Гендерные различия конфликтных поведенческих паттернов
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 21.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Конфликтные поведенческие паттерны 5
1.1. Поведение при конфликте 5
1.2. Личностные характеристики при выборе поведения в конфликтной ситуации 11
Глава 2. Влияние гендерных стереотипов на выбор поведения в конфликтной ситуации 20
2.1. Гендерная теория в психологических исследованиях 20
2.2. Действия в конфликтной ситуации мужчин и женщин 26
Заключение 33
Список литературы 35
Среди трех основных видов стратегий (избегание, агрессия и миролюбие), мужчины обычно выбирают либо избегание, либо агрессию и крайне редко идут на мировое соглашение. У женщин миролюбие выражено в значительно большей степени, и они с равной долей вероятности используют каждую из стратегий. Чаще всего встречается мнение, что женщины тяжелее переживают конфликты. Согласно теории гендерных ролей и в соответствии с традиционным стереотипом мужчине негласно запрещается испытывать страдание и огорчения, демонстрировать свои чувства, предъявлять физические жалобы или обращаться к врачу. Традиционные мужские гендерные роли постулируют то, что мужчины являются достаточно жесткими и не проявляют эмоциональную слабость. Все это приводит к негативным последствиям для здоровья мужчин, таким как: более низкая продолжительность жизни, ухудшение проблем со здоровьем, злоупотребление наркотиками и алкоголем, высокий уровень агрессии. Таким образом, одна из причин, по которым мужчины заявляют о более низком уровне стрессового напряжения, объясняется теорией гендерных ролей.Женщины чаще испытывают тревогу, страдают депрессией, обсессивно-компульсивными расстройствами, а также психосоматическими и психовегетативными нарушениями. В ситуациях стресса они чаще мужчин прибегают к использованию неадаптивных стратегий. Мужчины чаще демонстрируют симптомы эмоционально - нравственной дезориентации, фазы эмоционального выгорания «резистенция», предполагающей отсутствие должного эмоционального отношения к другому объекту, редукцию эмоционального отклика, но вместе с этим проявляют меньшее количество симптомов дистресса. Женщины с возрастом становятся более агрессивными и враждебно настроенными в ситуациях стресса, а мужчины – эмоционально холодными и безучастными по отношению к другим людям, при этом количество симптомов у них уменьшается. С увеличением уровня стрессового напряжения женщины более подвержены переживанию психотравмирующих обстоятельств как одного из симптомов фазы эмоционального выгорания «напряжение». В свою очередь, у мужчин увеличение выраженности стрессового напряжения способствует росту напряжения как одной из фаз эмоционального выгорания. Кроме того, они начинают реже использовать копинг-стратегии положительной переоценки, предполагающей возможность преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, и чаще начинают применять стратегию конфронтации, предполагающую проявление агрессивных и враждебных тенденций в ситуациях стресс-реагирования.Исследования показывают, что наиболее предпочитаемой стратегией в конфликте у обоих полах является компромисс. Однако мужчины чаще используют компромиссный подход к разрешению конфликта, чем женщины. Как мужчины, так и женщины стараются избегать углубления жесткого противостояния. Девушки выбирают сотрудничество приблизительно в каждом четвертом случае конфликта, в то время как молодые люди идут на сотрудничество в каждом пятом конфликте.Исследования указывают на то, что стратегия соперничества преобладает среди мужчин, в то время как женщины чаще прибегают к стратегии приспособления и компромисса. Однако молодые люди в конфликтных ситуациях минимизируют использование стратегии приспособления. Также обнаружено, что предпочтение определенной стратегии разрешения конфликтов связано с возрастом конфликтующих сторон. В конфликтологии начинают использовать термин "гендерно-возрастные" особенности, чтобы описать данную тенденцию. Например, исследования показывают, что с возрастом девушки предпочитают конструктивные стратегии разрешения конфликтов, такие как сотрудничество и компромисс. С другой стороны, старшие представители мужского пола склонны выбирать более агрессивные способы разрешения конфликтов, такие как соперничество и принуждение. Однако следует отметить, что предпочтение определенной стратегии может быть связано с желанием соответствовать гендерным ролям. Например, юноши часто предпочитают агрессивные стратегии, чтобы подчеркнуть свою мужественность. Девушки, наоборот, испытывают неудобство при проявлении агрессии, особенно в публичных конфликтах. Тем не менее, выбор стратегии не сильно зависит от пола оппонента.Интересным представляется вывод о том, что девушки, несмотря на значительность эмоциональной составляющей конфликтного поведения, склонны больше ориентироваться на заданные нормы традиционного поведения. Молодые люди реже ориентируются на стандарты поведения, принятые в конкретном социуме, предпочитая стратегии, максимально эффективные (на их взгляд) для достижения цели. В целом, юноши в конфликте более прямолинейны в реализации избранной стратегии, в то время как девушки в продолжительном конфликте в выборе стратегии поведения основываются на оценке приоритетов и интересов сторон, их личных ресурсов и перспектив дальнейшего взаимодействия. Постконфликтный синдром, переживаемый девушками, характеризуется большей продолжительностью и напряженностью. В конфликтных ситуациях мужчины часто прибегают к использованию грубых выражений, ругательств и несанкционированной брани, в то время как женщины склонны к проявлению эмоций и готовности к плачу. Однако со временем реакция женщин начинает меняться, и некоторые из них, особенно более опытные и зрелые по возрасту, также становятся склонными к использованию "крепких" выражений. Исследования показывают, что женщины чаще ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтами, чем мужчины. В то же время мужчины предпочитают активное воздействие на проблемные ситуации, а женщины обычно используют эмоционально-экспрессивные формы воздействия. В конфликтных ситуациях женщины среднего и более старшего возраста склонны ориентироваться на поддержку семьи, а не друзей, в то время как это более характерно для молодых женщин и мужчин.Женщины чаще вспоминают прошлые обиды и ошибки, совершенные в прошлом, в процессе разрешения конфликтов. Они также больше полагаются на мнение других людей при разрешении конфликтов, поэтому между посредником и участвующими женщинами играет большую роль. Именно поэтому женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам и психотерапевтам, стремясь снять психическое напряжение через разговор. Взависимости от выбранной стратегии поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях проявляются различные особенности поведения. Мужчины более склонны к соперничеству и компромиссам при преодолении конфликтов, в то время как женщины склонны к адаптации и сотрудничеству. Из всего вышесказанного следует, что в процессе социализации, основанной на различиях полов, формируются определенные представления о себе, которые могут ограничивать возможности личности.По результатам исследований, проведенных с целью выявления специфики стратегии поведения в конфликте между представителями противоположных полов, выяснилось следующее:- У женщин наблюдается эмоциональный подход к поиску выхода из конфликта, в то время как у мужчин преобладает рациональный подход. Особенно ярко аффективное поведение мужчин проявляется в конфликтах с эмоционально близкими людьми.- Мужчины и женщины проявляют аффективное поведение с разными целями: для мужчин целью является уход от конфликта, а для женщин – разрядка напряжения. Женщины более ориентированы на сам процесс противоборства, в то время как мужчины конфликтуют только в случае четко определенного объекта противоречий.- В конфликтной ситуации мужчины и женщины ориентированы на взаимные интересы, если им необходимо сохранить отношения. Однако качественное содержание стилей поведения различается. Для мужчин кооперация является способом ухода от конфликта, тогда как для женщин – способом достижения своих целей. Мужчины проявляют напористость для сохранения отношений, в то время как женщины используют этот стиль поведения, если им не хочется сохранять отношения. Мужчины используют уход от конфликта, чтобы не тратить ресурсы, в то время как женщины используют его для манипуляции оппонентом или для избежания ответственности.Однако, есть предположения, что алгоритм действий в конфликтной ситуации не зависит от половой принадлежностиили гендерной идентичности, а определяется когнитивным уровнем личности.Таким образом, мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные конфликты, но по-разному реагируют на них, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины своих эмоций и поведения. Поведение в конфликте, реакции на конфликтные ситуацииу представителей женского или мужского пола во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.ЗаключениеЦелью данного исследования являлось выявление гендерных различий конфликтных поведенческих паттернов.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, чтопод конфликтом понимается столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мыслей или взглядов объектов взаимодействия. Основными чертами поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях являются соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание и уступка. Конфликт для группы людей функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. При оценке стиля поведения личности в конфликте особая роль отводится значимости межличностных отношений с партнером. Например, если одна из сторон конфликта не ценит отношения с оппонентом, то позиция в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями (борьба, принуждение, соперничество). И наоборот, если человек ставит межличностные отношения превыше всего, то, как правило, это служит весомой причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на сотрудничество, компромисс, уступку или уход.Основными детерминантами межличностных конфликтов являются социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта, и их индивидуально-психологические особенности. Субъективной детерминантой разные авторы называют различные аспекты личности: аттитюд, мотивы, психические состояния. Выделенные различными исследователями детерминанты могут быть соотнесены с уровнями индивидуальности: личностным (мотивы, интересы, потребности, желания, цели и ценности), субъектным (идеи, оценки, суждения), индивидным (психодинамические свойства). Кроме того, гендер определяется как психологический пол, который включает описание наиболее важных психологических и социально – психологических характеристик, позволяющих различать пол человека.Гендерный статус человека связан не только с биологическим полом, но и с его представлениями о своем поле, о том, что для него самого означает «быть женщиной» и «быть мужчиной». Данные представления начинают формироваться еще в раннем детстве в результате гендерной социализации. Гендерная идентичность становится относительно устойчивой к концу юношеского возраста и в течение жизни может изменяться. Любой человек, независимо от своего биологического пола, может иметь как мужские, так и женские черты. Современный, успешный, адаптированный человек андрогинен, то есть сочетает в себе женские и мужские черты. Это важная психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать свое поведение в зависимости от ситуации.Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные конфликты, но по-разному реагируют на них, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины своих эмоций и поведения. Поведение в конфликте, реакции на конфликтные ситуации у представителей женского или мужского пола во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.Мужчины чаще используют компромиссный подход к разрешению конфликта, чем женщины, которые чаще выбирают сотрудничество. Стратегия соперничества преобладает среди мужчин, в то время как женщины чаще прибегают к стратегии приспособления.Список литературыАнцупов А.Я. Историяотечественнойконфликтологии / А.Я. Анцупов,С.П.Прошанов–М.:Проспект,2024.–384с.Баннова М.А. Управление конфликтами в организации // Мировая наука. – 2019. – № 3 (24). – С. 99-101.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.Битюцкая Е.В. Стремлениектрудностикакстратегиядостиженияжизненнойцели /Е.В.Битюцкая,А.А.Корнеев. Всборнике:Жизненныетраекторииличностивсовременноммире:социальныйииндивидуальныйконтекст.СборникстатейIМеждународнойнаучно-практическойконференции.Сост.Т.Е.Коровкина,отв.редакторыТ.Н.Адеева,С.А.Хазова. – Кострома,2021. – С.16-21.ГаськовИ.Д.Гендерныеособенностиповедениявконфликтнойситуации // Гуманитарныйтрактат. – 2020. – №83. – С.12-16.ГришинаН.В.Научныеиобыденныепредставленияоличностныхизменениях. Вкниге:Цифровоеобществовкультурно-историческойпарадигме.Коллективнаямонография.ПодредакциейТ.Д.Марцинковской,В.Р.Орестовой,О.В.Гавриченко. – Москва,2019. – С.104-112.Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи: монография. – М.: Юрайт, 2019. – 187 с.Декушева А.Д. Факторы конфликта и их характеристика // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2019. – № 3. – С. 217 – 223.ЗеленковМ.Ю.Социальныеконфликтысовременности.М.: Инфа-М,2021. – 231с.ИвановаМ.И.Личностныефакторыконфликтностируководителя // Аллеянауки. – 2019. – Т.2. – №12(39). – С.794-798.ИвановаЯ.С.Основныеподходыкопределениюпонятия"конфликт" // ВестникЛуганскойакадемиивнутреннихделимениЭ.А.Дидоренко. – 2021. – №1(10). – С.49-55.КорольковаС.Г.Гендерныеаспектыидентичности:полиличность. Всборнике:ДнинаукистудентовВладимирскогогосударственногоуниверситетаимениАлександраГригорьевичаиНиколаяГригорьевичаСтолетовых.Сборникматериаловзаочныхнаучно-практическихконференций. – 2020. – С.1486-1490.Круглова М.А. Особенностипреодолениятрудныхрабочихситуацийработникамиорганизации /М.А.Круглова, К.О.Казанцева. Вкниге:ПсихологияXXIвека.Психологическиеисследования:оттеориикпрактике.Сборниктезисовучастниковмеждународнойнаучнойконференциимолодыхученых. – Санкт-Петербург,2021. – С.91-92.Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.Леонов Н.И. Конфликтогенныефакторывусловияхвиртуальногополитическогодискурса /Н.И.Леонов,Н.В.Маханькова,Н.И.Пушина,Е.А.Широких // ВестникУдмуртскогоуниверситета.СерияИсторияифилология. – 2019. – Т.29. – №5. – С.886-895.ЛеоновН.И.Конфликтология:общаяиприкладная. Учебникипрактикум. М.: Юрайт,2020. – 395с.Либин А.В. Дифференциальная психология: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М: Смысл, 2020. – 532с.Маджуга А.Г. Конфликтологическаякультураличностикакмногомерныйфеномен /А.Г.Маджуга,Ж.В.Шарафуллина,И.Б.Сотников,О.В.Кисленко. Всборнике:Конструированиестратегическихприоритетовразвитияобразованиякакответнавызовытретьеготысячелетия.МатериалыВсероссийскойнаучно-практическойконференции. – 2020. – С.284-289.Мокиевская И.В. Особенностисовладающегоповедениявситуациисупружескогоконфликтаумужчиниженщин /И.В.Мокиевская,О.В.Смирнова // Концепт. – 2020. – №2. – С.121-127.МонастырецкаяО.А.Сравнительныйанализгендерныхособенностейповеденияженщинимужчинворганизационыхконфликтах. Всборнике:Актуальныетеоретическиеиприкладныевопросыуправлениясоциально-экономическимисистемами.МатериалыIIМеждународнойнаучно-практическойконференции. – Москва,2020. – С.309-312.МорозоваЕ.М.Гендерныеособенностиповедениястудентоввконфликте. Всборнике:Молодыеисследователи-современнойнауке.СборникстатейМеждународнойнаучно-практическойконференции. – Петрозаводск,2022. – С.98-103.МорозоваЛ.Б.Социально-психологическиедетерминантыконфликтногоповеденияворганизации / Л.Б.Морозова,А.А.Васильева // Нижегородскийпсихологическийальманах. – 2022. – №1. – С.188-200.Ожигова Л.Н. Гендерные нормы как социально-психологический феномен / Л.Н. Ожилова, Е.В. Иоффе. – М: Проспект, 2019. – 144 с.Романенко О.М. Личностныедетерминантыстратегийконфликтногоповеденияобучающихсявуза /О.Н.Романенко,Е.Б.Шихматова // НациональнаяАссоциацияУченых. – 2020. – №58-2(58). – С.31-35.Рудченко А.В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект // Вестник международного института рынка. – 2020. – №2. – С. 44 – 53.Самыгин С.И. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 300 с.Сосенкова Е.К. Особенностиповедениявконфликтемужчиниженщинсразнымикогнитивнымистилями. Всборнике:Психологияобразованиябудущего:Оттрадицийкинновациям.МатериалыVIIмеждународнойнаучнойконференциистудентов,магистрантовиаспирантов. – Ярославль,2023. – С.254-261.Судьярова С.А. гендерныеособенностиэмоциональноговыгорания / С.А.Судьярова,А.А.Костригин. Всборнике:Социально-гуманитарныепроблемыобразованияипрофессиональнойсамореализации: сборникматериаловВсероссийскойнаучнойконференциимолодыхисследователейсмеждународнымучастием. – Москва,2022. – С.213-216.ФоминыхЕ.С.Взаимосвязьсамоэффективностиижизненнойпозициимолодежи // ВекторнаукиТольяттинскогогосударственногоуниверситета. – 2020. – №2(41). – С.55-59.ХалтуринаД.Е.Особенностиповедениявконфликтевзреломвозрасте:гендерныйаспект. Всборнике:Стартвнауке2023.сборникстатейIIIМеждународногонаучно-исследовательскогоконкурса. – Пенза,2023. – С.135-138.ЦапановаС.С.Подходыкпониманию"гендера"всовременнойнауке // Colloquium-Journal. – 2019. – №13-6(37). – С.83-85.Шарков Ф.И. Общая конфликтология. Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2020. – 236 с.ШтылеваЛ.В.Гендерныепредставлениясовременныхроссийскихшкольниц // Педагогика. – 2019. – №2. – С.68-80.
2.Баннова М.А. Управление конфликтами в организации // Мировая наука. – 2019. – № 3 (24). – С. 99-101.
3.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.
4.Битюцкая Е.В. Стремление к трудности как стратегия достижения жизненной цели / Е.В. Битюцкая, А.А. Корнеев. В сборнике: Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. Сборник статей I Международной научно-практической конференции. Сост. Т.Е. Коровкина, отв. редакторы Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. – Кострома, 2021. – С. 16-21.
5.Гаськов И.Д. Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации // Гуманитарный трактат. – 2020. – № 83. – С. 12-16.
6.Гришина Н.В. Научные и обыденные представления о личностных изменениях. В книге: Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Коллективная монография. Под редакцией Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. – Москва, 2019. – С. 104-112.
7.Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи: монография. – М.: Юрайт, 2019. – 187 с.
8.Декушева А.Д. Факторы конфликта и их характеристика // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2019. – № 3. – С. 217 – 223.
9.Зеленков М.Ю. Социальные конфликты современности. М.: Инфа-М, 2021. – 231с.
10.Иванова М.И. Личностные факторы конфликтности руководителя // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 12 (39). – С. 794-798.
11.Иванова Я.С. Основные подходы к определению понятия "конфликт" // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. – 2021. – № 1 (10). – С. 49-55.
12.Королькова С.Г. Гендерные аспекты идентичности: пол и личность. В сборнике: Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов заочных научно-практических конференций. – 2020. – С. 1486-1490.
13.Круглова М.А. Особенности преодоления трудных рабочих ситуаций работниками организации / М.А. Круглова, К.О. Казанцева. В книге: Психология XXI века. Психологические исследования: от теории к практике. Сборник тезисов участников международной научной конференции молодых ученых. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 91-92.
14.Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.
15.Леонов Н.И. Конфликтогенные факторы в условиях виртуального политического дискурса / Н.И. Леонов, Н.В. Маханькова, Н.И. Пушина, Е.А. Широких // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2019. – Т. 29. – № 5. – С. 886-895.
16.Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2020. – 395с.
17.Либин А.В. Дифференциальная психология: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М: Смысл, 2020. – 532с.
18.Маджуга А.Г. Конфликтологическая культура личности как многомерный феномен / А.Г. Маджуга, Ж.В. Шарафуллина, И.Б. Сотников, О.В. Кисленко. В сборнике: Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 284-289.
19.Мокиевская И.В. Особенности совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин / И.В. Мокиевская, О.В. Смирнова // Концепт. – 2020. – № 2. – С. 121-127.
20.Монастырецкая О.А. Сравнительный анализ гендерных особенностей поведения женщин и мужчин в организационых конфликтах. В сборнике: Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами. Материалы II Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 309-312.
21.Морозова Е.М. Гендерные особенности поведения студентов в конфликте. В сборнике: Молодые исследователи - современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 98-103.
22.Морозова Л.Б. Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения в организации / Л.Б. Морозова, А.А. Васильева // Нижегородский психологический альманах. – 2022. – № 1. – С. 188-200.
23.Ожигова Л.Н. Гендерные нормы как социально-психологический феномен / Л.Н. Ожилова, Е.В. Иоффе. – М: Проспект, 2019. – 144 с.
24.Романенко О.М. Личностные детерминанты стратегий конфликтного поведения обучающихся вуза / О.Н. Романенко, Е.Б. Шихматова // Национальная Ассоциация Ученых. – 2020. – № 58-2 (58). – С. 31-35.
25.Рудченко А.В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект // Вестник международного института рынка. – 2020. – №2. – С. 44 – 53.
26.Самыгин С.И. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 300 с.
27.Сосенкова Е.К. Особенности поведения в конфликте мужчин и женщин с разными когнитивными стилями. В сборнике: Психология образования будущего: От традиций к инновациям. Материалы VII международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – Ярославль, 2023. – С. 254-261.
28.Судьярова С.А. гендерные особенности эмоционального выгорания / С.А. Судьярова, А.А. Костригин. В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации: сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. – Москва, 2022. – С. 213-216.
29.Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2020. – № 2 (41). – С. 55-59.
30.Халтурина Д.Е. Особенности поведения в конфликте в зрелом возрасте: гендерный аспект. В сборнике: Старт в науке 2023. сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2023. – С. 135-138.
31.Цапанова С.С. Подходы к пониманию "гендера" в современной науке // Colloquium-Journal. – 2019. – № 13-6 (37). – С. 83-85.
32.Шарков Ф.И. Общая конфликтология. Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2020. – 236 с.
33.Штылева Л.В. Гендерные представления современных российских школьниц // Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 68-80.