Сравнительный анализ уровня развития эмоционального интеллекта людей разных возрастов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 34 34 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 15.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психологии 5
1.2. Возрастной аспект эмоционального интеллекта 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 17
2.3. Практические рекомендации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления

В старшей группе такой испытуемый только один (6,7%).По 33,3% респондентов обеих групп имеют средний уровень эмоционального интеллекта, они в той или иной мере могут распознать, идентифицировать эмоцию, понять причины, вызвавшие эмоцию, и следствия, к которым она приведёт, способны контролировать интенсивность эмоций, при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.У 33,3% испытуемыхзрелого возраста и у 26,7% молодых респондентов уровень эмоционального интеллекта ниже среднего. В большинстве ситуаций они плохо понимают свои и чужие эмоции и с трудом контролируют эмоции.20% зрелых испытуемых имеют уровень эмоционального интеллекта выше среднего, в большинстве ситуаций они могут понять и контролировать свои и чужие эмоции. Среди молодых сотрудников таких испытуемых нет.У одного человека второй группы (6,7%) выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, он очень хорошо распознает, идентифицирует свои и чужие эмоции, способен хорошо контролировать не только свои, но и чужие эмоции.Среди молодых сотрудников таких испытуемых нет.Таким образом, среди молодых респондентов больше лиц с низким уровнем эмоционального интеллекта, среди зрелых испытуемых больше лиц с высоким и выше среднего уровнем эмоционального интеллекта.Результаты сравнительного анализа уровня эмоционального интеллекта у испытуемых двух групп представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты сравнительного анализа (U-критерий Манна – Уитни)ШкалаСумма рангов Г1Сумма рангов Г2U-критерийрЭмоциональная осведомленность170,0295,050,00,009Управление своими эмоциями173,0292,053,00,013Самомотивация166,5298,546,50,006Эмпатия220,0245,0100,00,601Распознавание эмоций других155,0310,035,00,001Интегративный показатель159,5305,539,50,002Межличностный ЭИ211,0254,091,00,371ВнутриличностныйЭИ178,0287,058,00,024Понимание эмоций183,5281,563,50,042Управление эмоциями200,5264,580,50,184Общий уровень ЭИ186,5278,566,50,056Результаты сравнительного анализа показали, что зрелых сотрудников значительно выше эмоциональная осведомленность (р≤0,01), управление своими эмоциями (р≤0,05),самомотивация(р≤0,01),распознавание эмоций других (р≤0,01), уровень эмоционального интеллекта (р≤0,01), уровень внутриличностного интеллекта (р≤0,05) и понимание эмоций (р≤0,05). То есть, у зрелых испытуемых выше уровень эмоционального интеллекта, чем у молодых респондентов.Зрелые сотрудники также значительно лучше осведомлены о своем внутреннем состоянии, умеютуправлять своими эмоциямии поведением за счет управления эмоциями, распознавать эмоции других людей и влиять на их эмоциональное состояние, они более эмоционально отходчивы, гибки. Зрелые сотрудники значительно лучше понимают свои и чужие эмоции и лучше могут управлять своими эмоциями, чем молодые сотрудники.2.3. Практические рекомендацииРекомендации по развитию эмоционального интеллекта испытуемых:1. Ведение дневника. Описывать в нем все, что происходит в течение дня, уделяя особое внимание чувствам и переживаниям во время определенных событий. Поначалу это может быть нелегко – можно писать немного, но всегда регулярно. Со временем будет становиться легче.2. Ведение специального "Дневника эмоций". Разделите лист на 3 части - в первой запишите самые важные события дня, во второй - свои эмоции на них, а в третьей - ощущения в теле. Главная задача здесь - не подменять эмоции мыслями. 3. Загрузите на свой телефон круг с эмоциями и когда вы не понимаете, что чувствуете внутри себя, откройте этот кружок в своем телефоне и найдите на нем что-нибудь, чем вы могли бы описать свое состояние. Начните с центра и научитесь сначала определять самые основные эмоции. Когда вы освоите это, вы можете двигаться к краям.4. Постоянно контролируйте свои эмоции в течение дня. Чтобы не забыть, поставьте напоминание на свой телефон с вопросом "Как я себя чувствую?". Каждый раз, когда вам приходит это напоминание, отвлекайтесь от своих дел на пару минут и прислушивайтесь к своим эмоциям. Если вы не понимаете точно, что вы чувствуете, вернитесь в круг эмоций.5. Прислушайтесь к своему телу. Многие люди привыкли не обращать на него внимания, но сигналы тела могут многое рассказать о ваших эмоциях. Иногда тело даже нарочно выдает нас – например, мы хотим казаться спокойными, но наши руки дрожат. Многие описывают чувство радости как "тепло в теле", а грусть - как "тяжесть и сжатие в груди". Прислушайтесь к себе и найдите свои сигналы – как тело сообщает вам о ваших чувствах.6. Чтобы научиться распознавать эмоции включите телевизор без звука и попытайтесь определить эмоции людей по их мимике, жестам, позам. Посмотрите на людей в общественном транспорте и попробуйте отследить их текущее настроение, состояние, чувства и эмоциональный фон. Чаще спрашивайте своих близких: "Как вы себя чувствуете?" 7. Не подавляйте эмоции, которые кажутся вам разрушительными или слишком сильными. Вместо этого найдите способы альтернативного безопасного проявления:- занимайтесь физическими упражнениями или спортом, бегайте;- выполняйте успокаивающее дыхательное упражнение;- выплескивайте сильные эмоции на определенные предметы - взбивайте подушку, рвите бумагу, кричите в одеяло;- проговаривайте свои эмоции вслух: "Я чувствую тревогу, грусть, возбуждение, страх, гнев... Я также чувствую..."- поделитесь своими чувствами с кем-нибудь из ваших близких.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью этого исследования было провести сравнительный анализ уровня развития эмоционального интеллекталюдей разных возрастов. В ходе достижения цели был определен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что эмоциональный интеллект - это способность эффективно понимать эмоциональную сферу жизни человека: понимать эмоции и эмоциональный контекст отношений, использовать свои эмоции для решения проблем во взаимоотношениях и мотивационной сфере. Несмотря на различия в методах диагностики, существуют те компоненты, которые присутствуют во всех моделях эмоционального интеллекта и во всех диагностических инструментах - способность понимать свои и чужие эмоции и умение ими управлять.Развитие эмоционального интеллекта выступает необходимым условием для формирования успешной социальной компетентности, успешности процесса социализации и адаптации личности, возможности достижения высоких целей и результатов деятельности. Наиболее интересной темой для исследований выступает определения факторов, оказывающих влияние на формирование эмоционального интеллекта, а также способов и путей его развития, начиная с детского возраста.С возрастом эмоциональный интеллект развивается и совершенствуется, позволяя старшим поколениям лучше понимать окружающих, проявлять терпение во время конфликтных ситуаций. Они способны увидеть ситуацию со стороны и принимать взвешенные решения на основе своих знаний.Результаты эмпирического исследования показали, что испытуемые обеих групп обладают средним уровнем эмоционального интеллекта.Молодые сотрудники более всего проявляют эмпатию, сочувствие, способность помещать себя в текущее эмоциональное состояние другого человека, готовность оказывать поддержку, способность понимать состояние человека с помощью мимики, жестов, оттенков языка и позы. На низком уровне у молодых сотрудников выражено управление своими эмоциями и способность распознавать эмоции других людей и влиять на их эмоциональное состояние. Зрелые сотрудники лучше всего умеют управлять своим поведением за счет управления эмоциями и осведомлены о своем внутреннем состоянии. Среди молодых респондентов больше лиц с низким уровнем эмоционального интеллекта, среди зрелых испытуемых больше лиц со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта.У молодых испытуемых в основном низкая способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими и нормальная способность к пониманию своих эмоций и управлению ими. У них достаточная способность к пониманию своих и чужих эмоций и сниженная способность к управлениюсвоими и чужими эмоциями.У зрелых испытуемых достаточная способность к пониманию своих эмоций и управлению ими, хорошая способность к пониманию своих и чужих эмоций и средняя способность к управлениюсвоими и чужими эмоциями.Среди молодых респондентов больше лиц с низким уровнем эмоционального интеллекта, среди зрелых испытуемых больше лиц с высоким и выше среднего уровнем эмоционального интеллекта.Результаты сравнительного анализа показали, что у зрелых испытуемых выше уровень эмоционального интеллекта, чем у молодых респондентов.Зрелые сотрудники также значительно лучше осведомлены о своем внутреннем состоянии, умеютуправлять своими эмоциямии поведением за счет управления эмоциями, распознавать эмоции других людей и влиять на их эмоциональное состояние, они более эмоционально отходчивы, гибки. Зрелые сотрудники значительно лучше понимают свои и чужие эмоции и лучше могут управлять своими эмоциями, чем молодые сотрудники.Таим образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют значимые различия в уровне развития эмоционального интеллекта у людей разных возрастов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.Барисо Д. ЕО. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами. – М.: Эксмо, 2021. – 240 с.Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова . В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез.науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.Грибкова О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15). – С. 27 – 37.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.Елагина А.С., Оздамирова Л.М. Концептуальные подходы к формированию когнитивной модели эмоционального интеллекта // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – №3-1. – С. 274-279.Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб.пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243. Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. – № 4 (216). – С. 108 – 115.Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. № 4. – С. 65–74.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. – № 4. – С. 10–114.Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11 (3). – С. 546-550.Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.Маркович В. Эмоциональная зрелость: источник внутренней силы. – М.: Эксмо. 2021. – 240 с.Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – № 4. – С. 149—160.Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209. Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 2009, vol. 9. – P. 185-211.

1.Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.
2.Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
3.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.
4.Барисо Д. ЕО. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами. – М.: Эксмо, 2021. – 240 с.
5.Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова . В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.
6.Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.
7.Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
8.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
9.Грибкова О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15). – С. 27 – 37.
10.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с.
11.Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
12.Елагина А.С., Оздамирова Л.М. Концептуальные подходы к формированию когнитивной модели эмоционального интеллекта // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – №3-1. – С. 274-279.
13.Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243.
14.Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. – № 4 (216). – С. 108 – 115.
15.Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.
16.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. № 4. – С. 65–74.
17.Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. – № 4. – С. 10–114.
18.Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11 (3). – С. 546-550.
19.Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.
20.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.
21.Маркович В. Эмоциональная зрелость: источник внутренней силы. – М.: Эксмо. 2021. – 240 с.
22.Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – № 4. – С. 149—160.
23.Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.
24.Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.
25.Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
26.Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209.
27.Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 2009, vol. 9. – P. 185-211.