Народно-православная пасхалия в современной праздничной культуре: форма и содержание.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 18.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Зарождение и трансформация культурно-смысловой основы народно-православной пасхалии ………………………………………….......6
1.1. Зарождение культурных смыслов в православной пасхалии ……….….6
1.2. Трансформация культурных смыслов в православной пасхалии ….......8
Глава II. Современная культурно-смысловая структура народно-православной пасхалии в современной праздничной культуре: ……...........11
2.1. Природно-культурные смыслы в православной пасхалии …..………...11
2.2. Социально-культурные смыслы в православной пасхалии …………….20
2.3. Профессионально – культурные смыслы в православной пасхалии……22
Заключение………………………………………………………………..........28
Список источников и литературы………………….………………………....30
Приложение 1……………………...……………………………………………32
Приложение 2…………………………………………………………………..33
Приложение 3…………………………………………………………………..34
Приложение 4……………………………………………………………………35
Приложение 5…………………………………………………………………...36
Святая Русь рассматривается, как, моральный идеал, который принес и заложил российскому народу основы культурных ценностей. Особенностью, воплощения темы Святой Руси в отечественном кино является ее отображение через взаимодействие ценностей Веры и Государства, при доминировании ценности Церкви. Безусловно, идеидонесения этих ценностей, невозможны без знания и понимания традиции народной пасхалии. Ведь, именно Пасха, является главным православным праздником, символизируя победу Жизни над Смертью, ведь именно эти слова, мы слышим в главном каноне этого праздника:Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгелипою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стымсе́рдцем Тебе́ сла́вити.Перевод: ВоскресениеТвое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.Методы режиссуры пасхалии варьируются от тщательной драматургической проработки до спонтанных импровизаций. Инсценировка пасхальных событий, как в спектаклях, так и в кинематографе отражает глубинное содержание праздника через визуальные и аудиальные символы, будь то кульминация в сюжете фильма или скрытый текст театрального представления.Так, например, в спектаклях возможно использование световых и звуковых эффектов для акцентирования ключевых моментов празднования, а также модернизация ритуальных действий с учетом сценических возможностей. Кульминацией пасхального действа зачастую является центральный обряд - Христос Воскресе, который интерпретируется по-новому, с сохранением главной идеи - возрождения и обновления.Кинематограф, в свою очередь, расширяет рамки религиозного сюжета за счет драматизации исторических контекстов, освещая проблематику современного общества под призмой пасхальной тематики. Такие фильмы, как правило, несут в себе послание о необходимости духовного перерождения, любви и прощения.Режиссерские методы в организации пасхальных мероприятий зачастую опираются на визуализацию упомянутых природных коннотаций. Используются различные арт-техники для создания пространства, имитирующего весенний пейзаж или городские тематические инсталляции, отражающие пасхальные мотивы. Так, цветы, пасхальные яйца и расписные куличи не только украшают трапезу, но и несут глубинный символизм возрождения и новой жизни.В кинематографе и театральной практике пасхальная тематика также находит свое отражение. Фильмы и спектакли, обращающиеся к пасхальным мотивам, часто используют образы прощения и возрождения. Изучая профессионально-культурные смыслы народно-православной Пасхи в кинематографе, стоит отметить, как режиссеры воспроизводят и интерпретируют этот праздник в своих фильмах. В кинолентах не только отражается эстетика и духовность Пасхи, но и прослеживается глубокий культурно-исторический контекст, который раскрывает многогранные профессиональные подходы к режиссуре.Примером может служить фильм "Остров" Павла Лунгина, где ключевые события затрагивают сакральное значение, которое несет в себе этот Праздник. Лунгин, использует символику возрождения и обновления, что является сущным для праздника, а также демонстрирует глубокий внутренний переворот главного героя. Режиссер акцентирует внимание на духовном измерении праздника, используя визуальные и звуковые средства - особое освещение, кадры восхода солнца и звон колоколов, что позволяет зрителю прочувствовать всю полноту переживаний.Использование пасхальных мотивов, как канвы или ключевого момента в кинематографе, открывает режиссеру возможности для более глубокого раскрытия характеров, мотивов и принципов, лежащих в основе сюжета. Это также позволяет зрителям по-новому взглянуть на историю, обнаруживая неочевидные смыслы и интерпретации.Кроме того, затрагивание таких тем, как крестные страдания Христа, Его любовь к людям, в фильмах стимулирует зрителя к размышлениям о вечных ценностях, таких как вера, сострадание, надежда и любовь. Подобный подход в режиссуре не только укрепляет связь с культурной традицией, но и способствует более глубокому психологическому и эмоциональному вовлечению аудитории в просмотр.Таким образом, включение народно-православной Пасхалии в сюжеты фильмов отражает не только стремление режиссера глубже раскрыть тему и персонажей, но и его желание поделиться с зрителем ценностями, которые олицетворяют этот великий праздник.Сохранение и интерпретация традиционных обычаев, таких как народные гуляния на масленицу, выпекания блинов, освящение яиц и кулечей, в современной режиссуре праздника остается важным элементом. Это позволяет поддерживать связь поколений, передавая духовно-культурное наследие и обеспечивая непрерывность праздничных практик.Наверное, один из самых ярких и контрастных кинематографических образов Масленицы воссоздан в фильме «Сибирский цирюльник» режиссера Никиты Сергеевича Михалкова.Режиссура, включающая в себя элементы народно-православной обычаев, требует знаний культурных основ праздника, умения работать с символикой и метафорами. Это позволяет создать на экране уникальный культурный слой, который обогащает визуальное и смысловое содержание фильма, что безусловно и показал нам знаменитый режиссер: народные гуляния, самовар и блины с начинками, традиция кормить и поить медведя (см. Приложение 4), спектакль ярмарочного театра, кулачный бой, сожжение чучела - и Прощеное воскресенье, день, в который от недавнего разгула страстей и веселья не осталось и следа, который «дышит» приближающимся Великим постом (см. Приложение 5.). Меняется цветовая передача и освещение, блеклая картинка, говорит зрителю о времени Великого Поста. Долгая статика камеры тем временем дает зрителю перевести дыхание и подумать над произошедшей метаморфозой: от безудержного веселья праздничных дней к наступлению времени говения и усердной молитве.Средства режиссуры включают современные технологии освещения и звукоусиления, позволяют усилить эффект присутствия и вовлечённости. Сцена кулачного боя, воспроизводит традиционные формы празднования масленицы в дореволюционной России, формирует представления о традициях и обычаях народа.В современном кинематографе опыт пасхальной тематики обыгрывается путем включения притчевых мотивов, использования иконографии и символов, что позволяет косвенно сообщить зрителю о глубочайших духовных ценностях праздника. К примеру, образ пасхального кулича в фильме может служить метафорой воскрешения и надежды.Режиссёр, стремясь передать настоящие смыслы Пасхи, сталкивается с задачей сохранения автентичности обрядов, при этом делая их доступными и понятными широкой публике. Это достигается за счет использования символов и образов, которые глубоко укоренены в коллективном бессознательном и имеют сильную связь с национальной идентичностью и религиозными представлениями.Цикл православных фильмов «Притчи», в котором включены пасхальные сюжеты, передает зрителю символы и образы, используя понятные сюжеты и линию повествования (см. Приложение 6).Режиссер использует любимые народом образы: умный и справедливый схимандрит и глуповатый монах. В художественном фильме используются прямые цитаты из Священного Писания, церковные песнопения, аутентичные народные костюмы и элементы церковной утвари - все это дополняет визуальную и звуковую палитру представления, создавая многоуровневый комплексный образ.Роль кинематографа и театра в донесении значений пасхалии несомненно велика. Фильмы и спектакли с пасхальной тематикой открывают зрителям доступ к празднику через эмоционально насыщенную форму, позволяя глубже прочувствовать и понять ритуальную символику и важность праздника. В кинематографе это достигается за счет инсценировки и визуального ряда, в театральной постановке – через живое взаимодействие актёров и зрителей.Таким образом, режиссура, ориентированная на национальные и православные традиции, способствует соединению формы и содержания в уникальном художественном образе, что важно для понимания и продолжения традиции праздничной пасхальной культуры в России.ЗаключениеВ современном мире праздник Пасхи занимает особое место в культурном и религиозном пространстве многих народов. Он является ярким примером слияния народных традиций и православных канонов, формируя уникальное праздничное явление, которое активно исследуется в сфере культурологии и режиссуры. Современное понимание и практика празднования Пасхи неотделимы от глубинного разбора её формы и содержания, включая те аспекты, которые связаны с обрядами, символикой и визуальным оформлением. Эти элементы праздника представляют собой богатую палитру для исследования и творческого воссоздания в контексте режиссуры и сценарного мастерства.В работе мы изучили аспекты появления праздника, связали эпохи возникновения и охарактеризовали и дали оценку традициям и обрядам народной пасхалии. Проследили истоки возникновения праздника от культуры и верований древних славян до наших дней. Рассмотрели дореволюционные пасхальные обряды, традиции и обобщили традиции, которые до сих пор так любимы в современном российском обществе.Изучили природно-культурные смыслы праздничных пасхалий, выявили культурную и историческую связь между ними. Изучиили и рассмотрели социо-культурные смыслы народной пасхалии. Выявили неотъемлемую связь с народом, душой и нравственной состовляющией, которые несет этот праздник. При рассмотрении профессионально-культурных смыслов, обратились к отечественной кинематографии. Рассмотрели работы известных режиссеров П. Лунгина и С. Михалкова. Разобрали художественные методы и приемы в их работах.Особое внимание в работе уделено анализу обычаев и обрядов, отражающих народно-православную сущность праздника. Рассматриваются примеры из спектаклей и фильмов, в которых пасхальная тематика находит своё воплощение, дополняя теоретические положения практическими примерами. Такой подход позволяет глубже понять, как праздничная культура влияет на формирование современных традиций празднования Пасхи и какие методы режиссуры могут быть использованы для передачи её духовного и культурного содержания.Список источников и литературыСвятитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 1. Книга 1. Житие. Творения М.: изд. Приход храма Святого Духа сошествия 2007.- 580 с.Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов института культуры.- Л.: ЛГИК,1988,: изд.2-е,1995.Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: ИПО «Профиздат», 2002.Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.Игумен Вассиниан, Кузнецова Л.М. Александрийский цикл и православная пасхалия [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandriyskiy-tsikl-i-pravoslavnaya-pashaliya/viewer (дата обращения 14.04.2024.)Клитин С.С. Эстрада. Проблема теории, истории и методики. Уч. Пос. – Л.: Искусство, 1987.Лебедев Д. А. Средники // Журнал Министерства народного просвещения. В 381 тг. СПб., Сенатская типография, 1911. Ч. XXXIII. С. 106-156.Лебедев Д. А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира. Место и время ее происхождения // Византийское обозрение. В 3 тт. Юрьев., Изд-во при историко-филологич. факультете Юрьевского университета, 1917. Т. 3. С. 1-52.Лебедев Д. А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову / / Византийский временник. В 23 тт. СПб., Изд-во при Императ. академии наук, 1912. Т. 19. С. 188-223.Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера. – М.,1993.-28.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. – М.: Наука,1978Орлов О.Л. Праздничная культура России / С.-Петерб. Гос.ун-т культуры и искусства –СПб., 2001.-160с.Осипов А.Ии. Лекции [электронный ресурс]URL: https://alexey-osipov.ru/video/vse-lekcii (дата обращения 14.04.2024.) Полетаева Т. А. Православная культура. История и традиции Часть 2 : учебник для вузов / Т. А. Полетаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 356 сПротоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917-1997. М. 1997. – 417с.Тедоорадзе А.С. Тедорадзе А.С.Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX - первая половина XX в.» [электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/russkie-rukopashnye-sostyazaniya-kak-yavlenie-sotsialnoi-istorii-agrarnogo-obshchestva-tambo (дата обращения 14.04.2024.)Толстой Л.Н. Воскресение - Москва :Худож. лит., 1984. - 384 сЦветков В. // Пасха в эпоху катастрофы: как революционеры хотели заменить Воскресение Христово на первомай - Православный журнал «Фома» [электронный ресурс] URL: Пасха в эпоху катастрофы: как революционеры хотели заменить Воскресение Христово на первомай - Православный журнал «Фома» (режим доступа: 15.04.2024.)Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М. 1999. С. 342-346, 363, 365, 368-369, 371, 375-379, 382, 384-385, 387, 391.Шмелев И.С. Лето Господне- Москва : Синергия, 1998. - 446 с. Приложение 1 Иллюстрация к книге Н. Шмелев «Лето Господне»Приложение 2 Плакат времен гражданской войныПриложение 3 Николаев Ю.Н. Натюрморт с куличамиПриложение 3 Н.С. Михалков «Сибирский цирюльник»Приложение 4 Н.С. Михалков «Сибирский цирюльник»Приложение 5 Н.С. Михалков «Сибирский цирюльник»Приложение 6 художественный фильм «Притчи»
1. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 1. Книга 1. Житие. Творения М.: изд. Приход храма Святого Духа сошествия 2007.- 580 с.
2. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов института культуры.- Л.: ЛГИК,1988,: изд.2-е,1995.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975.
4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: ИПО «Профиздат», 2002.
5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
6. Игумен Вассиниан, Кузнецова Л.М. Александрийский цикл и православная пасхалия [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandriyskiy-tsikl-i-pravoslavnaya-pashaliya/viewer (дата обращения 14.04.2024.)
7. Клитин С.С. Эстрада. Проблема теории, истории и методики. Уч. Пос. – Л.: Искусство, 1987.
8. Лебедев Д. А. Средники // Журнал Министерства народного про-свещения. В 381 тг. СПб., Сенатская типография, 1911. Ч. XXXIII. С. 106-156.
9. Лебедев Д. А. Так называемая «византийская» эра от сотворе¬ния мира. Место и время ее происхождения // Византийское обозре¬ние. В 3 тт. Юрьев., Изд-во при историко-филологич. факультете Юрь¬евского университета, 1917. Т. 3. С. 1-52.
10. Лебедев Д. А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову / / Византийский временник. В 23 тт. СПб., Изд-во при Императ. ака¬демии наук, 1912. Т. 19. С. 188-223.
11. Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера. – М.,1993.-28.
12. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. – М.: Наука,1978
13. Орлов О.Л. Праздничная культура России / С.-Петерб. Гос.ун-т культуры и искусства –СПб., 2001.-160с.
14. Осипов А.Ии. Лекции [электронный ресурс]URL: https://alexey-osipov.ru/video/vse-lekcii (дата обращения 14.04.2024.)
15. Полетаева Т. А. Православная культура. История и традиции Часть 2 : учебник для вузов / Т. А. Полетаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 356 с
16. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917-1997. М. 1997. – 417с.
17. Тедоорадзе А.С. Тедорадзе А.С.Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX - первая половина XX в.» [электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/russkie-rukopashnye-sostyazaniya-kak-yavlenie-sotsialnoi-istorii-agrarnogo-obshchestva-tambo (дата обращения 14.04.2024.)
18. Толстой Л.Н. Воскресение - Москва : Худож. лит., 1984. - 384 с
19. Цветков В. // Пасха в эпоху катастрофы: как революционеры хотели заменить Воскресение Христово на первомай - Православный журнал «Фома» [электронный ресурс] URL: Пасха в эпоху катастрофы: как революционеры хотели заменить Воскресение Христово на первомай - Православный журнал «Фома» (режим доступа: 15.04.2024.)
20. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М. 1999. С. 342-346, 363, 365, 368-369, 371, 375-379, 382, 384-385, 387, 391.
21. Шмелев И.С. Лето Господне- Москва : Синергия, 1998. - 446 с.