Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»
Заказать уникальный доклад- 28 28 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 18.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………………..стр.5
1.1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ……………………………………………...стр.5
1.2.ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В УСЛОВИЯ НОВОГО ФГОС…………………………………………………………………………стр.7
Глава II. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТОВ: МУЗЫКА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА………………………………………………………………..…стр.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...стр.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...стр.18
Важно отметить, что проблемное обучение по изобразительному искусству содержит существенные особенности. Рылова Л.Б. так определяет три метода проблемного обучения в изобразительном искусстве.Для учителей, в процессе подготовки к уроку, можно предложить следующе условия работы. Для формирования функциональной грамотности учеников, на предметах связанных с искусством: 1. Скорректировать рабочие программы и по возможности создать интегрированные уроки. 2. Определите формы работы и деятельности учеников.3. Разработать программы курсов внеурочной деятельности, объединенных общими темами с уроками. Это добавит проектного характера всему обучению.4. Рассмотреть вопросы индивидуализации обучения.5.Проанализировать реализацию плана развития функциональной грамотности школьников.6. Разработать план мероприятий на следующий учебный год. С учетом формирования функциональной грамотности у учеников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» это, прежде всего, использование различных современных педагогических технологий. Которые в большей или меньшей степени вырабатывают у школьников традиционно значимые, применимые к жизненным обстоятельствам, знания. А также навыки и умения, которые в системе школьного образования, могут быть приравнены к универсальным учебным действиям. В рамках доклада была проанализирована литература по проблеме исследования, конкретизирано понятие и критерии формирования функциональной грамотности, проведена практическую часть исследования, проанализированы способы формирования и развития функциональной грамотности в соответствии с обновленными ФГОС. Также составлены методические рекомендации по развитию у обучающихся функциональной грамотности на уроках «Музыки», «Изобразительного искусства», «Мировой художественной культуры».Можно сделать вывод, что пути формирования функциональной грамотности на уроках в школе, могут нести комплексный характер. Учитель для планирования и организации таких уроков может использовать метод проектов, проблемное обучение и различные другие современные технологии. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – No 4. – С 28-30.2.Выготский Л.С, Педагогическая психология.– Москва: АСТ, – 2005. – 670 с.3.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика : Учебное пособие. / Л. Б. Рылова; - Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992. – 309 с..4.Молодцова Н.Г. Особенности развития функциональной грамотности обучающихся в процессе восприятия и понимания художественных произведений, 2021 г. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-protsesse-vospriyatiya-i-ponimaniya-proizvedeniy (дата обращения: 18.04.2024).5.Николина В.В. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Нижегородское образование. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 18.04.2024).6.Очкова С.А. Развитие функциональной грамотности на уроках ИЗО [Электронный ресурс] URL.: https://rcpohv.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/11/Очкова-С.А.-Развитие-ФГ-обучающихся-основной-школы-на-уроках-ИЗО.pdf(дата обращения: 17.04.2024).7.Зеленская С.М. Развитие функциональной грамотности на уроках музыки [Электронный ресурс] URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/206/Action206-17530.pdf(дата обращения 17.04.2024).8.Шаповал Ю.Р., Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы // Вестник науки и образования. 2019. №10-1 (64). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnost-v-obrazovanii-aktualnost-i-perspektivy (дата обращения: 17.04.2024).9.Указ президента [Электронный ресурс] URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 17.04.2024).10.Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219, [Электронный ресурс]., URL: https://sc12-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Prikaz_Rosobrnadzora_590_Minprosvescheniya_Rossii_219ot_06.05.2019.pdf (дата обращения 17.04.2024).11.ФГОС2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО [Электронный ресурс]., URL: https://sh-beryozovskaya-kanifolnyj-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/FGOS_NOO_2021.pdf (дата обращения 17.04.2024).12.ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО [Электронный ресурс]., URL: http://mucro.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2022/01/Harakteristika-FGOS-2021.-Osnovnye-osobennosti-novyh-standartov.pdf (дата обращения 17.04.2024).Методические рекомендации по проведению интегрированного урока с развитием функциональной грамотности по предметам: «Музыка», «Изобразительное искусство» и «МХК»Урок основан на формировании функциональной грамотности у школьников 5-6 классов. Так как урок интегрированный то, в нем задействованы программы предметов: Музыка, ИЗО и МХК. Урок основан на проблемном обучении, создании ЛЭПБУК а на тему «Сказочный образ» Аннотация Данные рекомендации адресованы учителям «Музыки», «Изобразительного искусства» и «МХК». Актуальность Проведение занятий по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство» и «МХК» предполагают творческую и разнообразную работу. Основными целями и планируемыми результатами программы являются такие умения как: рисование человека, прорисовка деталей лица, создание художественного образа, деталей костюма, орнамента. Знания основных законов, средств и приемов рисунка и живописи в изображении художественного образа. Данные цели и задачи требуют и от учителя, и от детей осознанной мотивации и усердного труда. Формирование функциональной грамотности на таком уроке заставляетучителя искать новые подходы, формы и методы деятельности, которые были бы интересны обучающимся, соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные задачи.Данные проблемы решает проектная деятельность. В данном случае совместное создание лэпбука с детьми, который приносит в процесс обучения новые эмоции, заинтересованность процессом и возможность отработать уже изученное в одном тематическом ключе. Цель: Отработка и систематизация ранее изученных знаний, акцент на проектной творческой форме деятельности. Задачи: - способствовать узнаванию и запоминанию информации по теме;- умение анализировать музыкальное произведение и использовать ассоциации;- научиться проявлять эмоционально-ценностное отношение к традициям, фольклору, русской культуре, выраженной в сказке;- создать условия для мотивированной работы обучающихся; - отработать навыки рисования художественного образа и костюма. Предполагаемые результаты: Результатом использования Лэпбука является осмысленная творческая деятельность обучающихся. Необычная подача материала привлечет внимание и будет способствовать закреплению навыков. Лэпбук на данную тему помогает сформировать у обучающихся правильное и заинтересованное отношение к фольклорной теме. Работа с музыкальным произведением поможет с развитием критического мышления. Проектная, совместная деятельность сформирует функциональную грамотность. Как развитие навыков общения в группе, целеустремленность и творческий подход. Урок начинается с того, что учащиеся вспоминают произведение сказку Пушкина «Руслан и Людмила». Учитель рассказывает, что сегодня на уроке дети будут не только рисовать, но слушать музыкальное произведение, анализировать его, изучать древнюю русскую культуру. Слушают кусок из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила», обсуждают жанр музыки, свои ассоциации. Детям предлагается обсудить последовательность работы над заданием (создание иллюстрации, образ сказочного героя). Предлагает учащимся проанализировать свои эмоции, связанные с музыкальным произведением. Основным дидактическим материалом будут иллюстрации Билибина и Врубеля к опере Глинки «Руслан и Людмила». А также, различные фотографии к современным оперным постановкам.Книжные иллюстрации.Изучаемсредства художественной выразительности.Детям предлагается самостоятельно сформулировать и заполнить специально отведенное в лэпбуке место с новыми понятиями. Колорит, композиция, линия и пятно (так как дети уже слышали данные термины, в этом занятии они систематизируют свои знания). Это проверка изученного материала. Развитие у детей коммуникативных навыков и совместной работы, умения анализировать. Пример готового лэпбука на данную тему.Построение и компоновка фигуры на листе.Правильное построение фигуры, для построения образа сказочного героя. Овладеть различными приемами и техниками изобразительного искусства. Детям предлагается дополнить лэпбук ранее прорисованными фигурами. Для правильного прорисовывания образа. Для этого задания выбираются рисунки, вырезаются из картона. Работа над иллюстративным материалом, создание эскизов образов. При создании лэпбука группа делится на три подгруппы. На этом этапе дети прорабатывают навыки такого предмета, как МХК. Анализируют дидактический материал, приготовленный учителем, картины и фотографии. Развивают самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач.Пример сказочного образа картина «Три богатыря» Васнецов В.М.Итоговые работы детей.Этап рефлексии данного урока способствует формированию у детей способности к анализу собственной деятельности. По итогу урока можно судить в какой форме у детей развита функциональная грамотность, как они решают поставленные задачи проблемного обучения.
2.Выготский Л.С, Педагогическая психология.– Москва: АСТ, – 2005. – 670 с.
3.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика : Учебное пособие. / Л. Б. Рылова; - Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992. – 309 с..
4.Молодцова Н.Г. Особенности развития функциональной грамотности обучающихся в процессе восприятия и понимания художественных произведений, 2021 г. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-protsesse-vospriyatiya-i-ponimaniya-proizvedeniy (дата обращения: 18.04.2024).
5.Николина В.В. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Нижегородское образование. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 18.04.2024).
6.Очкова С.А. Развитие функциональной грамотности на уроках ИЗО [Электронный ресурс] URL.: https://rcpohv.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/11/Очкова-С.А.-Развитие-ФГ-обучающихся-основной-школы-на-уроках-ИЗО.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
7.Зеленская С.М. Развитие функциональной грамотности на уроках музыки [Электронный ресурс] URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/206/Action206-17530.pdf (дата обращения 17.04.2024).
8.Шаповал Ю.Р., Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы // Вестник науки и образования. 2019. №10-1 (64). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnost-v-obrazovanii-aktualnost-i-perspektivy (дата обращения: 17.04.2024).
9.Указ президента [Электронный ресурс] URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 17.04.2024).
10.Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219, [Электронный ресурс]., URL: https://sc12-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Prikaz_Rosobrnadzora_590_Minprosvescheniya_Rossii_219ot_06.05.2019.pdf (дата обращения 17.04.2024).
11.ФГОС2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО [Электронный ресурс]., URL: https://sh-beryozovskaya-kanifolnyj-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/FGOS_NOO_2021.pdf (дата обращения 17.04.2024).
12.ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО [Электронный ресурс]., URL: http://mucro.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2022/01/Harakteristika-FGOS-2021.-Osnovnye-osobennosti-novyh-standartov.pdf (дата обращения 17.04.2024).