Теория черт как основа построения многомерных личностных опросников....
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения личности 6
1.1. Понятие, сущность и особенности изучения личности 6
1.2. Особенности изучения личности 11
Глава 2. Анализ особенностей изучения личности на примере 16-факторного опросника Кеттелла 16
2.1. Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттелла 16
2.2. Качественный и количественный анализ полученных результатов 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Личность с высокими оценками по фактору Q-3 имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения. Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности. Люди с высокими оценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы «я» (фактор С) и силы «сверх-я» (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности.Рисунок 1 –Сводные результаты полученных данных по методике 16-ти факторного личностного опросника среди студентов 1-го курсаНаименьшее количество баллов набрал фактор MD, только 10% респондентов имеют высокий балл по этому фактору. Фактор MD характеризует адекватность самооценки и определенную зрелость личности. Для исследователей данные по этому фактору очень важны, поскольку они помогают оценить зрелость личности и могут быть использованы в индивидуальной работе с испытуемым.Промежуточными факторами являются следующие:Коэффициент G равен 85%. Этот фактор характеризует специфику эмоциональной сферы (настойчивость, организованность - безответственность, беспорядок) и специфику регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм).Следующим фактором является фактор В. На этот фактор приходится 80% респондентов. Этот фактор не определяет уровень интеллекта, но измеряет эффективность мышления и общий уровень языковой культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других личностных характеристик, таких как тревожность, фрустрация и низкий уровень образования. Самое главное, фактор В - это, пожалуй, единственный фактор в этой методике, который не был тщательно проверен. Таким образом, результаты по этому фактору являются предварительными.Коэффициент С также набрал 80%. Это говорит о том, что люди с более высокими показателями по фактору С с большей вероятностью станут лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу С+. С другой стороны, у менеджеров был более широкий диапазон оценок по фактору С, и некоторые из них имели более низкие значения по этому фактору (возможно, из-за усталости в стрессовой ситуации или предвзятой реакции). Было установлено, что люди с высокими или средними показателями фактора С также характеризуются более высокими моральными качествами.Показатель фактора М также составляет 80%. В целом, люди с фактором М+ обладают яркой внутренней интеллектуальной жизнью и интенсивно проживают свои мысли и чувства. В плане поведения они могут быть "богемными" и нонконформистскими. Художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, высокопоставленные руководители и редакторы получают высокие баллы по этому показателю. В целом, этот фактор ориентирован на измерение образных черт, которые отражаются в реальном поведении человека, таких как реализм, приземленность или, наоборот, "полет над облаками", романтическое отношение к жизни.На долю фактора А пришлось 75% студентов. Этот фактор характеризует интенсивное выражение аффекта (эмоций). Эмоционально "медлительные" и "сухие" личности, как правило, более осторожны в выражении своих эмоций и не способны выражать их адекватно. Наиболее яркими характеристиками аффектации являются приветливость, жизнерадостность, интерес к людям и эмоциональная чувствительность.В целом, фактор А позволяет оценить коммуникабельность в небольших группах и способность выстраивать прямые межличностные отношения; людям с личностью А+ нравится работать с людьми, получать общественное одобрение и идти в ногу со временем; личности А+ общительны и могут быть лидерами в небольших группах, часто с людьми. Есть свидетельства того, что полярные личности могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать независимо, изолированно от группы.Коэффициент Н равен 75%. Этот фактор четко определен. Он характеризует степень активности в социальных контактах. Следует учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность и темпераментные особенности организма. Люди с высокими показателями этого фактора, как правило, работают в опасных профессиях (летчики-испытатели), настойчивы, социально активны и способны выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.Коэффициент F равен 70%. Этот фактор является компонентом вторичного фактора для различных личностных качеств. Интересно, что выраженность импульсивности и невнимательности постепенно снижается с возрастом. В целом, коэффициент F является хорошим показателем эмоциональной окраски и динамичности процесса общения. Например, актеры и эффективные лидеры получили более высокие оценки, в то время как художники и последователи получили более низкие оценки.Следующим фактором был фактор E, который набрал 65%. Этот фактор не имеет существенной корреляции с лидерскими достижениями, но связан с социальным статусом и выше для лидеров, чем для последователей. Предполагается, что баллы по этому фактору меняются с возрастом и зависят от пола испытуемого. Фактор Е указывает на то, что испытуемые с более высокими баллами (по этому фактору) ощущают потребность в автономии в своем поведении.Коэффициент "О" равен 55%. Люди с высокими показателями по этому фактору неуравновешенны, напряжены в сложных жизненных ситуациях, легко теряют душевное равновесие и полны сожаления и сострадания.Следующие показатели L, Q-1 и Q-2 имеют одинаковые 45%.Полюс L характеризует добродушную, открытую личность, возможно, без амбиций и стремления к победе. В целом, фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие показатели по этому фактору указывают на чрезмерно замкнутую, эмоционально напряженную и фрустрированную личность.Фактор Q-1 определяет радикальные, интеллектуальные, политические и религиозные взгляды. В поведенческих моделях люди с низкими баллами по этому фактору характеризуются как "консервативные", а с высокими - как "радикальные".Люди с высокими показателями Q-2, как правило, профессионально обособлены от группы и являются индивидуалистами, например, писатели, ученые и преступники. Особое внимание следует обратить на то, что показатели этого фактора характеризуют определенные социальные аспекты личности и всегда соответствуют реальным жизненным стандартам.Наименьшим из промежуточных факторов оказался Q-4, на который пришлось 30% респондентов. Высокие значения интерпретируются как энергетическое возбуждение, требующее определенной разрядки. Иногда это состояние может быть психосоматическим. Такие люди редко становятся лидерами.ЗаключениеВ целом изучением личности занимались отечественные и зарубежные психологи и ученые, в том числе А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, А.Г. Асмолов, Г.У. Оллпорт, У. Макдугалл, Фрейд, Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Каждый из них внес значительный вклад в изучение этого вопроса.Личность - это высший, а потому и самый сложный предмет психологии. В некотором смысле, личность объединяет всю психологию в единое целое, и в этой науке нет ни одной дисциплины, которая не способствовала бы восприятию личности. Те, кто изучает личность, не могут игнорировать другие области психологии. Существует огромное количество подходов и методов в исследовании личности. Можно рассматривать личность с точки зрения структуры, можно - с точки зрения физиологических реакций, можно - с точки зрения взаимосвязи между физическим и ментальным аспектами личности.В современном обществе личность понимается как способность самоутверждаться в жизни, быть живым и свободным. Личность - это способность человека владеть собой и быть самоутверждающимся.В своей работе мы опирались на определенный подход к рассмотрению личности, а именно на 16-факторный личностный опросник метода Кеттела. Изначально индивид, обладающий только врожденными психическими функциями, постепенно социализируется и формирует личность, попадая в общество (в первую очередь, к родственникам и друзьям). В данном случае социокультурная среда выступает в качестве источника, который питает развитие личности и прививает социальные нормы, ценности и роли. Наконец, человек, который начинает самостоятельно влиять на общество, является индивидуумом. Вхождение индивида в общество и его становление в нем как личности можно назвать адаптацией. В зависимости от того, насколько легко преодолеваются трудности этапа адаптации, формируется уверенная в себе или адаптивная личность. На этом этапе человек делает выбор между готовностью и ответственностью. Отсутствие взаимопонимания в этот период при представлении референтной группе личностных характеристик, характеризующих личность, может привести к формированию агрессии и подозрительности (в противном случае - доверия и справедливости). Таким образом, мы можем заключить, что 16-факторный личностный опросник Кеттела позволяет выявить факторы, которые говорят о различных аспектах личности.Таким образом, практическую часть результатов можно резюмировать следующим образом. Наиболее распространенными факторами в группе являются фактор I - 90% и фактор Q-3 - 90%. Фактором с наименьшим процентом оказался фактор MD (соответствует 10% студентов).Остальные факторы оказались промежуточными: фактор G - 85%, а факторы C, B и M - 80%. Следующие факторы - факторы L, Q-1 и Q-2 - имели одинаковое процентное соотношение - 45%. А фактор Q-4 замыкает тройку промежуточных факторов, которые набрали 30% голосов среди респондентов.На основе вышеперечисленных факторов, выявленных с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттела, мы сделали выводы о группе в целом и охарактеризовали команду.Список использованной литературыАдлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Смысл, 2004. – 389 с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2005. – 436 с.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2001. - 255 с.Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки./ Пер. с англ., М.: Смысл, 2005. – 146с.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Спб.: Питер, 2004. – 352с.Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов. – «Вопросы психологии», 1978, №5.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.Клонингер С. Теории личности: познание человека. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 718 с. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 262 с. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с. Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 2006. – 548 с. Мясищев В.И. Психология отношений. – Воронеж: МОДЕК, 2003. – 368 с. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 2007. – 640 с. Носс И.Н. Психодиагностика. – М.: «КСП+», 2004. – 470 с. Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006. – 560 с. Проективная психология / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с. Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология. - М.: Владос, 2005. – 258 с. Роджерс К. «К науке о личности» из кн. История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Смысл, 2004. – 254 с. Розин В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. – 544 с. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. – 384 с. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с. Тихомиров О.К. Психология: Учебник/ под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. - М.: Владос, 2004. – 507 с. Юнг А. Архетип и символ. – М.: Смысл, 2006. – 485 с.
1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Смысл, 2004. – 389 с.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2005. – 436 с.
3.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
4.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2001. - 255 с.
5.Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки./ Пер. с англ., М.: Смысл, 2005. – 146с.
6.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Спб.: Питер, 2004. – 352с.
7.Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов. – «Вопросы психологии», 1978, №5.
8.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.
9.Клонингер С. Теории личности: познание человека. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 718 с.
10. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 262 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 2006. – 548 с.
13. Мясищев В.И. Психология отношений. – Воронеж: МОДЕК, 2003. – 368 с.
14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 2007. – 640 с.
15. Носс И.Н. Психодиагностика. – М.: «КСП+», 2004. – 470 с.
16. Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006. – 560 с.
17. Проективная психология / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с.
18. Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология. - М.: Владос, 2005. – 258 с.
19. Роджерс К. «К науке о личности» из кн. История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Смысл, 2004. – 254 с.
20. Розин В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. – 544 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. – 384 с.
22. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с.
23. Тихомиров О.К. Психология: Учебник/ под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.
24. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. - М.: Владос, 2004. – 507 с.
25. Юнг А. Архетип и символ. – М.: Смысл, 2006. – 485 с.