Государственно-правовые аспекты введения чрезвычайного положения в Белоруссии и в России
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 16.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Режим чрезвычайного положения как исключительный правовой режим обеспечения безопасности 4
1.1 Сущность режима чрезвычайного положения 4
1.2 Характеристика условий введения режима чрезвычайного положения 9
Глава 2. Правовые особенности введения чрезвычайного положения в Белоруссии и России 14
2.1 Условия и основания введения чрезвычайного положения в Белоруссии 14
2.2 Условия и основания введения чрезвычайного положения в России 19
Заключение 27
Библиографический список 29
Решение о введении режима чрезвычайного положения принимается индивидуально в каждом случае, и определение момента, когда следует вводить это положение, является сложным. Иногда при аналогичных обстоятельствах может быть активирован режим контртеррористической операции. Например, когда на определенных территориях формируются банды, цель которых - борьба с государственным режимом, включая использование террора, могут быть введены как режим чрезвычайного положения, так и режим контртеррористической операции, что также может привести к серьезным ограничениям прав человека и гражданина для обеспечения безопасности от возможных терактов [11, c.98].Вне зависимости от выбора конкретного правового режима, важно соблюдать общее правило временных ограничений - несмотря на широкие полномочия полицейских властей в условиях чрезвычайной ситуации, эти полномочия не должны превышать цели, ради которой было объявлено исключительное положение.Чрезвычайные ситуации могут проявляться в различных областях, включая государственные и общественные сферы, а также природные и техногенные катастрофы. Каждая из них имеет свои особенности, которые следует учитывать при применении различных правовых мер, затрагивающих права человека и гражданина. Некоторые из этих особенностей можно выделить в различных сферах.В сфере государственного управления органы власти субъекта Федерации не выполняют свои функции должным образом, игнорируются решения федеральных органов власти, осуществляются действия, направленные на подрыв основ конституционного строя и государственного управления.В хозяйственно-экономической сфере региона происходят нарушения в работе организаций и предприятий, массовые забастовки, проблемы с жизнеобеспечением населения – перебои с поставками продуктов питания, воды, энергоресурсов, сбои в работе общественного транспорта [14, c.80].В сфере общественно-политических отношений возможны создание и активная деятельность незаконных бандформирований, сепаратистских организаций, националистических и экстремистских религиозных групп. Также возможна эскалация межнациональных и межконфессиональных конфликтов, в которых участвует значительное число граждан региона.В сфере борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка возникают массовые беспорядки, убийства и другие преступления, охватывающие определенные территории субъекта федерации. Также отмечается неэффективность правоохранительных органов на некоторых территориях, угроза жизни и здоровью граждан, а также захват в заложники представителей власти, местного самоуправления и сотрудников правоохранительных органов.Неоспоримо, в целях преодоления таких ситуаций требуется применение строгих мер - введение режима чрезвычайного положения.Понимая важность данных мер, при которых временно ограничиваются права человека, особый интерес представляет механизм принятия решения о введении подобных режимов. Постольку, в случае наличия у лидера государства возможности введения специального правового режима в любое время и на любой срок, даже формально правовое государство может оказаться в зоне риска. В таких ситуациях защита прав граждан может превратиться в пустую формальность, прописанную в законе.Различные страны предусматривают собственные процедуры для введения чрезвычайного положения, которые зависят от их исторических традиций управления, политического строя, формы правления и государственной структуры.Предполагается, что наиболее соответствующим механизмом для правового государства будет утверждение данного решения Парламентом или его одной из палат. Что более согласуется с принципами демократии. Коллегиальное принятие такого решения законодательным органом отражает крайнюю необходимость, когда правовое государство прибегает к крайним мерам для обеспечения безопасности личности, общества и государства перед реальными угрозами [17, c.53].Международный Комитет по обеспечению законности и прав человека Международной ассоциации права придерживается аналогичной точки зрения. На Парижской конференции было принято решение, которое определяет, что ответственность за введение специального правового режима возлагается на законодательный орган государственной власти».Важно также выделить недостатки вышеупомянутой позиции. Законодательная власть не всегда способна оперативно принять решение из-за разногласий и процедурных задержек, которые могут значительно затянуться, что критически важно в чрезвычайной ситуации для страны.У исполнительной власти или руководителя государства, не включенного в структуру любой из ветвей власти, имеются существенные преимущества в этих вопросах. Именно поэтому многие страны передают полномочия по установлению таких режимов именно главе государства или исполнительной власти. Однако, как уже упоминалось, делегирование таких полномочий исполнительной власти или главе государства может привести к концентрации широких полномочий в одних руках или в руках небольшой группы лиц на основе их решений.При определенных обстоятельствах такое положение может способствовать формированию антидемократического политического строя. Именно поэтому в большинстве стран существует механизм парламентского контроля за органами государственной власти, обладающими чрезвычайными полномочиями. Очень важно, чтобы в условиях чрезвычайных ситуаций была четко организована система контрвесов и противовесов как при введении, так и при реализации правового режима чрезвычайного положения.Естественно, законодательная власть не должна препятствовать исполнительной власти в ликвидации последствий, причин и условий чрезвычайной ситуации, однако ей следует сохранить возможность влиять на деятельность органов исполнительной власти, сопровождаемую соответствующей ответственностью, о которой упоминалось ранее. Законодательные органы должны иметь право влиять на объем полномочий главы исполнительной власти или главы государства.Если глава государства (или глава исполнительной власти) обладает правом вводить чрезвычайное положение, то законодательная власть должна осуществлять контроль за законностью и обоснованностью такого решения и впоследствии подтверждать необходимость введения такого режима или отменять его. Остается только вопрос о том, какой период времени следует установить для проверки решения о введении чрезвычайного положения и какое большинство должно одобрить или отменить решение главы государства о введении этого режима.В конституционно-правовом механизме введения чрезвычайного положения в Российской Федерации учтены все описанные выше аспекты. Президент РФ имеет право вводить чрезвычайное положение, и законодательный орган может одобрить или отменить это решение в течение 72 часов[17, c.54].Современные реалии подчеркивают необходимость закрепления в конституционном праве каждого государства возможности введения чрезвычайного положения. В Российской Федерации предпочтительным механизмом является решение главы государства о введении режима, с последующим одобрением или отменой этого решения законодательным органом. Ограничения прав в период чрезвычайного положения должны быть временными и соответствовать законодательным нормам, чтобы предотвратить возможность формирования антидемократического режима при определенных обстоятельствах.На сегодняшний день институт чрезвычайного положения играет ключевую роль в обеспечении общественной безопасности государства в случае серьезных внутренних угроз. Введение данного правового режима возможно только при реальной угрозе и в соответствии с установленными государством временными и пространственными рамками.Недостаточно разработанный процесс введения и осуществления режима чрезвычайного положения представляет угрозу для массовых нарушений прав человека и возможного формирования антидемократического политического строя. Любые изменения и новшества в процедурах введения и реализации этого режима должны быть основательно продуманы и соответствовать как международным стандартам, так и доктринальным принципам системы контрольных механизмов и баланса в правовом устройстве государства.Таким образом, основой для активации такого режима являются регулирующие документы, такие как Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", а также международные соглашения, заключенные Россией. Подчеркивается, что введение чрезвычайного положения допускается при наличии угрозы для конституционного строя, жизни и безопасности населения, а также при необходимости принятия мер чрезвычайного характера. Отмечается, что процесс активации данного режима подвержен индивидуальной оценке обстановки, что создает необходимость в четком определении момента введения чрезвычайного положения.ЗаключениеЧрезвычайная ситуация может быть определена как сложившаяся в определенном пространстве обстановка, характеризующаяся значительным изменением условий жизнедеятельности населения, сложившаяся в результате техногенной катастрофы или аварии, опасного природного явления, стихийного бедствия, эпидемии или эпизоотии, войны, террористического акта, народного волнения, забастовки и иных социальных конфликтов, которые повлекли или могут повлечь за собой значительный имущественный или неимущественный вред. Данное определение характеризует понятие ЧС как категорию, т. е. широкое, межотраслевое понятие, универсально применимое в праве, государственном управлении и других науках для унифицированного обозначения соответствующих явлений.Чрезвычайное правовое регулирование есть процесс воздействия государства на участников общественных отношений с помощью специальных юридических средств и способов при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, а также в случае агрессии либо непосредственной угрозы агрессии против государства с целью устранения таких обстоятельств обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя государства.На основании рассмотренных данных можно сделать вывод о характеристике условий, при которых вводится режим чрезвычайного положения. Введение данного режима чаще всего происходит в ответ на события, представляющие непосредственную угрозу жизни, безопасности граждан или конституционного строя государства. Подобные события включают аварии, природные катаклизмы, пандемии и другие стихийные бедствия. Также режим чрезвычайного положения может быть объявлен в случае вооруженных конфликтов, насильственных захватов власти или других серьезных нарушений общественного порядка.Введение чрезвычайного положения в Республике Беларусь основывается на ряде факторов и условий. В частности, режим чрезвычайного положения активируется в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также беспорядков, сопровождающихся насилием или угрозой насилия, которые могут представлять угрозу территориальной целостности и существованию государства. Применение этого режима также обосновано необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, защиты конституционного строя и устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. Кроме того, наличие соответствующего правового механизма, такого как модельный закон "О чрезвычайном положении", способствует единообразию правовых норм и организации деятельности органов государственной власти в условиях чрезвычайного положения.Россия, как субъект мирового сообщества, уделяет важное внимание государственно-правовым аспектам введения чрезвычайного положения, что отражено в соответствующем законодательстве, включая Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». Закон выступает важным инструментом нормативного регулирования в условиях возникновения кризисных ситуаций, обеспечивая гибкий и эффективный механизм введения режима чрезвычайного положения в различных областях жизни общества.Библиографический списокМеждународный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml(дата обращения: 16.04.2024).Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.04.2024).Закон РБ О чрезвычайном положении от 24 июня 2002 г. № 117-З. – URL: https://zakony-by.com/zakon_rb_o_chrezvychajnom_polozhenii/13.htm(дата обращения: 16.04.2024).Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 16.04.2024).Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 01.04.2020 N 98-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080/ (дата обращения: 16.04.2024).Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) "О чрезвычайном положении". – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/(дата обращения: 16.04.2024).Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2021 года №451 Об обеспечении режима чрезвычайного положения. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=136219 (дата обращения: 16.04.2024).Антонов Я.А.Основания, условия и процедуры введения чрезвычайного положения: проблемы, тенденции изменений, перспективы // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. №1. С. 58-67.Гурулев, А. В. Признаки и понятие чрезвычайной ситуации // Инновационные технологии в технике и образовании. 2021. С. 362-370. Ермолович В.Ф. Понятие и структура административно-правовых режимов Республики Беларусь // Сацыяльна-эканамічныя і прававыядаследаванні. 2013. № 1(31). С. 67-79. Козинникова Е.Н. Режим чрезвычайного положения как исключительный правовой режим обеспечения национальной безопасности // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. 2017. С. 97-107. Комовкина Л.С., Кропачева А.В. Понятие чрезвычайной ситуации: проблема законодательного определения и теоретико-правовой анализ// Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 61-68.Кузьмина, А. А. Режим чрезвычайного положения // Сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса. 2021. С. 122-124. Лунина Т.А. Особенности чрезвычайного положения в РФ // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. 2020. С. 79-82. Пономаренко А.С., Хорунжая А.Н. Режим чрезвычайного положения // Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. 2018. С. 45-47. Снеговой А.В., Омаров О.С. Об опыте правового регулирования режима чрезвычайного положения в государствах-участниках СНГ // Социально-политические науки. 2016. №3. С. 96-99.Шелегов Ю.В. О конституционно-правовых основах введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3(102). С. 45-55. Шленчак В.В. Особенности функционирования механизма государства в условиях режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции // Государство. Право. Война. 2020. С. 23-30. Шурыгина Ю.В. Чрезвычайное положение как особый правовой режим, ограничивающий отдельные права и свободы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2022. Т. 22, № 2. С. 118-122.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.04.2024).
3. Закон РБ О чрезвычайном положении от 24 июня 2002 г. № 117-З. – URL: https://zakony-by.com/zakon_rb_o_chrezvychajnom_polozhenii/13.htm (дата обращения: 16.04.2024).
4. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 16.04.2024).
5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 01.04.2020 N 98-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080/ (дата обращения: 16.04.2024).
6. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) "О чрезвычайном положении". – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения: 16.04.2024).
7. Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2021 года №451 Об обеспечении режима чрезвычайного положения. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=136219 (дата обращения: 16.04.2024).
8. Антонов Я.А. Основания, условия и процедуры введения чрезвычайного положения: проблемы, тенденции изменений, перспективы // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. №1. С. 58-67.
9. Гурулев, А. В. Признаки и понятие чрезвычайной ситуации // Инновационные технологии в технике и образовании. 2021. С. 362-370.
10. Ермолович В.Ф. Понятие и структура административно-правовых режимов Республики Беларусь // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. 2013. № 1(31). С. 67-79.
11. Козинникова Е.Н. Режим чрезвычайного положения как исключительный правовой режим обеспечения национальной безопасности // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. 2017. С. 97-107.
12. Комовкина Л.С., Кропачева А.В. Понятие чрезвычайной ситуации: проблема законодательного определения и теоретико-правовой анализ // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 61-68.
13. Кузьмина, А. А. Режим чрезвычайного положения // Сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса. 2021. С. 122-124.
14. Лунина Т.А. Особенности чрезвычайного положения в РФ // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. 2020. С. 79-82.
15. Пономаренко А.С., Хорунжая А.Н. Режим чрезвычайного положения // Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. 2018. С. 45-47.
16. Снеговой А.В., Омаров О.С. Об опыте правового регулирования режима чрезвычайного положения в государствах-участниках СНГ // Социально-политические науки. 2016. №3. С. 96-99.
17. Шелегов Ю.В. О конституционно-правовых основах введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3(102). С. 45-55.
18. Шленчак В.В. Особенности функционирования механизма государства в условиях режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции // Государство. Право. Война. 2020. С. 23-30.
19. Шурыгина Ю.В. Чрезвычайное положение как особый правовой режим, ограничивающий отдельные права и свободы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2022. Т. 22, № 2. С. 118-122.