«Взаимосвязь психологических защит и особенностей мышления студентов в контексте их профессиональной направленности»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 71 71 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 20.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Современные представления по проблеме и предмету исследования 6
1.1. Понятие и классификация психологических защит 6
1.2. Психологические защиты в контексте различных теорий 11
1.3 Современные взгляды на проблему психологических защит 14
1.4 Когнитивные стили и их влияние на мышление 16
1.5 Типы мышления в профессиональной сфере 18
1.6 Типы психологических защит и их влияние на мышление 22
1.7 Эффективность применения психологических защит в контексте профессиональных вызовов 24
Глава 2. Исследования взаимосвязи психологических защит и мышления студентов в контексте профессиональной направленности 27
2.2 Организация и проведение исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.3 Результаты исследования и их анализ 29
Заключение 37
Список использованных источников: 40
Приложения 42
Фрагмент для ознакомления

Студенты-физики, проявляющие выраженные психологические защиты, такие как регрессия, вытеснение и интеллектуализация, могут демонстрировать уникальные стратегии справления в условиях стресса или неопределенности. Регрессия, возможно, выражается в возвращении к более простым, детским формам поведения в стремлении найти утешение и защиту. Студенты могут прибегать к вытеснению, заменяя неприятные мысли менее беспокойными, что может способствовать избеганию конфликтов. Интеллектуализация, в свою очередь, может проявляться в стремлении анализировать события и проблемы исключительно на уровне разума. Студенты могут прибегать к интеллектуализации, предпочитая рационализировать события и анализировать проблемы на уровне логики, иногда игнорируя эмоциональные аспекты.В контексте учебной деятельности, высокий уровень интеллектуализации может способствовать успешному анализу физических концепций и проблем, но при этом может возникнуть трудность в обработке эмоциональных аспектов и взаимодействии с окружающими.Рисунок 4. Средние баллы по методике " Индекс жизненного стиля " у студентов физического направленияРезультаты анализа методики "Индекс жизненных стилей" у студентов психологического направления показывают следующую картину (см. рисунок 5). Большинство студентов-психологов выявили высокий уровень напряженности в психологических защитах, таких как отрицание (7,8), регрессия (7,46) и интеллектуализация (6).Отрицание, как защитный механизм, может проявляться в стремлении игнорировать неприятные факты, события или эмоции. В контексте студентов-психологов это может означать избегание осознания сложных аспектов человеческой психики или предпочтение фокусироваться на более положительных аспектах.Вытеснение может проявляться в стремлении заменять неприятные мысли или переживания более нейтральными или менее травмирующими. В психологическом контексте студенты могут сосредотачиваться на аспектах теории и исследования, избегая более эмоциональных аспектов клинической работы.Интеллектуализация как защитный механизм может проявляться в стремлении анализировать и понимать сложные концепции и проблемы на интеллектуальном уровне, уделяя меньше внимания эмоциональным аспектам. Рисунок 5. Средние баллы по методике "Индекс жизненного стиля" у студентов психологического направленияРезультаты сравнительного анализа механизмов психологических защит у студентов разных направлений обучения представлены в таблице 3.Таблица 3 Результаты сравнительного анализа (U-критерий Манна – Уитни)ПоказателиСумма рангов (физики)Сумма рангов (психологи)U-критерийрОтрицание182,0283,062,00,033Вытеснение281,5183,563,50,039Регрессия243,0222,0102,00,659Компенсация276,5197,577,50,136Проекция265,0200,080,00,169Замещение255,5209,589,50,334Интеллектуализация239,5225,5105,50,768Реактивное образование236,0229,0109,00,883Значимые различия отражены на рисунке 6.Результаты сравнительного анализа показали, что у студентов физического направления значительно больше выражен механизм вытеснения (р≤0,05), у студентов психологического направления значительно больше выражен механизм отрицания (р≤0,05).Таким образом, студенты-физики больше склонны подавлять, забывать неприемлемые импульсы, желания, мысли, чувства, при этом информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена. У студентов-психологов чаще тревожащая информация, нежелательные, внутренне неприемлемые черты не воспринимаются, то есть информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает.Рисунок 6. Значимые различия механизмов психологических защит у студентов разных направлений обученияРезультаты корреляционного анализа типов мышления и психологических защит у студентов физического направления представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа у студентов физического направления (r Спирмена)ПоказателиПредметно-действенноеАбстрактно-символическоеЛогическоеНаглядно-образноеКреативностьОтрицание-0,073-0,2750,3190,0000,450Вытеснение-0,381-0,1520,083-0,3540,227Регрессия0,3510,204-0,1560,1220,087Компенсация0,2180,255-0,3450,1130,103Проекция-0,0250,431-0,263-0,1030,229Замещение-0,2380,0650,145-0,541*0,249Интеллектуализация-0,4650,1820,580*-0,4730,136Реактивное образование-0,290-0,1060,109-0,555*0,058Примечание: * - взаимосвязь на уровне р≤0,05.Наглядно значимые взаимосвязи отражены в корреляционной плеяде на рисунке 7.Результаты корреляционного анализа в группе студентов физического направления показали, что словесно-логический тип мышления прямо связан с интеллектуализацией (р<0,05). То есть, чем лучше студенты оперируют языковыми средствами и речевыми конструкциями, тем больше им характерно создание логических (псевдоразумных), но благовидных обоснований своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые они не могут признать из-за угрозы потери самоуважения. - прямая взаимосвязь на уровне р<0,05; - обратная взаимосвязь на уровне р<0,05.Рисунок 7. Корреляционная плеяда в группе студентов физического направленияНаглядно-образный тип мышленияобратно связан с замещением (р<0,05) и реактивным образованием (р<0,05). То есть, чем больше студентыопираются на представления, лучше оперируют наглядными изображениями объектов в виде рисунка, схемы, плана, тем реже они направляют эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и тем реже предотвращают выражение неприятных или неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.Результаты корреляционного анализа типов мышления и психологических защит у студентов психологического направления представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты корреляционного анализа у студентов психологического направления (r Спирмена)ПоказателиПредметно-действенноеАбстрактно-символическоеЛогическоеНаглядно-образноеКреативностьОтрицание0,006-0,2590,0500,232-0,121Вытеснение-0,3300,2240,1040,352-0,210Регрессия0,061-0,4170,0250,468-0,147Компенсация0,2990,085-0,4570,290-0,018Проекция0,386-0,089-0,1110,4920,065Замещение0,236-0,0890,1310,705**-0,588*Интеллектуализация0,167-0,288-0,1020,265-0,351Реактивное образование0,169-0,3050,0740,610*-0,110Примечание: * - взаимосвязь на уровне р≤0,05; ** - взаимосвязь на уровне р≤0,01.Наглядно значимые взаимосвязи отражены в корреляционной плеяде на рисунке 8. - прямая взаимосвязь на уровне р<0,05; - прямая взаимосвязь на уровне р<0,01; - обратная взаимосвязь на уровне р<0,05.Рисунок 8. Корреляционная плеяда в группе студентов психологического направленияРезультаты корреляционного анализа в группе студентов психологического направления показали, что наглядно-образный тип мышленияпрямо связан с замещением (р<0,01) и реактивным образованием (р<0,05). То есть, чем больше студентыопираются на представления, лучше оперируют наглядными изображениями объектов в виде рисунка, схемы, плана, тем чаще они направляют эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и предотвращают выражение неприятных или неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.Креативность обратно связана с замещением(р<0,05). То есть, чем больше студенты склонны создавать и воплощать в жизнь что-то новое, находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций, тем реже они направляют эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. ЗаключениеЦелью данной курсовой работы являлось изучение и описание соотношения защитных механизмов и типов мышления у студентов психологического и физического направления.По результатам теоретического анализа были рассмотрены основные подходы понимания защитных механизмов и особенностей разных видов мышления, и дана характеристика каждого из этих механизмов.Психологические защиты представляют собой комплексные стратегии, используемые человеческим умом для смягчения психологического дискомфорта, вызванного различными факторами. Они играют важную роль в обеспечении эмоционального равновесия и психического благополучия.Психологические защиты часто активируются автоматически и неосознанно. Люди могут прибегать к ним как спонтанной стратегии справления с стрессовыми ситуациями.Основная функция психологических защит заключается в том, чтобы помочь человеку справляться со стрессом и тревогой, предоставляя временное облегчение от негативных эмоций.Часто психологические защиты изменяют восприятие реальности, делая ее менее болезненной. Это может включать в себя отрицание фактов, переосмысление событий или смягчение значимости неприятных аспектов. Также они могут служить средством защиты от эмоциональной боли, предотвращая ее осознание или предоставляя психологический барьер.Многие из механизмов психологических защит формируются в раннем детстве и становятся автоматическими реакциями во взрослой жизни.Использование психологических защит может различаться у каждого человека в зависимости от его характера, опыта и внутренних конфликтов.Психологические защиты могут изменяться в различных ситуациях и в разные периоды жизни человека в зависимости от контекста и вызывающих факторов.Они являются своего рода эмоциональным шлемом, предоставляя человеку психологическую защиту в условиях, где он чувствует себя уязвимым.Человеческое мышление и психологические защиты представляют собой сложную взаимосвязь, определяющую, как индивид воспринимает, обрабатывает и адаптируется к информации из окружающего мира. Эти два аспекта психики неразрывно связаны, создавая уникальный когнитивный опыт каждого человека.Мышление, как ключевая характеристика человеческого разума, подразумевает способность обрабатывать информацию, принимать решения и решать проблемы. Однако влияние психологических защит простирается на каждый этап этого процесса. Защиты могут влиять на способы восприятия реальности, приводя к ее искажениям или отрицанию неприятных фактов.Когда человек сталкивается с трудными ситуациями или стрессом, психологические защиты вступают в игру, чтобы обеспечить эмоциональное выживание. Иногда это происходит на неосознанном уровне, и защиты могут исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Так, например, механизм вытеснения может способствовать исключению болезненных мыслей из сознания, что помогает сохранять психическое равновесие.Основная цель психологических защит – обеспечить защиту психики от конфликтов, тревоги и дискомфорта. Это отражается на процессах мышления, влияя на принятие решений, логический анализ, и даже восприятие окружающего мира. Вмешательство защит может изменять приоритеты, формировать убеждения и влиять на выбор стратегий поведения.Таким образом, психологические защиты и мышление тесно связаны, взаимодействуя в повседневных ситуациях и воздействуя на способы восприятия реальности. Понимание этой связи имеет важное значение для психологии, поскольку помогает осмыслить, как личность функционирует в условиях внутренних и внешних вызовов, и какие стратегии приспособления она выбирает для поддержания психического благополучия.Результаты эмпирического исследования показали, что студенты-физики лучше усваивают информацию с помощью математических кодов, формул и операций, формулируют свои мысли, оперируют языковыми средствами и лучше способны мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Студенты-психологи значительно чаще опираются на представления, вторичные образы предметов и явлений действительности, лучше оперируют наглядными изображениями объектов в виде рисунка, схемы, плана. Студенты-физики больше склонны подавлять, забывать неприемлемые импульсы, желания, мысли, чувства, при этом информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена. У студентов-психологов чаще тревожащая информация, нежелательные, внутренне неприемлемые черты не воспринимаются, то есть информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает.Результаты корреляционного анализа в группе студентов физического направления показали, что чем лучше студенты оперируют языковыми средствами и речевыми конструкциями, тем больше им характерно создание логических (псевдоразумных), но благовидных обоснований своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые они не могут признать из-за угрозы потери самоуважения. Чем больше студентыопираются на представления, лучше оперируют наглядными изображениями объектов в виде рисунка, схемы, плана, тем реже они направляют эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и тем реже предотвращают выражение неприятных или неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.Результаты корреляционного анализа у студентов психологического направления показали, что, чем больше студентыопираются на представления, лучше оперируют наглядными изображениями объектов в виде рисунка, схемы, плана, тем чаще они направляют эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и предотвращают выражение неприятных или неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.Чем больше студенты склонны создавать и воплощать в жизнь что-то новое, находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций, тем реже они направляют эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. Таким образом, существуют различия типов мышления и выраженности психологических защит у студентов разных направлений в обучении. Типы мышления студентов связаны с выраженностью у них психологических защит.Список использованных источников:Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев. Наука жить, 1997,34 с.Бейссер А. Парадоксальная теория конфигураций. Психологическая газета, №9, 2001, 10-13 с.БрушлинскийА. В. Мышление как процесс и проблема деятельности. Вопросы психологии, 1982, 28-40 с.Вассерман Л. И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб. Издательство: СПбНИПНИ им. ВМ Бехтерева, 2005, 54 с.Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов. Дисс. канд. психол. н.О.Г. Власова, 1998, 179 с.Елагина М. Ю.К вопросу о неосознаваемых установках личности с позиции когнитивно-поведенческого подхода / Елагина М. Ю., Соломония И. В. Молодой исследователь Дона, № 3 (18)2019, 123-126 с.Королева А. Ф.Роль меанизмов психологической защиты в профессиональной адаптации представителей социономических профессий /Королева А. Ф., Королева Н. С. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 26 августа 2017 г, 2017, 48 с.Майер Г. Психология эмоционального мышления. Психология мышления. под ред.Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Астрель, 2008, 204-207 с.Набиуллина Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. / Набиуллина Р. Р.,Тухтарова И.В., Учебное пособи Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003, 97 с.Нарциссова С. Ю. Феномен когнитивного стиля в психологии. Наука и современность, 2011, 77-83 с.Никольская И.М, Психологическая защита / Никольская И.М, Грановская Р.М., СПб. Речь, 2006, 352 с. Перевозкин С. Б. Особенности взаимосвязи темперамента с механизмами психологических защит у студентов заочного обучения в зависимости отпола /Перевозкин С. Б., Репина Г. В. Смальта№ 1, 2019, 55–61 с.Пилюгина Е.Р. Двухмерная классификация механизмов психологической защиты. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2020, 270-280 с.Плутчик, Р. Общая психоэволюционная теория эмоций, Медицина, 1980, 114 с.Поройков С. Ю. Анализ типов мышления. Метафизика№. 4, 2014, 122-138 с.Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы, 2006, 124 с.РомановаЕ. С. Механизмы психологической защиты / Е. С. Романова. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Изд-во «Талант», 1990, 82 с.Скотникова И. Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач. Стиль человека. Психологический анализ И. Г. Скотникова. 1998, 64–79 с.Сорин А. В. Аналитическая работа с подростком крупным планом (тематическое исследование). Консультативная психология и психотерапия. Т. 24. № 1 (90), 2016, 130–150 с.Сулейманов Р. Ф. Психологические защиты, их связь с психологическим здоровьем и развитием личности /Сулейманов Р. Ф., Пилюгина Е. Р. Общество: социология, психология, педагогика,№. 4, 2020, 81-86 с.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. СПб.: Питер, 2018, 160 с.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/Авторы очерка о Фрейде БассинФ. и ЯрошевскийМ.Наука, 1989, 456 с.ХолоднаяМ. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности. Психологический журнал, 1992, 84-93 с.Шамис А. Л. Мышление: определения, типы, схемы процесса. Школьные технологии №2, 2012, 3-14 с.Sobirov A. Виды психологической защиты личности в спорте и в жизни. Центр научных публикаций № 7, 2021, 296-300 с.ПриложенияПриложение 1Опросник "Тип мышления"(методика в модификации Г. Резапкиной)Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данная методика поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, то рядом, справа от номера высказывания, поставьте плюс (+), если нет – минус (-).1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.2. Мне интересно составлять компьютерные программы.3. Я люблю читать книги.4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.7. Я люблю играть в шахматы.8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.11. Мне нравится все делать своими руками.12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.13. Я придаю большое значение сказанному слову.14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.27. Я понимаю красоту математических формул.28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.34. Красота для меня важнее, чем польза.35. Не люблю ходить одним и тем же путем.36. Истинно только то, что можно потрогать руками.37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенстваОбработка результатов.Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий). 1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры. 2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. 3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. 4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. 5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности. Ответы респондентов:Рисунок . Респондент 1Рисунок . Респондент 2Рисунок. Респондент 32. Методика «Индекс жизненного стиля»(Р. Плутчик, Х. Келлерман и Г. Конт) Процедура проведенияИнструкция:На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведении и установках.Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Отвечайте так, как считаете верным для себя.Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, по­метьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.Текст опросника:Я человек, с которым очень легко поладить.Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.Мне противны непристойные кинофильмы.Я редко помню свои сны.Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.В своих фантазиях я всегда главный герой.У меня не очень хорошая память на лица.Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.Многое во мне восхищает людей.Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.Друзья почти никогда не подводят меня.Мне случалось думать о самоубийстве.Меня оскорбляют непристойные шутки.Я всегда вижу светлые стороны вещей.Я ненавижу недоброжелательных людей.Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.Я склонен к излишней импульсивности.Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.Я ни к кому не отношусь с предубеждением.Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.Иногда мне хочется увидеть конец света.Порнография отвратительна.Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.У меня нет врагов.Я не очень хорошо помню свое детство.Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.В своих фантазиях я совершаю великие дела.Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.Я не скоро замечаю дурное в людях.Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.Я испытываю сильную потребность в комплиментах.Сексуальная невоздержанность отвратительна.Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.Я склонен часто противоречить людям.Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.Меня не слишком раздражает детский плач.Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.Я всегда оптимистичен.Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.Я часто испытываю чувство ревности.Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.Я никогда не бывал панически испуган.Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.Я никогда не позволяю себе терять самообладание.Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.Я легко переношу критику и замечания.Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.Обработка результатовПодсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.Ответы респондентов:Рисунок . Респондент 4Рисунок . Респондент 5Рисунок . Респондент 6Приложение 2Таблица 1.1 «Сырые баллы по методикам «Тип мышления» и «Индекс жизненного стиля» Методика№ участника«Тип мышления»«Индекс жизненного стиля»Предметно-действАбстрактно-симв.Словесно-лог.Наглядно-обр.КреативностьОтрицаниеВытеснениеРегрессияКомпенсацияПроекцияЗамещение ИтеллектуализацияРеактивное образование Физики1447557955567626877710697879637876642855255441756878768810575575468777576554756710875577548747495436485676789759884944765386245551045685656572621168576278754401262577106744445134874566757898144685778865679154554656968666Среднее55,266,336,065,736,26,47,65,66,065,46,265,6Психологи16545739857367617524651031045274186248476878745194267575634344206337575666568215253443422322226058494106751072341682981255787245168485936667255347595855454265258577956677276247384744585285467475737555294246576665466305168594554456Среднее5,062,064,8674,25,27,464,735,134,865,53

1.Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев. Наука жить, 1997, 34 с.
2.Бейссер А. Парадоксальная теория конфигураций. Психологическая газета, №9, 2001, 10-13 с.
3.Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности. Вопросы психологии, 1982, 28-40 с.
4.Вассерман Л. И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб. Издательство: СПб НИПНИ им. ВМ Бехтерева, 2005, 54 с.
5.Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов. Дисс. канд. психол. н. О.Г. Власова, 1998, 179 с.
6.Елагина М. Ю. К вопросу о неосознаваемых установках личности с позиции когнитивно-поведенческого подхода / Елагина М. Ю., Соломония И. В. Молодой исследователь Дона, № 3 (18) 2019, 123-126 с.
7.Королева А. Ф. Роль меанизмов психологической защиты в профессиональной адаптации представителей социономических профессий / Королева А. Ф., Королева Н. С. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 26 августа 2017 г, 2017, 48 с.
8.Майер Г. Психология эмоционального мышления. Психология мышления. под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Астрель, 2008, 204-207 с.
9.Набиуллина Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. / Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В., Учебное пособи Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003, 97 с.
10.Нарциссова С. Ю. Феномен когнитивного стиля в психологии. Наука и современность, 2011, 77-83 с.
11.Никольская И.М, Психологическая защита / Никольская И.М, Грановская Р.М., СПб. Речь, 2006, 352 с.
12.Перевозкин С. Б. Особенности взаимосвязи темперамента с механизмами психологических защит у студентов заочного обучения в зависимости от пола / Перевозкин С. Б., Репина Г. В. Смальта № 1, 2019, 55–61 с.
13.Пилюгина Е.Р. Двухмерная классификация механизмов психологической защиты. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2020, 270-280 с.
14.Плутчик, Р. Общая психоэволюционная теория эмоций, Медицина, 1980, 114 с.
15.Поройков С. Ю. Анализ типов мышления. Метафизика №. 4, 2014, 122-138 с.
16.Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы, 2006, 124 с.
17.Романова Е. С. Механизмы психологической защиты / Е. С. Романова. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Изд-во «Талант», 1990, 82 с.
18.Скотникова И. Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач. Стиль человека. Психологический анализ И. Г. Скотникова. 1998, 64–79 с.
19.Сорин А. В. Аналитическая работа с подростком крупным планом (тематическое исследование). Консультативная психология и психотерапия. Т. 24. № 1 (90), 2016, 130–150 с.
20.Сулейманов Р. Ф. Психологические защиты, их связь с психологическим здоровьем и развитием личности / Сулейманов Р. Ф., Пилюгина Е. Р. Общество: социология, психология, педагогика, №. 4, 2020, 81-86 с.
21.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. СПб.: Питер, 2018, 160 с.
22.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/Авторы очерка о Фрейде Бассин Ф. и Ярошевский М. Наука, 1989, 456 с.
23.Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности. Психологический журнал, 1992, 84-93 с.
24.Шамис А. Л. Мышление: определения, типы, схемы процесса. Школьные технологии №2, 2012, 3-14 с.
25.Sobirov A. Виды психологической защиты личности в спорте и в жизни. Центр научных публикаций № 7, 2021, 296-300 с.