«Классификация методов исследования в экономике. Методы-парадигмы: характеристика и особенности применения в экономической науке».
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 21.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Методология и методы исследования в экономике: понятие, сущность и виды …………………………………………………………………..5
2. Понятие научной парадигмы………………………………………… 11
3. Парадигмы в экономической науке: характеристика и особенности применения…………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………… 24
Появление теории о всеобщей занятости, разработанной Кейнсом, побудило общество к обсуждению моделей рынка: классической и кейнсианской.Первая существовала очень давно. Считалось, что рынок все регулирует сам, предложение само по себе рождает спрос, все дело лишь в цене: то, что произведено, будет потреблено. Полагалось, что сдвиг спроса влечет повышение цен или их понижение. Это положение применялось аналогично к рынку денег и труда. Поэтому государственное регулирование отвергалось. Но к 1937 году стало очевидно, что рыночные отношения не срабатывают.Кейнс по-иному стал толковать общепринятые положения, изменяя ранее привычные подходы. Его идея — спрос порождает предложение, а не наоборот, как в классическое теории. Из этого следовало, что если государство увеличит спрос, то оно может добиться сдвига в производстве, то есть выведет производство и экономику из кризиса. А спрос — это доходы работников, их заработная плата и социальная защищенность. В большинстве стран с рыночной экономикой эта теория преобладает с разными интерпретациями. Состояние «что произведено, то продано» создает условия равновесия и всеобщей занятости.Теория трудовой стоимости К. Маркса, например, предполагает, что мера труда определяет стоимость продукта. Затем уточнилось — общественно необходимых затрат труда.Понятие «полезности» не принималось, в том числе, у нас в стране. Хотя полезность — ведущая категория экономики.Развитие парадигмы в экономике всегда зависело от успехов в других областях знаний, что помогало отдельным специалистам, а затем и обществу понять, почему более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой. Появление в процессе эволюции науки все новых парадигм, концепций и парадоксов свидетельствует о том, что потребности общества превышают возможности науки разрешить проблемы управленческой практики, характеризует развитие науки.Нельзя не упомянуть о развитии новой парадигмы в рамках экономический учений, связанной с организационно-экономическим и экономико-математическим моделированием. Так, эконометрика и статистика предоставляют интеллектуальные инструменты для решения различных задач организации производства и управления предприятиями и организациями. Рассматриваемые методы широко используются для решения различных задач теории и практики экономического анализа. В частности, проводится когнитивное моделирование развития наукоемкой промышленности (на примере оборонно-промышленного комплекса), модельное обоснование инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики. Моделируют организационные изменения, применяют информационные технологии. Все шире используются экспертные оценки, в том числе для построения обобщенных показателей (рейтингов) [5].Если в старой парадигме вопросы методологии моделирования практически не обсуждались, достаточными признавались схемы начала ХХ в., то в новой парадигме роль методологии (учения об организации деятельности)является основополагающей. Резко повысилась роль моделирования – от отдельных систем аксиом произошел переход к системам моделей. Изменилось отношение к вопросам устойчивости выводов – в старой парадигме практически отсутствовал интерес к этой тематике, в новой разработана развитая теория устойчивости (робастности) выводов по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей.Таким образом, можно привести классификацию парадигм в экономике с позиции развития взглядов на экономику, представленную тремя основными направлениями:- классическая;- неоклассическая и неоинституциональная;- эволюционная, системная, самоорганизационная [8].Классическая парадигма базируется на исследованиях прошлого, историческом контексте экономических учений.Неоклассическая и неоинституциональная парадигмы опираются на общие экономические постулаты: наличие относительно независимых основных участников рынка: продавцов и покупателей; главенство свободной конкуренции (или условно свободной, ограниченной), как наиболее предпочтительного вида ведения экономики страны; принципы экономической (ограниченной) рациональности и «методологического индивидуализма»; маржиналистская оценка результатов хозяйственной деятельности, что находит свое отражение в принципе предельной полезности благ; наконец, обеспечение равновесия (полного, неполного, ограниченного) спроса и предложения благ. На основе этих постулатов экономическая деятельность схематически описывается следующим образом. Покупатели конкурируют друг с другом на потребительском рынке за право купить тот или иной товар, и потому каждый субъективно формирует предпочтения и индивидуальную потребность в данном благе. А это, в свою очередь, приводит к формированию алгоритма предельной полезности. С другой стороны, все производители свободно конкурируют между собой на рынке ресурсов и в системе товарного предложения. Такие экономические усилия приводят к обоснованию зависимости между предельными издержками и предельным доходом и необходимости учета принципа предельной производительности. Весь социум, все общество рассматривается в данном случае как совокупность потребителей и производителей, постоянно совершающих трансакционные сделки. Каждый человек или организация, несущие на себе ежедневно определенную экономическую миссию (потребительскую, производственную, сберегательную, инвестиционную, квазирентную и т.п.), движимы единым интересом – максимизацией выгоды. Государственные, муниципальные и иные аналогичные им структуры также очень часто трактуются в терминах либо продавцов, либо покупателей, по отношению к которым справедливы все исходные предпосылки неоклассической модели.Эволюционная парадигма означает переход к «более объективированной» модели экономики, в которой действуют законы развития живых систем. В отличие от модели, базирующейся на представлениях об «экономическом человеке», максимизирующем свою выгоду, что составляет сущность двух предыдущих парадигм, эволюционная парадигма исследует экономику как сферу, где существенную роль играют общесистемные принципы, то есть принципы, применимые не только в экономической науке, но и в биологии, философии, социологии и т.д. Это принципы меняющегося разнообразия, неоднородности агентов, неравновесия, неопределенности развития, неустойчивости и т.п.Наиболее существенные черты системной парадигмы в экономике: 1) Общественная система рассматривается в целом, объектом изучения являются взаимосвязи между этим целым и его частями; 2) Исследования имеют комплексный характер и не сводятся к какой-либо частной дисциплине (экономике, социологии, политологии). Особое внимание уделяется взаимодействию различных сфер функционирования общества; 3) Внимание исследователей сосредоточено на институтах, которые определяют рамки и ход конкретных процессов. Институты понимаются достаточно широко, как структуры, возникшие исторически и развивающиеся эволюционным путем; 4) Существует тесная увязка в понимании существующей организации общества и исторического процесса, в ходе которого она возникла; 5) Особое внимание уделяется большим изменениям и глубоким трансформациям, а не мелким постоянным переменам; 6) Отмечается, что дисфункции, присущие системам, имеют внутренний характер, они встроены в них, их можно лишь смягчить, но не устранить, поскольку их способность к самовоспроизводству глубоко укоренена в самой системе; 7) Сравнение выступает наиболее типичным методом в системной парадигме. Оно осуществляется в основном на качественном уровне [8].ЗаключениеТаким образом, в настоящей работе было рассмотрено само понятие методологии в научных экономических исследованиях, различные ее виды и направления. Была подчеркнута многоаспектность данного термина, сочетающего в себе и принципы научного исследования, и инструментарий, и направления. Отмечено первостепенное значение методологии исследования для развития экономической научной мысли и ее компонентов.В качестве одной из базовых методологий научных исследований, в частности в рамках экономической науки, было рассмотрено понятие «парадигмы» как исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, а также инструментария и методов разрешения экономических задач в рамках определенного исторического периода. По мере изменения парадигм протекает научная революция.С позиции экономических исследований и развития экономической науки парадигма представляется концептуальной моделью экономики. В данном случае парадигма выступает как в качестве основного направления развития экономики в текущий момента, так и действующих в ней законов, правил, набора инструментов и т.п.Экономическая наука всегда стремилась объяснить, как люди ведут хозяйственную деятельность, как взаимодействуют между собой в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и доходов. Результатом усилий многих экономистов, работавших на протяжении нескольких сотен лет стали парадигмы экономической науки: классическая, неоклассическая, кейнсианская, марксистская, институциональная, эволюционная, системная.Эволюция экономических парадигм обусловила эволюцию теорий производства, потребления, доходов и их распределения, отношений между людьми в процессе хозяйственной деятельностиСписок использованной литературыДубровская Т. В. Научные парадигмы в современной отечественной и зарубежной лингвистике : сущность, динамика, философские основания / Т. В. Дубровская // Научный диалог. — 2019. — № 9. — С. 73—87. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-9-73-87.Методология научного экономического исследования: учеб. пособие/ С.Г. Землянухина, Н.С. Землянухина. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2020. 268с.Методология проведения экономического исследования: учебное пособие/ С.Ф. Хашукаев. -Москва: Издательство Московского университета, 2024. – 412 с.Методы исследований вэкономике: учебное пособие / И.В.Нусратуллин; БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО».— Уфа: Изд-во Башкирского института социальных технологий (филиа-ла) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда исоциальных отношений», 2015.— 228 с.Орлов А. И. Новая парадигма анализа статистических и экспертных данных в задачах экономики и управления // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №98 (04). – С. 1-21.Основы экономических исследований: учебное пособие / В.Ю. Анисимова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022. – 80 с.Подсорин В.А.Методы исследований в экономике: учебное пособие для магистрантовпо направлению«Экономика».–М.: РУТ (МИИТ), 2020. –217с.Черников Т. С. Этапы парадигмального развития экономической теории в ретроспективе // Теоретическая экономика. - 2014. - №4 (22). – С. 49-55.
1. Дубровская Т. В. Научные парадигмы в современной отечественной и зарубежной лингвистике : сущность, динамика, философские основания / Т. В. Дубровская // Научный диалог. — 2019. — № 9. — С. 73—87. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-9-73-87.
2. Методология научного экономического исследования: учеб. пособие/ С.Г. Землянухина, Н.С. Землянухина. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2020. 268с.
3. Методология проведения экономического исследования: учебное пособие/ С.Ф. Хашукаев. -Москва: Издательство Московского университета, 2024. – 412 с.
4. Методы исследований в экономике: учебное пособие / И.В. Нусратуллин; БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО».— Уфа: Изд-во Башкирского института социальных технологий (филиа-ла) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2015.— 228 с.
5. Орлов А. И. Новая парадигма анализа статистических и экспертных данных в задачах экономики и управления // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №98 (04). – С. 1-21.
6. Основы экономических исследований: учебное пособие / В.Ю. Анисимова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022. – 80 с.
7. Подсорин В.А. Методы исследований в экономике: учебное пособие для магистрантовпо направлению «Экономика». – М.: РУТ (МИИТ), 2020. –217с.
8. Черников Т. С. Этапы парадигмального развития экономической теории в ретроспективе // Теоретическая экономика. - 2014. - №4 (22). – С. 49-55.