Роль художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Психолого-педагогические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы 4
1.1. Особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста 4
1.2. Основные средства развития словаря детей 4-5 лет 8
1.3. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы 13
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы 19
2.1. Диагностика уровня развития словаря детей 4-5 лет 19
2.2. Организация и проведение работы по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы 19
2.3. Анализ результатов проведенной работы 19
Заключение 20
Список литературы 21
Далее формулируется основная идея произведения, дается оценка произведены.Было проведено четыре занятия.Результаты оценки активного словарного запаса на контрольном этапе эксперимента по методике «Расскажи по картинке» показали, что низкий активный словарный запас не был отмечен у детей экспериментальной и был выявлен у 23,1% детей контрольной группы. Детей с очень низким активным словарным запасов зарегистрировано не было ни в контрольной, ни в экспериментальной группах.Результаты оценки активного словарного запаса на контрольном этапе эксперимента по методике «Назови слово» дали основание утверждать, что низкий активный словарный запас у детей экспериментальной группы зарегистрирован не был, у детей контрольной группы он был зарегистрирован в 7,7% случаев.Очень низкий активный словарный запас у детей экспериментальной группы зарегистрирован не был, у детей контрольной группы он был зарегистрирован в 15,4% случаев.Результаты оценки пассивного словарного запаса на контрольном этапе эксперимента по методике «Найди схожие понятия» указали нам на то, что низкий активный словарный запас у детей экспериментальной группы зарегистрирован не был, у детей контрольной группы он был зарегистрирован в 7,7% случаев.Очень низкий активный словарный запас у детей экспериментальной группы зарегистрирован не был, у детей контрольной группы он был зарегистрирован в 15,4% случаев.Мы можем говорить о том, что у детей экспериментальной группы результаты стали выше, чем у детей контрольной группы. Это позволяет заключить, что применение художественной литературы в среднем дошкольном возрасте позволяет активизировать активный и пассивный запас детей.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. Исследование может быть продолжено в направлении расширения возрастных групп, отслеживания динамики развития словарного запаса с точки зрения его количественных и качественных параметров. Результаты исследования могут быть полезными педагогам дошкольного образовательного учреждения.
1. Анатомо-физиологические механизмы речи [Текст]: учебное пособие с практикум для вузов / О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Д.А. Щукина, М.С. Юрова; под общ. ред. О.В. Елецкой. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 224 с
2. Лочман, Т.Б. Теория и методика развития речи у детей [Текст] : учебник / Т.Б. Лочман. – 2-е изл. – М.: Академия, 2024. – 224 с.
3. Смаль, В.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методический комплекс / В.Н. Смаль. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2019. – 561 с.
4. Стерликова, В.В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы) [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова. – Орск: Издательство ОГТИ, 2010. – 202 с.
5. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Цетлин. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
6. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 445 с.
Периодические издания
7. Багдасарян, И.В. Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка [Текст] / И.В. Багдасарян, И.В. Оганджанян, О.А. Хутиева // Теория и практика современной науки, 2020. – № 1 (55). – С. 70-72.
8. Багдасарян, И.В. Развитие речи у дошкольников [Текст] / И.В. Багдасарян, И.В. Оганджанян // Теория и практика современной науки, 2020. – № 1 (55). – С. 64-66.
9. Башмакова, С.Б. Онтогенез фонетической стороны речи [Текст] / С.Б. Башмакова, Е.А. Коробейникова // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях, 2023. – № 1. – С. 498-502.
10. Болдинова, О.Г. Развитие лексики у дошкольников с билингвизмом [Текст] / О.Г. Болдинова, Д.М. Кантышева // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 70-1. – С. 67-70.
11. Воеводская, Н.В. Индивидуальные особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Н.В. Воеводская // Наука и образование, 2023. – Т. 6. – № 1. – С. 28-30.
12. Гафурова, Д.Х. Обогащение словарного запаса дошкольников [Текст] / Д.Х. Гафурова // Проблемы современной науки и образования, 2022. – № 1 (70). – С. 53-55.
13. Демина, К.А. Художественная литература как средство развития лексического запаса ребенка-дошкольника [Текст] / К.А. Демина // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. Материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, 2020. – С. 111-113.
14. Елисеева, М.Б. Онтогенез словообразования в речи ребенка от 3 до 4 лет (на материале лонгитюдного исследования) [Текст] / М.Б. Елисеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2020. – № 196. – С. 86-96.
15. Жулина, Е.В. Нарушение лексики, отражающей временные представления дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Жулина, К.О. Хлебников // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 61-4. – С. 103-106.
16. Задворнов, А.Н. Происхождение языковой способности человека в процессе антропосоциогенеза [Текст] / А.Н. Задорнов // Манускрипт, 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 124-127
17. Иванова, Е.П. Развитие связной речи дошкольников с нарушением речи [Текст] / Е.П. Иванова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2020. – № 10. – С. 201-202.
18. Картушина, Н.А. Опыт использования методики ПИБОДИ в оценке пассивного словарного запаса дошкольников [Текст] / Н.А. Картушина, Е.С. Ощепкова, О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова // Клиническая и специальная психология, 2022. – Т. 11. – № 4. – С. 205-232.
19. Качура, Л.А. Использование литературных произведений для развития лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) [Текст] / Л.А. Качура // Аллея науки, 2023. – С. 1317-1323.
20. Кузьмина, О.С. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Кузьмина, Е.П. Огородникова // Auditorium, 2020. – № 2 (26). – С. 32-35.
21. Лямзина, С.А. Языковая и речевая биография как один из факторов формирования языковой личности и ее ментального лексикона [Текст] / С.А. Лямзина // Современные исследования социальных проблем, 2020. – Т. 12. – № 1. – С. 135-147.
22. Макрушина, М.А. Состояние глагольной лексики старших дошкольников с патологией речи [Текст] / М.А. Макрушина // Концепт, 2019. – № 11.
23. Маяцкая, Н.К. Формирование словарного запаса дошкольников в онтогенезе [Текст] / Н.К. Маяцкая, К.М. Оганян, Л.А. Бабаянц // Вестник науки и образования, 2022. – № 3 (123). – С. 76-77.
24. Олимпиева, А.В. Грамматический строй речи у дошкольников и его формирование в онтогенезе [Текст] / А.В. Олимпиева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2023. – № 1-4 (76). – С. 166-168.
25. Песина, С.А. Способы репрезентации значений слов в лексиконе человека [Текст] / С.А. Песина, Т.Ю. Солончак // Вестник Челябинского государственного университета, 2021. – № (447). –С. 121-127.
26. Прокопьева, Л.В. Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой [Текст] / Л.В. Прокопьева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2020. – № VI. – С. 129-132.
27. Румянцева, И.М. О широком понятии онтогенеза речи и его значении для прикладных наук [Текст] / И.М. Румянцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2018. – № 189. – С. 22-28.
28. Сентюрева, Т.Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогики [Текст] / Т.Ю. Сентюрева, Г.М. Пантелеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Международной научн. конфер, 2018. – С. 124-128.
Интернет-ресурсы
29. Бондаренко, И.Ю. Диагностика познавательных процессов школьников [Текст] / И.Ю. Бондаренко // Педагогический мир (https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=49484).
30. Смаль, В.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / В.Н. Смаль. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2019. – 561 с. (https://rep.brsu.by/bitstream/handle/123456789/2877/умк%20по%20мрр.pdf?sequence=1&isAllowed=y).