Коллективный проект "Школьный музей занимательной математики" как условие формирования опыта командной работы обучающихся 5-9 классов»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 51 51 страница
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 20.05.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Понятие проектной деятельности учащихся 6
1.2 Основы формирования умений совместной проектной деятельности учащихся 14
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОМАНДНОЙ РАБОТЫ 28
2.1 Методические подходы к организации совместной проектной деятельности учащихся в процессе создания школьного музея занимательной математики 28
2.2 Описание содержания проекта 32
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Фрагмент для ознакомления

Предметные:•Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии•Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке. Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника, пользоваться основными единицами измерения площади, выражать одни единицы измерения площади через другие. Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.•Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.•Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.•Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором)Система оценки планируемых результатов.Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне. Оценивание метапредметных результатов освоения курса предполагается двух видов - знаниевый компонент в виде теста и мини проектная работа, использующая полученные умения и навыки в межпредметной области.Оценка индивидуальных проектов и индивидуальных достижений учащихся осуществляется по следующим критериям:– способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и так далее;– сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;– сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;– сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.Смыслообразующая идея программы.Основной идеей, объединяющей всю программу, является идея создания Музея математики в школе. Вся деятельность учащихся направлена на одно общее дело - организацию, наполнение, оформление проекта «Интерактивный Музей математики».Программа состоит из 5 модулей: «Исторический. Выставка», «Опытно-экспериментальный», «ИКТ», «Магия чисел», «Математическое творчество», которые педагог может предлагать учащимся в любой последовательностиМодульное построение программы:Модуль «Исторический. Выставка»Очень многое в организации и успешности проведения внеурочной деятельности зависит от первого занятия. Для начала руководитель предлагает ребятам отправиться в городской музей Математики, чтобы увидеть интересные вещи, позволившие людям сделать открытия в математике, где находилось бы подтверждение практического применения математики в жизни. Далее возникает обсуждение, почему мы ни разу не побывали в музее Математики, и существует ли таковой в нашем городе.Педагог подводит ребят к идее создания музея в своей школе. Работа может быть организована в форме творческих мастерских. Результатом будет представление учащимися идей по оформлению, наполнению и работе музея в школе.Первый модуль содержит в основном практические занятия. Это связано с тем, что детям должно быть наглядно видно, как строится из кирпичиков общее дело.Предлагая учащимся познакомиться с биографией Евклида, мы соединяем историю и практическое применение Алгоритма Евклида в теме базового курса 6 класса «Нахождение наибольшего общего делителя»Модуль «Опытно-экспериментальный»Оформлениемузея можно продолжать самим учащимся, но можно привлекать и учащихся младших классов для выполнения заданий по работе с «Танграмом». Реализуемправило «объясняешь кому-то - понимаешь сам». Все аппликации с фигурами и с именами авторов помещаются в музей.В помощь учителю можно предложить учащимся изготовить модели для уроков математики.В большинстве случаев содержание занятий непосредственно следует из указанной темы конкретного занятия. Отбор задач на разрезание и составление фигур для рассмотрения на занятии определяется исключительно педагогом, ведущим внеурочную деятельность в соответствии с уровнем базовой математической подготовки учащихся, а также уровнем их мотивации и потенциальной одаренности.В данном модуле можно предложить учащимся собрать стенд с головоломками и устроить соревнование по умению их собирать.Модуль «ИКТ».На данном этапе создания Музея организуем пространство для проявления творческих способностей учащихся, имеющих разный уровень способностей к математическому материалу:-создание презентации о различных музеях математики в других городах и странах (Москва, Нью-Йорк);-создание презентаций к урокам по заданию учителя;-создание презентаций с занимательным материалом на усмотрение учащихся;-создание публикации в школьной газете о работе музея;-создание буклета о музее в программе publisher;Все созданные учащимися материалы хранятся в классном компьютере или Музее.Модуль «Магия чисел».Учащимся предлагается познакомиться с книгами Перельмана Я.И. в новой редакции, где есть иллюстрации и описаны различные фокусы с числами. Работа проводится в группах (как вариант -мастерские) и каждая команда представляет по одному фокусу. Фокусы с числами можно предложить учащимся и для подготовки дома, затем представить в классе.На занятиях можно рассмотреть приемы устного умножения многозначных чисел на 11, устное умножение чисел, близких к 100 и т. д. и выбрать наиболее удобные для использования.Учащиеся сами находят в информационных источниках задачи на числа и слова, разбираются в закономерностях построения условий и далее создают сами задачи.Модуль «Математическое творчество».Завершающий этап – оформление «стен» Музея. Ключевое событие- математический«флешмоб». Это мероприятие, которое готовят желающие, а участвуют все учащиеся. Подготовка-подбор примеров, уравнений, задач и оформление их на отдельных листах, рулоны обоев по количеству команд (классов)и фломастер для каждого участника.Одновременно все участники собираются в школьном коридоре, вытягивают задания и на едином полотне решают задания. Около каждого решенного задания учащиеся пишут свои имена. Как только пример решен, можно брать следующее задание и перебегать на свободный участок полотна. Время работы 10 минут.Полотна это и есть декор для стен Музея, где каждый желающий смог оставить свой пример в Истории Музея Математики.После завершения оформительских работ можно проводить экскурсии, заниматься творчеством уже в собственном Музее Математики.Содержание программы соответствует возрастным особенностям обучающихся инаправлено на удовлетворение естественного детского любопытства в процессе познания и желания «пощупать» все своими руками, поэкспериментировать. Поэтому большая часть времени уделяется практической деятельности школьников – проведение простейших экспериментов (в том числе исследовательского характера), выполнение мини-проектов, создание моделей. Основной акцент делается на активные формы обучения (игровая деятельность, беседа, обучающая экскурсия, соревнование, творческая лаборатория и т. п.). Практическая работа осуществляется как фронтально, так и в небольших группах.Содержание программы базируется на принципах: научности, последовательности и систематичности, доступности, активности.Паспорт проекта представлен в Приложении 1.Примерное тематическое планирование проекта представлено в таблице 1.Таблица 1 - Примерное тематическое планирование№ п/пТемаКол-во часовФормы проведенияМодуль «Исторический» Выставка1Нулевой цикл. Обсуждениеидеисоздания музея в школе1Беседа. Творческиемастерские.2Создание и оформление отделовмузея. Выставочный отдел.1Обсуждение.Практическое занятие3Созданиеальбома«Геометриянашего города»1Обсуждениепрактикум4-5Возникновение мер на Руси. Работа с информацией. Создание плаката для выставки. Задачи навзвешивание2Занятие-исследование6-7Исторические открытия вматематике. Знакомство сбиографией Евклида. АлгоритмЕвклида.2Практикум.Нахождения НОДМодуль «Опытно-экспериментальный»8Геометрическаяголоволомка«Танграм». Создание аппликацийдля оформления Музея1Обсуждение Конструирование9Геометрическаяголоволомка«Пентамино». Создание аппликаций для оформления музеяГоловоломки.1Игра Соревнование.10-11Создание экспонатов для музея и для уроков: координатный луч, объемные тела. Задачи наразрезание и составление фигур2Практическое занятиеМодуль «ИКТ»12Виртуальноепутешествиепомузеямматематикивразных городах и странах.1Презентации учащихся13Создание презентаций к урокам повыбору учащихся1Обсуждениепрактикум14-15Создание рекламного буклета оМузее в publisher2Мини-проектыМодуль «Магия чисел»16-17Способыустногоумножениямногозначных чисел2Лекция - практикум18-19Математические фокусы.Знакомство с книгами Перельмана Я. И.2Обсуждение. ОткрытиеПрактикум20Числа и слова1Практикум по решениюзадач21Числа и слова1Практикум по придумыванию задач начисла и слова22Математическое соревнование1ИграМодуль «Математическое творчество»23-24Математический «флешмоб»2Беседа Обсуждениеподготовка25Проведение «флешмоба»1Флешмоб26Завершение оформления музея1Практическое занятие27Праздник числа Пи 03.141Сообщение.«Запоминалки».Практикум по решению задач28Представлениефокусовдляначальной школы1ОбсуждениеМастерские29Мини-сценки по задачам1ОбсуждениеМастерские30Представление Музея1Обсуждение.Отзывы и предложения31-32Экскурсии для младших классов2Обсуждение Проведение экскурсий33Итоговое тестирование1Тест34Заключительное занятие1Выводы по главе 2Школьный музей занимательной математики – это пространство, где учащиеся могут активно погрузиться в мир математических явлений, узнать и понять их не только на уровне абстрактных понятий, но и через конкретные предметы, игры, модели и эксперименты.Цель создания школьного музея занимательной математики – это развитие математической грамотности, творческого мышления учащихся, навыков командной работы.При организации музея занимательной математики в школьной среде, важно выбрать и применить соответствующие методики и подходы, которые будут способствовать эффективной и интересной совместной деятельности школьников, а также простимулируют их интерес к математике.Важно помнить, что методики и подходы к организации музея могут быть разнообразными и подбираются с учетом особенностей конкретной школы и учащихся. Цель программы внеурочной деятельности «Музей математических чудес» – организация проектной работы школьников по созданию своими руками экспонатов для школьного музея занимательной математики; формирование у школьников практических навыков, лежащих в основе научно-технического творчества, изобретательства и популяризации науки.Программа рассчитана на учеников 5-9 класса, возраст которых составляет 11-16 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час.Программа состоит из 5 модулей: «Исторический. Выставка», «Опытно-экспериментальный», «ИКТ», «Магия чисел», «Математическое творчество», которые педагог может предлагать учащимся в любой последовательности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроектная технология является одной из инновационных методик обучения и воспитания, способствующей развитию основных компетенций учащихся. Метод проектов обеспечивает полную интеграцию образования с реальной жизнью и интересами учеников, помогая им стать самостоятельными и ответственными. Учащийся приобретает навыки, которые приближают его к профессиональной зрелости, а теоретические знания являются основой для творческого поиска. Таким образом, метод проектов способствует активному развитию мышления на основе научных принципов.Обучение через проектирование открывает перед учащимися новые горизонты, позволяя им самостоятельно выбирать свой образовательный путь. Этот метод признаёт и развивает уникальные интересы и способности каждого ребенка, делая их центром образовательного процесса. Когда дети занимаются тем, что действительно вдохновляет их, они не только успешнее усваивают учебный материал, но и осознают, как его применить на практике. Ученики начинают видеть обучение не просто как перечень фактов, а как ключ к пониманию окружающего мира.При таком подходе учащиеся получают возможность свободного выбора проектов, в соответствие с личными интересами, что способствует их вовлеченности в учебный процесс, укрепляет мотивацию и стимулирует к более глубокому изучению материала. Осознание того, что они приобретают знания для собственного развития и применения их на практике, становится мощным движущим фактором в обучении.Для преподавателей же, задача стоит в том, чтобы поддержать и направить стремление учащихся к самореализации, находя при этом баланс между теоретическими основами и практической применимостью получаемых знаний и навыков. Это требует от учителя не только профессионализма, но и гибкости, способности подстроить образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика.Проектная деятельность в образовательном процессе предполагает разнообразные формы работы: от индивидуальных заданий до групповых проектов. Учащиеся, работая в парах или группах, учатся взаимодействовать, делятся знаниями и навыками, что способствует развитию социальных и коммуникативных умений. Все это происходит в рамках определенного временного периода, что также учит детей планированию и организации своей работы. В рамках проекта «Школьный музей занимательной математики» обучающиеся 5-9 классов имели возможность познакомиться с принципами командной работы и применить их на практике. Результаты этого проекта показали, что опыт командной работы имеет значительный потенциал для формирования навыков сотрудничества, лидерства, коммуникации и решения проблем.Во-первых, проект способствует развитию навыков командной работы. Подростки учатся работать в группе, обмениваться идеями, принимать решения коллективно. Они видят, как результаты работы зависят от вклада каждого участника команды и понимают необходимость проявления ответственности и сотрудничества, что способствует их осознанию своей роли, а также позволяет научиться учитывать мнения и идеи других.Во-вторых, проект «Школьный музей занимательной математики» способствует развитию лидерских навыков. Каждая команда выбирает лидера, который организует работу, координирует действия участников и принимает ответственность за результаты проекта. Работа в роли лидера помогает развить навыки планирования, управления временем, делегирования задач и мотивации команды. В-третьих, проект способствует развитию коммуникативных навыков. Ученики учатся выражать свои мысли и идеи, слушать других, задавать вопросы, объяснять свою точку зрения. Они осознают важность ясного общения и учатся согласовывать свои действия с другими участниками команды. Эти навыки коммуникации будут полезны им не только в рамках проекта, но и в их будущей жизни и профессиональной деятельности.Наконец, проект позволяет развивать навыки решения проблем. В процессе работы над проектом учащиеся сталкиваются с различными задачами и испытывают трудности. Они учатся анализировать проблемы, искать возможные решения, принимать решения и оценивать результаты. Эти навыки помогают им стать более самостоятельными и уверенными в своих способностях.В свете вышеизложенного, рекомендуется активно использовать опыт командной работы, полученный в рамках проекта «Школьный музей занимательной математики», в образовательном процессе. Это можно сделать путем внедрения командных проектов в различные предметы и курсы. Например, ученики могут работать в командах над решением математических задач, созданием презентаций или докладов, проведением научных исследований. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБайбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013 – 175с.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская// Управление современной школой. Завуч. – 2014. – №2. – С.94-117Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. – 2018 – № 1. – С. 24-36. Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. – 2006. – №5. – С. 35-38Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип. под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: 2017. – 352 с. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2016. – № 7. – С. 76-83.Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. – 132 с.Веляева П.С. Проектная деятельность во внеурочной деятельности учащихся / П.С. Веляева // Профессиональная ориентация. – 2023. – № 2-1. –С. 35-39.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. - т. 3 / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1983. – 366 с. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О.Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - №1. – С. 17-24Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2016. – 240 с. Дёмина А.Ю. Технология проектной деятельности как способ формирования функциональной грамотности учащихся / А.Ю. Демина // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2022. – № 1 (31).– С. 51-52.Железнякова Т.В.Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках математики / Т.В. Железнякова, Т.П.Крагель // Вестник научных конференций. – 2019.– № 10-4 (50). – С. 20-22.Зиняков, В. Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении / В. Н. Зиняков // Школа и производство. – 2013. – №4. –С. 18-23.Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014. – №1. – С. 36-41.Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: 1984. - 239 с.Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №5. – С. 14-22.Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. ГорчаковаСибирская; под ред. И. А. Косесниковой. – М.: Издатейльский центр «Академия», 2015. – 288 с.Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова // Юный ученый, 2016. – №6.1. – С.31-33.Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 224 с.Куликов, А. Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного образования [Текст]: Дис. канд. 68 пед. Наук: 13.00.01 / А. Г. Куликов; Магнитогор. гос. ун-т. – Магнитогорск, 2018. - 165 с.Ляудис, В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе: инновационное обучение: стратегия и практика / В. Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1994. – 154с.Мирджалилова, С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы / С.С. Мирджалилова // Молодой ученый. – 2017.– №11. – С. 54-59 Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2018. – 144 с. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2019. – 112 с.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2016 – 112 с. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат– М., 2020 – 144с. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. – М.: «Просвещение», 2021. – 191 с.Прасолова О.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности средствами проектной технологии / О.В. Прасолова // Научный альманах. – 2020. – № 11-1 (73). – С. 179-182.Пулявина Н.С. Организация командной работы студентов в дистанционном формате / Н.С. Пулявина, А.С.Риттер // Инновации в образовании.– 2021. –№ 4. –С. 84-91.Рогушин С.В. Организация проектной деятельности учащихся по истории в школьном музее: из опыта работы / С.В. Рогушин // В сборнике: Проблемы Арктического региона. Труды XX Международная научная конференция студентов и аспирантов. Апатиты, 2023.– С. 53-63Рудакова, А. С. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне / А. С. Рудакова // Гуманизация образования. – 2011. – № 8. – С. 46-52.Салихова А.Х. Использование проектного метода в командной работе учащихся / А.Х. Салихова //Студенческая наука и XXI век. – 2022. – Т. 19. – № 1-2 (22). – С. 262-264.Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2022. – 80 сСкубак В.Л. Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО / В.Л. Скубак, Г.И. Плеханова // Вестник научных конференций.– 2022.– № 5-3 (81). –С. 92-94.Смыковская, Т. К. Проектный метод развития интеллектуальных умение / Т. К. Смыковская // Профессиональное образование. Столица. – 2018. – №5. – С. 35-36Суматохин, С. В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С. В. Суматохин // Биология в школе. – 2013. – №5. – С. 60-67.Терехова Н.Н.Проектная деятельность как способ научно - познавательной деятельности учащихся / Н.Н. Терехова // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. – С. 178-180.Фисенко Т.П. Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики при реализации моделей смешанного обучения / Т.П. Фисенко, Ж.Х. Мусина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 26. – С. 1172-1178.Шибаева А.Н.Формирование умения принимать решения в процессе проектной деятельности учащихся / А.Н. Шибаева // В сборнике: Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы 73-й научно-практической конференции. Под научной редакцией Л.В. Байбородовой. – 2019. – С. 104-108.Щемелева Ю.Б. Интеграция деятельности учащихся различных ступеней образования на основе проектной деятельности / Ю.Б. Щемелева // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественно-научным и техническим дисциплинам. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН К.А. Валиева. Казань, 2022. – С. 457-466.Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб.пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с.Якунина К.А.Командная работа как ресурс развития школы / К.А. Якунина // Актуальные исследования.– 2023. –№ 19-2 (149).– С. 77-79.

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013 – 175с.
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – №2. – С.94-117
3. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. – 2018 – № 1. – С. 24-36.
4. Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. – 2006. – №5. – С. 35-38
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип.  под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: 2017. – 352 с.
6. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2016. – № 7. – С. 76-83.
7. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. – 132 с.
8. Веляева П.С. Проектная деятельность во внеурочной деятельности учащихся / П.С. Веляева // Профессиональная ориентация. – 2023. – № 2-1. –С. 35-39.
9. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. - т. 3 / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1983. – 366 с.
10. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О.Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - №1. – С. 17-24
11. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2016. – 240 с.
12. Дёмина А.Ю. Технология проектной деятельности как способ формирования функциональной грамотности учащихся / А.Ю. Демина // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2022. – № 1 (31). – С. 51-52.
13. Железнякова Т.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках математики / Т.В. Железнякова, Т.П. Крагель // Вестник научных конференций. – 2019. – № 10-4 (50). – С. 20-22.
14. Зиняков, В. Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении / В. Н. Зиняков // Школа и производство. – 2013. – №4. –С. 18-23.
15. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014. – №1. – С. 36-41.
16. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: 1984. - 239 с.
17. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №5. – С. 14-22.
18. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. ГорчаковаСибирская; под ред. И. А. Косесниковой. – М.: Издатейльский центр «Академия», 2015. – 288 с.
19. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова // Юный ученый, 2016. – №6.1. – С.31-33.
20. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 224 с.
21. Куликов, А. Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного образования [Текст]: Дис. канд. 68 пед. Наук: 13.00.01 / А. Г. Куликов; Магнитогор. гос. ун-т. – Магнитогорск, 2018. - 165 с.
22. Ляудис, В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе: инновационное обучение: стратегия и практика / В. Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1994. – 154 с.
23. Мирджалилова, С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы / С.С. Мирджалилова // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 54-59
24. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2018. – 144 с.
25. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2019. – 112 с.
26. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2016 – 112 с.
27. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М., 2020 – 144с.
28. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. – М.: «Просвещение», 2021. – 191 с.
29. Прасолова О.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности средствами проектной технологии / О.В. Прасолова // Научный альманах. – 2020. – № 11-1 (73). – С. 179-182.
30. Пулявина Н.С. Организация командной работы студентов в дистанционном формате / Н.С. Пулявина, А.С. Риттер // Инновации в образовании. – 2021. –№ 4. –С. 84-91.
31. Рогушин С.В. Организация проектной деятельности учащихся по истории в школьном музее: из опыта работы / С.В. Рогушин // В сборнике: Проблемы Арктического региона. Труды XX Международная научная конференция студентов и аспирантов. Апатиты, 2023. – С. 53-63
32. Рудакова, А. С. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне / А. С. Рудакова // Гуманизация образования. – 2011. – № 8. – С. 46-52.
33. Салихова А.Х. Использование проектного метода в командной работе учащихся / А.Х. Салихова //Студенческая наука и XXI век. – 2022. – Т. 19. – № 1-2 (22). – С. 262-264.
34. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2022. – 80 с
35. Скубак В.Л. Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО / В.Л. Скубак, Г.И. Плеханова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 5-3 (81). –С. 92-94.
36. Смыковская, Т. К. Проектный метод развития интеллектуальных умение / Т. К. Смыковская // Профессиональное образование. Столица. – 2018. – №5. – С. 35-36
37. Суматохин, С. В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С. В. Суматохин // Биология в школе. – 2013. – №5. – С. 60-67.
38. Терехова Н.Н. Проектная деятельность как способ научно - познавательной деятельности учащихся / Н.Н. Терехова // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. – С. 178-180.
39. Фисенко Т.П. Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики при реализации моделей смешанного обучения / Т.П. Фисенко, Ж.Х. Мусина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 26. – С. 1172-1178.
40. Шибаева А.Н. Формирование умения принимать решения в процессе проектной деятельности учащихся / А.Н. Шибаева // В сборнике: Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы 73-й научно-практической конференции. Под научной редакцией Л.В. Байбородовой. – 2019. – С. 104-108.
41. Щемелева Ю.Б. Интеграция деятельности учащихся различных ступеней образования на основе проектной деятельности / Ю.Б. Щемелева // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественно-научным и техническим дисциплинам. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН К.А. Валиева. Казань, 2022. – С. 457-466.
42. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с.
43. Якунина К.А. Командная работа как ресурс развития школы / К.А. Якунина // Актуальные исследования. – 2023. –№ 19-2 (149). – С. 77-79.