причины агрессивного поведения школьников и методы их коррекции. Только в работе нужно создать имитацию реальных результатов на тестирования, точная информация будет похоже, но примерно три диагностики по 15 чел. ( это могу сделать сама, лишь предоставлю вам эти результаты)
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический анализ причин агрессивного поведения школьников 5
1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Причины агрессивного поведения школьников подросткового возраста 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Эмпирическое исследование причин агрессивного поведения школьников 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по снижению агрессивности школьников 25
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35
У растущего человека возникает потребность быть значимым. В то же время без помощи взрослых подросток вполне может демонстрировать свою силу и значимость посредством драк, троллинга, унижения сверстников или детей младшего возраста. При содействии взрослых те же потребности удовлетворяются посредством совместных мероприятий с младшими или для них, с менее сильными или здоровыми (подготовка и организация мероприятий для первоклассников или ветеранов, феномен "патронажа"), с помощью животных (волонтерство).Чтобы предотвратить открытое агрессивное поведение подростков, следует:– формировать самоконтроль, целеустремленность, трудолюбие и настойчивость;– свести к минимуму совместное бесконтрольное времяпрепровождение подростков;– организовать их занятость, активный отдых, не лишая их, в то же время, возможности общения;– использовать мотивацию с положительным подкреплением и ситуацию успеха;– свести к минимуму потенциально опасные раздражители, условия, ситуации (например, если вы все время кричите на ребенка, вряд ли такой человек научится понимать спокойную речь, контролировать себя и избегать соблазна нагрубить окружающим).Детей следует учить правильно анализировать успехи и неудачи. Успех - это результат достаточного количества усилий (конкретно опишите, что сделано хорошо). Неудача является результатом недостаточного количества усилий (требуется больше работы, обрати внимание на эти проблемы, попробуй еще раз и т.п.). Главное - мыслить позитивно: "Я могу", "У меня все получится", говорить о себе только в позитивном ключе.Необходимо открыто говорить о любом вкладе подростка: поблагодарите его за помощь, отметьте хорошо проделанную работу, своевременные задания, инициативу и активность, раскройте сильные стороны подростка, заметив позитив, расскажите ему об этом, напишите сообщение.Для коррекции агрессии у подростков используются различные формы работы: беседы; тренинги; игры; арт-терапия, профориентация; информационная поддержка.Примеры работы с подросткамиУпражнение "Анализ недостатков". Например, если вы считаете себя толстым или некрасивым, задайте себе четыре простых вопроса:Это правда?Вы знаете это наверняка? (Есть ли объективные данные, подтверждающие это?Или это только ваши мысли?).Как вы реагируете, когда верите в эту мысль? (Вспомните, как вы себя ведете, когда считаете себя толстой и уродливой? – например, вы ведете себя агрессивно, вините себя, наносите вред своему здоровью и т.д.).Кем бы вы были, если бы знали, что это неправда? (Наверняка вы бы не боялись открытого общения, были бы более уверены в себе, завели бы новых друзей).Затем сформулируйте утверждение, противоположное по смыслу: "Я красивая и стройная!" Найдите три примера из своей жизни, подтверждающих эту мысль.- Формирование позитивного мышленияНеобходимо удобно сесть, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и вспомнить ситуацию, в которой проявилось чувство агрессии, обиды или вины. Нужно представить человека или людей, которые были вовлечены в ситуацию, вспомнить слова и действия каждого. Далее нужно посмотреть на как бы это со стороны, словно это фильм на экране и увидеть признаки, сигнализирующие о наличии проблемы. Следует разобраться, какой урок можно извлечь из этой ситуации? Если случившееся имеет какую-то цель, то что это за цель, предназначение? Далее следует детально и позитивно сформулировать выводы, например о лучшем понимании конкретного человека или о том, что необходимо больше узнать о чем-то. Следует описать самое важное, что можно сделать после получения данного опыта, поблагодарить судьбу за этот бесценный урок.- Написать список того, что дает вам повод гордиться собой. Например, активность, целеустремленность или внимание к мелочам. Далее следует проанализировать, как эти достоинства могут помочь в жизни. В случае, если какое-то качество не используется или используется недостаточно, следует подумайте, как оно может помочь. Следует помнить, что, если что-то просто приносит положительные эмоции, поднимает настроение, это тоже важно и полезно. Пополнять этот список необходимо ежедневно.- Упражнение "Аналоговые линии"Бланк формата А4 нужно разделен на 8 одинаковых частей и каждая часть отвечает за определенную эмоцию, чувство или состояние: гнев, радость, депрессия, спокойствие, мужественность, женственность, болезнь и еще что-то на выбор. При помощи линий нужно заполнить каждый квадрат рисунком, далее следует вырезать квадраты и дополнить самодельной рамкой.- Упражнение "Автопортрет". Участники берут несведущей рукой лист бумаги формата А4, фломастер, закрывают глаза и рисуют свой портрет, не отрывая рук от листа бумаги, затем, когда контуры готовы, члены группы открывают глаза, и теперь им нужно довести свою работу до готовности, закрасьте замкнутые пространства внутри портрета маркерами разных цветов, что приведет к процессу рисования.Обратная связь - это обсуждение чувств, возникших во время выполнения упражнения.Выводы по главе 21. Уровень агрессивности и враждебности в группе подростков – средний и соответствует нормальному. Больше всего у подростков выражена косвеннаяагрессия, то есть та, которая окольнымпутемнаправленнаянадругоелицоилининакогоненаправленная. Также относительно ярко выражена вербальная агрессия, проявляющаяся черезсодержаниесловесных ответов, физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица иненавистькокружающимзадействительныеивымышленныедействия. На среднем уровне выражено чувство вины и протестное поведение. Меньше всего у подростков выражена подозрительностьи обида – зависть.2. У подростков уровень школьной тревожности выше среднего. Больше всего школьники переживают довольно сильную тревогу в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, и сильно переживают по поводу развитиясвоих социальных контактов со сверстниками, что характерно для подросткового возраста. Несколько меньше, но на повышенном уровне у учащихся выражена фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями. 3. Результаты корреляционного анализа показали, чем выше школьная тревожность у подростков, переживания по поводу различных сторон школьной жизни, тем большеу них выражено чувство вины и агрессия, которая окольнымпутемнаправленнаянадругоелицо. Чем выше у подростков тревога в ситуациях проверки знаний, тем больше у них проявляется раздражительность, импульсивность, ненависть к окружающим и тем большеу них выражено чувство вины. Чем сильнее у школьников выражены переживания по поводу развитиясвоих социальных контактов со сверстниками и переживания по поводу взаимоотношений со взрослыми в школе, страх несоответствия ожиданиям окружающих тем больше у них выражено чувство вины.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с целью выявления причин агрессивного поведения школьников. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического изучения проблемы было подчеркнуто, что агрессия мотивируется деструктивным поведением, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит ущерб объектам нападения и причиняет людям физический вред или вызывает у них психологический дискомфорт. Проявление агрессии объясняется биологическими и социальными факторами.Агрессивные действия людей очень многообразны и могут быть схожими по внешним признакам, но при этом иметь неодинаковые генетические и нервные механизмы регуляции, разнообразные феноменологические проявления, различные функции, и спровоцированы разными внешними обстоятельствами. Выделяют различные виды агрессии по форме, цели, степени осознанности, скорости реакции, частоте проявления, произвольности, направленности, форме выражения, позиции агрессора, мотивации поведения и т.д. Популярной является классификация агрессивного поведения по таким парным критериям как: физическая - вербальная; активная - пассивная; прямая - косвенная. Агрессивное поведение - это особое явление в подростковом возрасте, поскольку быть агрессивным означает "быть сильным". Агрессия может использоваться подростками в различных целях: привлечение внимания, самоутверждение, достижение целей, насилие как самоцель. Подростки, склонные к физической агрессии, характеризуются плохим самоконтролем, склонностью к риску; подростки, склонные к вербальной агрессии, психически неуравновешенны, тревожны, неуверенны в себе; подростки, склонные к косвенной агрессии, импульсивны; подростки, склонные к негативизму, характеризуются повышенной ранимостью и впечатлительностью, чрезмерным самомнением.Определенный уровень агрессивности способствует развитию самоутверждения подростка, но в то же время сами возрастные особенности влияют на необдуманность решений и поступков, снижают уровень ответственности за агрессивные действия. Поэтому следует обратить внимание на частоту, интенсивность и адекватность агрессии у подростков.В результате эмпирического исследования выяснилось, что уровень агрессивности и враждебности в группе подростков – средний и соответствует нормальному. Больше всего у подростков выражена косвеннаяагрессия, то есть та, которая окольнымпутемнаправленнаянадругоелицоилининакогоненаправленная. Также относительно ярко выражена вербальная агрессия, проявляющаяся черезсодержаниесловесных ответов, физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица иненавистькокружающимзадействительныеивымышленныедействия.В группе учащихся уровень школьной тревожности выше среднего. Больше всего подросткипереживают довольно сильную тревогу в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей, и сильно переживают по поводу развитиясвоих социальных контактов со сверстниками. Несколько меньше, но на повышенном уровне выражены фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями. Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше школьная тревожность у подростков, переживания по поводу различных сторон школьной жизни, тем большеу них выражено чувство вины и агрессия, которая окольнымпутемнаправленнаянадругоелицоилининакогоненаправленная.Чем выше у подростков тревога в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей, чем больше у них проявляется раздражительность, импульсивность, ненависть к окружающим и тем большеу них выражено чувство вины.Чем сильнее у школьников выражены переживания по поводу развитиясвоих социальных контактов со сверстниками и переживания по поводу взаимоотношений со взрослыми в школе, страх несоответствия ожиданиям окружающих тем больше у них выражено чувство вины.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: возможной причиной агрессивного поведения школьников может являться школьная тревожность. Особенно переживания по поводу взаимоотношений со сверстниками и учителями, страх проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих.На основе результатов исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по снижению агрессивности школьников.Список литературыАубакирова А.А. Влияние кризиса на личность подростка. В сборнике: Теория и практика современной педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 248-251.БерковицЛ. Почему мы убиваем? Злость, ненависть, агрессия и так называемое «зло». – М.: Родина, 2022. – 693 с.Газова Д.А. Феномен агрессии в социальных науках: к вопросу о соотношении понятий агрессии и фрустрации. В сборнике: Диалог цивилизаций: Восток - Запад. Материалы XХI научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Москва, 2021. – С. 317-327.Гонина О.О., Васильева А.Д. Гендерные особенности проявлений агрессивности среди подростков. В сборнике: Актуальные вопросы педагогики и психологии общего и специального образования. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 37-43.Гусейнова С.Д.К. Природа человека, феномен агрессивности и война (некоторые философские аспекты) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2021. – №11. – С. 39-44.Каменкова Т.А. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения старших школьников. В сборнике: Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату. Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2023. – С. 82-89.Коновалова О.О. Особенности проявления агрессии у подростков // Научно Исследовательский Центр "ScienceDiscovery". – 2022. – № 11. – С. 427-435. Лоренц К. Агрессия или так называемое зло/ Перевод Г. Ф. Швейник. – М.: АСТ, 2023. – 416с.Махрова А.А. Самооценка подростков с различными статусами в группе сверстников. В книге: Социальное благополучие человека в условиях новой общественной реальности. Сборник материалов XIV студенческой научно-практической конференции. Под общей редакцией З.П. Замараевой, Т.А. Топеха, М.И. Григорьевой. – Пермь, 2022. – С. 161-165.Митько М.В. Межличностные взаимосвязи для формирования личности подростка // Ростовский научный вестник. – 2021. – №2. – С. 52-54.Небогатых Н.М. Опыт выявления агрессивных тенденций среди подростков. В сборнике: Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2022. – С. 156-159.Подольский А.И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – М.: Каро, 2019. – 272 c.Решетников М. Феномен агрессивности в психологии, психиатрии и в социуме // Globus: Психология и педагогика. – 2019. – №4 (32). – С. 17-27.Сидоренко Н.С., Нижник Н.С. Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения [Текст] // Общество и право. – 2022. – №4 (82). – С. 119-126.Степанова К.С. Особенности агрессивного поведения современных подростков // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. – 2023. – №11. – С. 229-235.Филиппова С.А. Агрессивность современного человека: причины и формы проявления. В сборнике: Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике. Сборник материалов Международного научно-практического Фестиваля кафедры социальной работы и реабилитологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, посвященного 100-летию университета. – Минск, 2021. – С. 241-246.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2024. – 624с.Фурманов И.А. Влияние агрессивности на насильственные аттитюды в социальных отношениях. В сборнике: Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции. – Минск, 2020. – С. 311-314.Хасанова К.Р. Понимание агрессии и причины агрессивного поведения людей // Студенческий вестник. – 2023. – №46-2 (285). – С. 47-48.Хлебников А.С. Причины возникновения и способы снижения агрессивного поведения подростков / А.С. Хлебников, Н.Н. Комарова // Управление городом: теория и практика. – 2023. – №2 (48). – С. 28-30.Хромова Л.К. Типология агрессивного поведения подростков / Л.К. Хромова, К.Г. Гуревич, А.Н. Архангельская, Б.Д. Цыганков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2022. – №8. – С. 46-50.Чкалова Е.А. Психологические и социальные причины агрессивного поведения несовершеннолетних. В сборнике: Перспективы развития социальной работы и социальной педагогики в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: сборник научных трудов преподавателей и студентов. – Киров, 2021. – С. 67-73.Шарафутдинова Н.В. Профилактика агрессивности, враждебности и цинизма несовершеннолетних // Защити меня. – 2022. – №1. – С. 161-167.Шигапова Е.И. Причины агрессивного поведения подростков // Студенческий вестник. – 2022. – №4-2 (196). – С. 27-30.Юрковская Ю.В. Социально-педагогическая работа по коррекции агрессивности старших подростков в учебном процессе / Ю.В.Юрковская, В.П. Степаненко. В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов Шестидесятой международной научно-практической конференции. – Белгород, 2023. – С. 239-242.
2. Берковиц Л. Почему мы убиваем? Злость, ненависть, агрессия и так называемое «зло». – М.: Родина, 2022. – 693 с.
3. Газова Д.А. Феномен агрессии в социальных науках: к вопросу о соотношении понятий агрессии и фрустрации. В сборнике: Диалог цивилизаций: Восток - Запад. Материалы XХI научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Москва, 2021. – С. 317-327.
4. Гонина О.О., Васильева А.Д. Гендерные особенности проявлений агрессивности среди подростков. В сборнике: Актуальные вопросы педагогики и психологии общего и специального образования. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 37-43.
5. Гусейнова С.Д.К. Природа человека, феномен агрессивности и война (некоторые философские аспекты) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2021. – №11. – С. 39-44.
6. Каменкова Т.А. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения старших школьников. В сборнике: Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату. Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2023. – С. 82-89.
7. Коновалова О.О. Особенности проявления агрессии у подростков // Научно Исследовательский Центр "Science Discovery". – 2022. – № 11. – С. 427-435.
8. Лоренц К. Агрессия или так называемое зло/ Перевод Г. Ф. Швейник. – М.: АСТ, 2023. – 416с.
9. Махрова А.А. Самооценка подростков с различными статусами в группе сверстников. В книге: Социальное благополучие человека в условиях новой общественной реальности. Сборник материалов XIV студенческой научно-практической конференции. Под общей редакцией З.П. Замараевой, Т.А. Топеха, М.И. Григорьевой. – Пермь, 2022. – С. 161-165.
10. Митько М.В. Межличностные взаимосвязи для формирования личности подростка // Ростовский научный вестник. – 2021. – №2. – С. 52-54.
11. Небогатых Н.М. Опыт выявления агрессивных тенденций среди подростков. В сборнике: Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2022. – С. 156-159.
12. Подольский А.И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – М.: Каро, 2019. – 272 c.
13. Решетников М. Феномен агрессивности в психологии, психиатрии и в социуме // Globus: Психология и педагогика. – 2019. – №4 (32). – С. 17-27.
14. Сидоренко Н.С., Нижник Н.С. Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения [Текст] // Общество и право. – 2022. – №4 (82). – С. 119-126.
15. Степанова К.С. Особенности агрессивного поведения современных подростков // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. – 2023. – №11. – С. 229-235.
16. Филиппова С.А. Агрессивность современного человека: причины и формы проявления. В сборнике: Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике. Сборник материалов Международного научно-практического Фестиваля кафедры социальной работы и реабилитологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, посвященного 100-летию университета. – Минск, 2021. – С. 241-246.
17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2024. – 624с.
18. Фурманов И.А. Влияние агрессивности на насильственные аттитюды в социальных отношениях. В сборнике: Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции. – Минск, 2020. – С. 311-314.
19. Хасанова К.Р. Понимание агрессии и причины агрессивного поведения людей // Студенческий вестник. – 2023. – №46-2 (285). – С. 47-48.
20. Хлебников А.С. Причины возникновения и способы снижения агрессивного поведения подростков / А.С. Хлебников, Н.Н. Комарова // Управление городом: теория и практика. – 2023. – №2 (48). – С. 28-30.
21. Хромова Л.К. Типология агрессивного поведения подростков / Л.К. Хромова, К.Г. Гуревич, А.Н. Архангельская, Б.Д. Цыганков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2022. – №8. – С. 46-50.
22. Чкалова Е.А. Психологические и социальные причины агрессивного поведения несовершеннолетних. В сборнике: Перспективы развития социальной работы и социальной педагогики в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: сборник научных трудов преподавателей и студентов. – Киров, 2021. – С. 67-73.
23. Шарафутдинова Н.В. Профилактика агрессивности, враждебности и цинизма несовершеннолетних // Защити меня. – 2022. – №1. – С. 161-167.
24. Шигапова Е.И. Причины агрессивного поведения подростков // Студенческий вестник. – 2022. – №4-2 (196). – С. 27-30.
25. Юрковская Ю.В. Социально-педагогическая работа по коррекции агрессивности старших подростков в учебном процессе / Ю.В. Юрковская, В.П. Степаненко. В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов Шестидесятой международной научно-практической конференции. – Белгород, 2023. – С. 239-242.