«Бусы с амулетами – крылатым скарабеем и фигуркой одного из сыновей бога Хора (I тыс. до н.э. из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина) как образец древнеегипетского художественного наследия: вопросы иконографии»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 12.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Скарабей в культуре Древнего Египта 6
1.1 Иконографическое своеобразие бус из собрания 12
2.1 Историография 15
2. 2. Описание объекта 17
2.3 Аналогии, историко-культурный и художественный контекст 21
Заключение 23
Список литературы 24
Список иллюстраций 26

Фрагмент для ознакомления

Они были неотъемлемой частью повседневной жизни египтян, являясь своеобразным талисманом и оберегом от бед, болезней и злых сил. Известно, что в древности египтяне верили в силу амулетов и обращались к ним с просьбами о защите и помощи.Один из самых популярных символов в древнем Египте был крылатый скарабей – символ вечности, перерождения и возрождения. Скарабей был священным насекомым для египтян, который считался защитником и покровителем от злых сил. Его изображение на бусах символизировало защиту и оберег от несчастья, а также приносило удачу и успех.Другим популярным символом на египетских бусах была фигурка одного из сыновей бога Хора. Этот символ также имел свою символику и предназначение – он призван был оберегать своего обладателя от злых сил и болезней, а также приносить ему удачу и процветание.Иконография египетских бус с амулетами имеет свои особенности и основывается на мифологии и религиозных верованиях египтян. Каждый символ и изображение на бусах имеют свое значение и смысл, который передавался из поколения в поколение.Интересно, что бусы с амулетами были не только предметами украшения, но и имели практическое применение. Например, некоторые бусы могли использоваться для защиты от злых сил и привлечения удачи в жизни, а также как амулеты для обрядов и ритуалов.Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет ценные образцы древнеегипетского художественного наследия, среди которых есть бусы с амулетами. Эти уникальные предметы искусства позволяют нам узнать больше о миропонимании и верованиях древних египтян, а также о их мастерстве и ремесленных навыках.Итак, бусы с амулетами в древнем Египте были не просто украшением, а имели глубокое символическое значение и являлись важным элементом религиозно-магической практики. Их изображения на бусах отражают мифологические представления и верования египтян, а также символизировали защиту, удачу и процветание. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет ценные образцы древнеегипетского искусства, которые позволяют нам лучше понять и оценить это удивительное наследие.2.3Аналогии, историко-культурный и художественный контекстБусы с амулетами-крылатыми скарабеями и фигуркой одного из сыновей бога Хора являются ярким примером древнеегипетского художественного наследия. Иконография этих амулетов имеет глубокие корни в египетской мифологии и религиозных верованиях.Крылатый скарабей символизировал бога Хепри, утреннюю форму бога солнца Ра. Считалось, что Хепри ежедневно катит солнечный диск по небу, а ночью прячет его под землей. Крылья скарабея олицетворяли восход и закат солнца, а его способность скатывать навозные шары ассоциировалась с сотворением мира из хаоса.Фигурка на бусах изображает одного из четырех сыновей бога Хора, защищавших канопы — сосуды с внутренними органами умершего, извлеченными во время мумификации. Каждый сын Хора имел свою функцию: Имсети защищал печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи — легкие.Бусы выполнены в характерном для Древнего Египта художественном стиле, который отличался строгой симметрией, фронтальностью изображения и использованием ярких цветов. Амулеты изготовлены из фаянса — материала, имитирующего драгоценные камни.Бусы с амулетами были неотъемлемой частью древнеегипетской культуры. Их носили как украшения, но они также имели религиозное и защитное значение. Считалось, что амулеты защищают владельца от злых духов, болезней и несчастий.Существуют аналогичные бусы с амулетами из других собраний, которые помогают установить историко-культурный контекст данного предмета. Например, в Музее Метрополитен в Нью-Йорке хранятся бусы с похожими амулетами, относящиеся к периоду Нового царства (1550-1069 гг. до н.э.). Эти бусы имеют более сложный дизайн и инкрустированы цветным стеклом.Сравнительный анализ позволяет предположить, что бусы из ГМИИ им. А.С. Пушкина были созданы в период Позднего царства (664-332 гг. до н.э.). В это время произошел упадок египетского искусства, и изделия стали более простыми и менее детализированными.ЗаключениеДревнеегипетская иконография играла значительную роль в жизни этой древней цивилизации, отражая ее религиозные верования, культурные традиции и мировоззрение. Бусы с амулетами – крылатым скарабеем и фигуркой одного из сыновей бога Хора, представленные в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина, служат прекрасным образцом древнеегипетского художественного наследия и исследования иконографии данной эпохи.Иконография древнеегипетской цивилизации была выразительным способом передачи мифологических и религиозных идей. Каждый элемент изображения имел свое символическое значение, которое было понятно для древних египтян. Крылатый скарабей, например, считался символом воскрешения и вечной жизни, а фигурка одного из сыновей бога Хора, вероятно, представляла собой амулет, оберегающий своего обладателя.Исследование и анализ иконографии древнеегипетских артефактов, таких как бусы с амулетами, позволяют расшифровать историю, мифы и верования этой древней цивилизации. Комбинация различных символов и изображений на таких предметах делает их уникальными и интересными для изучения и интерпретации.Бусы с амулетами из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина представляют собой ценный источник информации о древнеегипетской культуре и искусстве. Внимательное изучение этих артефактов позволит расширить наше понимание мира и истории этой древней цивилизации, ее верований и обычаев. В результате такого анализа мы сможем лучше понять и оценить роль искусства и символики в жизни древних египтян и их влияние на современное искусство и культуру.Список литературыБаткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления /Л.М. Баткин; пер. англ. В.М. Левина; сост. Ю.Г. Кричевская. — М.: Искусство, 1990. — 415 с.Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 1. Искусство Древнего мира / Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств; под общ. ред. А. Д. Чегодаева. – М.: Искусство, 1956. – 865, LVIII с., ил.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность : учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 4-е. доп. /под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 384 с.Матье, М.Э. Древнеегипетские мифы: исследование и переводы текстов с комментариями /М.Э. Матье. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — 173 с.Никонов, В.А. Смысловое содержание древнеегипетской символики [Электронный ресурс] / В.А. Никонов // Древнеегипетские гороскопы и священная символика. — Режим доступа: http://newhoros.narod.ru/all_sym2.htm (Дата обращения: 10.04.2024).Прокопович Л.В. Священный скарабей в ювелирных украшениях Древнего Египта: проблемы интерпретации символа // Труды Одесского политехнического университета. 2015. № 1 (45). С. 202-209Сикирич, Е. Скарабей / Е. Сикирич // Язык символов / под ред. О.В. Наумова; « Новый Акро- поль» . — Волгоград: Изд-во « Новый Акрополь» , 2011. — С. 200 — 207.Скарабей в Древнем Египте [Электронный ресурс] / История России. Всемирная, мировая исто- рия — на История.Ру. — Режим доступа: http://www.istorya.ru/articles/scarabey.php (Дата обраще ния:08.04.2024).Супрычев, В.А. Занимательная геммология: очерки о поделочных самоцветах Украины /В.А. Супрычев. — К.: Наукова думка, 1984. — 199 с.Ходжаш С.И. Амулеты из собрания Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина // Вестник древней истории, 1953, № 3. С. 170-178.Ходжаш С.И. Древнеегипетские скарабеи. Каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики. М: « Восточная литература» . 1999. 320 с.Zaki, M. Legacy of Tutankhamun: Art and History / M. Zaki. — Giza, Egypt: Farid Atiya Press, 2008. — 240 p.Nicholson, P.T. Ancient Egyptian Materials and Technology / P.T. Nicholson, I. Shaw. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2000. — 702 p.Wilkinson, R.H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt / R.H. Wilkinson. — Thames & Hudson, 2003. — PP. 236 — 240..Список иллюстраций.Скарабей из гробницы Тутанхомона.Скарабей печать материал известняк из галереи СадигСкарабеоид из мелкозернистого диорита, размер 3,8*2,9*1,5 см из ГМИ им. А.С. ПушкинаАмулет - крылатый скарабей с солнечным диском. I тыс. до н.э.Пектораль ТутанхамонаБусы с амулетами – крылатым скарабеем и фигуркой одного из сыновей бога Хора. I тыс. до н.э.

Список литературы

1. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления /Л.М. Баткин; пер. англ. В.М. Левина; сост. Ю.Г. Кричевская. — М.: Искусство, 1990. — 415 с.
2. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 1. Искусство Древнего мира / Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств; под общ. ред. А. Д. Чегодаева. – М.: Искусство, 1956. – 865, LVIII с., ил.
3. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность : учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 4-е. доп. /под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 384 с.
4. Матье, М.Э. Древнеегипетские мифы: исследование и переводы текстов с комментариями /М.Э. Матье. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — 173 с.
5. Никонов, В.А. Смысловое содержание древнеегипетской символики [Электронный ресурс] / В.А. Никонов // Древнеегипетские гороскопы и священная символика. — Режим доступа: http://newhoros.narod.ru/all_sym2.htm (Дата обращения: 10.04.2024).
6. Прокопович Л.В. Священный скарабей в ювелирных украшениях Древнего Египта: проблемы интерпретации символа // Труды Одесского политехнического университета. 2015. № 1 (45). С. 202-209
7. Сикирич, Е. Скарабей / Е. Сикирич // Язык символов / под ред. О.В. Наумова; « Новый Акро- поль» . — Волгоград: Изд-во « Новый Акрополь» , 2011. — С. 200 — 207.
8. Скарабей в Древнем Египте [Электронный ресурс] / История России. Всемирная, мировая исто- рия — на История.Ру. — Режим доступа: http://www.istorya.ru/articles/scarabey.php (Дата обраще ния:08.04.2024).
9. Супрычев, В.А. Занимательная геммология: очерки о поделочных самоцветах Украины /В.А. Супрычев. — К.: Наукова думка, 1984. — 199 с.
10. Ходжаш С.И. Амулеты из собрания Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина // Вестник древней истории, 1953, № 3. С. 170-178.
11. Ходжаш С.И. Древнеегипетские скарабеи. Каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики. М: « Восточная литература» . 1999. 320 с.
12. Zaki, M. Legacy of Tutankhamun: Art and History / M. Zaki. — Giza, Egypt: Farid Atiya Press, 2008. — 240 p.
13. Nicholson, P.T. Ancient Egyptian Materials and Technology / P.T. Nicholson, I. Shaw. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2000. — 702 p.
14. Wilkinson, R.H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt / R.H. Wilkinson. — Thames & Hudson, 2003. — PP. 236 — 240.