Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 82 82 страницы
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 20.07.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1 Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста 11
1.2 Компоненты развития слухового внимания у детей дошкольного возраста 17
1.3 Опыт педагогической работы с проблемой развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Диагностика уровня развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Программа развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста 47
2.3 Анализ результатов диагностики по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Фрагмент для ознакомления

Цель контрольного эксперимента - диагностика развития слухового восприятия детей.Задачи контрольного эксперимента:1. Провести мониторинг развития слухового внимания у дошкольников, который состоит из трех этапов. Воспитанники старших групп Муниципального общеобразовательного учреждения №58 Заворовской СОШ.2. Выявить эффективность программы развития слухового внимания у дошкольников;3. Предложить рекомендации по развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста.Для выявления эффективности эмпирического эксперимента были использованы следующие методики: Теоритические: анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме выпускной квалификационно работы, изучение и обобщение опыта по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста.Эмпирические: анкетирование и беседы с педагогами, родителями, воспитанниками; включенное наблюдение и тестирование, педагогический эксперимент, применение метода анализа данных.Методики исследования:Методика «Нарисуй, что услышал»– Венгер Л.А., Венгер А.Л. Методика «Дорисование» Е.Торренса, Марцинковская Т.ДМетодика «Повтори за мной». Итоговые уровни концентрации оцениваются по следующим критериям:· 81% - 100% - очень высокий уровень;· 61% - 80% - высокий уровень;· 41% - 60% - средний уровень;· 21% - 40% - низкий уровень.В таблице 5 представлено процентное соотношение детей по результатам диагностики уровня развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп в процентах. Результаты дошкольников представлены в приложении 3.Таблица 8. Результаты диагностики уровня развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапеУровниЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапчел%чел%чел%чел%Высокий532,5%647,6%532,5%647,6%Средний647,6%647,6%647,6%532,5%Низкий219,9%14,8%219,9%219,9%В результате проведения данной методики удалось выяснить, что у 2 учащихся экспериментальной группы, что составляет 19,9%, и в контрольном группе 2человека, что составляет 19,9%, сформирован низкий уровень развития слухового внимания. 47,6 % (6 человек) в экспериментальной группе, 32,5% дошкольников (5 человек) в контрольной группе продемонстрировали средний уровень развития слухового внимания. Высокий уровень развития слухового внимания был выявлен у 6 обучающихся (47,6%) в экспериментальной группе, в контрольной группе ситуация обстояла несколько иначе, на высоком уровне уровень развития слухового внимания выявить 6 человек(47,6%).Наглядные результаты представлены в рисунке 5.Рис. 5. Результаты методики изучения развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста использовалась Методика «Дорисование» Е.Торренса (изучение способности ребенка варьировать в воображении образы на основе восприятия схематического изображения определенных предметов) Марцинковская Т.ДРезультаты проведения методики представлены в таблице 6.Таблица 9.Результаты проведения методики «Дорисование» Е.Торренса (изучение способности ребенка варьировать в воображении образы на основе восприятия схематического изображения определенных предметов) Марцинковская Т.ДУровень Экспериментальная группа Контрольная группа Констатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапчел%чел%чел%чел%Высокий219,9%430%322,1%430%Средний 858%750,1%858%750,1%Низкий 322,1%219,9%219,9%219,9%По итогам проведённого исследования по данной методики, можно сделать следующий вывод: у 4ребенка экспериментальной группы, что составляет 30%, сформирован высокий уровень развития слухового внимания, так же в контрольной группе высокий уровень развития слухового внимания составляет 30%(4 респондента). 57,6% детей экспериментальной группе(7 человек) показали средний уровень развития слухового внимания. Тогда как в контрольной группе мы получили 57,6%(7 человек) на среднем уровне. Низкий уровень развития слухового внимания выявлен у 2детей – 12,5% в экспериментальной группе, в контрольной группе 2 дошкольника выявлено 12,5%Наглядно результаты представлены в рисунке 6.Рис. 6. Результаты проведения методики слухового внимания проводилось с использованием методики «Дорисование» Е.Торренса Марцинковская Т.ДТаким образом, у большинства детей особенности развития слухового внимания сформированы на среднем уровне. Проведенное нами исследование показало необходимость проведения работы по развитию внимания детей в возрасте 5 – 7 лет. В качестве средства формирования слухового внимания мы выбрали психолого-педагогические методы и приемы работы.Методика «Повтори за мной». Целью методики является определение слухового вниманияКоличественные данные проведения методики развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возрастапредставлены в таблице 10.Таблица 10. Результаты методики изучения переключения и распределения внимания использована методика «Повтори за мной» Р.С. НемоваУровень Экспериментальная группа Контрольная группа Констатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапчел%чел%чел%чел%Высокий219,9%430%322,1%430%Средний 858%750,1%858%750,1%Низкий 322,1%219,9%219,9%219,9%По итогам проведённого исследования по данной методики, можно сделать следующий вывод: у 4ребенка экспериментальной группы, что составляет 30%, сформирован высокий уровень развития слухового внимания, так же в контрольной группе высокий уровень развития слухового внимания составляет 30%(4 респондента). 50,1% детей экспериментальной группе(7 человек) показали средний уровень развития слухового внимания. Тогда как в контрольной группе мы получили 50,1%(7 человек) на среднем уровне. Низкий уровень развития слухового внимания выявлен у 2детей – 19,9% в экспериментальной группе, в контрольной группе 2 дошкольника выявлено 19,9%.Таким образом, у большинства дошкольников развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возрастана среднем уровне. Проведенное нами исследование показало необходимость проведения работы по развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста мы выбрали психолого-педагогические методы и приемы работы.На основании выполнения всех диагностических методик по разработанным критериям и показателям определен общий уровень развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста.Количественные данные начального уровня развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста приведены в таблице 11.Таблица 11.Уровень развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возрастаУровеньЭкспериментальная группа, %Контрольная группа, %Количество детей%Количество детей%Высокий219,9%430%Средний858%750,1%Низкий322,1%219,9%На контрольном этапе, дети повторно получили возможность выполнить поставленные задания, на этот раз они с ответственностью отнеслись к расходу материала, выполняли все инструкции педагога. Однако трудости так же имелись в использовании заданий с карточками, в процессе нескольких наглядных упражнений, проблема исчезла. На основе проведенной работы на констатирующем и контрольном этапе, мы можем подвести итог исследования, результаты представлены в таблице 2.8 и на рисунке 2.9.Таблица 12. Сравнительная таблица уровней развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста№ИсследуемыеУровни развития по каждой пробеМетодика «Нарисуй, что услышал»– Венгер Л.А., Венгер А.ЛМетодика «Дорисование» Е.Торренса, Марцинковская Т.ДМетодика «Повтори за мной».Р.С. Немов1Денис С.ВысокийВысокийВысокий2Дима В.СреднийСреднийСредний3Коля П. СреднийСреднийСредний4Кирилл А.СреднийСреднийСредний5Витя Г.СреднийСреднийСредний6Толя В.ВысокийСреднийНизкий7Женя Д.ВысокийВысокийСредний8Саша У.НизкийНизкийНизкий9Вова П.ВысокийНизкийВысокий10Влад П.НизкийНизкийНизкий11Давид Ш.СреднийСреднийСредний12Мирослав Ч.ВысокийВысокийВысокий13Анна Б.ВысокийВысокийВысокий14Кристина В.СреднийСреднийСредний15Диана Л.СреднийСреднийСредний16Настя В.СреднийСреднийСредний17Тоня Д.СреднийСреднийСредний18Маша Г.СреднийСреднийСредний19Даша Г.НизкийНизкийНизкий20Катя Ж.НизкийНизкийНизкий21Амина Ц.СреднийСреднийСредний22Алевтина Т.СреднийСреднийСредний23София Г.СреднийСреднийСредний24Софья Б.СреднийСреднийСредний25Ульяна Н.НизкийНизкийНизкий26Варя Н.НизкийНизкийНизкийНаглядный пример результатов проведения методики представлен на рисунке 7.Рис. 7. Результаты выполнения экспериментальных заданий детьмиДанные таблице 7. показывают, что Сергей, Кира, Лера., имеют низко-средний уровень развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста, восприятия и запоминания. Дети в большинстве случаев опираются на помощь педагога или сверстников. Проявляют низкий уровень познавательной активности, а также в силу того, что дети не обладают знаниями, им сложно выполнять поставленные задания.На среднем уровне развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста на основе методик, нам удалось выявить группу детей: Юля Б. Оля Г, Ульяна Н, Денис Л., Дина Р, Илья П., Дима К. Дети показали достаточный уровень владения познавательной активностью, приводили примеры описания персонажей и реплики из известным из сказок и произведений. На высоком уровне нам удалось выявить Катя О, Женя Н, Зина Ц. Дети активные, участвуют во всех видах деятельности.Анализ развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста имел в большей степени средние показатели. Эти данные свидетельствуют о том, что развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста обусловлено развитием восприятия, мышления, памяти с использованием метода наглядного и речевого метода в педагогической деятельности.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2В ходе реализации исследовательского эксперимента, мы выделяли этапы - теоретический, контрольный. На каждом этапе проведения исследовательского эксперимента были представлены цели и задачи.Для достижения целей исследовательского эксперимента по теме «развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста», на теоретическом этапе проводили тестирования направленные на выявление развития внимания у дошкольников. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста. Средства и методы диагностики помогают избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование деятельности. Особенности внимания формируют способность, как ребенка, так и педагога, исследовать информацию, побуждают к анализу, выделять главное, поднимать культурный уровень в познании материала. Ведь внимание это воспроизведение ума и труда, искусства в научно – образовательном течении.Эффективность развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста отражается в процессе принятий решений с творческим началом или творческим подтекстом. Внимание в настоящее время широко распространены и ориентированы на среднего ребенка. Развитие внимания используют как в обучении, так и в образовательной и обучающей программе. Так как ко всем видам и темам урочной деятельности педагог может лично или путем распределения детей на группы, появляется возможность дать задание в подготовке и предоставлении по выбранной теме. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе исследования по теме «Развитии слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста», мы провели теоретические анализ основ и понятий слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста. На основе подходов ученых, психологов и методистов, нам удалось выявить, что память – это один из психических процессов, который человек использует регулярно. Она играет немаловажную роль в формировании нашей личности, наших знаний и наших навыков, и ежедневно используется в самых разных ситуациях, от общения с друзьями до решения сложных профессиональных задач.При изучении слуховое внимание,обычно делят на различные виды и типы. Если различать виды внимания и слуха по временному параметру, то она может быть: генетической, мгновенной, оперативной и долговременной. Классифицируя по характеру психической активности, слуховое внимание может быть: словесно-логической, эмоциональной, двигательной, образной и механической. В зависимости от особенностей управления соответствующими нервными структурами память разделяют на непроизвольную и произвольную.В процессе теоретического исследования развитии слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста, мы изучили,что внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В результате диагностики, нам удалось установить, что в группе большинство детей, требующие развивающих занятий, направленных на развитие и повышение уровня развития внимания. Исходя из этого, был спланирован и проведен комплекс мероприятий по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста систематически использовать подвижные игры, то процесс развития внимания будет наиболее эффективен.Экспериментальная работа предусматривала внедрение методологии эффективности зрительного и слухового запоминания, обоснование критериев и показателей их уровня готовности. Специфические характеристики показателей, их согласованность и распределение по уровням позволили изучить начальный уровень кратковременности зрительного и слухового запоминания. Определены уровни эффективности применения выбранных методик:На низком уровне развития слухового внимания приведены, находилось 23,7% детей экспериментальной группе и 28,5% респондентов в контрольной группе. На среднем уровне развития слухового внимания оказалось значительно большее количество обучающихся: 69,8% в экспериментальной группе и 68,2% в контрольной группе. На высоком уровне оказалось достаточное количество детей (16,5 % в экспериментальной группе и 18,3% в контрольной) находились на высоком уровне развития слухового внимания. Таким образом, результаты применения диагностических методик позволил не только сравнить небольшие группы респондентов, но и выявить некоторые популярные современные тенденции в разработке эффективности развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из результатов установленного этапа экспериментального исследования, было установлено, что уровень развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком и среднем уровне. Полученные данные свидетельствуют, что проведенная работы предоставила возможность констатировать положительную динамику эффективности развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.Монографии, учебники, учебные пособияАлпарова, Н.Н., Николаев, В.А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет /Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев.–Москва: Владос, 2004.–163с.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев –Ленинград: Музыка, 1999. –117 с.Венгер, Л.А. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте/ Л.А. Венгер. – Москва: МГИК, 2012.  – 105 с.Ветлугина,  Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр /Н.А. Ветлугина –Москва: Просвещение, 1958.– 62с.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина.–Москва: ЁЁ Медиа, 2012.–102 с.Ветлугина, Н.А. Детский оркестр. С методическими указаниями / Н.А. Ветлугина – Москва: Музыка, 1975. –95с.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина –Москва: Музыка, 1968.–146 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– Москва:АСТ 2008.–536 с.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский – Москва: Перспектива, 2020. – 125 с.Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.С. Выготский–Москва: Просвещение, 2006.– 186 с.Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе – Москва: Издательский центр Академия, 2005. –214с.Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.ГДмитриева –Москва: Академия 2000.–239 с.Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Держинская – Москва: Музыка, 1985.– 169с.Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание /. Н.Ф. Добрынин –Москва: Просвещение, 2005.– 256 с.Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах./ Н. Г. Кононова – Москва: Просвещение 1990– 195с.Костина, Э.П. Креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников/ Э.П. Костина – Новгород: НИРО, 2011.–107с.Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо – Санкт-Петербург: Ф. Павленкова, 2000.– 369 с.Рокитянская Т.А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет / Т.А. Рокитянская Москва: Академия развития, Академия Холдинг, 2006–128сРубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн – Санкт-Петербург: Питер, 2000.– 712 с.Андреев О.А. Техника развития внимания. Самоучитель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 320 с.Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж-НПО "МОДЭК", 2012. - 64 с.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. / А.С. Белкин - М.: Изд. центр "Академия", 2005. - 433с.Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников/ Л.А. Венгер // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М.: Наука, 2011 - 459сВозрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Заценин. - 3-е изд., сер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 368сВолкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. - М.: Рипол классик, 2006 - 240сВыготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.Выготский К.Д. Собр. соч.: в 6-ти томах Т.3 // Под ред. Матюшкина А.М. - М.: 1983. стр. 205-239Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию - М.: 1976 стр.81-82Гамезо, M. B., Герасимова B. C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352с.Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания - М.: Наука, 2012 - 295сДмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128с.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи. - М.: В. Секачев, 2012. - 120 с.Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2. - М.: В. Секачев, 2012. - 108 с.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека: Учебное пособие. - М.: ЮСАЙТ, 2010 - 237сЛеонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 517с.Лобанов, А.П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта - Мн.: Новое знание, 2008 - 376сЛохов, М.И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2008. - 320 с.Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: Владос, 2004 - 687сОбухова, Е.Ю. Регуляция внимания у детей 5-7 лет здоровых и с нарушениями развития: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13/Е.Ю. Обухова; [Моск. гор. психолого-пед. ун-т]. - М., 2009. - 27 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460сОльшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. - М.: Первое сентября, 2004. - 585сПавлов И.П. Полн. собр. соч. т.3 кн.1 Изд.2. - М. - Л. 1951Першина Л.С. Общая психология. - М.: 2004 стр.122Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника - М.: 1977 стр.18исправляющиеПознавательные процессы и способности в обучении // Под ред. Шадрикова В.Д. - М.: 1990Психология внимания. / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 656 с.Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С.58-60.Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М.: 1989Соловьев Т.П. Внимание как органическая сила. Опыт биологической теории внимания. - М.: Либроком, 2011. - 368 с.Солсо Р.Л. Когнитивная психология - М.: 1991. стр.114Страхов И.В., Внимание и структура личности. - Саратов, 2009. - 395сТамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Тамбиев // Вопр. психологии. - 2006. - № 1. - С.53-62.Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 240 сУзнадзе Д.Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов/ Г.А. Урунтаева - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 368 с.Ухтомский А.А. Доминанта. // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 376сСтатьи из периодических и продолжающихся изданий  Геллер, Е. Детский  шумовой оркестр / Е. Геллер // Дошкольный возраст 2013. –№6.– 24с.Шабашов, Л. Оркестр детских музыкальных инструментов/ Л. Шабашов // Музыкальное воспитание в школе. 1970. – №6. –103с.Интернет – ресурсыВнимание у детей дошкольного возраста: его виды и свойства// Академия развития: [сайт]. 2020. – URL: https://xn----7sbabkjhsgeao3a2d8azqi.xn--p1ai/vnimanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-osobennosti (дата обращения: 21.09.2022).Борисова Н.Ю.Основные особенности внимания дошкольников/БорисоваН.Ю//nsportal.ru; [сайт]. 2020. – URL:  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/29/osnovnye-osobennosti-vnimaniya-doshkolnikov(Дата обращения: 03.10.22)Самошкина Е.Г.Курсовая работа/ Самошкина Е.Г.// nsportal.ru;[сайт]. 2013. – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/05/26/kursovaya-rabota-po-muzyke(Датаобращения 13.11.2022)ЖелезноваЕ.Сказочки-шумелки./Е Железнова //nsportal.ru [сайт].  2014.-URLhttp://yandex.ru/search/?h=20595&text=сказочки%20шумелки%20железновых(Дата обращения 28.11.2022)Иванова, М. В. Особенности развития внимания старших дошкольников / М. В. Иванова.// 2021. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83740/ (дата обращения: 14.10.2022).ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯУчащийся __________________________________________       Класс ______ Возраст   ______________   Пол __________       Дата __________________ПоказателиРезультатыКоличество просмотренных за 10 мин, букв Количество правильно вычеркнутых букв Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть Точность выполнения задания, % Оценка точности, баллы Оценка продуктивности, баллы Оценка устойчивости внимания, баллы Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n * 100 %где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m  - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования.Таблица 1.1Оценка устойчивости внимания в баллахПродуктивностьТочностьПродуктивностьТочностьзнакибаллы%баллызнакибаллы%баллыменее 10101менее 7012660-28251684-85121010-1175370-7222825-29901785-87131175-1340572-7332990-31551887-88141340-1505773-7443155-33201988-90151505-1670974-7653320-34852090-91161670-18351076-7763485-36502191-92171835-20001177-7973650-38152292-94182000-21651279-8083815-39802394-95202165-23301380-8193980-41452495-96222330-24951481-83104145-43102596-98242495-26601583-8411более 431026более 98265. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле:         А = В + С,  где  В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.Таблица 1.2 Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценкиШкальные оценкиУстойчивость вниманияПереключение вниманияОбъем вниманияШкальные оценкиУстойчивость вниманияПереключение вниманияОбъем внимания19более 50более 217менее 115925-27172-181216-23518---823-24158-171236-2651748-49214-216116-125720-22149-157266-2951646-47211-213126-135616-19142-148296-3351544-45208-210136-145514-15132-141336-3751439-43205-209146-155412-13122-131376-4051336-38201-204156-16539-11114-121406-4551234-35195-200166-1752-110-113-1131-33189-194176-1951---1028-30182-188196-2150менее 9менее 109более 456ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкетирование для родителей 1. Ф.И.О. школьника. Дата рождения школьника. Адрес проживания.2. Сведения о семье.3. Социальные показатели семьи:1. Категория семьи:полная, неполная, в том числе в разводе, вдовцы, одинокая мать или одинокий отец, многодетная (количество детей и их возраст), опекаемая, приемная, с ребенком-инвалидом.2. Жилищно-бытовые условия проживания ребенка:отдельная квартира, частный дом, коммунальная квартира, общежитие, съемное жилье, с удобствам, без удобств, отсутствие жилья, количество комнат, кв.м.3. Состояние жилья: хорошее, требует текущего ремонта, требует капитального ремонта.4. Санитарное состояние жилья: поддерживается элементарный порядок, антисанитарное состояние.5. Условия жизни ребенка: имеется отдельная комната, уголок в общей комнате, свой  письменный стол, ничего нет и др.4. Обследования состояния здоровья школьника:1. Заключение по физическому развитию:а) нормальное, б) низкий, в) дефицит массы, г) избыток массы2. Динамометрия: а) правая рука, б) левая рука3. Физическая подготовленность: а) норма, б) снижена, в) повышена4. Осанка: а) нормальная, б) незначительные отклонения,в) значительные нарушения5. Состояние стопы (плантограмма): а) нормальная,б) уплощенная, в) плоская6. Острота зрения: а) нормальная, б) снижена7. Бинокулярное зрение: а) норма, б) нарушение8. Острота слуха: а) норма, б) снижена9. Нервно-психическое развитие:1. Эмоционально-вегетативная сфера:а) норма, б) отклонение10. Психомоторная сфера и поведение:а) норма, б) отклонение11. Интеллектуальное развитие:а) норма, б) отклонение12. Выявление невротических расстройств (анкета):а) нет риска, б) риск развития13. Число заболеваний в год5. Психофизиологические и психосоциальные показатели:1. Желание учиться в школе:высокий уровень- ребенок хочет идти в школу;средний уровень- особого желания идти в школу нет;низкий уровень- идти в школу не хочет.2. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их)Высокий уровень- стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойств окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действияхСредний уровень- стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойстваНизкий уровень- стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств3. Учебная мотивация:Высокий уровень- осознает возможность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;Средний уровень- собственные цели учения не осознаются1, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить со сверстниками в школу, носить школьную форму и.т.д.;Низкий уровень- цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.4. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:Высокий уровень- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;Средний уровень- контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;Низкий уровень- трудно контактирует со всеми окружающими его людьми, неадекватен в понимание и реагирование ситуации.5. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей).высокий уровень - правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие развития при сравнении, обнаруживает закономерные связ;средний уровень - задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого;низкий уровень - выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого,может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания, при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обобщающая помощь, воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.6. Планирование (возможность организовать сувою деятельность в соответствии с её целью): высокий уровень - действия ребёнка полностью соответствуют содержанию цели; средний уровень – действия ребёнка частично соответствуют содержанию цели;низкий уровень – действия ребёнка не соответствуют цели и др.6. Рекомендации медицинских работников.7. Рекомендации психолога.8. Рекомендации педагогов.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Сводная таблица диагностики слухового внимания проводилось с использованием методики Д.Б. Эльконина «Перепутанные инструкции».№Испытуемые 12345678Общее количество Уровень 1Денис С.4434124224Высокий 2Дима В.2223431118Средний 3Коля П. 2431311116Средний4Кирилл А.2121213315Средний5Витя Г.3333333324Высокий 6Толя В.2111133315Средний7Женя Д.211111119Дезадаптация8Саша У.2333321118Средний9Вова П.3333333324Высокий 10Влад П.200011127Дезадаптация11Давид Ш.000123118Дезадаптация12Мирослав Ч.2222222216Средний 13Анна Б.2431111114Средний14Кристина В.111111118Дезадаптация15Диана Л.011110004Дезадаптация16Настя В.111111118Дезадаптация17Тоня Д.2122111111Низкий 18Маша Г.011111117Дезадаптация19Даша Г.2312222216Средний 20Катя Ж.2112222214Низкий 21Амина Ц.111110005Дезадаптация22Алевтина Т.1212333318Средний 23София Г.4434124224Высокий 24Софья Б.2223431118Средний 25Ульяна Н.2431311116Средний26Варя Н.2121213315СреднийПРИЛОЖЕНИЕ 4Методика «Нарисуй, что услышал» (анализ способности ребенка создавать образы с ориентацией на звуковой стимульный ряд) – Венгер Л.А., Венгер А.ЛУпражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.ПРИЛОЖЕНИЕ 5Методика «Дорисовывание» (для детей 4-10 лет) для исследования творческих способностей старших дошкольников изучает образную креативность (образные творческие способности). Однако, одна из шкал данной методики – «беглость» – позволяет диагностировать уровень вербальных творческих способностей (вербальную креативность), так как после выполнения каждого из заданий (завершение дорисования каждого из 5-6 контуров) ребенку предлагают дать название картинки, а затем спрашивают, что именно на ней нарисовано. А шкала «беглость» позволяет оценить общее количество ответов (например, дети дают не одно, а два – три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.) ребенка.Такой процесс и анализ работы обосновывается тем, что некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерны именно образные творческие способности (образная креативность). Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков, и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерны высокие вербальные творческие способности (вербальная креативность). В продолжении, автор пишет, что названия, данные ребенком своим рисункам беглость, гибкость и оригинальность, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно.ПРИЛОЖЕНИЕ 6Методика «Повтори за мной». Цель: проверка слухового внимания, восприятия в умения произнести слоговые ряды в заданной последовательности.Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.1. «Повторю».Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.  Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.2. «Будь внимательным». Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина.Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л» из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.3. «Назови правильно».Цель: проверка звукопроизношения.Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:С: сад, коляска, глобус.Сь: василек, такси.3: замок, незнайка.Зь: земляника, обезьяна.Ц: цапля, кольцо, индеец.Ш: шашки, ошейник, карандаш.Ж: жираф, жук, лыжи.IЦ: щука, щенок, плащ.Ч: чайник, печенье, мяч.Л: лампа, волк, стол.Ль: лимон, плита, соль.Р: рак, марки, мухомор.Рь: река, пряники, фонарь.И: лейка, яблоко, еж, крылья.К: куртка, скрипка, шкаф.Г: грядка, грелка, виноград.Х: хлеб, ткачиха, петух.4. «Считалки».Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: «Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: «Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец».«Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал». За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?» (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Алпарова, Н.Н., Николаев, В.А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет /Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев.–Москва: Владос, 2004.–163с.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев –Ленинград: Музыка, 1999. –117 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте/ Л.А. Венгер. – Москва: МГИК, 2012. – 105 с.
4. Ветлугина, Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр /Н.А. Ветлугина –Москва: Просвещение, 1958.– 62с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина.–Москва: ЁЁ Медиа, 2012.–102 с.
6. Ветлугина, Н.А. Детский оркестр. С методическими указаниями / Н.А. Ветлугина – Москва: Музыка, 1975. –95с.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина –Москва: Музыка, 1968.–146 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– Москва:АСТ 2008.–536 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский – Москва: Перспектива, 2020. – 125 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.С. Выготский–Москва: Просвещение, 2006.– 186 с.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе – Москва: Издательский центр Академия, 2005. –214с.
12. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.ГДмитриева –Москва: Академия 2000.–239 с.
13. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Держинская – Москва: Музыка, 1985.– 169с.
14. Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание /. Н.Ф. Добрынин –Москва: Просвещение, 2005.– 256 с.
15. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах./ Н. Г. Кононова – Москва: Просвещение 1990– 195с.
16. Костина, Э.П. Креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников/ Э.П. Костина – Новгород: НИРО, 2011.–107с.
17. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо – Санкт-Петербург: Ф. Павленкова, 2000.– 369 с.
18. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет / Т.А. Рокитянская Москва: Академия развития, Академия Холдинг, 2006–128с
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн – Санкт-Петербург: Питер, 2000.– 712 с.
20. Андреев О.А. Техника развития внимания. Самоучитель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 320 с.
21. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж-НПО "МОДЭК", 2012. - 64 с.
22. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. / А.С. Белкин - М.: Изд. центр "Академия", 2005. - 433с.
23. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников/ Л.А. Венгер // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М.: Наука, 2011 - 459с
24. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Заценин. - 3-е изд., сер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 368с
25. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. - М.: Рипол классик, 2006 - 240с
26. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
27. Выготский К.Д. Собр. соч.: в 6-ти томах Т.3 // Под ред. Матюшкина А.М. - М.: 1983. стр. 205-239
28. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию - М.: 1976 стр.81-82
29. Гамезо, M. B., Герасимова B. C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352с.
30. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания - М.: Наука, 2012 - 295с
31. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128с.
32. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
33. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
34. Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи. - М.: В. Секачев, 2012. - 120 с.
35. Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2. - М.: В. Секачев, 2012. - 108 с.
36. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека: Учебное пособие. - М.: ЮСАЙТ, 2010 - 237с
37. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 517с.
38. Лобанов, А.П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта - Мн.: Новое знание, 2008 - 376с
39. Лохов, М.И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2008. - 320 с.
40. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: Владос, 2004 - 687с
41. Обухова, Е.Ю. Регуляция внимания у детей 5-7 лет здоровых и с нарушениями развития: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13/Е.Ю. Обухова; [Моск. гор. психолого-пед. ун-т]. - М., 2009. - 27 с.
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460с
43. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. - М.: Первое сентября, 2004. - 585с
44. Павлов И.П. Полн. собр. соч. т.3 кн.1 Изд.2. - М. - Л. 1951
45. Першина Л.С. Общая психология. - М.: 2004 стр.122
46. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника - М.: 1977 стр.18исправляющие
47. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. Шадрикова В.Д. - М.: 1990
48. Психология внимания. / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 656 с.
49. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С.58-60.
50. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М.: 1989
52. Соловьев Т.П. Внимание как органическая сила. Опыт биологической теории внимания. - М.: Либроком, 2011. - 368 с.
53. Солсо Р.Л. Когнитивная психология - М.: 1991. стр.114
54. Страхов И.В., Внимание и структура личности. - Саратов, 2009. - 395с
55. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Тамбиев // Вопр. психологии. - 2006. - № 1. - С.53-62.
56. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 240 с
57. Узнадзе Д.Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976
58. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов/ Г.А. Урунтаева - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 368 с.
59. Ухтомский А.А. Доминанта. // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976
60. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 376с

Статьи из периодических и продолжающихся изданий
20. Геллер, Е. Детский шумовой оркестр / Е. Геллер // Дошкольный возраст 2013. –№6.– 24с.
21. Шабашов, Л. Оркестр детских музыкальных инструментов/ Л. Шабашов // Музыкальное воспитание в школе. 1970. – №6. –103с.
Интернет – ресурсы
22. Внимание у детей дошкольного возраста: его виды и свойства// Академия развития: [сайт]. 2020. – URL: https://xn----7sbabkjhsgeao3a2d8azqi.xn--p1ai/vnimanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-osobennosti (дата обращения: 21.09.2022).
23. Борисова Н.Ю.Основные особенности внимания дошкольников
/БорисоваН.Ю//nsportal.ru; [сайт]. 2020. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/29/osnovnye-osobennosti-vnimaniya-doshkolnikov(Дата обращения: 03.10.22)
24. Самошкина Е.Г.Курсовая работа/ Самошкина Е.Г.// nsportal.ru;
[сайт]. 2013. – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/05/26/kursovaya-rabota-po-muzyke
(Датаобращения 13.11.2022)
25. ЖелезноваЕ.Сказочки-шумелки./Е Железнова //nsportal.ru [сайт]. 2014.-URLhttp://yandex.ru/search/?h=20595&text=сказочки%20шумелки%20железновых (Дата обращения 28.11.2022)
26. Иванова, М. В. Особенности развития внимания старших дошкольников / М. В. Иванова.// 2021. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83740/ (дата обращения: 14.10.2022).