, он старался положить конец бесконечным спорам. В вопросе об универсалиях Фома Аквинский высказывался так же, как Альберт Великий. Существуют три рода универсалий. Во-первых, универсалии существуют и в божественном уме, до вещей, ante res. Эти универсалии и есть идеи, или первоначальные формы, содержащиеся в божественном уме, и только лишь Бог является первопричиной всего сущего, только Он мыслит в Себе образцы всех вещей. Во-вторых, универсалии существуют в самих вещах, in rebus. Эти универсалии, существующие в вещах и составляют сущность этих вещей. Это есть непосредственная универсалия. В-третьих, универсалии существуют в человеческом уме, который, т.е. ум, путём абстракции извлекает при помощи активного ума универсалии из конкретных вещей. Т.е. универсалии существуют и после вещей, post res. Эти универсалии Фома называет “мысленные универсалии”.
Так Фома Аквинский примиряет позиции и реалистов, и номиналистов, и концептуалистов, утверждая, что универсалии существуют и в Божественном уме, до вещей, и в самих вещах, и после вещей, т.е. в человеческом уме.
Заключение

Вопрос о том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, своё Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос, получивший со временем философское выражение.
В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности. В противоположность к этому другие философы исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух. А у науки, на этот счет, тоже своё мнение.
Итак, в данной работе мы выяснили, что материя - это объективный мир, существующий независимо от сознания. Человек воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. В чётком разграничении материи и сознания, материального бытия и мышления состоит одно из главных отличий материализма от идеализма.
Окружающий нас мир представляет собой различные виды материи, что в нём нет и не может быть нематериальных и сверхъестественных начал. В процессе естественной эволюции происходит переход от простейших форм материи к более сложным, от низших уровней её организации к высшим. В ходе развития материи из неживого закономерно возникает живое.


Список использованной литературы

История Философии. Учебник. Под ред. Мапельман В.М. и Пенькова Е.М. – М., 1997 г., 453 стр.
Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб, 2002 г., 447 стр.
Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб, 1999 г., 295 стр.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002 г., 736 стр.



История Философии. Учебник. Под ред. Мапельман В.М. и Пенькова Е.М. – М., 1997 г., стр. 154-161
Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб., 1999 г., стр. 78
Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб, 2002 г., стр. 205-209
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002 г., стр. 328-333
История Философии. Учебник. Под ред. Мапельман В.М. и Пенькова Е.М. – М., 1997 г., стр. 174
Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб, 2002 г., стр. 225









2

Список использованной литературы

1.История Философии. Учебник. Под ред. Мапельман В.М. и Пенькова Е.М. – М., 1997 г., 453 стр.
2.Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб, 2002 г., 447 стр.
3.Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб, 1999 г., 295 стр.
4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002 г., 736 стр.

Вопрос-ответ:

Что такое основные философские взгляды формы и материи?

Основные философские взгляды формы и материи представляют собой учение о сущности материи и формы, которое было развито в философии Средневековья. Это учение объясняет, что материя и форма являются основными составляющими всех вещей и определяют их сущность и свойства.

Какие философские взгляды на материю и форму имел Аристотель?

Аристотель считал, что материей является потенциальность, а форма - актуальность. Он утверждал, что все вещи состоят из материи и формы, и их сущность заключается в их соединении. Он полагал, что форма определяет натуру вещей и является причиной их движения и развития.

Какие философские взгляды на материю и форму имел Фома Аквинский?

Фома Аквинский разделял взгляды Аристотеля на материю и форму. Он считал, что материя и форма взаимодополняют друг друга и определяют сущность вещей. Он также утверждал, что единичные вещи возникают в результате соединения материи и формы, и их сущностью являются общие понятия.

Какое учение о материи и форме было развито в философии Средневековья?

В философии Средневековья было развито учение о сущности материи и форме, которое объясняет, что материя и форма являются основными составляющими всех вещей. Это учение утверждает, что материя - потенциальность, а форма - актуальность, и их соединение определяет сущность и свойства вещей.

В чем заключается сущность материи и формы?

Сущность материи и формы заключается в их соединении. Материя - это потенциальность, а форма - актуальность. Их взаимодействие определяет натуру и свойства вещей. Они являются основными составляющими всех вещей и объединяются в единичные объекты, которые имеют свою уникальную сущность.

Какие основные философские взгляды относятся к форме и материи?

В философии Средневековья основные философские взгляды на форму и материю представлены учением о сущности материи и форме. Аристотель развил эту теорию, а Тома Аквинский дополнил ее понятием о возникновении единичных вещей через соединение материи и формы.

Какие философские взгляды на форму и материю представлены в философии Средневековья?

В философии Средневековья основные философские взгляды на форму и материю представлены учением о сущности материи и форме. Аристотель развил эту теорию, считая, что форма и материя являются сущностями всех вещей.

Какие философские взгляды на форму и материю разделял Аристотель?

Аристотель считал, что форма и материя являются основными сущностями всех вещей. Форма определяет сущность вещи, а материя является основой для ее существования и изменения.

Какая теория формы и материи была разработана Фомой Аквинским?

Фома Аквинский разработал теорию о возникновении единичных вещей через соединение материи и формы. Он считал, что общие понятия являются сущностью и являются общими для всех вещей, а конкретные единичные вещи возникают в результате соединения материи и формы.

Какие основные понятия связаны с теорией формы и материи в философии Аристотеля и Альберта?

В философии Аристотеля и Альберта основные понятия, связанные с теорией формы и материи, это сущность, форма, материя и конкретные вещи. Форма определяет сущность вещи, материя является ее основой, а конкретные вещи возникают в результате соединения материи и формы.

Что такое форма и материя в философии?

Форма и материя - это основные понятия в философии, которые используются для объяснения сущности вещей. Материя относится к нематериальным или непроизводимым предметам или событиям, в то время как форма относится к форме или структуре этих предметов или событий. Форма и материя образуют единство, их соединение создает сущность вещей.

Какие философские взгляды на форму и материю были в Средневековье?

В философии Средневековья существовало учение о сущности материи и формы. Философы рассматривали форму и материю как две неразрывно связанные составляющие вещей. Форма была считается активной и созидательной силой, а материя - пассивной и принимающей форму. Это учение оказало значительное влияние на дальнейшую разработку философии в Западной культуре.