Формирование позитивного образа сверстника у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 27 27 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 24.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 14
3 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Сравнивая себя с другими детьми, ребенок получает более ясное представление о своих возможностях, которые проявляются в различных видах деятельности и оцениваются окружающими[12].Следующим условием является сопоставление детьми результатов собственной продуктивной деятельности и деятельности сверстников в различных ситуациях. В целом, в отношениях детей со сверстниками и к сверстникам присутствует и позитивное отношение, которое выходит за рамки вышеупомянутой позитивной оценки ребенком поведения сверстника.Согласно исследованиям Коломенского Я.Л, для развития позитивных отношений между детьми дошкольного возраста важно обучать их определенным знаниям и умениям. Дети должны учиться организовывать свою продуктивную деятельность, уметь вступать в контакты и сотрудничать с другими. Кроме того, важно развивать у дошкольников навыки игры и нравственного поведения, а также воспитывать привычку быть полезными и приносить радость окружающим. Это подготавливает их к взаимодействию в социальной среде и способствует формированию здоровых межличностных отношений [16].О.М. Гостюхина подчеркивает важность положительного эмоционального микроклимата в игровых объединениях для продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Такой микроклимат благотворно сказывается на формировании личностных отношений между детьми, способствуя развитию избирательных привязанностей на основе взаимопонимания и общения [11].Процесс сравнения себя со сверстниками и последующее противопоставление себя им не просто выделяет различия, но и формирует основу для внутренней общности. Это потенцирует возможность развития глубоких межличностных отношений, основанных на взаимном уважении и понимании. Когда дети учатся взаимодействовать в рамках такого подхода, они начинают испытывать бескорыстное желание помогать друг другу и эмоционально участвовать в действиях сверстников без осуждения.Дети старшего дошкольного возраста, практикуя подобные модели поведения, последовательно формируют личностное отношение к другим. Это вид отношения, который характеризуется более глубоким эмоциональным взаимодействием и пониманием специфических черт характера других детей. В такой среде каждый ребенок чувствует себя ценным и уважаемым, что является критически важным для здорового эмоционального и социального развития.Таким образом, создание и поддержание положительного эмоционального микроклимата в дошкольных учебных заведениях является значимым фактором, который способствует формированию у детей способности к эффективному и здоровому социальному взаимодействию. Это взаимодействие, в свою очередь, лежит в основе развития их личностных качеств и умений, необходимых для дальнейшего жизненного успеха.ЗаключениеВ рамках данной работы мы провели комплексный анализ теоретических подходов и практических аспектов, связанных с формированием позитивного восприятия сверстников среди детей дошкольного возраста. В ходе исследования были выделены и подробно описаны ключевые понятия, такие как самооценка, эмоциональный микроклимат, социальное взаимодействие и личностные отношения, которые играют существенную роль в развитии межличностных связей между детьми.В процессе анализа академических исследований было выявлено, что значительное количество российских педагогов и психологов, таких как Е. А. Калягина, Я.Л. Коломинский, Т.Д. Репина и Е.О. Смирнова, освещали вопросы формирования позитивного отношения к сверстникам среди детей дошкольного возраста. Их работы помогли глубоко изучить характер и ключевые аспекты данного понятия. Основываясь на анализе различных исследовательских подходов по данной тематике, мы сконструировали определение позитивного отношения к сверстникам, которое будет использоваться в наших дальнейших исследованиях. Так, позитивное отношение к сверстникам у дошкольников представляется нам как общая позитивная эмоциональная ориентация ребенка в его отношениях с другими детьми. Это проявляется в способности эмпатировать, понимать эмоциональное состояние окружающих, готовности поддерживать и активно участвовать в общей физической активности.Особое внимание было уделено анализу проблем и необходимых условий, которые должны быть созданы для эффективного формирования здоровых межличностных отношений. Выявлено, что для развития позитивных отношений необходима целенаправленная работа как со стороны педагогов, так и родителей, включающая обучение детей навыкам социального взаимодействия, эмоциональной отзывчивости и умению сопереживать.Следовательно, теоретический анализ психолого-педагогических источников позволил выявить, насколько обстоятельно изучена проблема формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста в соответствующей литературе. Также было возможно детально описать сущность понятий «позитивное отношение дошкольника к сверстникам» и «самооценка», а также определить специфические черты в отношении дошкольников к их сверстникам.Список использованной литературыФедеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 , свободный (дата обращения 10.02.2024). – Загл. с экранаПрофессиональный стандарт педагога психолога (психолог в сфере образования) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf, свободный (дата обращения 10.02.2024). – Загл. с экранаАникина, У.Ю., Гафурова, Т.Р., Курлина, К.В. Влияние отношения к матери на межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Аникина Ульяна Юрьевна, Гафурова Татьяна Ринатовна, Курлина Кристина Вячеславовна // Современные инновации – 2017. – С. 1-4. –Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniya-k-materi-na-mezhlichnostnye-otnosheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta, свободный (дата обращения 12.02.2024). Абраменкова, В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук /В.В. Абраменкова. – М.,2011. –28 с.Александрова, Ю. В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношения взрослого человека [Текст] /Ю.В. Александрова // Мир психологии, 2009. – № 2. – С. 38–44.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.Башлакова, Л. Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей [Текст]: автореф. дисс. … канд. психол. наук /Л.Н. Башлакова. -М., 2006.-24 с.Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 2008.- 188 с.Белоцерковец Н.И., Чупаха И.В. Фгосдо как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника // МНКО. 2016. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fgosdo-kak-antropologicheskoe-osnovanie-pozitivnoy-sotsializatsii-i-individualizatsii-lichnosti-doshkolnika (дата обращения: 16.04.2024).Ждан Антонина Николаевна Теория развивающего обучения В. В. Давыдова в контексте культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-razvivayuschego-obucheniya-v-v-davydova-v-kontekste-kulturno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 16.04.2024).Гостюхина, О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук /О.М. Гостюхина. – М, 2004. - 24 с.Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрикина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31–38.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.Ильина, В.Н. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2013. – 432 с.Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений [Текст]: дисс. канд. пед. паук /В.П. Кузьмина. – Нижний Новгород, - 2012. – 213с.Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: система взаимоотношений/ Я.Л Коломенский. – Минск, 1984. – 215 с.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.- 144 с.Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Т.А. Маркова //Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008. - С. 36-133.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова; Под ред. Е. О. Смирновой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. — 240 с. — (Библиотека педагога-практика). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10111.Мясищев, Владимир Николаевич.Психология отношений : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. – соц. ин-т. – Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. – 356 с. – (Психологи Отечества : Избранные психологические труды : в 70 т.). – ISBN 5-87224-084-8.Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный. — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 102-106.Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] /Н.Н. Обозова. – Киев: Лыбидь, 2000.-192 с.Обухова, Людмила Филипповна.Детская возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. – 3-е изд. – Москва : Педагогическое общество России, 2000, 2001, 2003. – 444 с. – На обл. загл.: Возрастная психология. – ISBN 5-93134-086-6.Психология: учебное пособие / Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Лабунская В.А., Кротов Д.В., Котлярова В.В., Шевченко А.М., Тюнь А.П. Ростов-на-Дону, 2019. Социальная психология внешнего облика: теоретические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография / Лабунская В.А. и др. Ростов-на-Дону, 2019Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / Константин Константинович Платонов. – Москва : Высшая школа, 1984. – 174 с.Психология отношений [Текст] : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 398, [1] с.; 21 см. - (Серия "Психологи России").; ISBN 978-5-89502-790-5 (МПСИ)Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2013. – 432 с.Психология личности и деятельности дошкольника / АПН РСФСР ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – Москва : Просвещение, 1965. – 253 с. : табл. – Библиогр.: с. 248–252.Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 2002. – 143 с.Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т. А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 2011. - 152 с.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 2003.— 423 с.Сенько, Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопр. психологии, 1991. № 5. С. 23–28.Смирнова, Е.О. , Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст].- Москва: ВЛАДОС, 2005. – 155 с.Терновая, О.С. Формирование у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук /О.С. Терновая. – Екатеринбург, 2007. – 143 с.Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / [В. К. Котырло, Т. М. Титаренко, Ю. А. Приходько и др.]; Под ред. В. К. Котырло; НИИ дошк. воспитания АПН СССР, НИИ психологии. - Москва : Педагогика, 1987. - 141,[2] с.; 21 см.Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 384 с.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 , свободный (дата обращения 10.02.2024). – Загл. с экрана
2. Профессиональный стандарт педагога психолога (психолог в сфере образования) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf, свободный (дата обращения 10.02.2024). – Загл. с экрана
3. Аникина, У.Ю., Гафурова, Т.Р., Курлина, К.В. Влияние отношения к матери на межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Аникина Ульяна Юрьевна, Гафурова Татьяна Ринатовна, Курлина Кристина Вячеславовна // Современные инновации – 2017. – С. 1-4. –Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniya-k-materi-na-mezhlichnostnye-otnosheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta, свободный (дата обращения 12.02.2024).
4. Абраменкова, В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук /В.В. Абраменкова. – М.,2011. –28 с.
5. Александрова, Ю. В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношения взрослого человека [Текст] /Ю.В. Александрова // Мир психологии, 2009. – № 2. – С. 38–44.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.
7. Башлакова, Л. Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей [Текст]: автореф. дисс. … канд. психол. наук /Л.Н. Башлакова. -М., 2006.-24 с.
8. Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 2008.- 188 с.
9. Белоцерковец Н.И., Чупаха И.В. Фгосдо как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника // МНКО. 2016. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fgosdo-kak-antropologicheskoe-osnovanie-pozitivnoy-sotsializatsii-i-individualizatsii-lichnosti-doshkolnika (дата обращения: 16.04.2024).
10. Ждан Антонина Николаевна Теория развивающего обучения В. В. Давыдова в контексте культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-razvivayuschego-obucheniya-v-v-davydova-v-kontekste-kulturno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 16.04.2024).
11. Гостюхина, О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук /О.М. Гостюхина. – М, 2004. - 24 с.
12. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрикина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31–38.
13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.
14. Ильина, В.Н. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2013. – 432 с.
15. Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений [Текст]: дисс. канд. пед. паук /В.П. Кузьмина. – Нижний Новгород, - 2012. – 213с.
16. Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: система взаимоотношений/ Я.Л Коломенский. – Минск, 1984. – 215 с.
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
18. Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Т.А. Маркова //Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008. - С. 36-133.
19. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова; Под ред. Е. О. Смирновой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. — 240 с. — (Библиотека педагога-практика). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10111.
20. Мясищев, Владимир Николаевич.Психология отношений : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. – соц. ин-т. – Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. – 356 с. – (Психологи Отечества : Избранные психологические труды : в 70 т.). – ISBN 5-87224-084-8.
21. Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный. — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 102-106.
22. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] /Н.Н. Обозова. – Киев: Лыбидь, 2000.-192 с.
23. Обухова, Людмила Филипповна.Детская возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. – 3-е изд. – Москва : Педагогическое общество России, 2000, 2001, 2003. – 444 с. – На обл. загл.: Возрастная психология. – ISBN 5-93134-086-6.
24. Психология: учебное пособие / Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Лабунская В.А., Кротов Д.В., Котлярова В.В., Шевченко А.М., Тюнь А.П. Ростов-на-Дону, 2019. Социальная психология внешнего облика: теоретические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография / Лабунская В.А. и др. Ростов-на-Дону, 2019Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / Константин Константинович Платонов. – Москва : Высшая школа, 1984. – 174 с.
25. Психология отношений [Текст] : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 398, [1] с.; 21 см. - (Серия "Психологи России").; ISBN 978-5-89502-790-5 (МПСИ)
26. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2013. – 432 с.
27. Психология личности и деятельности дошкольника / АПН РСФСР ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – Москва : Просвещение, 1965. – 253 с. : табл. – Библиогр.: с. 248–252.Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 2002. – 143 с.Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т. А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 2011. - 152 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 2003.— 423 с.
29. Сенько, Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопр. психологии, 1991. № 5. С. 23–28.
30. Смирнова, Е.О. , Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст].- Москва: ВЛАДОС, 2005. – 155 с.
31. Терновая, О.С. Формирование у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук /О.С. Терновая. – Екатеринбург, 2007. – 143 с.
32. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / [В. К. Котырло, Т. М. Титаренко, Ю. А. Приходько и др.]; Под ред. В. К. Котырло; НИИ дошк. воспитания АПН СССР, НИИ психологии. - Москва : Педагогика, 1987. - 141,[2] с.; 21 см.
33. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 384 с.