Теоретико-методологические основы применения инновационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ ………………………... 6
1.1. Общая характеристика инновационных технологий в коррекции звукопроизношения ……………………………………………………………... 6
1.2. Возможности системы методов инновационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией …………………………………….. 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………..……... 25
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИКЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ …………………….. 26
2.1. Содержание и процедуры применения инновационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией ………………………... 26
2.2. Рекомендации педагогу - дефектологу по применению системы методов инновационных технологий в работе с дошкольниками с дислалией ……. 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 45
Фрагмент для ознакомления

У детей с сохранным фонематическим слухом в основном искаженное произношение соноров. Обследование артикуляционного аппарата показало, что у детей с аномалиями строения и слабой подвижностью языка количество нарушенных звуков больше, чем у детей, не имеющих таких особенностей. Рекомендации педагогу - дефектологу по применению системы методов инновационных технологий в работе с дошкольниками с дислалиейВ последние годы в работе с детьми с речевыми нарушениями все шире применяются инновационные технологии. Это позволяет сделать занятия более интересными, эффективными и доступными для детей.Инновационные технологии, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками с дислалией:Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): использование компьютера, планшета, интерактивной доски, обучающих программ и игр.Мультимедийные технологии: использование видео, аудио, фотографий, презентаций.Игровые технологии: использование дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций.Здоровьесберегающие технологии: использование физкультминуток, дыхательной гимнастики, речевых разминок.Логопедические технологии: использование логопедических упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедического массажа.Рекомендации по применению системы методов инновационных технологий:При подборе методов необходимо учитывать: возраст ребенка, его индивидуальные особенности, уровень речевого развития, форму дислалии.Методы должны быть: интересными, доступными, эффективными.Использование методов должно быть: системным, последовательным, регулярным.Необходимо: сочетать традиционные и инновационные методы работы.Важно: создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятиях.Примеры использования инновационных технологий:Использование компьютера для:просмотра обучающих видео по артикуляционной гимнастике;выполнения логопедических упражнений на компьютере;игры в логопедические игры на компьютере.Использование планшета для:записи артикуляционных упражнений ребенка;выполнения логопедических упражнений на планшете;игры в логопедические игры на планшете.Использование интерактивной доски для:проведения логопедических занятий;выполнения логопедических упражнений на интерактивной доске;игры в логопедические игры на интерактивной доске.Использование обучающих программ для:развития фонематического слуха;развития лексики и грамматики;развития связной речи.Использование игр для:автоматизации поставленных звуков;развития фонематического слуха;развития лексики и грамматики;развития связной речи.Использование физкультминуток для:снятия усталости;развития общей моторики;развития мимики и артикуляции.Использование дыхательной гимнастики для:развития дыхания;развития голоса.Использование речевых разминок для:развития артикуляции;развития голоса;развития дикции.Использование логопедических упражнений для:постановки звуков;автоматизации поставленных звуков;дифференциации звуков.Использование артикуляционной гимнастики для:развития артикуляционной моторики;подготовки к постановке звуков.Использование логопедического массажа для:развития артикуляционной моторики;подготовки к постановке звуков.ЗаключениеИспользование инновационных технологий в работе с дошкольниками с дислалией позволяет сделать занятия более интересными, эффективными и доступными для детей.Важно отметить, что данные рекомендации носят ознакомительный характер. Применение тех или иных методов должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.Рекомендации по применению системы методов инновационных технологий в работе с дошкольниками с дислалией:1. Подбор методов:Учитывайте возраст ребенка:Младший дошкольный возраст (3-4 года): приоритет игровым технологиям, использование ИКТ в игровой форме, применение коротких видео и презентаций.Средний дошкольный возраст (4-5 лет): расширение использования ИКТ (обучающие программы, игры), применение здоровьесберегающих технологий, постепенное увеличение продолжительности занятий.Старший дошкольный возраст (5-6 лет): активное использование ИКТ для обучения, применение интерактивных методов, увеличение доли логопедических технологий.Индивидуальные особенности:Темперамент: подвижным детям подойдут игры с движением, физкультминутки, спокойным – игры за столом, просмотр видео.Внимательность: детям с рассеянным вниманием требуются короткие, но динамичные занятия, с фокусировкой на одном задании.Интересы: подбирайте игры и упражнения, соответствующие увлечениям ребенка.Уровень речевого развития:Начальный этап: игры на звукоподражание, артикуляционная гимнастика, простые логопедические упражнения.Средний этап: автоматизация поставленных звуков, игры на дифференциацию звуков, развитие связной речи.Заключительный этап: закрепление достигнутых результатов, профилактика речевых нарушений.Форма дислалии:При фонетических нарушениях: игры на различение звуков, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков.При фонематических нарушениях: игры на развитие фонематического слуха, дифференциация звуков в словах и предложениях.При смешанных нарушениях: комплексный подход, включающий работу над звукопроизношением и фонематическим слухом.2. Принципы применения:Интерес: занятия должны быть увлекательными, использовать игровые элементы, яркие материалы, поощрения.Доступность: методы должны соответствовать возрасту, возможностям и уровню развития ребенка.Эффективность: используемые методы должны приносить желаемый результат, способствовать коррекции речи.Системность: занятия должны проводиться регулярно, поэтапно, с постепенным усложнением задач.Последовательность: переход от простых упражнений к сложным, от одного этапа работы к другому.Сочетание: комбинирование традиционных и инновационных методов, использование разных видов деятельности.Положительная атмосфера: создавать доброжелательную атмосферу на занятиях, поощрять детей, хвалить за успехи.3. Примеры использования инновационных технологий:ИКТ:Просмотр обучающих видео:Артикуляционная гимнастика: показ правильных упражнений для постановки звуков.Логопедические занятия: демонстрация логопедических упражнений, игр, заданий.Сказки, мультфильмы: развитие связной речи, обогащение словарного запаса.Обучающие программы:Развитие фонематического слуха: игры на различение звуков, тренировка слухового внимания.Развитие лексики и грамматики: игры на изучение слов, предложений, частей речи.Развитие связной речи: составление рассказов, пересказ текстов, создание диалогов.Игры:Логопедические игры на компьютере: автоматизация поставленных звуков, дифференциация звуков, развитие фонематического слуха.Обучающие игры: развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.Интерактивная доска:Логопедические занятия: проведение интерактивных упражнений, игр, заданий.Развитие фонематического слуха: игры на различение звуков с использованием аудио- и видеоматериалов.Развитие лексики и грамматики: игры на изучение слов, предложений, частей речи с использованием картинок, символов.Здоровьесберегающие технологии:Физкультминутки:Смена деятельности, профилактика утомления.Развитие общей моторики, координации движений.Развитие мимики и артикуляции (использование упражнений для лица и губ).Дыхательная гимнастика:Развитие силы и объема дыхания.Формирование правильного речевого дыхания.Развитие голоса.Речевые разминки:Развитие артикуляционной моторики (подготовка органов артикуляции к работе).Развитие голоса (улучшение силы, высоты, тембра голоса).Развитие дикции (четкое произношение звуков, слов).Логопедические технологии:Логопедические упражнения:Постановка звуков (формирование правильного артикуляционного уклада).Автоматизация поставленных звуков (закрепление звука в слогах, словах, предложениях).Дифференциация звуков (различение смешиваемых звуков на слух и в произношении).Артикуляционная гимнастика:Развитие подвижности органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.Логопедический массаж (по назначению врача):Улучшение тонуса мышц артикуляционного аппарата.Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.Использование ИКТ имеет ряд преимуществ по сравнению с классическими занятиями.Анимации имитируют реальные ситуации и позволяют изучать свойства объектов. Изображения, появляющиеся на экране, привлекают внимание ребенка и делают урок эмоциональным, интересным и эффективным. При наблюдении за речевым развитием, ежедневные наблюдения за речевой практикой детей группы показавает повышение уровня речевого развития, дети стали активнее общаться со сверстниками и взрослыми, участвовать в конкурсах Интернета, в городских олимпиадах в режиме «Интернет». Категория «Экспрессивное чтение». Поэтому инновационные методы воздействия на работу педагога-дефектолога становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи и слуха. Они помогают добиться успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Но надо помнить, что инновационные технологии не заменяют традиционные средства обучения, а лишь расширяют их возможности.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Глава 2 представляет анализ содержания и процедур применения инновационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией, а также содержит рекомендации педагогу-дефектологу по применению системы методов инновационных технологий в работе с дошкольниками с дислалией.2.1. Содержание и процедуры применения инновационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей с дислалиейВ ходе изучения этой части было выявлено, что содержание инновационных технологий включает в себя широкий спектр методов и инструментов, таких как компьютерные программы, интерактивные видеоигры, мобильные приложения и т. д., которые могут быть эффективно применены в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией. Процедуры применения включают в себя разнообразные занятия, которые активно вовлекают детей в учебный процесс, обеспечивая индивидуализированный подход к каждому ребенку.2.2. Рекомендации педагогу-дефектологу по применению системы методов инновационных технологий в работе с дошкольниками с дислалиейИсследование позволило сформулировать ценные рекомендации для педагогов-дефектологов, работающих с дошкольниками с дислалией, относительно эффективного применения системы методов инновационных технологий в коррекционной практике. Рекомендации включают в себя разработку индивидуальных программ для каждого ребенка, использование подходов, заточенных под возрастные особенности детей, и активное использование интерактивных инновационных приложений в рамках занятий и вне их.В целом, глава 2 подчеркнула важность применения инновационных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими дислалией, и представила рекомендации, важные для реализации успешной практики коррекции звукопроизношения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ К работе, основанной на анализе исследования инновационных технологий для коррекции звукопроизношения у детей с дислалией через две главы, можно подчеркнуть следующие ключевые аспекты:В ходе работы был проанализирован широкий спектр инновационных методов и технологий, применяемых в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией, что позволило получить важную информацию о разнообразных подходах и инструментах.Результаты исследования первой главы показали, что инновационные технологии представляют значимый инструмент в коррекции дислалии среди детей, демонстрирующих потенциал для разработки эффективных и индивидуализированных программ коррекции работы.Анализ содержания и процедур применения инновационных технологий в коррекции звукопроизношения у детей с дислалией, представленный во второй главе, выявил широкий спектр методов и инструментов, а также позволил сформировать ценные рекомендации для педагогов-дефектологов, работающих с дошкольниками с дислалией, относительно эффективного применения системы методов инновационных технологий в коррекционной практике.Оба раздела позволили увидеть важность применения инновационных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими дислалией, и представили рекомендации, необходимые для успешной практики коррекции звукопроизношения.Таким образом, курсовая работа позволила пролить свет на важные аспекты коррекции звукопроизношения у детей с дислалией через инновационные технологии, обеспечивая педагогам-дефектологам необходимый инструментарий и знания для проведения эффективной коррекционной работы в данной области.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Акименко В.М. Новые педагогические технологии // Ростов н/Д., 2008. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей // Ростов н/Д., 2008. Баннов А. Учимся думать вместе. — М., 2007. 5. Гин А. Приемы педагогической техники. — М., 2003.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: Детство-Пресс, 2011. 240 с.Волкова Г.А Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 92 с.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001. 51 с.Гришпун Б.М. Дислалия // Логопедия. М.: Владос, 2009. 703 с.Инновации в логопедическую практику: сб. ст./ Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. М.: Линка-Пресс, 2018. 214 с. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М: Владос, 2020. 280с.ПРИЛОЖЕНИЕВолкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.Схема обследования детей с дислалией Фамилия, имя ребенкаДата рожденияДата обследованияВозрастДомашний адрес, телефонИз какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссииСведения о семьеМатьОтецЖалобы родителейНаследственные заболеванияОбщий анамнезОт какой беременности ребенокХарактер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболеванияРоды: быстрые, стремительные, обезвоженныеОсобенности раннего развития: держит голову с ... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов ...Перенесенные заболевания:до 1 годапосле 1 годаинфекциисоматические заболеванияДанные о развитии речи ребенкаХарактер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры словКакие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающихСостояние звукопроизношенияОпределить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях:изолированное произношение;в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных;во фразахГласные: А, О, У, Ы, И, ЭСвистящие: С, С, 3, 3'Шипящие: Ш, ЖАффрикаты: Ц, Ч, ЩСонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н'Йотированные звуки: Я, Е, Ё, ЮЗвонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-ШТвердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К',Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и Т.ДАнатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппаратаОтметить наличие и характер аномалий в строении:а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой;г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычнаяе) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина;ж) укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.дРечевая моторикаВыполнить следующие движения:а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыбке, оскал - покой, губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны всторону;б) для языка: показать широкий язык - узкий, поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю, узким языком попеременно коснуться углов рта, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;в) для нижней челюсти: рот широко открыть - закрыть, осторожно подвигать нижней челюстью вправо—влево;г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять, сказать длительно "а", выполнить глотательные движения.Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия).Состояние слуховой функции1.        Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.2.        Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа "возьми куклу, положи", "подойди к шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".Состояние общей моторикиВыполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.Состояние дыхательной и голосовой функций1.        Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет - 2-3 слова, для детей 6-7 лет — 3-5 слов.2.        Дать характеристику голоса: громкость (чрезмерно тихий, громкий, нормальный), наличие или отсутствие носового оттенка, монотонности.Особенности динамической стороны речиТемп: нормальный, ускоренный, замедленный.Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи.Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений1. Анализ:а) выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова;б) выделение начального гласного в словах (для детей 6 лет): Аня, Оля, утро, Инна;в) дифференциация звуков по противопоставлениям:мышка — мишкауточка — удочкамиска — мишкамалина — Маринашар — жаррожки — ложкиг) определение места звука в слове по отношению к другим звукам: где находится звук Р в слове "рак", в слове "пар"?2. Синтез.Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А.3. Фонематические представления:а) придумывание слов на данный звук: С-сумка, 3-зубы, Ш-шапка, Ж-жук, Р-рыба, Л-луна, Ц- цапля.б) из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук С: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.Особенности словарного запаса1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь, посуда, мебель, домашние животные, дикие звери, школьные принадлежности, транспорт, овощи, фрукты.2. Название действия по предъявленному предмету: щука - плавает, ласточка -..., кузнечик -..., змея...3. Подбор определений к слову: Море какое? Лист...,. цветок -..., дом -..., лимон - ....конфета - ... .4. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа):Большой — маленький впереди — позадиДлинный — короткий входит — выходитвысокий — низкий вбегает — выбегаетдалеко — близко смеется — плачетСостояние грамматического строя речи1 Словоизменение:а) изменение по падежам: У меня есть кукла У меня нет ... (куклы). Я люблю играть с ...(куклой). Я купаю ...(куклу). Я пою песенку ...(кукле).б) преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное:стол — столы лист —рука — окно —в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа:дом — дома — домов шар — —окно — окна — окон дерево — …— …марка — …— …яблоко —… — …книга — …— …стол — …— …г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:тарелка...(красная) мяч...(красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто...д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.2. Словообразование:а) образование существительных с уменьшительно--ласкательными суффиксами:стул — стульчик кровать — кроватка картина — картинка ложка — ложечка кукла — куколка дом — домикб) образование прилагательных от существительных (подготовительная группа): дерево - деревянный, резина -..., стекло -...;в) образование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа): ходить — выходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить, проходить, бежать -...; летать - ...Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед.

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии // Ростов н/Д., 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей // Ростов н/Д., 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе. — М., 2007. 5. Гин А. Приемы педагогической техники. — М., 2003.
5. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: Детство-Пресс, 2011. 240 с.
6. Волкова Г.А Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 92 с.
7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001. 51 с.
8. Гришпун Б.М. Дислалия // Логопедия. М.: Владос, 2009. 703 с.
9. Инновации в логопедическую практику: сб. ст./ Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. М.: Линка-Пресс, 2018. 214 с.
10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М: Владос, 2020. 280с.