«Основные представители русской критики ХХ века»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 23 23 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 19.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Сущность литературной критики и история ее развития 5
2. Ведущие критики ХХ века 9
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Будучи членом литературного объединения «Центрифуга», он в своём творчестве тяготел к футуризму. После революции поэт работал над переводами, занимался литературоведением.Критические статьи Пастернака публиковались в журналах «Красная новь», «Звезда», «Новый мир». Среди них «Несколько положений» (1918), «Воздушные пути» (1924), «Пространство и воздух» (1928), «Охранная грамота» (1931).Борис Пастернак был выдающимся русским поэтом и писателем, который также проявил себя как литературный критик. В своём творчестве он обращался к сложным темам, таким как христианство, любовь, судьба России и творчество. В романе «Доктор Живаго» Пастернак выразил свои взгляды на эти вопросы.Осенью 1958 года Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за значительный вклад в современную лирическую поэзию и продолжение традиций великого русского эпического романа. Однако его кандидатура вызвала негативную реакцию со стороны советского руководства, и Пастернак столкнулся с общественной травлей[12].Литературно-критическое наследие Пастернака обширно и разнообразно. В своих статьях он анализировал творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Андрея Белого, Маяковского, Есенина, Цветаевой, Ахматовой. Кроме того, он написал ряд статей о западноевропейской литературе, в частности о Рильке, Верлене, Гёте.Леонид Максимович Леонов (1899–1994) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель, академик АН СССР (1971–1991). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). В 1920-е годы печатался в журнале «Красная нива». В 1924 году вышел первый сборник рассказов Леонова «Петушихинский пролом». Известность Леонову принёс роман «Барсуки» (1924), отмеченный влиянием экспрессионизма. В 1927 году был опубликован роман «Вор», а в 1928 году — «Соть».Роман «Барсуки» Леонида Леонова описывает события в русской деревне с 1910 по 1921 годы, время великих трагедий, преступлений и жестокости. В произведении рассказывается о становлении главных героев и революционной борьбе в деревне.Александр Трифонович Твардовский был известным советским поэтом и критиком. Он активно участвовал в литературной жизни страны, писал критические статьи и рецензии на произведения других авторов. Твардовский уделял особое внимание развитию русской литературы, её традициям и современным тенденциям.Незаурядным литературным критиком проявил себя и сам Александр Трифонович Твардовский (1910—1971). Его статьи о Пушкине, Бунине, Исаковском, Цветаевой, Блоке, Маршаке, а также некрологические заметки об А.Ахматовой, Э.Казакевиче, И.Эренбурге и В.Овечкине свидетельствуют о том, насколько глубоко Твардовский понимал классическую литературу и творчество своих современников.Интересны подробности творческой истории произведений самого Твардовского, рассказанные им с исключительной живостью. Особое внимание Твардовский уделял читателю. Поэт и редактор, он получал огромную читательскую почту, фрагменты которой вместе со своими ответами опубликовал в сборнике "О литературе". Каждый ответ Твардовского тактичен, но принципиален[11]. Письма Твардовского писателям, читателям и сотрудникам журнала являются неоценимым литературно-критическим наследием, сопоставимым по масштабу мысли и ясности слога с литературными размышлениями русских классиков XIX века.Твардовский дважды приступал к редактированию журнала "Новый мир" и дважды отстранялся от этой деятельности. Редактором "Нового мира" Твардовский являлся в 1950—1954 и 1958—1970 гг. Около семнадцати лет редакторской работы пришлись на разные периоды "оттепели" — на ее раннее предвестие, на ее бурное начало и продолжение, на ее вялое затухание и драматический финал. Как редактор, Твардовский оба раза сменял К. М. Симонова. Уже в 1952 г. журнал опубликовал произведения, ставшие первыми знаками едва обозначается новой эпохи. Среди них статья юного М. Щеглова "Русский лес" Леонида Леонова", статья В. Померанцева"Об искренности в литературе". Эти и другие публикации подверглись нападкам в партийной печати и обсуждались на Втором писательском съезде, и после резолюции президиума Союза писателей СССР Твардовский был смещен с поста редактора.Преобладание в "Новом мире" язвительно-критических рецензий и постоянная полемика с официозной критикой, особенно с авторами журнала "Октябрь" (главный редактор В. Кочетов), вызвали недовольство антисталинистов[5]. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов "Новый мир" и "Октябрь". После снятия Хрущева в прессе (журнал "Огонек", газета "Социалистическая индустрия") была проведена кампания против"Нового мира". Ожесточенную борьбу с журналом вел Главлит, систематически не допускавший к печати наиболее важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза Писателей не решалось, последней мерой давления на журнал стало снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности врагов журнала.Константин Симонов (1915–1979) — русский советский прозаик, поэт, драматург, журналист и общественный деятель. В 1938 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Симонов также известен как литературный критик. Он написал ряд статей и рецензий, в которых анализировал и оценивал произведения своих современников. В своих критических работах Симонов уделял особое внимание теме патриотизма и героизма, которые были важными темами в его собственном творчестве. Он также писал о роли писателя в обществе и о его ответственности перед народом[4].Симонов написал множество статей и рецензий, в которых анализировал и оценивал произведения своих современников. Некоторые из его наиболее известных работ включают:1. "О мастерстве писателя" (1958) — статья, в которой Симонов обсуждает роль писателя в обществе и его ответственность перед народом.2. "О поэзии и поэтах" (1960) — статья, в которой Симонов анализирует и оценивает творчество поэтов своего времени.3. "О литературе и времени" (1962) — статья, в которой Симонов обсуждает роль литературы в обществе и ее влияние на общественное сознание.4. "О чести и достоинстве писателя" (1964) — статья, в которой Симонов обсуждает моральные и этические аспекты писательской деятельности.5. "О правде и поэзии" (1965) — статья, в которой Симонов анализирует и оценивает творчество поэтов своего времени.6. "О поэзии и поэтах" (1967) — статья, в которой Симонов анализирует и оценивает творчество поэтов своего времени.7. "О чести и достоинстве писателя" (1968) — статья, в которой Симонов обсуждает моральные и этические аспекты писательской деятельности.8. "О литературе и времени" (1970) — статья, в которой Симонов обсуждает роль литературы в обществе и ее влияние на общественное сознание. ЗаключениеВ заключение можно сделать вывод о том, что литературная критика — это важный и сложный процесс, который помогает нам лучше понимать и ценить литературу. Она имеет свои особенности, которые отличают ее от других форм анализа и оценки искусства. В ХХ веке было много выдающихся литературных критиков, которые оставили свой след в истории. Их работы помогают нам лучше понимать литературу и развивать наше литературное вкусы и критическое мышление.Литературная критика играет важную роль в развитии литературы и искусства, помогая авторам и читателям понимать и оценивать художественные произведения. В XX веке появилось множество выдающихся критиков, которые внесли значительный вклад в развитие литературной теории и практики.Среди ведущих критиков XX века можно выделить таких авторов, как М. Горький, К. Симонов, Л. Леонов, Б. Пастернак и других. Они занимались исследованием различных аспектов литературы, включая историю, теорию, стилистику и поэтику.Важной особенностью литературной критики XX века было её взаимодействие с другими отраслями науки и искусства, такими как философия, социология, психология и семиотика. Это позволило критикам глубже понять природу литературы и её взаимосвязь с окружающим миром.В целом, литературная критика XX века внесла значительный вклад в развитие мировой литературы и культуры. Благодаря работам выдающихся критиков, мы можем лучше понять и оценить произведения прошлого и настоящего, а также проследить эволюцию литературных традиций и стилей. Список использованных источников и литературыРусская советская литературная критика (1935–1955): хрестоматия / сост. П. Бугаенко. — М.: Просвещение, 1983.Русская советская художественная критика: хрестоматия / под ред. Л. Денисовой и Н. Беслановой. — М.: Изобразительное искусство, 1982.Опыт неосознанного поражения. Модели революционной культуры 20-х годов: хрестоматия / сост. Г. Белая. — М., 2001.Анненский Л. Локти и крылья. — М., 1989.Белая Г. Литература в зеркале критики. — М., 1989.Белая Г. «Срыв культуры»: нераспознанное поражение / Итоги ХХ века // Вопросы литературы. — 2003. — № 1.Бочаров А. Бесконечность поиска. — М., 1982.Взгляд. Критика. Полемика. Публикации. — М., 1989.Воронов В. Художественная концепция. — М., 1984.Голубков М. Русская литература XX века: После раскола. — М., 2002.Добренко Е. Формовка советского писателя. — СПб., 1999.Ерёмин Е. Критик в Сети // Знамя. — 2003. — № 7.Золотусский И. Исповедь Зоила. — М., 1989.Иванова Т. Займёмся делом. — М., 1987.Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. — М., 1988.Круглый стол: критики о современной критике // Вопросы литературы. — 1996. — Ноябрь/декабрь.Королев А. Критик без литературы // Знамя. — 2001. — № 7.Лайне С. Н. Бухарин — литературный критик // Знание. — 1991. — № 32.

1. Русская советская литературная критика (1935–1955): хрестоматия / сост. П. Бугаенко. — М.: Просвещение, 1983.
2. Русская советская художественная критика: хрестоматия / под ред. Л. Денисовой и Н. Беслановой. — М.: Изобразительное искусство, 1982.
3. Опыт неосознанного поражения. Модели революционной культуры 20-х годов: хрестоматия / сост. Г. Белая. — М., 2001.
4. Анненский Л. Локти и крылья. — М., 1989.Белая Г. Литература в зеркале критики. — М., 1989.
5. Белая Г. «Срыв культуры»: нераспознанное поражение / Итоги ХХ века // Вопросы литературы. — 2003. — № 1.
6. Бочаров А. Бесконечность поиска. — М., 1982.Взгляд. Критика. Полемика. Публикации. — М., 1989.
7. Воронов В. Художественная концепция. — М., 1984.
8. Голубков М. Русская литература XX века: После раскола. — М., 2002.
9. Добренко Е. Формовка советского писателя. — СПб., 1999.Ерёмин Е. Критик в Сети // Знамя. — 2003. — № 7.
10. Золотусский И. Исповедь Зоила. — М., 1989.Иванова Т. Займёмся делом. — М., 1987.
11. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. — М., 1988.
12. Круглый стол: критики о современной критике // Вопросы литературы. — 1996. — Ноябрь/декабрь.
13. Королев А. Критик без литературы // Знамя. — 2001. — № 7.
14. Лайне С. Н. Бухарин — литературный критик // Знание. — 1991. — № 32.