Причины отклонений в развитии и факторы, их опосредующие
Заказать уникальный доклад- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 16.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ОТКЛОНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ 2
Нарушение зрения у детей 2
Нарушение слуха у детей 2
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 4
ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ 6
Интеллектуальные нарушения у детей 6
Основные нарушения письменной речи 7
Нарушения речи у детей 8
Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей 9
Дети с реактивными состояниями 10
Дети с начальными проявлениями психических заболеваний 11
«Сложный дефект» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
На уроках они, как правило, бросают занятия в неподходящий момент. Образно говоря, они все время в движении, словно раненые.3. Симптомы импульсивности. Часто на уроках дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, и им трудно дождаться своей очереди. Они не способны откладывать получение удовольствия. Если они чего-то хотят, им нужно получить это в один и тот же момент, не поддаваясь различным убеждениям.Эпилепсия - хроническое нервно-психическое заболевание различного генеза, проявляющееся повторяющимися эпилептическими припадками и характеризующееся эпизодическими и хроническими психическими расстройствами.Причинами могут быть наследственные факторы, нарушения обмена веществ, травмы, отравления, ранние инфекции. Возникновение эпилептических припадков связано с наличием эпилептического очага - локального поражения участка головного мозга, возбудимость нейронов которого повышена. Функции этих нейронов нарушены, они способны к самовозбуждению. Одновременный разряд в большом количестве нейронов приводит к судорожной активности. При большом количестве приступов эпилепсия сопровождается постоянными психическими изменениями – изменениями интеллекта и личности.Аутизм - это патологическое состояние, которое ограничивает детскую шизофрению. Аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. Причины аутизма могут быть разными, но генетическая предрасположенность всегда имеет первостепенное значение (средняя частота встречаемости составляет 1:10– 4 мальчика и 1 девочка). Аутизм в раннем детском возрасте может сопровождаться задержкой психического развития, некоторыми формами церебрального паралича, врожденными заболеваниями обмена веществ (фенилкетонурия), сенсорными дефектами. Некоторые проявления аутизма могут сочетаться с некоторыми формами умственной отсталости (синдром Дауна, фенилкетонурия).«Сложный дефект»«Сложный дефект» — это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР).Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, которые определяют структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Например, сложный дефект возникает у ребенка с одновременным нарушением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.д. Занятия с такими детьми проходят довольно сложно.Первичные нарушенияПри сложном дефекте можно выделить основное (первичное) расстройство и его сложные нарушения, которые носят вторичный характер. Особенность мозга ребенка в том, что даже небольшое поражение не остается частичным, локализованным, как у взрослых, а негативно влияет на весь процесс созревания центральной нервной системы.Вторичные нарушенияВажную роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играют недостаточность или отсутствие ранних развивающих терапевтических и коррекционных мероприятий, а также психическая депривация. Например, малоподвижный ребенок с церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, характеризуется личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантилизмом, повышенной зависимостью от окружающих.Поздно выявленные отклонения в развитии, например, легкие дефекты зрения и слуха, задерживают темпы психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких как низкая самооценка, низкий уровень претенциозности. Дети с tmnr начинают избегать общения со сверстниками, а вторичные расстройства постепенно усугубляют социальную дезадаптацию.Таким образом, ранняя диагностика, медицинская, психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений развития у ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо данным ООН, в мире насчитывается около 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 населения нашей планеты. По данным Всемирной организации здравоохранения, численность этой группы населения в мире достигает 13%. % детей рождаются с нарушениями интеллекта, а 10% детей рождаются с другими психическими и физическими отклонениями. Поведенческие расстройства проявляются не только у детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. К 7 годам, судя по наблюдениям психологов и педагогов, нарушения поведения имеют стойкую тенденцию к закреплению. Такая закономерность наблюдается у всех категорий детского населения. Количество детей с нарушениями поведения растет из года в год. В связи с этим сравнительно недавно, в конце 80-х, таких детей выделили в самостоятельную категорию среди других категорий аномального развития - "дети с нарушениями поведения". Конечно, будучи "трудными", такие дети мешают и запутывают образовательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. И они сами становятся "группой риска", потому что без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденцию приобретать патологический характер. И такие стойкие патологические изменения личности приводят таких детей в асоциальную среду и часто влекут за собой криминальные последствия. Эта проблема является одной из самых актуальных в современном обществе. На сегодняшний день, несмотря на несколько методов для этого, эта проблема так и не была решена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Медицина, 1977.2. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни / Е. Ф. Архипова. — М. : Мозаика-Синтез, 2012.3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : метод. пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — СПб. : Детство-пресс, 2005.4. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г. А. Тавартки-ладзе, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелым-ская. — М. : Полиграф сервис, 2001.5. Екжанова, Е. А. Методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева // Дефектология. — 2007. — № 6.6. Лисичкина, Ю. А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довер-бального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Лисичкина. — М., 2004.7. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : кн. для воспитателя детского сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М. : Просвещение, 1986.8. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации / О. Г. Приходько. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.9. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом :дис. ... д-ра пед. наук I О. Г. Приходько. — М., 2009.10. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития I сост. Е. Р. Баенская, М. М. Либ-линг. — М. : Полиграф сервис, 2001.11. Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии : пособие для педагога-дефек-толога и родителей I Е. А. Стребелева, Г. В. Мишина. — М. : Парадигма, 2010.12. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие I Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стре-белевой. — М. : Просвещение, 2004.13. Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция : метод. пособие I Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. — М. : Полиграф сервис, 2003.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Медицина, 1977.
2. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни / Е. Ф. Архипова. — М. : Мозаика-Синтез, 2012.
3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : метод. пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — СПб. : Детство-пресс, 2005.
4. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г. А. Тавартки-ладзе, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелым-ская. — М. : Полиграф сервис, 2001.
5. Екжанова, Е. А. Методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева // Дефектология. — 2007. — № 6.
6. Лисичкина, Ю. А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довер-бального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Лисичкина. — М., 2004.
7. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : кн. для воспитателя детского сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М. : Просвещение, 1986.
8. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации / О. Г. Приходько. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
9. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом :дис. ... д-ра пед. наук I О. Г. Приходько. — М., 2009.
10. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития I сост. Е. Р. Баенская, М. М. Либ-линг. — М. : Полиграф сервис, 2001.
11. Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии : пособие для педагога-дефек-толога и родителей I Е. А. Стребелева, Г. В. Мишина. — М. : Парадигма, 2010.
12. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие I Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стре-белевой. — М. : Просвещение, 2004.
13. Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция : метод. пособие I Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. — М. : Полиграф сервис, 2003.