Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников в процессе совместной деятельности общеобразовательной организации и учреждений ЗАГС.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 36 36 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 22.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к семье в процессе взаимодействия образовательной организации и учреждений ЗАГС 6
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностное отношение к семье» 6
1.2. Современные теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания и формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников в процессе взаимодействия образовательной организации и учреждений ЗАГС 12
Глава 2. Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников 21
2.1. Диагностика ценностного отношения старшеклассников к семье 21
2.2. Программа формирования ценностных ориентаций у старшеклассников 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Фрагмент для ознакомления

Она включает в себя 91 утверждение, относящееся к различным сферам их жизнедеятельности. Подросткам необходимо выразить свое согласие или несогласие с каждым из этих утверждений. Возраст учащихся, на которых она направлена, составляет 12-17 лет (6-11 класс).Старшеклассникам были проведены три методики, которые позволяют определить их ценностное отношение к семье. Это количество методик является минимальным, так как они регистрируют большое количество показателей.Соедние згначения каждой из ценностей по методике Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич) представлены в таблице 1.Таблица 1 — Средние значения терминальных ценностейЦенностиСредний баллАктивная деятельная жизнь 6,1Жизненная мудрость 1,8Здоровье 9,4Интересная работа; 7,2Красота природы и искусства  1,3Любовь 8,9Материально обеспеченная жизнь 8,7Наличие хороших и верных друзей; 8,4Общественное призвание 5,2Познание  4,1Продуктивная жизнь  3,7Развитие  5,2Развлечения  6,9Свобода 7,3Счастливая семейная жизнь; 6,2Счастье других  3,2Творчество 2,8Уверенность в себе  6,4 Таким образом для старшеклассников среди терминальных ценностей наибольшее значение имеет здоровье, любой и материальное благополучение. При этом наименьшая значимость была отмечена по таким видам ценностей, как жизненная мудрость, красота природы и искусства, а также творчество. Далее в таблице 2 представлены средние значения по списку инструментальных ценностей. Таблица 2 — Средние значения инструментальных ценностейЦенностиСредние значенияАккуратность 5,2Воспитанность6,1Высокие запросы 1,6Жизнерадостность 7,8Исполнительность 6,5Независимость 7,3Непримиримость к недостаткам в себе и других; 1,9Образованность  7,3Ответственность 6,7Рационализм 4,3Самоконтроль 4,1Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 8,1Твердая воля7,9Терпимость 3,5Широта взглядов  5,3Честность 7,9Эффективность в делах 8,6Чуткость  6,2Таким образом анализ значимости интегральных ценностей для старшеклассников показал, что наиболее значимыми являются эффективность в делах, смелость отстаивания собственного мнения и честность. В качестве наименее значимых ценностей можно обозначить высокие запросы и непримиримость недостатков в себе и других. Далее был проведен анализ результатов по опроснику «Семейные ценности» (М.В. Мартынова). Результаты представлены в таблице 3.Таблица 3 — Результаты исследования по опроснику «Семейные ценности» (М.В. Мартынова) ЦенностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень Любовь64%24%12%Забота о младших16%56%28%Забота о старших16%56%28%Почитание родителей24%52%24%Продолжение рода 12%60%28%Культура быта20%52%28%Интегративный уровень 16%56%28%Рассмотрим каждую из выделенных ценностей подробнее. В отношении категории «любовь» у старшеклассников отмечено преобладание высокого уровня. Это говорит о том, что, по мнению старшеклассников, любовь является важной семейной ценностью, на которой может строиться семья.По категориям «забота о младших» и «забота о старших» выявлено преобладание среднего уровня, что говорит о том, что по мнению старшеклассников, ценность заботы как семейная ценность имеет средний уровень значимости и важности.Результаты по категории «почитание родителей» также показали преобладание среднего уровня. Это говорит о том, что, по мнению старшеклассников, почитание родителей является достаточно важной семейной ценностью, на которой строиться семья, однако они не предают этому очень высокой значимости. Также анализ уровня значимости «Продолжение рода» и «культура быта» также показывает средний уровень значимости. Распределение по уровням интегративного показателя представлено на рисунке 1.Рисунок 1 - Распределение по уровням интегративного показателяТаким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у большинства старшеклассников (56%) отмечен средний уровень развития представлений о существующих семейных ценностях. Стоит отметить, что достаточно большое число старшеклассников (28%) показали низкий уроыень, в то время как высокий уровень был отмечен только у 16% опрошенных. Для выявления отношения старшеклассников к семье мы применили метод «Исследование ценностных ориентаций» (разработанный С.А. Степановым). Был проведен анализ определенного набора вопросов, связанных с этой темой («Характер отношений школьника к семье»). Данные преставлены на рисунке 2.Рисунок 2 — Результаты исследования по методике «Исследование ценностных ориентаций» (разработанный С.А. Степановым)Изучая результаты методики Степанова С.А., по уровню развития ценностных ориентаций к семье у старшеклассников были обнаружены следующие особенности: у 28% старшеклассников наблюдается стабильно положительное отношение к семье, они придают большое значение семье и ценят семейные традиции. У большинства опрошенных (72%) отмечено ситуативно-положительное отношение к семье, то есть они считают наличие семьи для подростка само собой разумеющимся.Таким образом, из анализа результатов следует, что большинство старшеклассников имеют среднее или низкое отношение к семье, которая считается высшей ценностью для человека. Большинство старшеклассников также имеют ситуативно-позитивное отношение к семье, что означает, что они признают ее существование и семейные традиции, но не считают их важными или не зависят от них. 2.2. Программа формирования ценностных ориентаций у старшеклассников В соответствии с целями и задачами исследования, была разработана психолого – педагогическая программа «Семья — опора человека» по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников. Программа разработана для старшеклассников, находящихся в возрасте от 16 до 18 лет. Продолжительность реализации программы – учебный год. Комплекс мероприятий программы включает в себя различные упражнения, ознакомительные лекции, которые позволят старшеклассникам осознать ценность семьи. Курс рассчитан на 20 часов. Количество часов в неделю – 1 час. Продолжительность занятия - 40 мин.Цель психолого – педагогической программы: целенаправленное развитие ценностного отношения к семье. Задачи: 1. Помочь старшеклассникам осознать важность семьи и внести свой вклад в развитие ценностного отношения к ней.2. Создать критерии ценностного отношения к семье у старшеклассников, путем внедрения программы формирования этого отношения.Планируемые результаты 1. Улучшение отношения к семье по составляющим ценностного отношения;2. Понимание старшеклассниками важности моральных ценностей - любви, дружбы, уважения - как основы семьи;3. Знание старшеклассниками роли семьи в современном обществе и правил взаимодействия внутри нее.Описание основных составляющих программы.Занятие 1. «Семейная родословная».Цель занятия: установить связь с учениками, подготовить их к участию в планируемых мероприятиях, направленных на формирование ценностного отношения к семье.Задачи:- установить контакт с учениками старших классов;- внушить позитивную мотивацию для активного участия в предстоящих занятиях;- уточнить представления о ценностях, связанных с семьей;- развить интерес к изучению истории собственной семьи;- создать генеалогическое древо.Занятие 2. «Что такое любовь?»Цель занятия: углубить понимание семейных ценностей у детей и расширить их представления о них.Задачи:- разъяснить понятие «любовь» и оценить уровень осознания и понимания этого понятия старшеклассниками;- демонстрировать важность нравственно-духовного значения любви в семейных отношениях;- способствовать развитию эмоциональной сферы старшеклассников через использование художественных образов и символов.Занятие 3. Тренинг «Зачем нужно заботиться о старших и младших?».Цель: сформировать уважительное отношение к близким и проявлению заботы о нихЗадачи:- установить позитивную атмосферу в группе;- развить представления о заботе и заботливом отношении к членам семьи;- способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к близким (старшим и младшим).Занятие 4. Тренинг «Дети. На сколько они важны?»Цель: способствовать формированию ценностного отношения к рождению детей в семье.Задачи:- создать положительную атмосферу в группе;- развить навыки прослушивания и уважения другого мнения;- поддержать развитие уважительного отношения к ролям матери и отца;- сформировать понимание о продолжении рода как о важной ценности.Занятие 5. «Наши семейные традиции».Цель: развить понимание о семье и ее традициях.Задачи:- обозначить, что каждая семья наследует традиции от своих предков;- способствовать развитию интереса и привязанности к семейным традициям.Занятие 6. «Как совместить семью и карьеру?»Цель: Сформировать убеждения о важности семьи и карьеры в жизни человека и развить представления о ценности семьи.Задачи:- Предоставить возможность для открытого и искреннего обсуждения различных мнений участников;- Определить моральный выбор между семьей и карьерой и осознать необходимость его сделать;- Выявить различные аспекты сложной проблемы;- Развить представления о ценности семьи.Занятие 7. «Кто я в моей семье?»Цель: Познакомить участников с гендерными ролями и их влиянием на общество.Задачи:- Установить связь с участниками группы;- Вдохновить участников на активное участие в заданиях;- Изучить представления подростков о ролях членов семьи.Занятие 8. «Что такое уважение?»Цель: Сформировать у участников группы уважительное отношение к членам своей семьи и людям вокруг.Задачи:- Установить эффективное взаимодействие с участниками группы;- Познакомить с понятием эмпатии в отношениях между людьми;- Уточнить и расширить представление о взаимном уважении.Занятие 9. «Семья – мое счастливое будущее»Цель: Помочь участникам группы развить и укрепить представления о семейных ценностях.Задачи:- Раскрыть творческий потенциал участников группы;- Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к близким;- Укрепить представления о семейных ценностях;- Создать позитивную эмоциональную атмосферу после проведения занятий.Занятие 10. «Семейная фотография» Глава семьи строит всех на семейную фотографию. Нельзя забывать про свои роли и нужно постараться их отобразить эмоциями, действиями на фото.ЗаключениеЦенностное отношение к семье - это система убеждений и принципов, которые формируют у человека чувство привязанности, ответственности, заботы и уважения к своей семье. Оно является основой для правильного взаимодействия между членами семьи и поддержания семейных связей. Ценности, связанные с семьей, могут различаться в зависимости от культурных, религиозных и социальных факторов. Гуманистический идеал - человек как высшая ценность - определяет смысл семейной жизни, а ценности семьи отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов, таких как добро, уважение, мир и взаимопомощь. Воспитание ребенка в семье направлено на усвоение этих ценностей.Изучив современные теоретические подходы к проблеме формирования ценностного отношения к семье, мы можем сделать вывод о том, что воспитание нравственности и формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников является одной из наиболее актуальных задач в современном обществе. Воспитание нравственности - это процесс, направленный на развитие у людей нравственных ценностей, моральных убеждений и качеств. Существует множество факторов, влияющих на этот процесс, таких как культура, общество, семья, школа и другие институты. Каждый из этих факторов играет свою роль в процессе воспитания. Изучая формы и методы воспитания нравственности у молодежи, анализируя научную литературу и опыт работы ЗАГСа со школьниками, мы можем сделать вывод о том, что формирование нравственности происходит в процессе разнообразной деятельности обучающихся и в различных отношениях, в которые они вступают с друзьями, родителями и учителями. Однако, нравственное воспитание является сложным процессом, который включает в себя систему методов, форм и приемов педагогического воздействия.Во второй главе описано исследование, которое показало, что большинство старшеклассников имеют среднее или низкое отношение к семье как важной ценности. Большинство из них признают наличие семьи и семейных традиций, но их отношение к ним является поверхностным и не зависит от них. Также были выявлены ценности, которые важны для старшеклассников, но они не могут их достичь: любовь и счастливая семейная жизнь. Это указывает на то, что они не удовлетворены своей текущей жизненной ситуацией, возможно, у них есть внутренние конфликты и они не получают достаточно любви и счастья в семье. Для решения этой проблемы была разработана и реализована программа, которая помогает старшеклассникам формировать ценностное отношение к семье.Библиографический списокАбатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2.Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославскийпедагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие.– СПб.: Речь, 2014. – С. 244 Антонов, А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений Основы социологии: Курс лекций. - М.: Знание, 2013 С.123Батыршина А.Р., Шарафиева И.И. Семья как социально-психологический феномен: теоретико-психологический аспект // Гуманизация образования. 2023. №1. С. 137-146Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург,2012 С. 145Белогорцев, Н. Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза / Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 434–436.Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 458-460Ванина И. Н. Семейное и общественное воспитание как необходимые составляющие становления личности (по трудам В. С. Соловьева) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №4 (28). С. 167-175Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.Крюков В. В. Введение в аксиологию. - Новосибирск, 2001.Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. № 1. С. 20 - 27Ли Е. Е. К вопросу о проблеме определения понятия «Воспитание» // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. С. 124-130Мжельская Екатерина Валерьевна Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности» // СНВ. 2013. №4 (5). С. 113-116Мурюкина Е. В., Бубнова Ю.А. Теории нравственного воспитания школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1. С. 238-246Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования.Волгоград: Перемена, 2001 288 с.Семенова Л.В. Семья. Понятие, виды, структура, проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №18. С. 58-62Степанов П.В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. №2. С. 121-129Суслин Р.А. Критический анализ классических концепций понимания термина «Ценность» // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2014. №2 (38). С. 50-57Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Родина, 2023. 440 с.Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы: методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2009 256 с.Хью Л. Свободна ли наука от ценности? Ценности и научное понимание. - М., 2001.Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: монография. М.: РУДН. 2006. 457 с.Юнусова Э. А. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-2. С. 295-298Perry R. B. General Theory of Value. N. Y., 1926. P. 6–9.Rokeach M. The Nature of Human Values.- N-Y., 1973

Библиографический список

1. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2.
2. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие.– СПб.: Речь, 2014. – С. 244
4. Антонов, А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений Основы социологии: Курс лекций. - М.: Знание, 2013 С.123
5. Батыршина А.Р., Шарафиева И.И. Семья как социально-психологический феномен: теоретико-психологический аспект // Гуманизация образования. 2023. №1. С. 137-146
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург,2012 С. 145
7. Белогорцев, Н. Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза / Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 434–436.
8. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 458-460
9. Ванина И. Н. Семейное и общественное воспитание как необходимые составляющие становления личности (по трудам В. С. Соловьева) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №4 (28). С. 167-175
10. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
11. Крюков В. В. Введение в аксиологию. - Новосибирск, 2001.
12. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. № 1. С. 20 - 27
13. Ли Е. Е. К вопросу о проблеме определения понятия «Воспитание» // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. С. 124-130
14. Мжельская Екатерина Валерьевна Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности» // СНВ. 2013. №4 (5). С. 113-116
15. Мурюкина Е. В., Бубнова Ю.А. Теории нравственного воспитания школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1. С. 238-246
16. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001 288 с.
17. Семенова Л.В. Семья. Понятие, виды, структура, проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №18. С. 58-62
18. Степанов П.В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. №2. С. 121-129
19. Суслин Р.А. Критический анализ классических концепций понимания термина «Ценность» // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2014. №2 (38). С. 50-57
20. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Родина, 2023. 440 с.
21. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы: методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2009 256 с.
22. Хью Л. Свободна ли наука от ценности? Ценности и научное понимание. - М., 2001.
23. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: монография. М.: РУДН. 2006. 457 с.
24. Юнусова Э. А. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-2. С. 295-298
25. Perry R. B. General Theory of Value. N. Y., 1926. P. 6–9.
26. Rokeach M. The Nature of Human Values.- N-Y., 1973