особенности эмоциональной лексики у дошкольников с онр
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 11.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Понятие и особенности развития эмоциональной лексики в онтогенезе 5
1.2 Особенности эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР 15
1.3. Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Описание программы экспериментального исследования 30
2.2. Эксперементальная оценка сформированности эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи 34
Заключение 40
Таким образом, выбор методики «Изучение лексического строя речи» разработанной И.Ю. Кондратенко в данном исследовании обоснован его комплексностью, практической значимостью, а также учетом связей между лексикой и другими языковыми уровнями.Методика «Изучениеособенностейвосприятия детьми эмоциональных состояний» (В. М. Минаева) вошла в первую серию зданий[21;с.51]. Методика «Изучение лексического строя речи» И.Ю. Кондратенко использовалась для второй серии заданий [13]. Вторая серия заданий заключалась в изучении способностей детей правильно подбирать к словам, входящим в состав эмоциональной лексики, синонимыиантонимы.Описание методик, стимульный материал, критерии оценивания ответов детей и описание уровней эмоциональной лексики представлены в приложении 1.Количественный анализ результатов проводился с целью определить уровень сформированности навыка использования эмоциональной лексики среди детей. Этот подход позволил проанализировать и сопоставить количество детей на каждом уровне и сформулировать соответствующие выводы о развитии данного навыка. Таким образом, полученные результаты качественно описывают состояние использования эмоциональной лексики у детей.Констатирующий эксперимент проводился на базе «Детский сад №386». Для проведения исследования были выбраны две группы детей: одна группа состояла из 12 нормотипичных детей, а вторая - из 12 детей с онр. Целью исследования было выяснить различия в развитии эмоциональной лексики у этих двух групп.Проведенный качественный анализ показал следующие результаты(см. Приложение 2). 2.2. Экспериментальная оценка сформированности эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речиВ данном исследовании проведена экспериментальная оценка сформированности эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для достоверной оценки были использованы специальные методики и тесты, позволяющие оценить наличие и разнообразие эмоциональных слов в речи детей. Результаты исследования показали, что у детей с общим недоразвитием речи имеются определенные особенности в формировании эмоциональной лексики по сравнению с их здоровыми сверстниками.При исследовании успешности использования детьми средств лицевой экспрессии было выявлено, что дети с ОНР успешно справились с демонстрацией лицевых экспрессий радости и печали в 40% случаев. Однако, при изображении гнева дети демонстрировали удивление или использовали выражение страха в 20% случаев. Кроме того, большую трудность представляло изображение удивления, что было замечено в 40% случаев. В этом задании для детей с ОНР была характерна определенная гипотомия, что означает бедность эмоций. Это может быть связано с проявлениями гипотомии и определенными трудностями в распознавании и передаче эмоций. При исследовании успешности использования детьми средств лицевой экспрессии было выявлено что нормотипичные дети показали хорошие результаты.В соответствии с поставленными целями, следующее задание предлагает детям оценить и идентифицировать эмоциональные состояния, изображенные на картинках, а также подобрать синонимы для слов. Для каждого из предложенных слов – «радостный», «грустный», «злой», «печальный», «удивленный», «веселый» детям требовалось найти другие слова, близкие по смыслу, которые можно использовать вместо этих слов. (см. Приложение 3)Учащиеся с нормально развивающимся языком успешно идентифицировали эмоции на изображениях, только 10% из них не смогли справиться с экспериментом. В то время как учащиеся с отклонениями в развитии речи столкнулись с трудностями при выполнении этой задачи (см. Приложение 2).Исследование лексикона, связанного с эмоциями, на основе изображений лиц и графических иллюстраций показало, что учащиеся без проблем распознавали эмоцию радости. Однако, когда речь шла о распознавании эмоции грусти, 30% участников не смогли правильно ответить, а у 20% были некорректные ответы. Аналогично, 30% не смогли правильно определить гнев.Самые серьезные проблемы учащиеся испытали при распознавании чувств страха и удивления. При определении страха 40% участников ошиблись, а у 20% были ошибочные ответы. Удивление не удалось правильно определить 60% участников, а у 40% были неверные ответы. Кроме того, было замечено, что дети часто путают эмоции "гнева" с "грустью", "страха" с "удивлением", "грусть" и "гневом", а также "удивление" с "радостью" и "страхом".Анализ изучения лексикона в эмоциональной лексике, основанный на употреблении синонимов, выявил, что дети чаще всего образуют синонимы с помощью частицы «не». Например, они заменяют «радостная» на «негрустная», «грустная» на «невеселая», «недобрая». Однако при выполнении данного задания дети с ОНР часто допускают ошибки при подборе синонимов и часто заменяют слово по смыслу. Например, вместо «грустная» они могут использовать слова «злая» или «испуганная», а вместо «удивленный» могут употреблять слова «веселый», «грустный» или «злой».Цель следующего задания - определить частоту использования эмоциональной лексики в связной речи. Для выполнения этого задания будут использованы сюжетные картинки "Несчастный случай" (см. Приложение 1). Диагностическая методика "составления рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке" позволила выявить интересные результаты в развитии нормативной речи у детей. В ходе исследования было установлено, что дети способны не только распознавать свои собственные эмоции, но и оценивать их. Это значит, что они осознают, какое состояние они испытывают, и могут определить его характер.Однако, что еще более интересно, дети с нормативным речевым развитием также проявляют способность определить эмоциональное состояние других людей. Они успешно реагируют на мимические признаки, которые обычно возникают в определенных ситуациях, и делают выводы о настроении и эмоциональном состоянии человека.Результаты диагностической методики "составления рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке" у детей с ОНР показали, что многие детине могут распознать и оценить свое собственное эмоциональное состояние. Некоторые дают случайные определения своих ощущений.Однако 2 ребёнка смогли дать оценку эмоциональному состоянию при помощи наводящих вопросов взрослого. Дети с нормативным речевым развитием успешно справились с заданием по результатам диагностической методики составления рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке. Их умение адекватно интерпретировать и выразить эмоциональную составляющую в сюжете картинки было заметным. Дети проявили способность соединять различные события и персонажей, создавая последовательный и цельный рассказ. Они описывали обстановку, выражали эмоции героев и описывали их действия с достаточной ясностью и детализацией. В рассказах детей преобладали разнообразные эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, страх, любовь и восхищение. Благодаря своей способности к обогащению речевой выразительности и использованию разнообразных лексических средств, дети с нормативным речевым развитием создали привлекательные и увлекательные истории. Они показали хорошее понимание связей между персонажами картинки и эмоциональной атмосферой сюжета.Результаты диагностической методики "составления рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке" у детей с ОНР представлены в приложении 2. Из представленных результатов можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, нормотипичные дети успешно справились с поставленными заданиями, демонстрируя значительно лучшие результаты по сравнению с детьми с ОНР. Во-вторых,низкий уровень развития эмоциональной лексики у детей с ОНР наблюдается у четырех детей, что составляет -34%. Это говорит о том, что эти дети имеют значительные проблемы в составлении рассказов. Важно оказать им необходимое внимание и помощь, чтобы они могли преодолеть свои трудности и с достоинством продолжить обучение.Анализ уровня развития эмоциональной лексики, которая включает в себя оценочные слова, в процессе создания повествования на основе серии иллюстраций, выявил, что дети с ОНР часто нуждаются в поддержке со стороны исследователя. Они сталкиваются с трудностями в последовательном расстановке событий. В их речи преобладают простые и часто используемые предложения, а также однообразные словосочетания. Также стоит упомянуть многочисленные паузы, связанные с поиском подходящего слова, и повторение однотипных оценочных выражений.В результате проведенного анализа можно заключить, что дети с ОНР имеют некоторые трудности с использованием синонимов в эмоциональной лексике, а также с установлением логической последовательности событий при составлении рассказов.Дети с речевыми нарушениями сталкиваются с особыми трудностями в передаче эмоций, таких как гнев, страх, удивление, с помощью мимических средств. У них возникает сложность в адекватном выражении эмоционально-смыслового содержания высказывания и они часто смешивают различные эмоции. Кроме того, у детей с речевыми нарушениями наблюдается дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, а частота использования эмоциональной лексики в их устной речи снижена. Исследование показало, что эти факторы характерны для данной группы детей.Вывод по главе 2:Проведя исследование, были выявлены как позитивные стороны, так и сложности, с которыми сталкиваются дети при выражении и понимании своих эмоций. Анализ результатов позволил выявить несколько ключевых моментов. Например, дети с общим недоразвитием речи испытывают наибольшие трудности при передаче определенных эмоциональных состояний через интонацию и мимику.Необходимо уделить особое внимание разработке индивидуализированных методик, учитывающих особенности каждого ребенка с общим недоразвитием речи. Например, использование картинок и графических изображений может значительно способствовать обучению эмоциональному словарю.Также важно понимать, что дети с общим недоразвитием речи часто имеют проблемы с логической последовательностью событий и использованием синонимов в речи. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к их обучению и поддержке.ЗаключениеРазвитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста, особенно у тех, кто имеет недоразвитую речь, является важным направлением в работе логопедов. Исследование этой проблемы позволяет глубже понять особенности языкового развития таких детей. Анализ данных показал, что их уровень развития эмоциональной лексики заметно отличается от сверстников с нормальным развитием речи. У этих детей часто наблюдается ограниченное использование эмоциональной лексики и формирование устойчивых сочетаний слов.Важно отметить, что развитие эмоциональной лексики происходит одновременно с развитием других аспектов речи и осуществляется через множество сложных процессов высших психических функций. Исследование также помогло выявить сильные и слабые стороны, с которыми сталкиваются дети с недоразвитием речи при выражении и понимании эмоций.Эмоциональная лексика играет важную роль в коммуникативном развитии ребенка, помогая ему точнее описывать свои настроения и чувства, а также лучше понимать окружающий мир. Поэтому создание эффективной системы логопедической работы, направленной на развитие эмоциональной лексики у детей с недоразвитием речи, является важной задачей. Исследования в этой области могут значительно обогатить работу специалистов и способствовать более успешной адаптации таких детей в обществе.Список литературы :Божович Л.И. Психология развития : от рождения до юношества .Москва : Издатеьство «Смысл» , 2009. С. 156-178.Вайгле Э.А. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста .Москва : Издательство «Педагогика» , 2008.С.78-92.Волковская Т.Н, Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи .- М.,2004.Выготский .Л.С. Мышление и речь. Москва : Издательство «Лабиринт»,2011.С.89-105.Галкина-Федорук , Е.М. Развитие эмоциональной лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья . Москва : Издательство «Просвещение», 2010 .С. 45-67.Гвоздев, А.Н. Эмоциональная лексика и ее особенности у детей с ОНР. Москва: Издательство "Наука", 2014. Стр. 45-67. (под редакцией А.Н. Гвоздева)Гербова В. В., Лямина Г. М. О развитии речи старших дошкольников в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1985 -№ 1.- С. 6-12.Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Логопед в детском саду.Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР. Москва: Издательство "Педагогическое общество", 2014. Стр. 112-130. Зигангирова, Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48Иванова, Н.С. Психолингвистические аспекты формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР: статья в журнале "Специальная педагогика", №2, 2018. Комарова, Е.В. Эмоциональная лексика в речи детей с ограниченными возможностями: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2015.Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И.Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.Кузнецова, Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л.И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24.Леонтьев, А.Н. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Москва: Издательство "Наука", 2013. Стр. 45-67.Лисина, М.И. Эмоциональная лексика и ее развитие у детей с ОНР. Москва: Издательство "Наука", 2015. Стр. 45-67.Логопедия и специальная психология: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. Л.И. Барановой, Н.А. Васильевой. - М.: Академия, 2018. Логопедия: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. Л.И. Барановой, Н.А. Васильевой. - М.: Академия, 2016. Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Т.В. Лебедевой. - М.: Академия, 2019.Лука, А.Н. Эмоциональная лексика и ее развитие у детей с ОНР. Москва: Издательство "Просвещение", 2012. Стр. 78-92.Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для практ. работников дошк. учреждений / В.М. Минаева. – М. : АРКТИ, 1999. – 48 с. Петрова, М.К. Особенности использования эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2016.Поникарова В.Н., Щербакова А.В. К проблеме формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 144-148Розенталь, Д.Е. Эмоциональная лексика и ее развитие у детей. Москва: Издательство "Академия", 2012. Стр. 112-130.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Москва: Издательство "Педагогика", 2007. Стр. 112-130.Смирнова, О.И. Особенности эмоциональной лексики у детей с ограниченными возможностями: статья в журнале "Логопедия и специальная психология", №3, 2017. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи[Текст] // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи[Текст]// Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста : [Текст] Москва, 2002.Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]/ О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. — 2011. — № 1. — С. 35—48.Тимофеева, С.А Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи [Текст] / С.А. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 36 -38.Трифонова В.А. Выявление детей с нарушениями речи [Текст]М. – 2001.Харченко, В.К. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР. Москва: Издательство "Педагогическое общество", 2011. Стр. 78-92.Шмельев, В. Эмоциональная лексика и ее особенности у детей с ОНР. Москва: Издательство "Педагогическое общество", 2013. Стр. 78-92.Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] // Психологос :энцикл. практ. психологии. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt. – Загл. с экрана. – 08.03.2024.Ященко, М.А. Психология эмоций у детей с особыми потребностями. Москва: Издательство "Просвещение", 2013. Стр. 112-130.Приложение 1 Диагностический материал: сюжетные картинки «Несчастный случай»Критерии оценки эмоциональной лексики:1. Низкий уровень (от 0 до 2): неспособность распознать и оценить собственное эмоциональное состояние, случайное определение своих ощущений. Также невозможность определить эмоциональное состояние другого человека по мимическим признакам даже в контексте ситуации. Использование слов эмоционально-оценочной лексики происходит случайно или на основе подражания.2. Средний уровень (от 2 до 4): способность распознать и оценить собственное эмоциональное состояние только при помощи наводящих вопросов взрослого, выбирая соответствующие прилагательные из предложенных. Может оценить состояние другого человека, ориентируясь на мимические признаки и значение ситуации. При этом выражение эмоций не всегда адекватно вербально выражено. Для оценки близких эмоциональных состояний затруднено их дифференциация, человек может назвать противоположное состояние через использование антонимов.3. Высокий уровень (от 4 до 5): способность распознать и оценить собственное эмоциональное состояние, выбирая соответствующие прилагательные.Задача 1: Требуется распознать чувственные состояния, основываясь на изображениях.Инструкция: "Взгляни на лицо персонажа на картинке и определи его эмоциональное состояние".Задача 2: Подбирать синонимы для слов: "счастливый", "печальный", "злой", "грустный", "удивленный", "веселый".Инструкция: Подбери к каждому слову аналогичные по смыслу слова, которые заменят данное слово.Для оценки уровня лексического развития в области эмоциональной сферы у дошкольников мы применяли следующие критерии:- Высокий уровень: ребенок способен определить разнообразные эмоциональные состояния по изображениям, подобрать два или более синонима к каждому предложенному слову без ошибок, может выполнить задание без помощи экспериментатора, безупречно выполняет задания (общая оценка – 5 баллов за две задачи).- Средний уровень: ребенок способен определить различные эмоциональные состояния по картинкам с одной или двумя ошибками, подбирает 1-2 синонима к каждому предложенному слову с некоторыми неточностями, способен выполнить задание, но требуется помощь экспериментатора, выполняет задания с незначительными ошибками (общая оценка – 3-4 балла за два задания).- Низкий уровень: ребенок способен определить различные эмоциональные состояния по картинкам с 3-4 ошибками, подбирает 1 синоним к каждому предложенному слову с грубыми ошибками, не принимает задание, нуждается в помощи экспериментатора, выполняет задания с значительными ошибками (общая оценка – 1-2 балла за два задания).Приложение 2Рисунок 1 – Уровень сформированности навыка употребления эмоциональной лексики у детей с ОНР и нормативным речевым развитием . Таблица 1 - Уровень сформированности навыка употребления эмоциональной лексики у детей с ОНР и нормативным речевым развитием . «+»- задание выполнено верно, «-» - задание выполнено не верно№ОНРНормаИспользование средств лицевой экспресииОпределение эмоцийСоставление рассказаИспользование средств лицевой экспресииОпределение эмоцийСоставление рассказа1-+-+++2+-++++3++-+++4---+-+5-+-+++6+--+++7---+-+8+--+++9-+-+++10-+-+++11--++++12-+-+++Рисунок 2 – уровень определения эмоций по картинке у детей с ОНРРисунок 3 - результаты диагностической методики «Составление рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке»
2.Вайгле Э.А. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста . Москва : Издательство «Педагогика» , 2008.С.78-92.
3.Волковская Т.Н, Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи .- М.,2004.
4.Выготский .Л.С. Мышление и речь. Москва : Издательство «Лабиринт»,2011.С.89-105.
5.Галкина-Федорук , Е.М. Развитие эмоциональной лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья . Москва : Издательство «Просвещение», 2010 .С. 45-67.
6.Гвоздев, А.Н. Эмоциональная лексика и ее особенности у детей с ОНР. Москва: Издательство "Наука", 2014. Стр. 45-67. (под редакцией А.Н. Гвоздева)
7.Гербова В. В., Лямина Г. М. О развитии речи старших дошкольников в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1985 -№ 1.- С. 6-12.
8.Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Логопед в детском саду.
9.Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР. Москва: Издательство "Педагогическое общество", 2014. Стр. 112-130.
10.Зигангирова, Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48
11.Иванова, Н.С. Психолингвистические аспекты формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР: статья в журнале "Специальная педагогика", №2, 2018.
12.Комарова, Е.В. Эмоциональная лексика в речи детей с ограниченными возможностями: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2015.
13.Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И.Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
14.Кузнецова, Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л.И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24.
15.Леонтьев, А.Н. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Москва: Издательство "Наука", 2013. Стр. 45-67.
16.Лисина, М.И. Эмоциональная лексика и ее развитие у детей с ОНР. Москва: Издательство "Наука", 2015. Стр. 45-67.
17.Логопедия и специальная психология: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. Л.И. Барановой, Н.А. Васильевой. - М.: Академия, 2018.
18.Логопедия: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. Л.И. Барановой, Н.А. Васильевой. - М.: Академия, 2016.
19. Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Т.В. Лебедевой. - М.: Академия, 2019.
20.Лука, А.Н. Эмоциональная лексика и ее развитие у детей с ОНР. Москва: Издательство "Просвещение", 2012. Стр. 78-92.
21.Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для практ. работников дошк. учреждений / В.М. Минаева. – М. : АРКТИ, 1999. – 48 с.
22. Петрова, М.К. Особенности использования эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2016.
23.Поникарова В.Н., Щербакова А.В. К проблеме формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 144-148
24.Розенталь, Д.Е. Эмоциональная лексика и ее развитие у детей. Москва: Издательство "Академия", 2012. Стр. 112-130.
25.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Москва: Издательство "Педагогика", 2007. Стр. 112-130.
26.Смирнова, О.И. Особенности эмоциональной лексики у детей с ограниченными возможностями: статья в журнале "Логопедия и специальная психология", №3, 2017.
27.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи[Текст] // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
28.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи[Текст]// Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
29.Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста : [Текст] Москва, 2002.
30.Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]/ О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. — 2011. — № 1. — С. 35—48.
31.Тимофеева, С.А Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи [Текст] / С.А. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 36 -38.
32.Трифонова В.А. Выявление детей с нарушениями речи [Текст]М. – 2001.
33.Харченко, В.К. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР. Москва: Издательство "Педагогическое общество", 2011. Стр. 78-92.
34.Шмельев, В. Эмоциональная лексика и ее особенности у детей с ОНР. Москва: Издательство "Педагогическое общество", 2013. Стр. 78-92.
35.Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] // Психологос : энцикл. практ. психологии. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt. – Загл. с экрана. – 08.03.2024.
36.Ященко, М.А. Психология эмоций у детей с особыми потребностями. Москва: Издательство "Просвещение", 2013. Стр. 112-130.