Уголовная ответственность подростка

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Право
  • 13 13 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 18.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

При этом под многократным неисполнением понимаются нарушения обязательств более двух раз в течение срока принудительной меры, которые были зарегистрированы специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль за поведением несовершеннолетнего.Однако также следует сделать важную пометку: если несовершеннолетнему назначена не одна принудительная мера воспитательного воздействия, а несколько, и при этом в течение их прохождения он нарушил единоразово каждую из них, такие нарушения не могут быть признаны систематическими и не являются основанием для отмены принудительных мер.Следует отметить, что для уголовной ответственности, как и для любого уголовного аспекта, свойственен ряд проблем. Как правило, все проблемы, обнаруживающиеся в этой сфере, связаны с двойственностью природы самой уголовной ответственности: с одной стороны, государству необходимо придерживаться принципа гуманизма и направлять все силы на возвращение подростков к нормальной жизни, не прибегая при этом к жестокому обращению в виде назначения суровых наказаний, но с другой стороны, необходимо защищать общество от преступных посягательств, в том числе со стороны несовершеннолетних.Первая проблема связана с назначением штрафа. Как известно из положений уголовного закона, штраф может быть назначен и когда у несовершеннолетнего есть свой источник заработка и имущество, и когда таковых нет. При этом обязанность по уплате штрафа может быть переложена на родителей или законных представителей с их согласия – в данном случае и возникает проблема, и связана она с нарушением принципа персональной ответственности.Если штраф уплачивает родитель или законный представитель, встает логичный вопрос о том, кто фактически несет наказание и считается судимым – и в таком случае выходит, что это не подросток, совершивший преступление. Следовательно, встает вопрос о целесообразности назначения штрафа как наказания несовершеннолетним, не имеющим собственного заработка.Вторая проблема связана с назначением исправительных работ. Трудовой кодекс РФ предусматривает заключение трудового договора по общему правилу с 16 лет, однако также трудовой договор может быть заключен, если подростку не менее 14 лет, и один из его родителей согласен (и выразил это согласие в письменном виде) на осуществление им трудовой деятельности.Несмотря на это, данной категории несовершеннолетних может быть назначена только легкая работа, не причиняющая никакого вреда, поскольку это предусмотрено принципами гуманности и бережного отношения к несовершеннолетним, а также обязанностью заботиться о его нормальном развитии. Отсюда возникает проблема, касающаяся круга и перечня возможных видов работ, которые могут быть назначены несовершеннолетним данного возрастного диапазона. Такой перечень весьма ограничен, в связи с чем назначение несовершеннолетним исправительных работ ставится под сомнение, и возникает множество препятствий для его применения.Более того, следует отметить также, что для выполнения каких-либо работ подросток должен обладать определенными профессиональными навыками, но такое условие при назначении судом исправительных работ соблюдается не всегда, и подросток может не иметь каких-либо особых умений. Следовательно, перед организацией, в которой отбывает исправительные работы несовершеннолетний, ставится задача по обучению его каким-либо навыкам, и отсюда возникает проблема нежелания работодателя проводить обучение.Еще одна проблема затрагивает применение к несовершеннолетнему такой принудительной меры воспитательного воздействия, как предупреждение. Оно является самым мягким из всего перечня мер и не предполагает какое-либо ограничение несовершеннолетнего в правах и не накладывает на него никакие обязанности. При этом не определяется категория и характер преступления, за совершение которого при освобождении от несения уголовной ответственности и наказания может быть назначена данная принудительная мера.Следовательно, поскольку она не является строгой и не влияет на несовершеннолетнего так, как другие меры, логично сделать вывод о том, что такая принудительная мера может быть назначена только при совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести впервые – для её оправданности и соразмерности совершенному преступлению.Еще одна глобальная проблема, также связанная с принудительными мерами воспитательного воздействия, состоит в том, что нет четкой регламентации органа, который следил бы за исполнением данных мер – в частности тех, которые предполагают систематическое, многоразовое исполнение.Конечно, не все принудительные меры воспитательного характера нуждаются в строгом наблюдении за их исполнением – например, предупреждение, являясь мерой, применяемой к несовершеннолетнему однократно, не накладывает на контролирующий орган обязанность следить за правильностью и точностью его исполнения.Однако другие меры – в частности, надзор за поведением подростка и ограничение досуга – нуждаются в контроле. Так, конкретизированный орган определен только для надзора за несовершеннолетними – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.Проблема находится также и в применении другой меры воспитательного воздействия – в обязанности загладить причиненный вред. Данная мера заключается в выполнении несовершеннолетним каких-либо работ либо выплате денежной компенсации. При этом делается ограничение: суд при назначении такой меры должен учитывать имущественное положение несовершеннолетнего и наличие необходимых трудовых навыков. В формулировке последнего ограничения и образуется проблема: нет четкого разграничения того, какие действия могут входить в указанную трудовую функцию. Так, если, например, несовершеннолетний никогда не вскапывал грядки, это не означает того, что суд не может обязать его загладить вред, причиненный потерпевшему, этим действием.Таким образом, уголовная ответственность несовершеннолетних – это важный аспект в становлении законопослушных, культурно воспитанных подростков. Она оказывает центральное воздействие на асоциальных, не соблюдающих закон несовершеннолетних, оказывает исправляющее влияние, заставляет задуматься о собственных поступках.Список источников и литературыУголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)Бусалаева А. В. Понятие и цели уголовной ответственности несовершеннолетних / А. В. Бусалаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 70–72.Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 1. Общая часть — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 316 с.Преступность несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / Р. С. Данелян [и др.]; под редакцией А. В. Ростокинского. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 221 с.Рогова Е. В., Гайдай М. К. Теоретико-правовое понимание уголовной ответственности несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. №2. — С. 65–74.Садыкова Р. А. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних / Р. А. Садыкова, А. А. Юнусова // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2023. – № 4(51). – С. 127–132.Сверчков В. В.  Уголовное право. Общая часть: учебное пособие для вузов / В. В. Сверчков. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.

Однако другие меры – в частности, надзор за поведением подростка и ограничение досуга – нуждаются в контроле. Так, конкретизированный орган определен только для надзора за несовершеннолетними – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проблема находится также и в применении другой меры воспитательного воздействия – в обязанности загладить причиненный вред. Данная мера заключается в выполнении несовершеннолетним каких-либо работ либо выплате денежной компенсации.
При этом делается ограничение: суд при назначении такой меры должен учитывать имущественное положение несовершеннолетнего и наличие необходимых трудовых навыков. В формулировке последнего ограничения и образуется проблема: нет четкого разграничения того, какие действия могут входить в указанную трудовую функцию. Так, если, например, несовершеннолетний никогда не вскапывал грядки, это не означает того, что суд не может обязать его загладить вред, причиненный потерпевшему, этим действием.
Таким образом, уголовная ответственность несовершеннолетних – это важный аспект в становлении законопослушных, культурно воспитанных подростков. Она оказывает центральное воздействие на асоциальных, не соблюдающих закон несовершеннолетних, оказывает исправляющее влияние, заставляет задуматься о собственных поступках.