Борьба за ликвидацию неграмотности в Советской России: историографический аспект

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 32 32 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 20.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ В СССР 5
1.1. Предпосылки проведения политики ликвидации неграмотности 5
1.2. Цели, задачи и особенности реализации политики большевиков по ликвидации неграмотности в СССР 7
2. ОСВЕЩЕНИЕ И ОЦЕНКА БОРЬБЫ С ЛИКВИДАЦИЕЙ НЕГРАМОТНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИОГРАФОВ 15
2.1. Историография советского периода 15
2.2. Постсоветские историографические исследования «ликбеза» в СССР 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Однако, фактически, это приводило лишь к формальной ликвидации неграмотности. Хотя количество формально грамотных людей увеличивалось, это не отражало реальной ситуации. Лозунг "Грамотный, обучи неграмотного!" терял свой смысл, так как грамотные люди сами не знали, как обучать неграмотных.Результаты ускоренного превращения этого процесса стали очевидными. В стране возникло новое массовое явление - рецидив неграмотности и низкий уровень грамотности. Добровольное участие в культпоходах было заменено принудительными мерами. Культпоход, вписанный в жесткие планы, привел к фальсификации данных о выполнении планов. Поскольку качество грамотности, достигнутое благодаря культпоходам, не проверялось, положительные показатели увеличивались, но реальная ситуация значительно отличалась от представленных цифр.По мнению С.С. Пай, откладывая перепись 1932 года, государство по сути признало, что в борьбе с неграмотностью оно сильно отстает от запланированного уровня, если не считать это полным провалом. Единственное решение, которое государственные органы сделали после культпохода, заключалось в том, чтобы превратить учителей, в первую очередь молодежь, в культармейцев и передать им задачу ликвидации неграмотности. При этом им не предоставлялась оплата за работу, они должны были действовать на общественных началах и полном энтузиазме.Многие современные историки отмечают, что советский народ, в целом, воспринял инициативу по ликвидации безграмотности без энтузиазма. Так, И.В. Глущенко пишет о том, что для большевиков, на первом этапе реализации программы ликвидации неграмотности, главная проблема заключалась в том, что не все взрослое население страны стремилось к образованию. У многих взрослых, которые проводили весь день на работе на заводе или в поле, а затем занимались домашними делами или детьми после работы, не было ни сил, ни ресурсов для обучения. Кроме того, предки ведь как-то обходились без всего этого знания.Людей убеждали с помощью метода "кнута и пряника". С одной стороны, учащимся в ликпунктах сокращали рабочий день на два часа с сохранением зарплаты, предоставляли различные льготы, а в некоторых регионах даже премировали дефицитными товарами. Особо успешных учеников после окончания ликпункта выдвигали на общественные должности.Про это же пишет историк Л.Р. Муртазина. Она приводит свидетельства того, что для тех людей, кто уклонялся от обучения, была создана целая система наказаний. В разных местах применяли штрафы, устраивали показательные суды (так называемые агитсуды). Не существовало единой установленной "сверху" системы наказаний, но "на местах" зачастую проявляли излишнюю инициативу, особенно в начальные годы кампании. Например, в Казанской губернии "злостно уклонившиеся" подвергались штрафам и исправительным работам до трех месяцев, а также лишались продовольственных карточек. В Петрограде людей, не желавших обучаться грамоте, исключали из профсоюза и понижали в иерархии продовольственных категорий.Надежда Крупская, глава Внешкольного отдела при Народном комитете просвещения и одна из ключевых фигур кампании по ликбезу на ранней стадии, позднее осудила подобные "перегибы на местах" и заявила, что обучение грамотности не должно быть принудительным. Во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов отказались от наказаний для уклоняющихся от обучения: теперь убеждали обучаться только с помощью пропаганды.М.В. Васехаотмечает, что кампания по ликвидации неграмотности была освещена и проанализирована во множестве книг, брошюр и периодических изданий, таких как "Деревенский самоучка", "Листок просвещенца" (Псков), "Листок самообразования" (Брянск), "Листок самообразования для деревни" (Брянск), "Просвещенец" (Петроград), "Просвещение" (Вятка), "Просвещение" (Краснодар), "Педагогический сборник" (Петроград) и другие. Содержание этих изданий, по мнению М.В. Васехи,свидетельствует о том, что в процессе ликвидации неграмотности людям передавались не только навыки чтения и письма, но и общие представления о мире.Инструктивный сборник общества "Долой неграмотность", предназначенный для преподавателей и активистов, осуществляющих работу в сельской местности, подробно и ясно объяснял поставленные задачи в ходе кампании. Основная цель обучения неграмотных заключалась в том, чтобы научить их пользоваться книгами и газетами, а также применять полученные знания в повседневной жизни. Для этого необходимо было:научить неграмотных людей читать понятный печатный и рукописный шрифт;научить делать краткие записи, необходимые в повседневной жизни и в рабочих делах (написать письмо, адрес на конверте, записать хозяйственные расходы, составить маленькое заявление, заполнить анкету и т. д.);умение читать и записывать числа различной величины, проценты и дроби: 1/2, 1/4, 1/8, 0,5, 0,25 и так далее;ознакомить с метрами, килограммами, литрами и гектарами.Кроме того, также были включены основы строительства Советской власти, значение Советов и Красной армии.Еще одним эффективным источником информации по рассматриваемой теме стала работу доктора исторических наук Г. М. Ивановой под названием "Государственная политика ликвидации неграмотности в СССР в 1950–1960-е гг.". Работа представляет собой достаточно обширный исторический труд, поэтому имеет смысл ознакомиться только с частью ее содержания, а именно ситогами борьбы с неграмотностью в первой половине XX века.Согласно данным Всесоюзной переписи 1959 года, в СССР проживало 208,8 млн. граждан (из них 162,5 млн старше 10 лет), из которых 99,1 млн были заняты трудом. Из этого числа 23,4 млн. человек, или 23,6% трудящегося населения, даже не имели начального образования. Кроме того, 3,5 млн. человек были совершенно неграмотными. Однако информация о количестве грамотных и неграмотных не была опубликована в печати.В 1962 году 27 августа было вынесено секретное постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров, согласно которому ликвидация неграмотности должна была завершиться к 1 июля 1965 года. Таким образом, в то время как советский человек уже вышел в открытый космос, в объявленной стране поголовной грамотности, по-прежнему существовало множество неграмотных.В своей работе «Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.»автор Л.В. Павлова делает вывод о том, что проект по ликвидации неграмотности явно был успешным, как с технической, так и идеологической точки зрения. Внедрение новой государственной идеологии в массовое сознание было неотъемлемой частью этой кампании, которая опиралась на радикальные общественные изменения в стране. Процесс ликвидации неграмотности представлял собой формирование новой культурно-идеологической реальности, в которой население жило и которую само творило.В ходе развития кампании в нее были вовлечены широкие массы людей, как ученики, так и преподаватели и организаторы. Советские граждане, принявшие участие в этом процессе, приобрели не только навыки чтения и письма, но и "правильное мировоззрение", необходимое для вхождения в советское общество. Они освоили советский язык, политическую и бюрократическую лексику, научились выступать, составлять доклады, писать жалобы, доносы и заявления, письменно общаться с властью, реализуя свои собственные интересы и цели.Анализируя результаты программы по ликвидации безграмотности, О.А. Белоусова приходит к выводу, что, несмотря на спорные методы и цензуру того периода, статистика свидетельствовала о значительном успехе амбициозного проекта большевиков. Неграмотность взрослого населения, хотя и не была полностью устранена, перестала быть острым социальным проблемным вопросом, и кампания по ликвидации неграмотности в СССР была официально завершена с положительным результатом.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из рассмотренного материала, можно сделать вывод о том, что вопрос освещения и оценки реализации большевиками программы по ликвидации неграмотности в российской историографии очень сильно зависит от конкретного временного периода.Историко-партийным исследованиям советского периода свойственны определенные недостатки, связанные с доминировавшими на тот момент идеологическими установками. Вопросы культурной революции в нашей стране были представлены в единственном свете, преследовалась цель демонстрировать прогресс от темного буржуазного прошлого к светлому социалистическому будущему. Все значимые достижения приписывались мудрому руководству Коммунистической партии, а ее руководящая роль в сфере культурного строительства не всегда представлялась объективно, исследования не отражали существенные недостатки в этой области.С появлением перестройки и демократизации российского общества начался поворот в сторону более объективного изучения истории. Важной задачей стало освобождение исторической науки от классовых установок. Исследователи применяли новый подход к изучению вопросов ликбеза, отличный от марксистско-ленинской методологии.Современные историки оценивают программу большевиков по ликвидации безграмотности в СССР разнообразно. Некоторые исследователи отмечают положительные аспекты этой программы, такие как повышение грамотности населения, распространение образования и увеличение доступа к знаниям. Однако другие ученые указывают на то, что кампания по ликвидации неграмотности была сопряжена с политической пропагандой и идеологическим контролем, что могло оказать негативное влияние на свободу мысли и образования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБакулина Т.И. Роль добровольного общества "Долой неграмотность" в осуществлении ленинского плана культурной революции : 1923-1936 гг. / Т.И. Бакулина. Ленинград, 1984. - 229 с.Белоусова О.А. Борьба с безграмотностью в первые годы становления советской власти. / О.А. Белоусова // Теория и практика социогуманитарных наук, №5 (39-1), 2019, С. 84-88Бершадская С.В. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения Енисейской губернии в 1920-1921 гг. / С.В. Бершадская. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, №94, 2023, С.22-29Бобрышев В.Т. Год работы по ликвидации неграмотности / В.Т. БобрышевВсерос. чрезвычайнаякомис. по ликвидации неграмотности. - Москва: Долой неграмотность, 1925. - 48 с.Васеха М.В. "Крестьянка грамотная": ликбез в Западной Сибири и конструирование нового паттерна женского поведения в 1920-е годы. / М.В. Васеха. // Вестник Новосибирского государственного университета, №4(82), 2018, С. 114-118Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930‑е годы. / И.В. Глущенко. // Вопросы образования, №3, 2015, С. 15-22Гусев Л.Н. Советская общественность в борьбе за ликвидацию с массовой неграмотностью трудящихся деревни 1917-1932 гг. / Гусев Л.Н. Ярославль, 1986. - 259 с.Иванова Г.М. Государственная политика ликвидации неграмотности в СССР в 1950-1960-е гг. / Г.М. Иванова. // OrientalStudies, №9, 2017, С. 70-76Ким М.П. Советский народ - новая интернациональная общность людей. / М. П. Ким. Кишинев :Штиинца, 1987. - 279 с.Крупская Н.К. Воспоминания. / Н.К. Крупская. Москва: РИПОЛ классик, 2013. – 253 с.Ленин В.И. Избранное. / В.И. Ленин; с комментариями профессора М. В. Попова. - Санкт-Петербург: Питер, 2024. – 605 с.Лиходедов Ф.М. Государство и построение коммунизма. / Ф.МЛиходедов.Москва : Наука, 1968. - 415 с.Мороз А.И. Политико-просветительная работа в Восточном Забайкалье в 1920 гг. / А.И. Мороз. // Вестник Брянского государственного университета, №2, 2018, С. 31-36Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан) / Л.Р. Муртазина. Казань, 2002, - 135 с.Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР. / М.В. Нечкина. Москва : Наука, 1985, - 452 с.Павлова Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.: (на материалах Оренбуржья) / Л.В. Павлова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 207 с.Пай С.С. Реформирование системы народного просвещения на юге Дальнего Востока России в 1923-1929 годах: монография / С.С. Пай ; Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2022. - 159 с.Петрова Я.И. Ликбез как социальный проект (на материалах Самарской губернии, 1920-1930-е годы). / Я.И. Петрова. // Журнал исследований социальной политики, №11-2, 2007, С. 57-63Рабинович А. Большевики у власти: первый год советской эпохи в Петрограде / А. Рабинович; пер. Ирины Давидян. Москва: АИРО-XX, 2007. - 622 с.Романов П.В. Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность: сборник статей / П.В. Романов. Москва: Вариант, 2007. - 430 с.Рябинин А.Н. Борьба за грамотность: правда и вымыслы. / А.Н. Рябинин. // Вестник Костромского гос. пед. ун-та, №1, 1995. С. 44-46.Слезин А.А. Социально-политические аспекты участия комсомола 1920-х годов в ликвидации неграмотности: по материалам Центрального Черноземья. / А.А. Слезин. // Молодежь России: история и современность. Омск, 2002. №. 3. С. 37-45Сологуб Н.Н. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917-1930-х годах. / Н.Н. Сологуб. Пенза, 2004. - 275 с.Соломатина Т.Б. Ликвидация неграмотности населения в России в первой половине XX века. / Т.Б. Соломатина. Москва: Педагогическое общество России, 2013. - 204 с.Трубилин А.Г. Ликвидация безграмотности - самый масштабный социальный и образовательный проект в истории России. / А.Г. Трубилин, А.Д. Золотухина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, №9, 2022, С. 68-73Эклоф, Бен. Земство в истории России: Пересмотр / Б. Эклоф // Краеведение в развитии провинциальной культуры России. Киров: Кировская гос. универсальная обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2009. - С. 70-77Элькина Д.Ю. На культурном фронте: Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР / Д.Ю. Элькина. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 143 с.Эпштейн М.С. Итоги I Всероссийского съезда ОДН. / М.С. Эпштейн. М.: Долой неграмотность, 1926. - 52 с.«Интеллектуальная платформа для развития»: как декрет «О ликвидации безграмотности» изменил историю страны. [URL]: https://russian.rt.com/science/article/701820-dekret-likvidaciya-bezgramotnost?ysclid=lv83f3jiks524330737 (дата обращения: 20.04.2024)

1. Бакулина Т.И. Роль добровольного общества "Долой неграмотность" в осуществлении ленинского плана культурной революции : 1923-1936 гг. / Т.И. Бакулина. Ленинград, 1984. - 229 с.
2. Белоусова О.А. Борьба с безграмотностью в первые годы становления советской власти. / О.А. Белоусова // Теория и практика социогуманитарных наук, №5 (39-1), 2019, С. 84-88
3. Бершадская С.В. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения Енисейской губернии в 1920-1921 гг. / С.В. Бершадская. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, №94, 2023, С.22-29
4. Бобрышев В.Т. Год работы по ликвидации неграмотности / В.Т. Бобрышев Всерос. чрезвычайная комис. по ликвидации неграмотности. - Москва: Долой неграмотность, 1925. - 48 с.
5. Васеха М.В. "Крестьянка грамотная": ликбез в Западной Сибири и конструирование нового паттерна женского поведения в 1920-е годы. / М.В. Васеха. // Вестник Новосибирского государственного университета, №4(82), 2018, С. 114-118
6. Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930‑е годы. / И.В. Глущенко. // Вопросы образования, №3, 2015, С. 15-22
7. Гусев Л.Н. Советская общественность в борьбе за ликвидацию с массовой неграмотностью трудящихся деревни 1917-1932 гг. / Гусев Л.Н. Ярославль, 1986. - 259 с.
8. Иванова Г.М. Государственная политика ликвидации неграмотности в СССР в 1950-1960-е гг. / Г.М. Иванова. // Oriental Studies, №9, 2017, С. 70-76
9. Ким М.П. Советский народ - новая интернациональная общность людей. / М. П. Ким. Кишинев : Штиинца, 1987. - 279 с.
10. Крупская Н.К. Воспоминания. / Н.К. Крупская. Москва: РИПОЛ классик, 2013. – 253 с.
11. Ленин В.И. Избранное. / В.И. Ленин; с комментариями профессора М. В. Попова. - Санкт-Петербург: Питер, 2024. – 605 с.
12. Лиходедов Ф.М. Государство и построение коммунизма. / Ф.М Лиходедов. Москва : Наука, 1968. - 415 с.
13. Мороз А.И. Политико-просветительная работа в Восточном Забайкалье в 1920 гг. / А.И. Мороз. // Вестник Брянского государственного университета, №2, 2018, С. 31-36
14. Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан) / Л.Р. Муртазина. Казань, 2002, - 135 с.
15. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР. / М.В. Нечкина. Москва : Наука, 1985, - 452 с.
16. Павлова Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.: (на материалах Оренбуржья) / Л.В. Павлова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 207 с.
17. Пай С.С. Реформирование системы народного просвещения на юге Дальнего Востока России в 1923-1929 годах: монография / С.С. Пай ; Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2022. - 159 с.
18. Петрова Я.И. Ликбез как социальный проект (на материалах Самарской губернии, 1920-1930-е годы). / Я.И. Петрова. // Журнал исследований социальной политики, №11-2, 2007, С. 57-63
19. Рабинович А. Большевики у власти: первый год советской эпохи в Петрограде / А. Рабинович; пер. Ирины Давидян. Москва: АИРО-XX, 2007. - 622 с.
20. Романов П.В. Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность: сборник статей / П.В. Романов. Москва: Вариант, 2007. - 430 с.
21. Рябинин А.Н. Борьба за грамотность: правда и вымыслы. / А.Н. Рябинин. // Вестник Костромского гос. пед. ун-та, №1, 1995. С. 44-46.
22. Слезин А.А. Социально-политические аспекты участия комсомола 1920-х годов в ликвидации неграмотности: по материалам Центрального Черноземья. / А.А. Слезин. // Молодежь России: история и современность. Омск, 2002. №. 3. С. 37-45
23. Сологуб Н.Н. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917-1930-х годах. / Н.Н. Сологуб. Пенза, 2004. - 275 с.
24. Соломатина Т.Б. Ликвидация неграмотности населения в России в первой половине XX века. / Т.Б. Соломатина. Москва: Педагогическое общество России, 2013. - 204 с.
25. Трубилин А.Г. Ликвидация безграмотности - самый масштабный социальный и образовательный проект в истории России. / А.Г. Трубилин, А.Д. Золотухина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, №9, 2022, С. 68-73
26. Эклоф, Бен. Земство в истории России: Пересмотр / Б. Эклоф // Краеведение в развитии провинциальной культуры России. Киров: Кировская гос. универсальная обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2009. - С. 70-77
27. Элькина Д.Ю. На культурном фронте: Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР / Д.Ю. Элькина. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 143 с.
28. Эпштейн М.С. Итоги I Всероссийского съезда ОДН. / М.С. Эпштейн. М.: Долой неграмотность, 1926. - 52 с.
29. «Интеллектуальная платформа для развития»: как декрет «О ликвидации безграмотности» изменил историю страны. [URL]: https://russian.rt.com/science/article/701820-dekret-likvidaciya-bezgramotnost?ysclid=lv83f3jiks524330737 (дата обращения: 20.04.2024)