Сравнительный анализ уровня развития эмоционального интеллекта людей разных возрастов
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 15.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психологии 5
1.2. Возрастной аспект эмоционального интеллекта 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 17
2.3. Практические рекомендации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
В старшей группе такой испытуемый только один (6,7%).По 33,3% респондентов обеих групп имеют средний уровень эмоционального интеллекта, они в той или иной мере могут распознать, идентифицировать эмоцию, понять причины, вызвавшие эмоцию, и следствия, к которым она приведёт, способны контролировать интенсивность эмоций, при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.У 33,3% испытуемыхзрелого возраста и у 26,7% молодых респондентов уровень эмоционального интеллекта ниже среднего. В большинстве ситуаций они плохо понимают свои и чужие эмоции и с трудом контролируют эмоции.20% зрелых испытуемых имеют уровень эмоционального интеллекта выше среднего, в большинстве ситуаций они могут понять и контролировать свои и чужие эмоции. Среди молодых сотрудников таких испытуемых нет.У одного человека второй группы (6,7%) выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, он очень хорошо распознает, идентифицирует свои и чужие эмоции, способен хорошо контролировать не только свои, но и чужие эмоции.Среди молодых сотрудников таких испытуемых нет.Таким образом, среди молодых респондентов больше лиц с низким уровнем эмоционального интеллекта, среди зрелых испытуемых больше лиц с высоким и выше среднего уровнем эмоционального интеллекта.Результаты сравнительного анализа уровня эмоционального интеллекта у испытуемых двух групп представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты сравнительного анализа (U-критерий Манна – Уитни)ШкалаСумма рангов Г1Сумма рангов Г2U-критерийрЭмоциональная осведомленность170,0295,050,00,009Управление своими эмоциями173,0292,053,00,013Самомотивация166,5298,546,50,006Эмпатия220,0245,0100,00,601Распознавание эмоций других155,0310,035,00,001Интегративный показатель159,5305,539,50,002Межличностный ЭИ211,0254,091,00,371ВнутриличностныйЭИ178,0287,058,00,024Понимание эмоций183,5281,563,50,042Управление эмоциями200,5264,580,50,184Общий уровень ЭИ186,5278,566,50,056Результаты сравнительного анализа показали, что зрелых сотрудников значительно выше эмоциональная осведомленность (р≤0,01), управление своими эмоциями (р≤0,05),самомотивация(р≤0,01),распознавание эмоций других (р≤0,01), уровень эмоционального интеллекта (р≤0,01), уровень внутриличностного интеллекта (р≤0,05) и понимание эмоций (р≤0,05). То есть, у зрелых испытуемых выше уровень эмоционального интеллекта, чем у молодых респондентов.Зрелые сотрудники также значительно лучше осведомлены о своем внутреннем состоянии, умеютуправлять своими эмоциямии поведением за счет управления эмоциями, распознавать эмоции других людей и влиять на их эмоциональное состояние, они более эмоционально отходчивы, гибки. Зрелые сотрудники значительно лучше понимают свои и чужие эмоции и лучше могут управлять своими эмоциями, чем молодые сотрудники.2.3. Практические рекомендацииРекомендации по развитию эмоционального интеллекта испытуемых:1. Ведение дневника. Описывать в нем все, что происходит в течение дня, уделяя особое внимание чувствам и переживаниям во время определенных событий. Поначалу это может быть нелегко – можно писать немного, но всегда регулярно. Со временем будет становиться легче.2. Ведение специального "Дневника эмоций". Разделите лист на 3 части - в первой запишите самые важные события дня, во второй - свои эмоции на них, а в третьей - ощущения в теле. Главная задача здесь - не подменять эмоции мыслями. 3. Загрузите на свой телефон круг с эмоциями и когда вы не понимаете, что чувствуете внутри себя, откройте этот кружок в своем телефоне и найдите на нем что-нибудь, чем вы могли бы описать свое состояние. Начните с центра и научитесь сначала определять самые основные эмоции. Когда вы освоите это, вы можете двигаться к краям.4. Постоянно контролируйте свои эмоции в течение дня. Чтобы не забыть, поставьте напоминание на свой телефон с вопросом "Как я себя чувствую?". Каждый раз, когда вам приходит это напоминание, отвлекайтесь от своих дел на пару минут и прислушивайтесь к своим эмоциям. Если вы не понимаете точно, что вы чувствуете, вернитесь в круг эмоций.5. Прислушайтесь к своему телу. Многие люди привыкли не обращать на него внимания, но сигналы тела могут многое рассказать о ваших эмоциях. Иногда тело даже нарочно выдает нас – например, мы хотим казаться спокойными, но наши руки дрожат. Многие описывают чувство радости как "тепло в теле", а грусть - как "тяжесть и сжатие в груди". Прислушайтесь к себе и найдите свои сигналы – как тело сообщает вам о ваших чувствах.6. Чтобы научиться распознавать эмоции включите телевизор без звука и попытайтесь определить эмоции людей по их мимике, жестам, позам. Посмотрите на людей в общественном транспорте и попробуйте отследить их текущее настроение, состояние, чувства и эмоциональный фон. Чаще спрашивайте своих близких: "Как вы себя чувствуете?" 7. Не подавляйте эмоции, которые кажутся вам разрушительными или слишком сильными. Вместо этого найдите способы альтернативного безопасного проявления:- занимайтесь физическими упражнениями или спортом, бегайте;- выполняйте успокаивающее дыхательное упражнение;- выплескивайте сильные эмоции на определенные предметы - взбивайте подушку, рвите бумагу, кричите в одеяло;- проговаривайте свои эмоции вслух: "Я чувствую тревогу, грусть, возбуждение, страх, гнев... Я также чувствую..."- поделитесь своими чувствами с кем-нибудь из ваших близких.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью этого исследования было провести сравнительный анализ уровня развития эмоционального интеллекталюдей разных возрастов. В ходе достижения цели был определен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что эмоциональный интеллект - это способность эффективно понимать эмоциональную сферу жизни человека: понимать эмоции и эмоциональный контекст отношений, использовать свои эмоции для решения проблем во взаимоотношениях и мотивационной сфере. Несмотря на различия в методах диагностики, существуют те компоненты, которые присутствуют во всех моделях эмоционального интеллекта и во всех диагностических инструментах - способность понимать свои и чужие эмоции и умение ими управлять.Развитие эмоционального интеллекта выступает необходимым условием для формирования успешной социальной компетентности, успешности процесса социализации и адаптации личности, возможности достижения высоких целей и результатов деятельности. Наиболее интересной темой для исследований выступает определения факторов, оказывающих влияние на формирование эмоционального интеллекта, а также способов и путей его развития, начиная с детского возраста.С возрастом эмоциональный интеллект развивается и совершенствуется, позволяя старшим поколениям лучше понимать окружающих, проявлять терпение во время конфликтных ситуаций. Они способны увидеть ситуацию со стороны и принимать взвешенные решения на основе своих знаний.Результаты эмпирического исследования показали, что испытуемые обеих групп обладают средним уровнем эмоционального интеллекта.Молодые сотрудники более всего проявляют эмпатию, сочувствие, способность помещать себя в текущее эмоциональное состояние другого человека, готовность оказывать поддержку, способность понимать состояние человека с помощью мимики, жестов, оттенков языка и позы. На низком уровне у молодых сотрудников выражено управление своими эмоциями и способность распознавать эмоции других людей и влиять на их эмоциональное состояние. Зрелые сотрудники лучше всего умеют управлять своим поведением за счет управления эмоциями и осведомлены о своем внутреннем состоянии. Среди молодых респондентов больше лиц с низким уровнем эмоционального интеллекта, среди зрелых испытуемых больше лиц со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта.У молодых испытуемых в основном низкая способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими и нормальная способность к пониманию своих эмоций и управлению ими. У них достаточная способность к пониманию своих и чужих эмоций и сниженная способность к управлениюсвоими и чужими эмоциями.У зрелых испытуемых достаточная способность к пониманию своих эмоций и управлению ими, хорошая способность к пониманию своих и чужих эмоций и средняя способность к управлениюсвоими и чужими эмоциями.Среди молодых респондентов больше лиц с низким уровнем эмоционального интеллекта, среди зрелых испытуемых больше лиц с высоким и выше среднего уровнем эмоционального интеллекта.Результаты сравнительного анализа показали, что у зрелых испытуемых выше уровень эмоционального интеллекта, чем у молодых респондентов.Зрелые сотрудники также значительно лучше осведомлены о своем внутреннем состоянии, умеютуправлять своими эмоциямии поведением за счет управления эмоциями, распознавать эмоции других людей и влиять на их эмоциональное состояние, они более эмоционально отходчивы, гибки. Зрелые сотрудники значительно лучше понимают свои и чужие эмоции и лучше могут управлять своими эмоциями, чем молодые сотрудники.Таим образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют значимые различия в уровне развития эмоционального интеллекта у людей разных возрастов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.Барисо Д. ЕО. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами. – М.: Эксмо, 2021. – 240 с.Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова . В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез.науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.Грибкова О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15). – С. 27 – 37.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.Елагина А.С., Оздамирова Л.М. Концептуальные подходы к формированию когнитивной модели эмоционального интеллекта // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – №3-1. – С. 274-279.Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб.пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243. Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. – № 4 (216). – С. 108 – 115.Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. № 4. – С. 65–74.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. – № 4. – С. 10–114.Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11 (3). – С. 546-550.Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.Маркович В. Эмоциональная зрелость: источник внутренней силы. – М.: Эксмо. 2021. – 240 с.Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – № 4. – С. 149—160.Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209. Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 2009, vol. 9. – P. 185-211.
2.Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
3.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.
4.Барисо Д. ЕО. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами. – М.: Эксмо, 2021. – 240 с.
5.Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова . В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.
6.Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.
7.Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
8.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
9.Грибкова О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15). – С. 27 – 37.
10.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с.
11.Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
12.Елагина А.С., Оздамирова Л.М. Концептуальные подходы к формированию когнитивной модели эмоционального интеллекта // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – №3-1. – С. 274-279.
13.Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243.
14.Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. – № 4 (216). – С. 108 – 115.
15.Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.
16.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. № 4. – С. 65–74.
17.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. – № 4. – С. 10–114.
18.Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11 (3). – С. 546-550.
19.Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.
20.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.
21.Маркович В. Эмоциональная зрелость: источник внутренней силы. – М.: Эксмо. 2021. – 240 с.
22.Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – № 4. – С. 149—160.
23.Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.
24.Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.
25.Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
26.Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209.
27.Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 2009, vol. 9. – P. 185-211.