Смутное время
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 14.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
2. Отображение подвига К.Минина и Д.Пожарского в литературе 9
3. Оперное искусство и Минине и Пожарском 12
4. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на картинах и в работах скульпторов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Над проектом работали несколько лет. В опере присутствуют очень впечатляющие и сложные для исполнения моменты. Например, дуэт Пожарского (на премьере исполнял его артист оперы и балета из Нижнего Новгорода Игорь Латяев) и его супруги Прасковьи (победительница вокального конкурса имени М. Балакирева Галина Жербун) звучит особенно эффектно. Однако наибольшим успехом оперы, безусловно, является образ Минина. В исполнении известного певца Николая Федорова он звучит убедительно и впечатляюще. Возможно, истинный Кузьма Минин именно так и выглядел и вел себя. Что касается других сцен, в них передан не только патриотический дух, но и лирическая атмосфера российской эпохи. Не случайно уже в прологе звучит волжская мелодия, напоминая о просторах и свободе.Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на картинах и в работах скульпторовПодвиги Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского послужили вдохновением для многих художников, которые изобразили эти события на своих полотнах. Художники смогли передать на холстах чувства и настроения, которые охватывали русский народ в то время. Для достижения исторической достоверности своих работ, художникам необходимо было изучать архивные материалы и летописи. В них содержались такие детальные описания, что позволяли ощутить себя живущим в ту далекую эпоху. Это значительно облегчало создание произведений искусства. Очень важно было воссоздать атмосферу прошлых времен и исторических событий. Это удалось на полотнах таких художников, как Гравюра начала XIX века "Кузьма Минин", М.И.Скотти "Минин и Пожарский" 1850 года, М.И. Песков "Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году" 1861 года, эскиз П.Д. Бучкина к картине "Воззвание Козьмы Минина", "Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году" А.Д. Кившенко. Однако наиболее известным стало произведение Константина Маковского "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям", которое считается величайшим патриотическим полотном в истории России. Мы хотели бы рассказать немного о сюжете и истории создания этой картины.На полотне перед нами сцены рассвета сентября 1611 года. Над Нижним Новгородом звучали звоны, призывающие горожан к ответственному событию. На Торговой площади, у подножия древних стен кремля, собралась многолюдная толпа, чтобы услышать слова Кузьмы Минина, выбранного старосты Нижнего посада. Он, стоя на деревянной трибуне, обращался с патриотическими призывами к людям всех возрастов и сословий, находя отклик в их сердцах. На полотне запечатлено множество персонажей с уникальными лицами и выражениями, которые передают разнообразие настроений и чувств собравшихся. В 1891 году произошло событие, которое глубоко потрясло К. Маковского: И. Репин представил публике своё монументальное историческое полотно, над которым трудился тринадцать лет — "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Это произведение отличалось от предыдущих исторических картин Репина, где использовались сюжеты, не соответствующие духу Маковского, который предпочитал изображать праздничное и волшебное в жизни. В "Запорожцах" он увидел энергию и жизнерадостность, которые оказали на него сильное влияние и стали контрастом к его собственным произведениям о боярских мелодрамах.В поисках сюжета, напоминающего "Запорожцев", художник К. Маковский обращается за помощью к украинскому исследователю Д. И. Яворницкому, который ранее помогал И. Е. Репину в подготовке материалов для знаменитой картины. Получив просьбу Маковского, Репин выразил мнение, что для последнего главным является красочность в искусстве, и он не способен передать глубину человеческих эмоций: ни стоны страдания, ни пылающие боли души, ни стоны отчаяния. В момент внутреннего потрясения, нравственного кризиса и переосмысления своего места в мире искусства, К. Маковский снова обращается к теме, которая давно увлекала его — к народному восстанию начала XVII века и его лидеру К. Минину.Летом 1891 года Маковский отправился в Нижний Новгород. Впечатления от пребывания в этом древнем русском городе окончательно укрепили его намерение создать полотно, посвященное Нижегородскому ополчению и его предводителю Кузьме Минину. На месте исторических событий Маковский погрузился в дух прошлого, окутанный воспоминаниями о великих временах. Он начал изучать архивные записи, которые сохранили для нашего времени ценный и достоверный материал о начале XVII века. В этих документах было так много деталей и особенностей быта того времени, уникальных выражений и речевых особенностей, что люди, жившие столетия назад, и их поступки, внутренние мысли казались настоящими и доступными для осязания. Это, безусловно, добавило документальной достоверности и будущей картине Маковского.Воспоминания о прошлом города сохранялись не только в архивах и легендах давних времен, но и в немых свидетелях исторических событий: в стенах и башнях могущественного и величественного кремля, в извилистых улочках и крутых спусках. Ожидалось, что объединение сильных рек, широкие луга и бескрайние просторы нижегородской земли окажут влияние на пробужденное творческое воображение художника, пробившееся сквозь века. Это оказалось верным. Более того, город подарил Маковскому уникальную возможность - вид Ивановского съезда, представляя собой наглядную пространственную композицию для картины. Художественная интуиция помогла Маковскому выбрать именно этот угол Нижнего для воплощения на холсте. Тогдашние историки не могли прийти к общему мнению о месте, где Минин выступал перед народом: на площади у Спасо-Преображенского собора в кремле, возле Дмитриевской башни или в Нижнем посаде. Исторические документы показали, что жители Нижнего собирались возле съезжей избы, рядом с церковью Николы на рынке. Маковский оказался прав, и его картина стала подлинным историческим свидетельством.Несомненно, такое огромное и многолюдное полотно требовало от художника серьезной предварительной работы. Он провел ряд портретных набросков в Нижнем Новгороде. В июне 1891 года он остановился в отеле Блиновского пассажа, из окон которого открывался вид на шумные нижегородские пристани, где собиралось разнообразное и красочное общество: купцы, ремесленники, крестьяне, простые прохожие, сильные, мускулистые грузчики, словно персонажи древних былин. Многочисленная и разнообразная толпа предоставляла богатый материал для вдохновения, для поиска различных типажей, характеров, интересных лиц.В Нижнем Новгороде Маковский встретился с художником А. О. Карелиным, у которого была одна из лучших коллекций народного искусства и предметов быта в России: национальные костюмы, старинные ткани, иконы, изделия ремесленников. Советы Карелина и его обширная коллекция, тщательность и добросовестность Маковского в передаче деталей русской жизни XVII века, его глубокое понимание быта помогли ему успешно вписать обилие предметов в картину. Это было особенно важно, так как шкатулки, сундуки, украшения, фляжки, подсвечники, кубки на картине "Воззвание Минина" не просто отражали эпоху, но являлись активными участниками сюжета. Было необходимо передать патриотический дух жителей Нижнего Новгорода и их жертвенность. Завершенное произведение было представлено публике в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. В настоящее время картина находится в Художественном музее Нижнего Новгорода.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсторик Иван Забелин, оценивая жителей Нижнего Новгорода в период Смутного времени, отмечал, что они обладают умом, торговым и промышленным мастерством, умеют рационально подходить к любому делу, также самостоятельны, как Волга, вдоль которой они проживали и занимались своими делами. В смятенную эпоху они не колебались и первыми откликнулись на призыв патриарха Гермогена, всегда были вдохновителями к добрым и справедливым поступкам. Мы убеждены, что Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский — истинные патриоты. Патриотизм проявляется в готовности идти до конца во имя интересов Родины и справедливости. Настоящий патриот готов приложить все усилия для процветания своей страны, не ожидая вознаграждения, считая, что успех правильного дела и счастье Родины — вот настоящая награда. Единственное привилегированное право настоящего патриота — служить своей Родине. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, по нашему мнению, именно такие люди. Патриотизм русского народа уникален. В нем заложены ценности трудолюбия, героизма, терпения, скромности, преданности, ответственности — все то, что исторически считается русским национальным характером и душой народа, который нерушимо привязан к своей Родине.В сегодняшние времена наша страна стоит перед серьезными вызовами. Нам предстоит решить множество проблем, и это возможно лишь при условии единства государства и общества, объединенных общими целями и идеалами. Настоящий патриот – это не только тот, кто отмечает достоинства Родины и государства, но и видит их недостатки. Однако цель замечаний не в том, чтобы просто указать на них, а в том, чтобы устранить и предотвратить ошибки. Патриотизм проявляется в поступках. В настоящее время искренние и активные патриоты особенно нужны. Чем больше таких людей, тем надежнее и устойчивее будет наша страна двигаться вперед. Мы гордимся тем, что живем на земле Нижегородской, которая стала колыбелью второго ополчения и его душой. Наша земля дала стране такого истинного патриота, человека, который беззаветно любил свою страну, каким был Кузьма Минин. Патриотизм – это особое чувство. Как и у индивида, у народа есть свое предназначение. Патриотизм – это чувство ответственности перед Родиной. Перед той страной, где ты появился на свет, вырос. Для нас Родина – это именно то место, за которое мы чувствуем себя ответственными, за благополучие которого мы беспокоимся, волнуемся о его жизни и развитии. Мы гордимся нашей страной и верим, что будущее России в наших рукахСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Беликов, П. Н. (1975). История России. Москва: Высшая школа.2. Васильев, А. Н. (1989). Русское искусство XVII века. Москва: Искусство.3. Головин, И. Ф. (1956). Крестьянская война в России 1614 года. Москва: Издательство АН СССР.4. Дубровский, Н. Я. (1968). Российская история. Москва: Просвещение.5. Захаров, В. Л. (1980). Крестьянское движение в России в начале XVII века. Ленинград: Наука.6. Ключевский, В. О. (1989). Курс русской истории. Москва: Высшая школа.7. Костомаров, Н. И. (1988). Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Наука.8. Лавров, В. Н. (1974). История России. Москва: Высшая школа.9. Милюков, П. Н. (1965). Русская история: Новое время. Москва: Наука.10. Половцов, А. В. (1896). Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Санкт-Петербург: Тип.т-ва И. Н. Скороходова.11. Соловьев, С. М. (1959). История России с древнейших времен. Москва: Мысль.12. Соловьев, С. М. (1960). Лекции по истории России. Москва: Гос. изд-во политической литературы.13. Толочко, П. П. (1987). Очерки истории России. Москва: Высшая школа.14. Флоровский, Л. (1991). Крестьянская война в России XVI века. Москва: Искусство.15. Шаповал, И. Т. (1983). Крестьянские восстания в России XVI-XVII веков. Москва: Издательство Московского университета.
2. Васильев, А. Н. (1989). Русское искусство XVII века. Москва: Искусство.
3. Головин, И. Ф. (1956). Крестьянская война в России 1614 года. Москва: Издательство АН СССР.
4. Дубровский, Н. Я. (1968). Российская история. Москва: Просвещение.
5. Захаров, В. Л. (1980). Крестьянское движение в России в начале XVII века. Ленинград: Наука.
6. Ключевский, В. О. (1989). Курс русской истории. Москва: Высшая школа.
7. Костомаров, Н. И. (1988). Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Наука.
8. Лавров, В. Н. (1974). История России. Москва: Высшая школа.
9. Милюков, П. Н. (1965). Русская история: Новое время. Москва: Наука.
10. Половцов, А. В. (1896). Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Санкт-Петербург: Тип. т-ва И. Н. Скороходова.
11. Соловьев, С. М. (1959). История России с древнейших времен. Москва: Мысль.
12. Соловьев, С. М. (1960). Лекции по истории России. Москва: Гос. изд-во политической литературы.
13. Толочко, П. П. (1987). Очерки истории России. Москва: Высшая школа.
14. Флоровский, Л. (1991). Крестьянская война в России XVI века. Москва: Искусство.
15. Шаповал, И. Т. (1983). Крестьянские восстания в России XVI-XVII веков. Москва: Издательство Московского университета.