Сестринский уход за больными с пневмонией.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПНЕВМОНИИ 6
1.1 Определение, эпидемиология, этиология и патогенез пневмонии 6
1.2 Клинические проявления пневмонии 9
1.3 Диагностика и лечение пневмонии 13
ГЛАВА 2 РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ, РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПРИ ПНЕВМОНИИ 19
2.1 Сравнительный анализ заболеваемости пневмонией в России и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре за 2021-2023 годы 19
2.2 Участие медицинской сестры в диагностике пневмонии 19
2.3 Участие медицинской сестры в лечебно-диагностических мероприятиях 21
2.4 Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования 22
2.5 Соблюдение правил использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса 23
2.6 Ведение утвержденной медицинской документации 24
2.7 Осуществление реабилитационных мероприятий при пневмонии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Приложение 1. Описание алгоритма подготовки к рентгену грудной клетки 34
Приложение 2. Описание алгоритма подготовки к сбору мокроты 34
Приложение 3. Описание алгоритма подготовки к забору крови из вены 35
Журнал учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Журнал учета процедур.Температурные листы.Журнал получения лекарственных препаратов на смену.Среднему медицинскому персоналу запрещено вносить какие-либо записи в медицинские карты амбулаторного и стационарного пациента, так как это является обязанностью лечащего врача и находится целиком в его компетенции. Палатная медицинская сестра ежедневно проводит измерение температуры тела, частоты пульса и дыхания больных и заносит результаты в в температурный лист (форма 004/у) и делает запись в журнал учета процедур (форма 029/у).Последний является оперативным документом, предназначенным исключительно для регистрации отпускаемых больным процедур. Для разовых процедур и манипуляций допустимо использовать упрощенную форму журнала.Процедуры и манипуляции, проведенные лечащим врачом лично, заносятся не в журнал учета процедур, а в медицинскую карту больного.Температурный лист – это оперативный документ, в котором выполняется графическая фиксация основных данных о состоянии пациента на данный момент.2.7 Осуществление реабилитационных мероприятий при пневмонииСогласно статье 40 Федерального закона от 21.11.2012 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская реабилитация – это «…комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество...».К основным принципам медицинской реабилитации относятся: раннее начало проведения реабилитационных мероприятий; комплексность применения необходимых средств; индивидуализация программы реабилитации; этапность реабилитации; непрерывность и последовательность в течение всех этапов реабилитации; сочетание общего и специального действий; социальная направленность реабилитационных мероприятий; использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Этапы медицинской реабилитации – это госпитальный этап, амбулаторно-поликлинический этап, санаторно-курортный этап, этап бытовой реабилитации.Задачи медицинской реабилитации при заболеваниях органов дыхания – это:Достижение регрессии всех обратимых изменений органов дыхания и стабилизации тех изменений, которые не являются обратимыми;Восстановление и улучшение функций внешнего дыхания и работы сердечно-сосудистой системы;Восстановление психологического статуса и работоспособности пациента [8].Общая программа медицинской реабилитации пациентов с пневмонией выглядит следующим образом:Этиотропное, патогенетическое и симптоматическое лечение.Лечебный режим.Лечебное питание.Лечебная физическая культура и дыхательная гимнастика.Массаж.Медикаментозное этиотропное, патогенетическое и симптоматическое лечение при пневмонии подбирается исходя из этиологии и патогенеза заболевания.Лечебный режим при пневмонии может быть разделен на строгий постельный, постельный, палатный, общий. При строгом постельном режиме пациенту разрешается только приподнимать туловище 2-3 раза в сутки на 10 минут, поворачиваться на бок, принимать пищу, использовать судно. На данном этапе крайне важно предупредить последствия гипокинезии, приводящей к прогрессированию заболевания, а также постепенно подготовить пациента к нагрузкам. Строгий постельный режим соблюдается при неотложных состояниях, не допускающих вертикализацию пациента. При постельном режиме пациенту разрешается садиться на постель по 10-15 минут 2-3 раза в день, принимать пищу в сидячем положении. Задачами постельного режима является улучшение общего самочувствия пациента, усиление центрального и периферического кровообращения, продолжение адаптации к повышающимся физическим нагрузкам, нормализация работы все органов и систем, повышение статокинетической устойчивости. Постельный режим соблюдается на протяжении всего лихорадочного периода, при тяжелой интоксикации, в процессе лечения осложнений. Пациентам на палатном режиме разрешается перемещаться по палате. Медицинская сестра строго следит за соблюдением пациентом двигательного режима.Лечебное питание при пневмонии имеет своей главной целью соблюдение баланса при приеме белков, жиров и углеводов с одновременным исключением аллергенов. При остром интоксикационном синдроме и при лихорадке рекомендуется принимать 2,5-3 л жидкости. Питание должно включать в себя легкие, быстро усваиваемые продукты компоты, фрукты. Примером может являться стол №13, рекомендуемый при острых инфекционных заболеваниях, а также стол №15, который предназначен для заболеваний, не требующих специальных диет. Медицинская сестра строго следит за соблюдением пациентом режима питания [8].Лечебная физическая культура – это один из ведущих методов реабилитации пациентов с болезнями органов дыхания. Благодаря физической культуре можно увеличить жизненный объем легких, избежать последствий гипокинезии, улучшить периферическое кровообращение и работу системы кровообращения в целом, снабжение тканей кислородом. Лечебная физическая культура назначается после нормализации температуры тела. По мере улучшения состояния больного назначается комплекс физических упражнений. Для постельного двигательного режима важно выполнение упражнений лежа на спине и сидя. Выполняются элементарные упражнения для конечностей в медленном темпе с ограниченной амплитудой движения, повороты туловища на здоровый бок, приподнимание таза с опорой руками о постель. Продолжительность занятия 10-15 минут. После каждого упражнения дают отдых. Палатный режим предполагает упражнения с исходным положениемлежа, сидя и стоя в течение 20-25 минут. Выполняются специальные дыхательные упражнения (глубокий и удлиненный вдох выдох) в сочетании с общеразвивающими для конечностей и туловища (включая медленную ходьбу) в соотношении 1:1 и 1:2. Амплитуда движений должна быть максимально возможной, а для предупреждения спаек наклоны и повороты туловища должны сочетаться с вдохом и выдохом. При свободном режиме применяются общеукрепляющие упражнения и специальные дыхательные в сочетании 3:1 и 4:1. Движения должны быть динамичными с большой амплитудой и использованием снарядов (для активизации дыхания), игр, ходьбы в среднем темпе. Дыхательная гимнастика должна в обязательном порядке перемежаться с упражнениями, предназначенными для поддержания общего физического состояния пациента. Медицинская сестра помогает пациенту в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, следит за тем, чтобы занятия были регулярными [20].ЗАКЛЮЧЕНИЕПневмония – это заболевание инфекционной природы, которое развивается вследствиенарушение системы местного иммунитета. Классификация пневмонии ведется по возбудителю (бактерия, вирус, грибок, простейшие), локализации, тяжести состояния и т.д. Клиническая картина пневмонии несколько отличается при разных ее формах, но обычно связана с интоксикацией, кашлем, одышкой. Пневмония может привести к ряду осложнений, часть из которых смертельно опасна. Диагноз «пневмония» ставится на основе результатов физикальных, лабораторных и инструментальных исследований. Лечение пневмонии связано с соблюдением режима, медикаментозной терапией, физическими методами лечения, лечебным питанием и т.д. Роль медицинской сестры в уходе за пациентами с пневмонией состоит в том, чтобы выявить проблемы пациента, решить их. При этом медицинская сестра обеспечивает режим, питание, оказывает пациенту помощь вы выполнении гигиенических мероприятий, проведении занятий по ЛФК, проводит массаж, назначения врача по медикаментозной терапии, готовит пациентов к диагностическим мероприятиям.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАндержановаА.А. Внебольничная пневмония. Диагностика, подходы к лечению / А.А. Андержанова, Ю.А. Мелешкина // Клиницист, 2019. – Т. 13. – № 1-2. – С. 54-63.БолотоваЕ.В. Внебольничная пневмония. Современные рекомендации: учебное пособие для врачей-ординаторов, терапевтов, врачей общей практики / Е.В. Болотова. – Краснодар: Экоинвест, 2020. – 125 с.Внутренние болезни по Дэвидросу. В 5 т. Т. 1. Кардиология. Пульмонология. Ревматология и заболевания опорно-двигательного аппарата. Нефрология и урология: избранные главы / Д.Е. Ньюбей, Н.Р. Грабб, П.Т. Рейд и др.; пер. с анг. под ред. В.В. Фомина, Д.А. Напалкова. – 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 543 с.Горшенина Е.И. Пульмонология: учебное пособие для ординаторов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.45 «Пульмонология», 31.08.49 «Терапия» / Е.И. Горшенина, Н.М. Селезнева, М.Г. Назаркина. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2020. – 127 с.Демидова Т.В. Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания: учебное пособие / Т. В. Демидова. – Иркутск :ГБОУВПОИГМУ Минздрава России, Институт сестринского образования, 2018. – 101 с.ЗаречневаТ.Ю. Сестринский уход в пульмонологии: учебное пособие / Т.Ю. Заречнева. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2021. – 141 с.Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 171 сИльина И.В. Медицинская реабилитология: учебник для среднего профессионального образования / И.В. Ильина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 333 с.Клинические рекомендации министерства здравоохранения Российской Федерации «Внебольничная пневмония у взрослых» [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/654_1 (дата обращения: 07.04.2024).Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник для мед.училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 366 с.О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. – 256 с.О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. – 368 с.Практическая пульмонология: руководство для врачей / К.В. Асямов, А.Б. Богомолов, Ю.С. Буркова; под ред. В.В. Салухова, М.А. Харитонова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 411 с.Практическая пульмонология: руководство для врачей / под ред. В.В. Салухова, М.А. Харитонова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 416 сПульмонология: Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Мелиа, 2020. – 768 с.РойтбергГ.Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания: учеб.пособие / Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 520 с.СавиловЕ.Д. Общая эпидемиология: курс лекций / Е.Д. Савилов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2020. – 432 с.СединкинаР.Г. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 427 с.Число умерших по причинам смерти в 2020 году [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lA0wo9Xm/demo24-2.xlsx (дата обращения: 07.04.2024).Чуркина Н.Н. Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательной системы: учебное пособие / Н.Н. Чуркина, С.В. Добовчук. – М.: Изд-во МЭИ, 2018. – 54 с.Приложение 1. Описание алгоритма подготовки к рентгену грудной клеткиПодготовка к процедуре выглядит следующим образом:Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.Попросить пациента представиться.Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. Сообщить пациенту о назначении врача «Вам назначено…».Объяснить пациенту (членам семьи) ход и необходимость предстоящего исследования. Объяснить пациенту, что в день исследования стоит ограничиться легким завтраком.Объяснить пациенту ход процедуры.Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.Попросить пациента повторить всю полученную информацию.Приложение 2. Описание алгоритма подготовки к сбору мокротыПодготовка к процедуре выглядит следующим образом:Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.Попросить пациента представиться.Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. Сообщить пациенту о назначении врача «Вам назначено…».Объяснить пациенту (членам семьи) ход и необходимость предстоящего исследования. Объяснить пациенту, что перед исследованием следует почистить зубы.Обучить пациента правильной технике сбора мокроты. При необходимости дать памятку.Объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мокротой и направлением или место хранения и кому сообщить об этом. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.Попросить пациента повторить всю полученную информацию. Приложение 3. Описание алгоритма подготовки к забору крови из веныПодготовка к процедуре выглядит следующим образом:Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.Попросить пациента представиться.Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. Сообщить пациенту о назначении врача «Вам назначено…».Объяснить пациенту (членам семьи) ход и необходимость предстоящего исследования. Объяснить пациенту, что забор проводится утром, строго натощак, до проведения всех медико-диагностических процедур, что до процедуры нельзя пить, есть, курить.Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.Попросить пациента повторить всю полученную информацию.
1. Андержанова А.А. Внебольничная пневмония. Диагностика, подходы к лечению / А.А. Андержанова, Ю.А. Мелешкина // Клиницист, 2019. – Т. 13. – № 1-2. – С. 54-63.
2. Болотова Е.В. Внебольничная пневмония. Современные рекомендации: учебное пособие для врачей-ординаторов, терапевтов, врачей общей практики / Е.В. Болотова. – Краснодар: Экоинвест, 2020. – 125 с.
3. Внутренние болезни по Дэвидросу. В 5 т. Т. 1. Кардиология. Пульмонология. Ревматология и заболевания опорно-двигательного аппарата. Нефрология и урология: избранные главы / Д.Е. Ньюбей, Н.Р. Грабб, П.Т. Рейд и др.; пер. с анг. под ред. В.В. Фомина, Д.А. Напалкова. – 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 543 с.
4. Горшенина Е.И. Пульмонология: учебное пособие для ординаторов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.45 «Пульмонология», 31.08.49 «Терапия» / Е.И. Горшенина, Н.М. Селезнева, М.Г. Назаркина. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2020. – 127 с.
5. Демидова Т.В. Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания: учебное пособие / Т. В. Демидова. – Иркутск : ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Институт сестринского образования, 2018. – 101 с.
6. Заречнева Т.Ю. Сестринский уход в пульмонологии: учебное пособие / Т.Ю. Заречнева. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2021. – 141 с.
7. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 171 с
8. Ильина И.В. Медицинская реабилитология: учебник для среднего профессионального образования / И.В. Ильина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 333 с.
9. Клинические рекомендации министерства здравоохранения Российской Федерации «Внебольничная пневмония у взрослых» [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/654_1 (дата обращения: 07.04.2024).
10. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник для мед. училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 366 с.
11. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. – 256 с.
12. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. – 368 с.
13. Практическая пульмонология: руководство для врачей / К.В. Асямов, А.Б. Богомолов, Ю.С. Буркова; под ред. В.В. Салухова, М.А. Харитонова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 411 с.
14. Практическая пульмонология: руководство для врачей / под ред. В.В. Салухова, М.А. Харитонова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 416 с
15. Пульмонология: Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Мелиа, 2020. – 768 с.
16. Ройтберг Г.Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания: учеб. пособие / Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 520 с.
17. Савилов Е.Д. Общая эпидемиология: курс лекций / Е.Д. Савилов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2020. – 432 с.
18. Сединкина Р.Г. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 427 с.
19. Число умерших по причинам смерти в 2020 году [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lA0wo9Xm/demo24-2.xlsx (дата обращения: 07.04.2024).
20. Чуркина Н.Н. Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательной системы: учебное пособие / Н.Н. Чуркина, С.В. Добовчук. – М.: Изд-во МЭИ, 2018. – 54 с.