проектная деятельность на уроках окружающего мира

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Естествознание
  • 38 38 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 19.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретически основы исследования возможностей использования проектной деятельности при изучении природы России 4
1.1. Сущность и особенности проектной деятельности 4
1.2. Актуальные особенности учебной дисциплины «Окружающий мир» 10
Глава 2. Реализация проектной деятельности на уроках окружающего мира 19
2.1. Организация и методика исследования 19
2.2. Диагностика уровня фактических знаний о природе младших школьников 24
2.3. Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления

Щавелевая кислота - очень ядовитое химическое вещество. Другие ядовитые растения содержат другие химические вещества, которые делают их ядовитыми (токсичными).Яблони, персиковые деревья, абрикосовые деревья, авокадо деревья и даже кусты помидоров дают нам вкусные вещи, чтобы поесть. Но листья этих растений содержат цианид. Даже семена яблок содержат цианид, так что не глотайте их.Картофель очень полезен для вас. Картофельное пюре ... картофель фри ... печеный картофель ... любой вид картофеля очень вкусный! Никогда не пытайтесь съесть верхушку картофеля (зеленая часть, которая растет на поверхности земли) или зеленый картофель. Верхушки картофельных растений и зеленая кожица или мякоть картофеля содержат соланин. Соланин-это ядовитое вещество в картофельной ботве и незрелом картофеле. Он может убить вас очень быстро, если вы его съедите.Листья ревеня также очень ядовиты. Никогда не ешьте их...ешьте только стебли-красную часть. Цветы хороши на вид и на запах. Есть даже несколько видов цветов, которые можно есть или использовать для приготовления лекарств. Но не все цветы безопасны: многие могут сделать нас очень больными или даже убить, если мы съедим их или даже положим в рот. Если вы случайно съели ядовитое растение—или даже положили его в рот-немедленно сообщите об этом родителям, учителю или взрослому, которому Вы доверяете, и как можно скорее обратитесь к врачу.Попросите родителей помочь вам определить все растения в вашем дворе. Выясните, какие из них ядовиты, чтобы вы знали, с какими из них нужно быть особенно осторожным.Расскажите своим друзьям и родственникам о растениях, которые мы едим, у которых есть ядовитые листья или семена, чтобы они тоже были очень осторожны.Далее рассмотрим, какие растения Московской области являются наиболее опасными и ядовитыми.Борщевик Сосновского. Данное растение распространено главным образом в северной части Московской области. Как правило, борщевик произрастает около дорог или на заброшенных дачах. В лесу его не встретишь. Данное растение является опасным не только для человека, ног и для животных и других растений, так как образует монокультуру, вытесняя при этом другие виды. При самом незначительном контакте с борщевиком можно получить очень серьёзные ожоги. В если надышаться его парами, например, во время косьбы, можно получить даже бронхиальную астму.Вех ядовитый (цикута). Данное растение является вторым по распространённости в Московской области среди ядовитых растений. Как правило, оно произрастает на болотистых лугах, около берегов рек или ручьёв. Опасность данного растения в том, что внешне оно не представляет угрозы. Запах веха ядовитого напоминает запах моркови, а корни имеют внешнее сходство с редькой. При этом в данном растении ядовито всё. Яд сохраняется даже в высушенном состоянии. Сок цикуты легко проникает через кожные покровы и вызывает отравление. Поедание каких-либо частей цикуты может закончиться летальным исходом. Болиголов. Растение произрастает на пустырях, в лесах и на лугах. Оно напоминает дикую морковь или петрушку, а когда происходит созревание его семян, то растение может напоминать укроп. Болиголов имеет особый запах, напоминающий мышиный. Все его части ядовиты. Ещё в Древней Греции знали о его ядовитых свойствах. Это растение было официальным ядом, с помощью которого казнили осуждённых. По некоторым источникам, именно яд данного растения стал причиной смерти Сократа. ЧеремицаЛобеля. Растение произрастает на полянах и лугах. Некоторые ошибочно считают данное растение природным средством от алкоголизма. Также до сих пор её используют для лечения педикулёза. Однако при приёме внутрь растение весьма опасно. При вдыхании даже незначительного количества пыли корня черемицы у человека возникает слезотечение и сильное чихание. Если черемица попадает на кожу, то чувствительность теряется. При попадании внутрь ощущается покалывание в горле или жжение. Начинается кружиться голова и даже возможна остановка сердца.Ландыш майский. Несмотря на то что данное растение очень привлекает всех своим внешнем видом, на самом деле оно очень ядовито. В его составе имеются гликозиды, которые воздействуют на состояние сердечно-сосудистой системы и даже могут вызвать остановку сердца. Все части данного растения опасны, но особая опасность заключается в плодах, которые легко спутать с плодами брусники. При отравлении ощущается тошнота и рвота, также проявляются головокружения. Возникают нарушения сердечной деятельности. Летальный исход может наступить от остановки сердца. Таким образом, в ходе реализации данного этапа получена информация о свойствах и опасности ядовитых растений, а также о наиболее опасных видах растений в Московской области.Подготовка к исследованию и его планирование.На данном этапе учащимся было объявлено о предстоящей виртуальной экскурсии с целью определения внешних признаков ядовитых растений Московской области. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.В ходе виртуальной экскурсии были получены фотоматериалы, на которых представлены ядовитые растения Московской области, а также сделаны записи учащимися, которые впоследствии должны быть использованы при оформлении результатов проекта. Трансляционно-оформительский этап На данном этапе группы учащихся занимались оформлением результатов своих проектов. Группа 1. Составление стенгазеты для учащихся. В материалах представлены фото ядовитых растений, которые учащиеся видели во время экскурсии, а также описание их свойств.Группа 2. Составление сборника «Ядовитые растения Московской области»Группа 3. Разработка экологических заданий по теме «Ядовитые растения Московской области»Заключительный этап. На заключительном этапе представители каждой группы учащихся продемонстрировали результаты реализации проектов при выступлениях на конференциях. Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами был организован продолжительный, целенаправленный комплексный процесс формирования знаний о природе России младших школьников посредством включения в образовательный процесс 3 «А» класса проектной деятельности естественнонаучной направленности, учитывающей выделенные нами в первой главе условия.ЗаключениеВ ходе теоретического анализа нами было выявлено, что в психолого-педагогической литературе в недостаточном объеме представлены подходы к процессу формирования знаний о природе младших школьников в образовательном процессе, а также отсутствуют методические рекомендации по психолого-педагогическому воздействию на обучающихся младшей школы, направленному на обеспечение достаточного уровня сформированности знаний о природе. В рамках первой главы нами был проведен анализ литературных источников по теме исследования, в ходе которого рассмотрены основные подходы к проблеме формирования знаний о природе в современной науке: понятию, структуре, формам и особенностям формирования этих знаний. По итогам мы определили теоретическую базу для построения дальнейшей исследовательской работы: в структуре знаний о природе, определяемой как совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа», с субъективным отношением человека к «миру природы» и соответствующими стратегиями взаимодействия, жизненными ценностями основным является субъект-объектное отношение, выраженное через отношение «сознание человека – мир природы». Кроме того, нами было установлено, что проектная деятельность по мнению многих авторов является одной из ведущих форм деятельности в процессе формирования знаний о природе: благодаря высокой познавательной мотивации младших школьников исследовательская деятельность позволяет получать новые знания в различных видах исследований: от лабораторных работ и экологических квестов до разработки совместных естественнонаучных проектов и практической экодеятельности. Именно познавательный интерес и непосредственное взаимодействие ребёнка с животными, растениями и окружающей природной средой в целом имеет качественную сторону взаимодействия с «миром природы», а проектная деятельность является наиболее оптимальной формой данного процесса, поскольку позволяет выстроить учебно-воспитательный процесс, направленный на получение новых знаний о природе, творческое самовыражение и возможность самореализации в практической деятельности.На констатирующем этапе данного исследования установлено, что 40% школьников 3 класса имели низкий уровень сформированности знаний о природе, что вызвало необходимость реализации специальной работы в данном направлении.На формирующем этапе нами были реализованы мероприятия, учитывающие обозначенные нами условия в рамках двух направлений работы, целью которых было повышение уровня сформированности знаний о природе испытуемых в проектной деятельности.Список использованных источниковФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2016. – 45 с.Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/Алистратова С. В. Развитие познавательной активности школьников на уроках окружающего мира / Вестник научных конференций. 2017. № 10-4 (26). С. 8-9Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с.Апалькова Н. В. Использование исследовательской деятельности младших школьников как условие повышения познавательной активности на уроках // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №3-4. С. 80-83.Ахмедбекова Р. Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников // Известие Дагестанского государственногопедагогического университета психолого-педагогической науки. 2018. №1 (2). С. 7-10.Бажаева С. А. Разработка и реализация педагогических технологий использования народных игр в формировании познавательной активности младших школьников // Успехи современной науки образования. 2017. С. 62- 63. Батурина Е. А. Проектные работы младших школьников эколого-краеведческого содержания// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018 г. 111-113 с.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика. – 2019. – 336 с.Благодарёва Н. Н. Проектная деятельность в начальной школе / Вестник научных конференций. 2017. № 10-4 (26). С. 18-19Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г. 417-421 с. Боровских, А.В. Схема учебной деятельности в «Дидактической машине» Яна Амоса Коменского / А.В. Боровских // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2017. – № 3. – С. 26–35. Бороненко, Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 167–193.Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127Габдоахманова И.Г., Сафина А.М. Статья: «Формирование познавательной активности младших школьников при применении в обучении частично-поисковых методов» / Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. С. 276-278Глазачев С. Н. Экологическая культура личности учащихся как источник требований к экологической культуре учителя / С. Н. Глазачев / Сборник научных статей. НИУ «Белгородский государственный университет». – Ульяновск, 2019. – С. 184 - 191Долгих Т. В., Мальцева Л. И. Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий / В сборнике: Двадцать пятая международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика». 2019. С. 284-287.Исмаилова М. К. Формирование представлений о животных леса у детей школьного возраста при помощи дидактических игр// Теория и практика современной педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 118-119 с.Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Юрайт, 2021. – 873 с.Крапивин, Б. Д. Организация природосберегающей деятельности школьников как необходимое условие современного экологического образования. / Б. Д. Крапивин // Астраханский вестник экологического образования. – 2017. – №4 (42). – С. 91–95.Ляшко Г.М. Информационные технологии как инструмент инновационного развития образования. Экономика знаний: теория и практика. - 2019 - №2 (10) - стр. 179-194 Мельникова С. Л. Исследовательская деятельность младших школьников как фактор развития познавательной активности / В сборнике: Перспективы развития науки и образования. 2019. С. 75-76.Нарушева С. Е. Формирование представлений о приспособлениях животных к условиям окружающей среды у детей младшего школьного возраста в процессе игры// Наука и молодежь – 2020. Международный научно-практический форум, 2020 г. 394-400 с.Омарова, С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации /С.К.Омарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 1 (9). – С. 78–83.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2000. №2. С. 3–10.Самсонова О.В. Проблемы управления образованием. Инвестиции в образование. Государственное управление. Электронный вестник - 2018. - №16, с. 8-19Смирнова, И.В., Мосина, М.А. Методика формирования интеллектуальной компетентности / И.В. Смирнова // Язык и культура. – 2019. – № 5. – С. 236–249. Софронов, Р. П. Система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся / Р. П. Софронов. // Известия ВГПУ. – 2019. – №7 (140). – С. 14–21.Сычёва, О. А. Влияние социоприродного окружения на результаты экологического образования школьников / О. А Сычёва // Вестник Брянского госуниверситета. – 2017. – №1. – С. 380–383.Ульянова К. Г. Особенности формирования понятий у младших школьников о сезонных явлениях в жизни животных// Педагогическое мастерство. Сборник статей международного научно-практического конкурса, 2019 г. 35-37 сФальфушинская С. Е., Бекирова А. Р. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика современной науки. 2018. №5 (35). С. 859-862Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – С. 470.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.; Педагогическое общество Россия, 2000.- 176 с.Цвирко Н. И. Шепелева О. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о растениях и животных// Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 220-223 с.Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39.Яницкий, М.С. Психологические аспекты цифрового образования /М.С.Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №2 (34). – С.38-44.

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2016. – 45 с.
3.Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
4.Алистратова С. В. Развитие познавательной активности школьников на уроках окружающего мира / Вестник научных конференций. 2017. № 10-4 (26). С. 8-9
5.Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с.
6.Апалькова Н. В. Использование исследовательской деятельности младших школьников как условие повышения познавательной активности на уроках // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №3-4. С. 80-83.
7.Ахмедбекова Р. Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников // Известие Дагестанского государственногопедагогического университета психолого-педагогической науки. 2018. №1 (2). С. 7-10.
8.Бажаева С. А. Разработка и реализация педагогических технологий использования народных игр в формировании познавательной активности младших школьников // Успехи современной науки образования. 2017. С. 62- 63.
9.Батурина Е. А. Проектные работы младших школьников эколого-краеведческого содержания// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018 г. 111-113 с.
10.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика. – 2019. – 336 с.
11.Благодарёва Н. Н. Проектная деятельность в начальной школе / Вестник научных конференций. 2017. № 10-4 (26). С. 18-19
12.Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г. 417-421 с.
13.Боровских, А.В. Схема учебной деятельности в «Дидактической машине» Яна Амоса Коменского / А.В. Боровских // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2017. – № 3. – С. 26–35.
14.Бороненко, Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 167–193.
15.Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127
16.Габдоахманова И.Г., Сафина А.М. Статья: «Формирование познавательной активности младших школьников при применении в обучении частично-поисковых методов» / Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. С. 276-278
17.Глазачев С. Н. Экологическая культура личности учащихся как источник требований к экологической культуре учителя / С. Н. Глазачев / Сборник научных статей. НИУ «Белгородский государственный университет». – Ульяновск, 2019. – С. 184 - 191
18.Долгих Т. В., Мальцева Л. И. Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий / В сборнике: Двадцать пятая международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика». 2019. С. 284-287.
19.Исмаилова М. К. Формирование представлений о животных леса у детей школьного возраста при помощи дидактических игр// Теория и практика современной педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 118-119 с.
20.Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Юрайт, 2021. – 873 с.
21.Крапивин, Б. Д. Организация природосберегающей деятельности школьников как необходимое условие современного экологического образования. / Б. Д. Крапивин // Астраханский вестник экологического образования. – 2017. – №4 (42). – С. 91–95.
22.Ляшко Г.М. Информационные технологии как инструмент инновационного развития образования. Экономика знаний: теория и практика. - 2019 - №2 (10) - стр. 179-194
23.Мельникова С. Л. Исследовательская деятельность младших школьников как фактор развития познавательной активности / В сборнике: Перспективы развития науки и образования. 2019. С. 75-76.
24.Нарушева С. Е. Формирование представлений о приспособлениях животных к условиям окружающей среды у детей младшего школьного возраста в процессе игры// Наука и молодежь – 2020. Международный научно-практический форум, 2020 г. 394-400 с.
25.Омарова, С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации /С.К.Омарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 1 (9). – С. 78–83.
26.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2000. №2. С. 3–10.
27.Самсонова О.В. Проблемы управления образованием. Инвестиции в образование. Государственное управление. Электронный вестник - 2018. - №16, с. 8-19
28.Смирнова, И.В., Мосина, М.А. Методика формирования интеллектуальной компетентности / И.В. Смирнова // Язык и культура. – 2019. – № 5. – С. 236–249.
29.Софронов, Р. П. Система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся / Р. П. Софронов. // Известия ВГПУ. – 2019. – №7 (140). – С. 14–21.
30.Сычёва, О. А. Влияние социоприродного окружения на результаты экологического образования школьников / О. А Сычёва // Вестник Брянского госуниверситета. – 2017. – №1. – С. 380–383.
31.Ульянова К. Г. Особенности формирования понятий у младших школьников о сезонных явлениях в жизни животных// Педагогическое мастерство. Сборник статей международного научно-практического конкурса, 2019 г. 35-37 с
32.Фальфушинская С. Е., Бекирова А. Р. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика современной науки. 2018. №5 (35). С. 859-862
33.Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – С. 470.
34.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.; Педагогическое общество Россия, 2000.- 176 с.
35.Цвирко Н. И. Шепелева О. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о растениях и животных// Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 220-223 с.
36.Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39.
37.Яницкий, М.С. Психологические аспекты цифрового образования /М.С.Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №2 (34). – С.38-44.