Технологии профилактики девиантного поведения в молодёжной среде
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 27 + 27 источников
- Добавлена 14.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические рассмотрение проблемы профилактики девиантного поведения в молодёжной среде 4
1.1. Сущность и содержание профилактики девиантного поведения молодёжи 4
1.2. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения молодёжи 11
2. Характеристика профилактики девиантного поведения молодёжи в Красноярском крае 17
2.1. Специфика девиантного поведения молодёжи в Красноярском крае 17
2.2. Технологии профилактической работы с подростками, склонными к девиантному поведению в Красноярском крае 21
Заключение 28
Список использованных источников 29
Такой подход позволяет четко определить два элемента метода социальной работы. А именно: процесс поддержки, включающий задачи и процедуры, и его результаты [3, с. 53].Исходя из этих определений, методология социальной работы с молодежью - это совокупность методов, процессов и форм социальной работы, которые предоставляют информацию и консультации по наиболее важным вопросам в жизни молодежи. На наш взгляд, эта методика является основной в социальной работе с молодыми людьми, склонными к девиантному поведению. Под профилактикой в широком смысле понимается комплексная система мер, направленных на предупреждение девиантного поведения и формирование нравственного поведения и нравственных качеств личности [4, с. 120]. Под профилактикой девиантного поведения понимается систематическое и целенаправленное профилактическое воздействие на людей, ведущих асоциальный образ жизни, с целью предупреждения преступности и других антиобщественных проявлений [5]."Профилактика" в социальной работе означает предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных конфликтов между людьми и группами риска; поддержание, защиту и сохранение нормального уровня жизни и здоровья людей; помощь людям в достижении их целей и раскрытии их потенциала; своевременные меры, основанные на научных данных. Профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.Первичная профилактика: изучение и коррекция барьеров в отношениях матери и ребенка, которые приводят к снижению эмоционального благополучия и отклонениям от оптимального психического развития младенцев и дошкольников, посредством изучения родительского поведения, формирования семьи и родительских механизмов.Вторичная профилактика включает в себя такие меры, как ранняя коррекция клинических и биологических нарушений у детей, изучение семейной генетики, коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, уточнение детско-родительских границ и наличие четких семейных ролей. Третичная профилактика направлена на молодых людей, совершивших правонарушения, и направлена на коррекцию поведения и развития молодого человека, а не на само правонарушение. Она включает в себя создание судов по делам несовершеннолетних, которые оценивают подход к личности молодого человека с учетом его социальной уязвимости, негативного социального опыта и низких социальных ожиданий [5]. Состояние такой сложной социальной системы, как человеческое общество, обусловлено множеством процессов, происходящих в нем на разных этапах его развития. Направление и содержание этих процессов, в принципе, почти полностью определяются поведением индивида, и поведение индивида формируется под влиянием таких процессов, условий и ситуаций. Однако индивидуальное поведение - это совокупность "взаимосвязанных действий, предпринимаемых субъектом для выполнения определенных функций, требующих взаимодействия с окружающей средой", и эти действия могут проявляться по-разному и не всегда соответствуют целям и формам поведения общества в целом. Такие отклонения в поведении человека побуждают общество принимать конкретные меры по предотвращению, устранению или, по крайней мере, смягчению негативных социальных последствий этого несоответствия как для отдельных людей, так и для общества в целом.Профилактика девиантного поведения является одним из основных методов социальной работы с молодежью. Это связано с тем, что постоянная тенденция роста различных проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетних направлена не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на их профилактику, то есть устранение глубинных причин и условий, которые прямо или косвенно негативно влияют на поведение несовершеннолетних. люди. Это связано с тем, что одной из главных проблем, стоящих перед обществом, является необходимость активизации работы по профилактике поведенческих проблем молодежи.Опыт показывает, что социальная значимость профилактических мер более эффективна, если они основаны на научных данных и являются результатом всесторонней оценки взаимодействия объективных и субъективных факторов, определяющих поведение человека в существующих или прогнозируемых условиях жизни. Однозначного решения этой сложной проблемы нет и быть не может. Однако в науке, в практической деятельности государственных и других учреждений социальной защиты населения, в управлении профилактики девиантного поведения несовершеннолетних сформировались некоторые первоначальные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.Первый концептуально полезный подход является базовым. Он основан на широко распространенном убеждении, что отклонения в поведении людей от социальных норм происходят из-за того, что они их не осознают. Эта точка зрения определяет направление профилактической деятельности, выбор средств, форм и методов ее осуществления. Могут быть использованы следующие три подхода: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом; активное использование средств массовой информации (печатных ИЗДАНИЙ, радио и телевидения); использование кино, театра, романов и других современных средств массовой информации.Сознательное использование средств массовой информации оказывает значительное влияние на формирование правового сознания молодежи, повышает ее моральную устойчивость и общий уровень образованности. К сожалению, некоторые средства массовой информации не только не справляются с благородной задачей профилактики девиантности, но и прямо или косвенно пропагандируют человеческие пороки, с которыми общество должно бороться.Необходимо не только бороться с пьянством, но и информировать общество о серьезных социальных и нейропсихологических последствиях пьянства и алкоголизма. В результате пренебрежения профилактической и просветительской работой в этой области число детей, рождающихся с нарушениями интеллекта, продолжает расти. Во многом это связано с употреблением алкоголя родителями. Эта проблема изучается педиатрами, психологами, психотерапевтами и педагогами.Общество не только опечалено судьбой этих детей, но и несет значительные финансовые затраты, помещая многих из них в специальные учреждения. Поэтому профилактические меры для будущих родителей крайне необходимы. Большая работа может и должна быть проведена средними школами, техникумами, профессиональными училищами и другими учебными заведениями, женскими консультациями, поликлиниками, участковыми врачами и другими специалистами, различными профессиональными объединениями, социальными работниками.Целенаправленные теле- и радиопередачи, научные и рекламные публикации имеют большое значение в пропаганде здорового образа жизни. Профилактика девиантного поведения основана на социально-профилактическом подходе, который в принципе эффективен только в том случае, если профилактические меры носят общенациональный характер. Например, такие социальные проблемы, как занятость, вынужденная миграция, обнищание значительной части населения и некоторые проблемы, связанные с социальным обеспечением, могут быть решены только на национальном уровне.К сожалению, меры, уже принятые Правительством Российской Федерации, пока не принесли ожидаемых результатов. В результате возросла социальная напряженность, участились нарушения различных социальных норм. В дополнение к тому, что уже обсуждалось, биомедицинский подход занимает особое место в основной области профилактики девиантного поведения. Суть его заключается в предотвращении возможных отклонений от социальных норм путем применения целенаправленных лечебно-профилактических мер к лицам, страдающим различными психическими расстройствами, то есть патологиями на биологическом уровне.Это связано с тем, что в данном случае речь идет о профилактике социальных, а не биологических отклонений. В связи со сложным взаимодействием биологических и других факторов, влияющих на поведение несовершеннолетних, борьба с социальными девиациями требует сочетания как медицинских, социальных, так и профилактических мер, включая применение санкций, не исключающих принудительного лечения в соответствии с действующим законодательством. Это касается, например, тех случаев, когда наркоман отказывается от своевременного лечения.Одной из задач борьбы с девиантным поведением является предотвращение возникновения всевозможных нежелательных ситуаций с помощью специальных профилактических мер. Это означает, что профилактическая деятельность учреждений социальной защиты, других служб и общественных организаций должна быть комплексной, инклюзивной и соответствовать современным требованиям. Обеспечение безопасности детей от внешних угроз, защита их законных прав и интересов; снятие тяжелых психологических стрессов с детей и обеспечение их первичной адаптации к жизни в социально здоровой среде; оказание социальной, психолого-педагогической помощи детям и их родителям в решении проблем, связанных с трудными жизненными условиями, повышении социального статуса ребенка; оказание социальной помощи ребенку и его семье. Профилактика девиантного поведения является важным методом социальной работы с молодыми людьми, склонными к девиантному поведению, и эффективна только в том случае, если она проводится на следующей основе1) Добровольное участие 2) Успешные обучающие мероприятия (повышение осведомленности) 3) Эмоционально позитивная и приносящая удовлетворение система взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями) 4) психологическая безопасность. Эти требования обеспечивают проведение образовательных мероприятий со всеми группами и типами молодежи в интегрированной среде и с учетом дифференцированных образовательных подходов и требований.Таким образом, динамизм социальных процессов, происходящих в современной России, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к расширению девиантности. Наблюдается рост позитивного девиантного поведения (например, политической активности, экономического предпринимательства, художественного творчества), а также рост негативного девиантного поведения, такого как насилие, воровство, алкоголизм и наркомания, преступность несовершеннолетних и аморальное поведение.Поэтому профилактика девиантного поведения является важным направлением работы с несовершеннолетними, и именно с этого начинаются меры по снижению девиантности молодежи.ЗаключениеРост девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных факторов. Наиболее важными из них являются безответственность родителей по отношению к своим детям, кризис духовных ценностей в обществе, поощрение реалистичных и материальных устремлений, недостаточный уровень материальной обеспеченности многих семей и педагогическая запущенность некоторых молодых людей.Девиантное поведение является результатом сочетания различных факторов, влияющих на репрезентацию молодежи сегодня, и проблема может быть решена путем объединения усилий различных специалистов, каждый из которых работает на своем уровне. Исследования показали, что молодые люди с девиантным поведением характеризуются противоречивой ориентацией, незрелым отношением к альтруизму, процессу, последствиям и работе, а также относительно высокой ориентацией на материальные ценности. Уровень агрессии высок по многим показателям, особенно физической агрессии, и выражается в асоциальном поведении, поскольку они не могут найти социально приемлемые формы реализации. Подростки с девиантным поведением характеризуются негативизмом, подозрительностью, чувством вины, преувеличенной агрессивностью и враждебностью.Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени и отсутствие позитивных увлечений для личностного развития. Многие подростки живут в неполных семьях с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, чрезмерное воспитание и пренебрежение со стороны родителей также часто приводят к делинквентности. Реакции, вызванные чрезмерным доминированием, утомительными нравоучениями и выговорами, могут проявляться в виде побегов из дома, бродяжничества, агрессии и правонарушений. Список использованных источников1. Штекель, В. Причины напряженности / В. Штекель. - М.: Наука, 2022. - 852с.2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс; 5-е издание, переработанное и дополненное,. 2020.- 364 с.3. Бахур, В.Т. Это уникальное "Я" / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2020. - 192 с.4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург: Ленинградское, 2021. - 288 с.5. Бубличенко "Не дави на меня!": методы психологической защиты / Бубличенко, Михаил. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 244 с.6. Вилюнас В.: Психология развития мотивации / Вилюнас В. - М.: Санкт-Петербург: Речь, 2020. - 462 с.7. Витек, Карел Проблема семейного благополучия / Витек. - М.: Прогресс, 2020. - 142 с.8. Гроф Жажда целостности. Пагубные привычки и духовные пути / Гроф, Кристина. - М.: Саттва, 2022. - 272 с.9. Дейноу, С. Сам себе психотерапевт / С. Дейноу. - М.: Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 192 с.10. Коломинский, Ю.А. Человек: психология / Ю.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2019. - 224 с.11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 2019. - 320 с.12. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологические эссе / И.С. Кон. - М.: Политиздат; 3-е издание, 2018 г. - 352 с.13. Кото-кокология: японский тест / Кото, Юлина. - М.: Центрполиграф, 2021. - 224 с.14. Крупенин А., Крупенин А., Крохина И. Эффективный учитель: книга об искусстве делать из детей хороших учеников / Крупенин А., Крохина И. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 480 с.15. Курпатов, А.В. Развитие личности. Психология и психотерапия / А.В. Курпатов, А.Н. Алехин. - М.: Олма Медиа Групп; 2-е издание, 2020 г. - 448 с.16. Ладыгина-Коцк, Н.Н. О "мыслящих" лошадях / Н.Н. Ладыгина-Коцк - М.: Музей эволюционной истории при Московских высших женских курсах, 2020. - 468 с.17. Лебедева, Л.Д..... Арт-терапия: подход, диагностика, система занятий / Лебедева Л.Д. - М.: Санкт-Петербург: Речь, 2018 - 256 с.18. Левитов, Н.Д . Вопросы психологии характера / Н.Д . Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2021. - 293 с.19. Лесли, Новинка в виде трусиков (+ DVD-ROM) / Лесли, Алекс. - М.: Эксмо, 2022. - 448 с.20. Моргенштерн, И. Психография. Наука о распознавании внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. - М.: СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. - 352 с.21. век толпы. исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2021. - 480 с.22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 с.23. Нечаев, Александр Александрович. - М.: Санкт-Петербург: П.П. Сойкина, 2021. - 352 с. - Эссе по психологии для воспитателей и учительниц.24. Перлз Ф. В мусорном ведре и из него: радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; 3-е издание, 2021 г. - 224 с.25. Психология управления: монография / Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Столяренко Л.Д. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 с.26. Социальная психология. Антология/ под ред. Е.П. Белинской. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 475 с.27. Фрейдовская психология бессознательного / Фрейд, Зигмунд. - М.: Просвещение, 2020. - 450 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс; 5-е издание, переработанное и дополненное,. 2020.- 364 с.
3. Бахур, В.Т. Это уникальное "Я" / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2020. - 192 с.
4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург: Ленинградское, 2021. - 288 с.
5. Бубличенко "Не дави на меня!": методы психологической защиты / Бубличенко, Михаил. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 244 с.
6. Вилюнас В.: Психология развития мотивации / Вилюнас В. - М.: Санкт-Петербург: Речь, 2020. - 462 с.
7. Витек, Карел Проблема семейного благополучия / Витек. - М.: Прогресс, 2020. - 142 с.
8. Гроф Жажда целостности. Пагубные привычки и духовные пути / Гроф, Кристина. - М.: Саттва, 2022. - 272 с.
9. Дейноу, С. Сам себе психотерапевт / С. Дейноу. - М.: Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 192 с.
10. Коломинский, Ю.А. Человек: психология / Ю.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2019. - 224 с.
11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 2019. - 320 с.
12. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологические эссе / И.С. Кон. - М.: Политиздат; 3-е издание, 2018 г. - 352 с.
13. Кото-кокология: японский тест / Кото, Юлина. - М.: Центрполиграф, 2021. - 224 с.
14. Крупенин А., Крупенин А., Крохина И. Эффективный учитель: книга об искусстве делать из детей хороших учеников / Крупенин А., Крохина И. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 480 с.
15. Курпатов, А.В. Развитие личности. Психология и психотерапия / А.В. Курпатов, А.Н. Алехин. - М.: Олма Медиа Групп; 2-е издание, 2020 г. - 448 с.
16. Ладыгина-Коцк, Н.Н. О "мыслящих" лошадях / Н.Н. Ладыгина-Коцк - М.: Музей эволюционной истории при Московских высших женских курсах, 2020. - 468 с.
17. Лебедева, Л.Д..... Арт-терапия: подход, диагностика, система занятий / Лебедева Л.Д. - М.: Санкт-Петербург: Речь, 2018 - 256 с.
18. Левитов, Н.Д . Вопросы психологии характера / Н.Д . Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2021. - 293 с.
19. Лесли, Новинка в виде трусиков (+ DVD-ROM) / Лесли, Алекс. - М.: Эксмо, 2022. - 448 с.
20. Моргенштерн, И. Психография. Наука о распознавании внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. - М.: СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. - 352 с.
21. век толпы. исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2021. - 480 с.
22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 с.
23. Нечаев, Александр Александрович. - М.: Санкт-Петербург: П.П. Сойкина, 2021. - 352 с. - Эссе по психологии для воспитателей и учительниц.
24. Перлз Ф. В мусорном ведре и из него: радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; 3-е издание, 2021 г. - 224 с.
25. Психология управления: монография / Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Столяренко Л.Д. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 с.
26. Социальная психология. Антология/ под ред. Е.П. Белинской. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 475 с.
27. Фрейдовская психология бессознательного / Фрейд, Зигмунд. - М.: Просвещение, 2020. - 450 с.